Работа с лексикой в учебных текстах
статья по английскому языку (5 класс) на тему

Михайлова Дарья Мирославона

Как расширять свой словарный запас в процессе чтения? Что поможет сделать чтение на иностранном языке не только интересным, но и полезным? Эти вопросы неизбежно возникают у родителей по мере усложнения учебных текстов и совершенствования навыков чтения у детей. Одним из эффективных видов работы, направленных на пополнение словарного запаса является «индивидуальный словарь». Давайте рассмотрим это понятие поподробнее.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_leksikoy_v_uchebnyh_tekstah.docx15.44 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с лексикой в учебных текстах.

Как расширять свой словарный запас в процессе чтения? Что поможет сделать чтение на иностранном языке не только интересным, но и полезным? Эти вопросы неизбежно возникают у родителей по мере усложнения учебных текстов и совершенствования навыков чтения у детей. Одним из эффективных видов работы, направленных на пополнение словарного запаса является «индивидуальный словарь». Давайте рассмотрим это понятие поподробнее.

Тип материала: Статья

Целевая аудитория: родители учащихся 4 – 5 классов

Когда заходит речь о пополнении словарного запаса одной из самых частых рекомендаций является чтение текстов. Существует множество классификаций, позволяющих выбрать подходящий по уровню и задачам материал для чтения. Тексты также являются одним из ключевых компонентов тем в любом учебнике иностранного языка. Как же строить работу с текстами, чтобы не только понимать основной смысл прочитанного, но также расширять свой словарный запас? Попробуем разобраться.

При чтении текста с целью полного понимания прочитанного учащиеся сталкиваются с тем, что помимо тех слов, которые изучаются в текущей теме, в тексте встречаются другие незнакомые им слова. Обычно учебник предлагает список слов к тексту, на которые по мнению авторов ученик должен обратить внимание во время чтения. Однако, поскольку каждый ученик имеет свой собственный активный (набор слов, который он или она часто используют в речи и легко узнают) и пассивный словарный запас (слова, которые учащийся помнит, но не использует в речи или узнаёт, предварительно покопавшись в памяти), то вариант предложенный учебником и рассчитанный на условного, «среднего» ученика может не походить конкретному учащемуся.

Применение такого метода работы с текстом как «индивидуальный словарь» помогает решить сразу несколько задач:

  1. добиться полного понимания прочитанного текста
  2. расширить словарный запас
  3. заполнить пробелы в усвоении лексического материала

Как это происходит? Составление «индивидуального словаря», то есть списка незнакомых для данного ученика слов к конкретному тексту, предполагает вдумчивое прочтение текста как минимум три раза. Читая текст первый раз учащийся улавливает общий смысл и выписывает все незнакомые ему слова в тетрадь. Затем ребёнок находит выписанные слова в словаре и в ходе второго прочтения текста выбирает подходящий перевод многозначных слов, а также формирует более точное представление о содержании текста. Наконец, третье прочтение нужно для полного понимания текста и первичного закрепления нового для данного учащегося лексического материала, встретившегося в тексте.

Важно уже после окончания работы с учебным текстом периодически возвращаться к выписанным словам для их дальнейшего запоминания. Это позволит со временем перевести лексику, оказавшуюся в индивидуальном словаре, из пассивного словарного запаса в активный. В случае если в ходе работы над различными текстами обнаруживаются слова, которые оказываются записанными как незнакомые несколько раз, имеет смысл прибегнуть к дополнительным мерам по запоминанию этих слов (например, сделать двусторонние карточки слово-перевод).

Таким образом, составление индивидуального словаря позволяет учащемуся извлечь максимальную пользу из учебного текста и помогает не только понять его смысл, но также обеспечивает максимально полный охват лексического материала, предложенного в тексте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Работа с учебным текстом"

Представлен опыт работы с текстом на примере учебного материала 6 класса по программе В.В. Пасечника...

Учебный текст как фактор смыслообразования учащихся (публикации о работе с текстом учебника и текстом задачи на уроке физики) (часть 2)

               В современной педагогической науке наряду с традиционными методами обучения используются и инновационные, одним из которых являе...

Учебный текст как фактор смыслообразования учащихся (публикации о работе с текстом учебника и текстом задачи на уроке физики) (часть 1)

В современной педагогической науке наряду с традиционными методами обучения используются и инновационные, одним из которых является метод графического моделирования. В инновационном образовании ...

Задания для работы с учебным текстом по обществознанию (7 класс)

Предложенные задания  для учащихся 7 кл. позволяют работеть с текстом учебника "Обществознание" под ред. А.И. Кравченко: выделять основное содержание, определять признаки явлений, подготовиться к...

памятка по работе с учебным текстом

памятка содержит алгоритм работы с текстом для формирования информационной компетенции обучающихся...

Этапы работы с текстом и использование различных способов извлечения информации на примере учебного текста 4 класса

В статье  рассматриваются этапы работы с текстом, разработаны примеры заданий по извлечению информации на примере учебного текста "Flecki" (4 класс)...

МНЕМОТЕХНИКА - Применение методики Карты памяти для работы с лексикой, текстами и монологическими высказываниями

Интеллектуальные карты для работы с лексикой, текстами и монологическими высказываниями...