Подготовка учащихся к итоговой аттестации. Раздел «Письмо: эссе» (из опыта работы).
материал для подготовки к егэ (гиа) по английскому языку (11 класс) на тему

Алена Викторовна Алексеева

Каждый учебный год ставит перед учителем достаточно сложную задачу, а именно подготовку учащихся к итоговой аттестации в форме ЕГЭ, которая требует от каждого учителя высокого мастерства, трудолюбия, терпения и гибкости. С первых уроков в выпускных классах я уделяю много внимания особенностям каждого задания. Постоянная и кропотливая работа ведется над всеми аспектами речи. В данной работе я поделилась с опытом подготовки уч-ся в разделе "письмо".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Раздел "ПИСЬМО"30.47 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

         Термин «Письмо» в отечественной методике употребляется в двояком значении: техника письма и письменная речь. Зачастую под обучением письму понимается овладение техникой письма, т.е. графикой, орфографией и пунктуацией. На сформированную технику письма опирается обучение письму (письменной речи) как самостоятельному виду речевой деятельности. Конечной целью обучения письменной речи является формирование умения порождать письменные высказывания (тексты) различных типов и жанров в зависимости от их назначения и сферы применения. Типы письменных текстов, используемых в реальных жизненных ситуациях, чрезвычайно многообразны: открытки, частные и деловые письма, объявления, электронные послания, тезисы, рецензии, статьи, отчеты, контракты, рецепты, дневниковые записи, памятки, стихи, рассказы и т.д. Они различны по своей функциональной направленности, содержанию, формату, форме языкового выражения. Современные требования к уровню обученности выпускников российских школ предполагают умения учащихся создавать некоторые из перечисленных выше типов текстов.

        В соответствии с российскими образовательными стандартами ЕГЭ по английскому языку может включать задания, оценивающие умения продуктивной письменной речи в письменных сообщениях следующих видов: автобиография/резюме, анкета, письмо личного характера, деловое письмо, тезисы, план письменного/устного сообщения и т.д. С 2005г. раздел ЕГЭ «Письмо» состоит из заданий двух типов, предполагающих написание письма личного характера и письменного высказывания (сочинения) с элементами рассуждения. Каждый учебный год ставит перед учителем достаточно сложную задачу, а именно подготовку учащихся к итоговой аттестации в форме ЕГЭ, которая требует от каждого учителя высокого мастерства, трудолюбия, терпения и гибкости. С первых уроков в выпускных классах я уделяю много внимания особенностям каждого задания. Постоянная и кропотливая работа ведется над всеми аспектами речи.

Глава I  Структура и особенности раздела ЕГЭ «Письмо: эссе».

           Письменное задание, наверно, самая трудная часть экзамена, но и наиболее адекватно демонстрирующая владение языком. Письмо показывает умение выражать себя на иностранном языке, включая знания грамматики, лексики и правописания. Это задание трудное еще и потому, что выполняется обычно последним. Учащимся часто не хватает времени, чтобы сначала написать на черновике, затем в чистовик, да еще и проверить. Поэтому приходится прикладывать все усилия, чтобы научить их сразу писать чистовой вариант и обязательно оставлять время на проверку. Конечно, невозможно предсказать, какие темы попадутся на экзамене, но требования к организации текста известны. Усвоив правила оформления письма и структуру высказывания в эссе, потренировавшись выполнять задания такого типа, учащиеся будут достаточно уверенно чувствовать себя на экзамене. При выполнении письменных заданий очень важно придерживаться требований к написанию заданий, знать критерии оценивания и учитывать их при работе с заданиями части С. Письменная речь оценивается с точки зрения успешности выполнения коммуникативной задачи. Особенностью оценивания является то, что при получении экзаменуемым 0 баллов по критерию «Решение коммуникативной задачи» все задание оценивается в 0 баллов.

          Не секрет, что многие учащиеся испытывают определенные трудности при написании сочинения-мнения. Прежде всего, учащиеся забывают об объеме сочинения, что приводит к тому, что работа экспертом совсем не оценивается. Нередко учащиеся не дают развернутых аргументов, нечетко излагают свои мысли или переходят к изложению топика на аналогичную тему. С первых же уроков я останавливаюсь на критериях оценивания письменных работ: при проверке домашних сочинений выставляю баллы по каждому критерию, даю свои рекомендации, - поэтому к концу учебного года учащиеся четко знают критерии оценивания и учитывают их при написании сочинений.

           Типичные ошибки: неумение читать задание, неструктурированность текста, отсутствие сложной лексики, примитивные предложения, отсутствие слов - связок, повторение мыслей, лексические повторы. Поскольку особенностью оценивания задания С2 является «Решение коммуникативной задачи», следует строго следить за тем, чтобы учащиеся научились отвечать на конкретный вопрос (обычно он выделен жирным шрифтом).

 Структура:

  1. Вступление – постановка проблемы. Важно помнить. Что переписывать постановку проблемы, заявленной в теме, нельзя! Его можно перефразировать, используя различные вводные конструкции. Главное – нужно стремиться к тому, чтобы читающий вступление, понял, о чем будет говориться далее.
  2. Мнение автора с аргументами,
  3. Выражение противоположной точки зрения (контраргументы),
  4. Подтверждение своей позиции,
  5. Заключение (следует еще раз указать на проблемный характер темы; показать, что хотя у автора есть свое мнение, он способен видеть и другие точки зрения; тем не менее, своя кажется автору наиболее убедительной). Важно – в заключение не может быть новых мыслей, т.к. заключение призвано показать, что сочинение закончено.

Стратегии написания эссе:

Письменное высказывание с элементами рассуждения:

  • строить высказывание в соответствии с предложенным планом;
  • начинать введение следует с общего представления темы и предложения, отображающего ее проблемный характер;
  • во введение перефразировать тему/проблему, данную в задании, не повторяя ее дословно;
  • при планировании письменного высказывания сначала продумать ключевые фразы каждого абзаца;
  • делить текст на абзацы, которые отражают логическую и содержательную структуру текста;
  • каждый абзац должен быть написан соответствующим образом (рекомендуется в первом предложении абзаца выразить его основную мысль и далее ее развивать, подкреплять примерами и аргументами и т.д.);
  • введение и заключение должны быть приблизительно одинаковы по объему;
  • в основной части должно быть как минимум два абзаца, приблизительно одинаковых по размеру;
  • общий объем основной части не должен быть меньше общего объема введения и заключения;
  • особое внимание уделять средствам логической связи текста, как внутри предложений, так и между предложениями;
  • после написания сочинения провести редактирование по алгоритму: правильное использование грамматики, верная и достаточно официальная лексика, орфография верна, использованы слова-связки, каждый абзац имеет основную идею, и все предложения соотнесены с заданной темой, использовано достаточное количество примеров и фактов, точка зрения ясна и определенна.

Глава II  Подготовка учащихся к итоговой аттестации. Раздел «Письмо: эссе» (из опыта работы).

       Хотелось поделиться своим опытом подготовки своих учащихся в данном разделе.  Я провожу данную работу в 3 этапа. Начинаю работать с учащимися уже в начале 10 класса.

       I этап называется «Мотивационный». Он заключается в том, что на каждом уроке в качестве речевой зарядки я пишу на доске простые предложения, связанные с жизнью учащихся. Мы, обсуждая эти факты, приводим свои аргументы «за» и «против». Я стараюсь подбирать такие факты, которые бы были интересны и актуальны для учащихся и в то же время способствовали закреплению навыка высказывать своё мнение как в поддержу, так и против. В процессе обсуждения также разбираем и грамматические структуры, встречающиеся в них: порядок слов в предложении, степени сравнения прилагательных, местоимения, времена и артикли. В качестве примера приведу некоторые из них:

  1. Our school is located near our town market.
  2. There is no scholarship at our school.
  3. Our head master of the school knows English.
  4. Our parents pay money for school needs.
  5. Spring makes me forget about my exams.
  6. In our country we have no gap year like in European countries.
  7. Our town is small.
  8. Our town is far from the capital of our country – Moscow.
  9. T.N. Zimina is the strictest teacher at our school.
  10.  Pupils must work on the school territory in summer.

        Такой вид работы очень успешно проходит в 10 классе, так как учащиеся воспринимают данный вид работы с точки зрения игры.

         II этап называется «Закрепляющий». На данном этапе я предлагаю учащимся записывать свои аргументы в таблицу. Данная таблица составляется к высказываниям, которые предлагаются в самих учебниках или из пособий для подготовки учащихся к экзамену. Этот этап уже непосредственно направлен на подготовку к написанию эссе. Например, «Английский язык: Счастливый английский.ру/Happy English.ru: Учебник для 11кл. общеобраз. учрежд. – Обнинск: Титул, 2014. – 320с.»

It’s always worth trying to get into the best university you can find.

FOR

AGAINST

1. You can have more possibilities to find a well-paid work.

1. If you don’t get into the university on the budget you will have to spend much money.

2. The best universities give you more knowledge.

2. Everyone should estimate his knowledge in a right way.

3. Everyone should set high goals.

Studying at a university is not for everybody.

FOR

AGAINST

1. Only academically minded people should study at a university.

1. If you have no much money studying at a university is not for you.

2.  There will be many vacancies in any profession.

2. Everyone ought to have high education.

3. There will be more honest competition for applicants.

            

            III этап называется «Применение на практике». На данном этапе мы уже пишем эссе с помощью предложенного шаблона с выражениями и фразами для правильного построения своего рассуждения. Это применяется как на уроках, так и на курсах подготовки учащихся к ЕГЭ.  Далее предлагаю вашему вниманию схему – шаблон:

  1. make an introduction (state the problem)

People have been…-ing… since time immemorial/in recent years.

Today we still want/have/do….

Is/are getting more and more…

It explains the increasing(увеличение)/decreasing (уменьшение) of…

What/How…?

  1. express your personal opinion and give 2–3 reasons for your opinion

In my opinion….

First of all,…Consequently(следовательно)/For example,

Secondly,…                                         As a result, …..

Finally,….                                             , such as…

  1. express an opposing opinion and give 1–2 reasons for this opposing opinion

On the other hand, some people claim (утверждают)….

They say that…  ,so/because….

Besides, ….(если есть 2-й аргумент)

  1. explain why you don’t agree with the opposing opinion

I strongly disagree with the view, because…

  1. make a conclusion restating your position

Despite other people’s opinion I still believe….

Заключение

           В целом, успешная сдача экзамена по английскому языку характеризуется следующими пунктами:

•достойный уровень владения языком,

•владение различными стратегиями выполнения заданий,

•знание формата экзамена.

          Также для успешного выполнения раздела «Письмо» необходимо учитывать следующие моменты:

1) Выполнение заданий по УМК, готовящим к сдаче ЕГЭ или использование учебного пособия для подготовки  к  ЕГЭ по английскому языку.

2) Регулярное выполнение тестов из сборников (ФИПИ, MACMILLAN),а также размещенных на Интернет-сайтах.

3) Мониторинг выполнения тестов, проводимый учителем и учащимися с целью самоанализа и сравнения результатов.

4) Анализ и сравнение эссе, написанных выпускниками других школ с целью ознакомления с лучшими работами и выявления ошибок, которые следует избегать.

5) Работа с лексикой, необходимой для успешного выполнения задания С2, правильного стилевого оформления, уделяя особое внимание словам-связкам, служащим для логичного изложения мыслей.

6) Устные дискуссии по темам эссе-высказывание своего мнения.

7) Изучение вариантов написания эссе из британских пособий по обучению письму с целью ознакомления учащихся с прекрасными образцами использования письменной речи.

8) Знание критериев оценивания заданий.

          Помните: чтобы успешно сдать итоговый экзамен по английскому языку в случае с английским языком действует только одно правило: чем раньше Вы начнете готовиться к экзамену, тем лучше!

Используемая литература

1.ЕГЭ по английскому языку: технологии подготовки. Материалы курса повышения квалификации преподавателей англ.языка. Британский Совет. 26 февраля-3 марта 2007 г. (Ярославль).

2. Куросовская Ю.Б. Английский язык. Всероссийские олимпиады. Вып. 2. / Куросовская Ю.Б. — М.: «Просвещение», 2009. — (серия «Пять колец»).

3. Официальные материалы Федерального Института Педагогических Измерений при Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации www.fipi.ru.

4. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя. / Н.Д. Гальскова. — М.: АРКТИ, 2004. — 3-е изд., переработанное и доп.

5. Портал поддержки ЕГЭ http://ege.edu.ru

6. www.openclass.ru

7. www.worldofteaching.com

8. www.rusedu.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к государственной итоговой аттестации в 9 классе. Из опыта работы.

Статья затрагивает различные аспекты подготовки учащихся к ГИА в 9 классе и описывает успешный опыт работы в этом направлении пошагово начиная с пятого года обучения. В разделе "Лексика" представлен о...

Подготовка учащихся к итоговой аттестации по английскому языку за курс начальной школы (разделы "Грамматика", "Письмо", "Чтение", "Аудирование", "Устная речь" )

Данный материал состоит из примерных устных высказываний для беседы по  10 основным темам, изучаемым в курсе УМК «Звёздный английский» для 4 класса,  и может быть использован для  подго...

Обобщение опыта работы «Система подготовки учащихся к итоговой аттестации по математике в рамках внедрения ФГОС ОО»

В результате модернизации системы образования и введения ОГЭ и ЕГЭ, выявилась явная необходимость в специальной дополнительной подготовке учащихся к экзаменам в режиме тестирования. Безусловно, ее сле...

Подготовка и проведение лабораторных работ по физике в соответствии с требованиями  к подготовке учащихся к итоговой аттестации и планируемыми результатами в рамках ФГОС

Набор универсальных инсрукций к лабораторным работам по физике в рамках внедрения ФГОС. Пример 2 конкретных работ....

Подготовка и проведение лабораторных работ по физике в соответствии с требованиями  к подготовке учащихся к итоговой аттестации и планируемыми результатами в рамках ФГОС

Набор универсальных инсрукций к лабораторным работам по физике в рамках внедрения ФГОС. Пример 2 конкретных работ....