Главные вкладки

    Выступление по теме "Развитие исследовательских навыков обучающихся на уроках английского языка"
    учебно-методический материал по английскому языку на тему

    Потемкина Екатерина Юрьевна

    сообщение по теме "Развитие исследовательских навыков обучающихся на уроках английского языка" на МО методистов

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл razvitie_issled.navykov.docx20.2 КБ

    Предварительный просмотр:

    - Одной из самых значимых трудностей при разработке и оформлении проекта или учебно-исследовательской работы является выявление и формулировка проблемы и цели деятельности. Как известно, проблема - это противоречие между существующей ситуацией, той, которая нас не устраивает, и нашей желаемой ситуацией. Целесообразно начинать формулировку проблемы со слов "Падение, рост, дефицит, отсутствие, несформированность, неумение"

    Например: Большинство учащихся школы №№ не способны к профессиональному самоопределению по окончании 9 класса.

    Ухудшение  к концу года  состояния учебников, полученных учащимися 2 а класса в библиотеке

    Как показывает метод зеркального проектирования, проблема переходит в цель. Для того, чтобы сформулировать цель правильно, следует следовать технологии целеполагания SMART.

    При формулировании цели важно следовать учесть ее главные критерии:

    1) конкретность

    2) измеримость

    3) достижимость

    4) значимость

    5) определенность во времени

    Например: Увеличение количества обучающихся 9-х классов, определившихся в выборе дальнейшего профессионального обучения и ориентированных на получение рабочих профессий к концу I четверти до 40%

    Сохранение хорошего состояния 100% учебников, полученных в библиотеке обучающимися 2 класса А класса, .к концу учебного года

    ПРАКТИКА

    -Уважаемые коллеги, давайте апробируем теперь эти 2 метода. Работать будет в парах. Мы предлагаем вам вспомнить 1 проект, который вы реализовывали со своими детьми или это может быть ваш педагогический проект. Сформулируйте проблему, которую вы хотите решить в своем проекте. Теперь определите 3 причины, которые бы соответствовали 3 направлениям: НЕ ЗНАЮТ, НЕ ХОТЯТ, НЕ МОГУТ. Это ситуация минус. Давайте поработаем над ситуацией плюс. Проблема превращается в цель. Формулирует согласно технологии SMART. Формулируем задачи, которые превращаются из проблем. Из задач можно легко сформулировать ваши мероприятия.

    ИЗ ЛИЧНОГО ОПЫТА (ПО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

    - Мне бы хотелось тоже поделиться своим опытом работы, но не над применением технологии проектной, а исследовательской деятельности. Сначала хочется сказать несколько слов о самой этой технологии: во-первых, исследовательская работа в школе называется учебно-исследовательской, т.к. она не предполагает научного открытия, а лишь открытие нового знания для ребенка, научное открытие может быть только в таких областях, как социология, психология, экология. НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ КОНСУЛЬТИРУЕТ, СОВЕТУЕТ, НАПРАВЛЯЕТ, НАТАЛКИВАЕТ НА ВОЗМОЖНЫЕ ВЫВОДЫ, НО НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ ПИШЕТ РАБОТУ ЗА СВОЕГО УЧЕНИКА; Исследовательская работа имеет иную, отличную от проектной структуру.

    С самого первого года своей педагогической практики, когда я преподавала в одной из школ г.Мегиона, я увлеклась работой в научно-исследовательском обществе школьников, где мы на своих же ошибках учились писать исследовательские работы, т.к. эту технологию на занятиях методики в университете никто даже не затрагивал, а диплом мы писали под чутким руководством научного руководителя. Приходилось пересматривать море литературы по структуре, аппарату исследования, оформлению, изучать работы других педагогов и школьников. Каждый год мы участвовали в школьном этапе конкурса НИР "Шаг в будущее", всегда становились призерами, работа "Особенности написания личного электронного письма в английском языке" стали призерами на городском уровне. Но нужно признаться, что значительный вклад в эту работу делала я, т.к. понимала, что школьнику не по силам провести столь сложный мыслительный анализ, а потом его оформить так, как требуется.

    Сейчас я пришла к выводу, что работа над исследованием должна начинаться задолго до участия в разных конкурсах, написания работы, нужно не просто научить ребенка писать и проводить исследование по инструкции, нужно сформировать у него навыки исследовательской деятельности, или исследовательские компетенции.

    В примерных программах  составленных на основе ФГОС 2 поколения  можно прочитать следующее:

    На этапе основного общего среднего образования происходит включение обучаемых в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям. Сюда же относятся приемы, сходные с определением понятий: описание, характеристика, разъяснение, сравнение, различение, классификация, наблюдение, умения и навыки проведения эксперимента, умения делать выводы и заключения, структурировать материал и др. Эти умения ведут к формированию познавательных потребностей и развитию познавательных способностей.

    На данный момент разработано немало приемов, естественно, большинство из них являются надпредметными. Но они легко применяются в рамках предмета "английский язык".

    Нужно отметить, что используемые нами УМК включают довольно много заданий для развития

    иссл.компетенций школьников.

    Так например, упражнение

    «Match the phrases from two columns» Выполнение заданий основанных на наблюдении, аналогии и анализа.

    «Match the phrases from two columns» — соединить две части грамматического упражнения, лексического сочетания, причинно-следственных связей в главном и придаточном предложениях. Например, при изучении темы « Здоровый образ жизни» предъявляются пословицы:

    Appetite comes…

    …makes a man healthy, wealthy and wise.

    When wine is in …

    … but not live to eat.

     Early to bed, early to rise…

    … with eating.

    We eat to live …

    … the wit is out

    Упражнение «Третий лишний», исключение слова, понятия.

    Цель упражнения: формировать умения выделить общее свойство группы объектов и дать ей название, определить объект, неподходящий в данную группу.

    В каждом задании есть список слов. Из этого списка все слова, кроме одного, имеют что-то общее друг с другом. Задача — найти лишнее слово, объяснить, почему это слово лишнее. Затем задание усложняется требованием дописать список, добавляя слова, не нарушая обобщающего признака.

    -Cheese, milk, butter, water, chocolate, juice, meat, carrots,(неисчисляемые существительные, лишнее слово- carrots)

    — stopped, wanted, slob, zipped, scarred, ( глаголы с удвоенной конечной согласной при образовании второй формы, лишнее слово- wanted)

    — hard, usually, late, fast, early ( наречия и прилагательные имеющие одинаковую форму слова, лишнее слово- usually)

    Задания и упражнения для развития умения давать определения понятиям.

    Даю понятие по теме, ученики дают определение понятия с указанием основных характеристик (можно после мозгового штурма)

    Задания и упражнения для развития дивергентного мышления.

    • Найди причину событий (с уч.6 кл. есть рассказ про мальчика Максима, после его прочтения детям предлагалось заполнить таблицу "Факт-причина)

    ..

    Данные приемы нужно применять, начиная с самого раннего возраста, тогда мы сможем вырастить поколение, способное мыслить, анализировать, принимать обоснованные решения и отвечать за свои поступки.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Исследовательская работа: "Развитие личности обучающихся на уроках английского языка."

    Разработка открытого урока в 7 классе по теме: «Основные обычаи и традиции Англии». Тема:The main customs and traditions of England. Цель урока: формирование коммуникативных умений и навыков...

    Из опыта работы на тему "Развитие коммуникативных навыков обучающихся на уроках иностранного языка посредством технологии коллективного способа обучения (на основе краеведческого материала)"

    Известно, что образование подразумевает единый процесс воспитания и обучения ученика, в ходе которого он становится личностью. Осознание того, что отношения между учителем и учениками должны строиться...

    Педагогический опыт учителя английского языка "Формирование навыков говорения на уроках английского языка"

    В данной работе представлен опыт работы по формированию навыков говорения на уроках английского языка....

    Выступление по теме "Самореализация и саморазвитие обучающихся на уроках английского языка" на семинаре учителей иностранного языка общеобразовательных учреждений города Курска.

    В сообщении  рассматривается проблема самореализации личности обучающегося на уроках английского языка  в школе, предлагаются способы для развития творческой самостоятельности детей....

    Система работы по формированию коммуникативных навыков обучающихся на уроках русского языка как повышение качества обученности через совершенствование форм и методов работы

    Система работы по формированию коммуникативных навыков обучающихся на уроках русского языка как повышение качества обученности через совершенствование форм и методов работы...