Активные игры по методике Total Physical Response
статья по английскому языку на тему

Черепякина Елена Анатольевна

Методика TPR ориентирована на запоминание новой лексики в процессе движения. Этот метод преподавания принадлежит американскому профессору Джеймсу Ашеру. Его метод работает на протяжении 30 лет. В процессе игр по методике TPR, напротив, наглядно-образное мышление выходит на первый план

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stati.docx27.49 КБ

Предварительный просмотр:

Активные игры по методике Total Physical Response

 Методика TPR ориентирована на запоминание новой лексики в процессе движения. Этот метод преподавания принадлежит американскому профессору Джеймсу Ашеру. Его метод работает на протяжении 30 лет. В процессе игр по методике TPR, напротив, наглядно-образное мышление выходит на первый план. Ученики изображают слово, повторяя за преподавателем. Например, учитель произносит «I’m hungry». Перевод вслух не озвучивается, значение выражения ребята должны понять, исходя из жестов и ситуации.
Вот пример того, как дети реагируют на уже освоенные выражения – команды.

В чем плюсы этого метода?
· Во-первых, игры по методике TPR организовывают детей, и преподавателю уже не нужно думать о дисциплине: в процесс вовлекаются все учащиеся класса
· Во-вторых, ребята погружаются в языковую среду и, в результате, быстрее осваивают новые слова и выражения
· В-третьих, подобные activity совсем нетрудно организовать: метод довольно прост, но эффективен, его можно применять и в случае большого количества детей в группе, и в случае, если уровень языка учащихся различен

Какие игры можно использовать в классе?

1. Story time
Берем за основу популярную среди детской аудитории сказку/историю (обращайте внимание на возраст учеников). Детям дошкольного возраста нравятся фиксики и Лунтик. Для ребят постарше подойдут истории о волшебной лампе Алладина. Для самых маленьких подойдут простейшие истории о животных. Вообще, использовать можно любые игрушки, которые есть под рукой. Преподаватель, в данном случае, выступает в роли аниматора. Он медленно рассказывает историю, повторяя фразы по нескольку раз, при этом подключая и детей. Они участвуют в процессе: придумывают имена героям, отвечают на вопросы по ходу сюжета. Тем самым, ребята учатся воспринимать речь на слух, привыкают к верным формулировкам вопросов.

2. Sing-sing
Дети любят петь, особенно хором. Музыка поднимает настроение и, благодаря песенкам, можно выучить новые слова. YouTube-каналы предлагают на выбор множество простых, но интересных песен: выбирайте, что душе угодно. Детям нравится, например, песенка про старого фермера Макдоналда.

В процессе прослушивания этой мелодии можно выучить лексику, связанную с названиями животных (cow, pig, dog и тд). Можно включить песенку и показывать ребятам движения (они должны быть простыми: покачивания вправо-влево, повороты в разные стороны, хлопки). При этом необходимо пародировать звук, с которым ассоциируется то или иное животное («му» = корова, например).

3. My day
Используя методику TPR, можно выучить не только существительные, но и глаголы. Освоить их можно, сыграв в “my day” (everyday routines). Вначале учитель демонстрирует небольшой рассказ о своем дне. Вы произносите: “I wake up” (потягиваясь), “I brush my teeth”, “I comb my hair” и тд, сопровождая слова соответствующими жестами. Каждое выражение стоит озвучить и показать дважды, а затем, после нескольких команд, вновь вернуться к первой для закрепления. После групповой отработки новой лексики в движении, можно попросить нескольких ребят из группы рассказать о своем дне.

4. Guess who/what
Для игры понадобятся flash карточки. Учитель показывает картинку с животным, описывая его, например: “It’s big, black and white. What is it? It’s a cow” (название животного лучше написать на карточке, а потом изобразить звук, который издает корова). Затем преподаватель вновь спрашивает: “What is it?”, и теперь дети отвечают самостоятельно . После изучения 3-4 новых слов, начинается второй этап. Теперь дети должны изобразить животное, которое изображено на карточке, но учитель, при этом, старается их запутать. Например, в руках у вас карточка с тигром. Вы говорите: “This animal is black and orange. Is it a cow?” Дети хором говорят “No, it’s a tiger” и рычат, изображая тигренка.

5. Лепим снеговика
И заодно учим body parts. В преддверии Нового года можно слепить снеговика из ваты прямо в классе (в остальное время, снеговика можно заменить, скажем, на робота). Учитель говорит: “The snowman needs a head” (интонационный акцент делаем на последнем слове) и показывает на свое тело, чтобы дети поняли, что такое head. Наряду с body parts, в процессе игры закрепляются числительные.

Игры, которые можно организовать в рамках методики TPR, конечно, не ограничиваются вышеперечисленными. Вы можете придумывать, изменять и комбинировать activities по своему желанию. Можно строить уроки, основываясь только на эту методику (однако не забывайте о последовательности: нужно тщательно продумать все степы как отдельного урока, так и всего курса). Подобные игры могут разнообразить любой курс: используйте их в качестве warm-up или небольших физкультминуток посреди урока. Кроме того, TPR предполагает обучение не только детей, но и взрослых. Попробуйте провести «Story time» на тему «Шерлок» с adult learners. Уверена, взрослые будут рады ненадолго погрузиться в детство и выучить новые выражения в процессе увлекательной игры.

Формирование хороших привычек у студента

 Мы часто задаем себе вопрос: “Какой он — хороший студент?” Зубрила, всезнайка, любимчик учителя, просиживающий днями за словарями, или тот, который задает миллион вопросов на уроке? А, возможно, хороший студент – это тот, кто учится только на отлично? В каждой системе обучения стереотип может быть свой.

Несомненно: учитель– это тот человек, который поможет сформировать «нужного» хорошего студента, и каждый выберет для себя свои удобные методы. Но все же попробуем обобщить самые необходимые качества успешного студента, изучающего иностранный язык. Итак,успешный студент…

1. Задает вопросы
Важно объяснить студентам, что вопросы необходимо и полезно задавать, ведь это означает, что материал не остается в тетради или на доске. Вопросы помогают анализировать, систематизировать знания, либо логическим путем получать новые. Вопросы, заданные на занятии, помогут меньше времени проводить за домашним заданием. И кроме того, работая в группе, одинаковые вопросы могут возникать у разных студентов, но некоторые из них могут просто-напросто постесняться их задать. Задача учителя — мотивировать, расположить, создать такую атмосферу, чтоб студенты не боялись и не стеснялись. Вопросы – не ОТ незнания, а ДЛЯ знания.

2. Умеет себя организовать
Это касается не только распорядка подготовки к занятию, выполнения домашнего задания, но и самоорганизации на уроке. Организованный студент будет понимать, что на каждое задание выделяется определенное время и не стоит терять ни секунды. Учителю стоит напоминать, сколько выделено или осталось времени до окончания задания, для тренировки организованности проводить конкурсы и викторины, использовать таймеры, песочные часы и т.д.

3. Всегда on time and in time
Хороший студент знает, что «вовремя означает более успешно». Выполненное задание или подготовленная презентация, приход в класс или заданный вопрос учителю, — все должно быть вовремя. И не потому, что завтра уже этого нельзя сделать, а потому что завтра уже будет что-то новое, другое… и выполнение задания «на вчера» иногда уже не актуально, группа пошла вперед, ученик не успевает делать новые задания, не вливается в тему… И как снежный ком собираются вопросы и пропуски в знаниях. Стоит объяснять время от времени студентам о важности тайм-менеджмента и пунктуальности, об уважении к своему времени, своих одногруппников и, особенно, ко времени преподавателя. Для закрепления – поощрите тех, кто приходит вовремя или кто вовремя высылает домашнее задание.

4. Делает записи, подчеркивает, рисует
Известно, что наш мозг запоминает малую часть услышанного, немного больше от увиденного, и еще больше от пережитого. Как вывод, если студент просто прочитывает или прослушивает материал, шансы того, что у него останутся хорошие знания намного меньше, чем у того, кто прочитав или прослушав, сделает записи, начертит 
карту мыслей, нарисует ассоциативный рисунок, несколько раз взглянет на свои записи после урока. Мотивируйте студентов к визуализации своих мыслей на занятии, во время выполнения домашнего задания, проводите лексические и грамматические задания, где нужно выписать, найти, подчеркнуть, обвести и т.д.

5. Ищет дополнительную информацию
«Выучить от корки до корки» хорошему студенту недостаточно. Он обязательно заглянет в еще пару источников, чтобы найти подходящее правило, синоним, определение, яркий пример или необычное сочетание. Хороший студент проявит креативность в поиске информации и поделится ею с вами. Обязательно похвалите его за это. И не забывайте мотивировать остальных к поиску дополнительной информации: пусть это будут квизы, кроссворды, квесты, презентации и т.д.

6. Работает в команде
Групповые занятия станут еще эффективнее, если их участники будут работать вместе и помогая друг другу. Стоит объяснить студентам, что залог их индивидуального успеха кроется в успехе всей группы. Проводите викторины, квесты, групповые дискуссии и презентации, где у каждого будет своя роль, где каждый из студентов будет отвечать за часть работы и будет знать, что успех команды – его успех и наоборот.

7. Принимает участие
Молчаливые ученики – не всегда плохие. Их просто нужно распознать. К ним можно и нужно находить отдельный подход. Сажайте менее разговорчивых с болтливыми в одну пару или команду, меняйте их местами, подбадривайте. Как вариант, проводите задания с одинаковым таймингом для каждого студента.

8. Держит дистанцию
Хороший студент – вежливый, отзывчивый и понимающий. Большей частью это зависит от воспитания и окружения. Но и преподаватель языка может повлиять на поведение учеников и помочь им сформировать эти необходимые качества. Лишний раз напомните студентам, что работая с вами или с одногруппниками очень важно слушать друг друга, уметь вежливо перебить или задать вопрос. Напомните, что английский язык – язык вежливости, наведите пару примеров и регулярно практикуйте соответствующие фразы.

9. Учится с удовольствием
Кроме правил, таблиц и исписанных тетрадей будет искать то, что приносит ему особое удовольствие от учебы – будь то общение с одногруппниками, любимые песни или фильмы на английском языке, а может и сама атмосфера на занятии.

Преподаватель может помочь создать нужную атмосферу для обучения, уметь мотивировать, поощрять и хвалить. Не забывайте улыбаться, шутить и вносить позитивный настрой в рабочую атмосферу. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активная игра для детей 5-7 лет

Примеры игр, проводимых нами для раскрепощения...

ОСЭ Возможности использования активных и интерактивных методик в преподавании курса «Основы религиозных культур и светской этики»

ОСЭ Возможности использования активных и интерактивных  методик в преподавании курса «Основы религиозных культур и светской этики»...

Total Physical Response

Метод полного физического реагирования и его применение на разных этапах урока...

Технологии активного обучения и методика преподавания английского языка в условиях реализации ФГОС

Интерактивые методы обучения в сравнении с традиционными, психолого-педагогические условия их эффективности, основные характеристики игросистемы....

Статья на тему: ПРИМЕНЕНИЕ TPR (TOTAL PHYSICAL RESPONSE) МЕТОДА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ВТОРОГО ЯЗЫКА

Существует масса методик преподавания иностранного языка и каждая из них уникальна по своему. Задача данной статьи обратить внимание читателя на TPR (TOTAL PHYSICAL RESPONSE)  метод, который позв...

Total physical responce или как сделать урок интересным

Методический материал к выступлению на ШМО "Метод физического реагирования"...