«Практическое использование технологии коммуникативного обучения английскому языку: из опыта учителя английского языка Пироговой Е.В. на примере УМК «Английский язык» для 2–11 классов (авторов В.П. Кузовлева, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудовой и др.)» Статья.
статья на тему

Пирогова Екатерина Викторовна

Данная статья является обобщением опыта моей работы по теме «Практическое использование технологии коммуникативного обучения английскому языку: из опыта учителя английского языка Пироговой Е.В. на примере УМК «Английский язык» для 2–11 классов (авторов В.П. Кузовлева, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудовой и др.)»

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Практическое использование технологии коммуникативного обучения английскому языку: из опыта учителя английского языка Пироговой Е.В. на примере УМК «Английский язык» для 2–11 классов (авторов В.П. Кузовлева, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудовой и др.)»


         
В настоящее время учитель в своей работе может использовать многочисленные технологии обучения иностранному языку.  Технология коммуникативного обучения одна из них. Целью обучения является иноязычная культура, овладение которой построено на коммуникативной основе. Кроме того, как показала практика использования коммуникативной методики, она обеспечивает не только усвоение иностранного языка как средства общения, но и развитие всесторонних качеств личности учащихся.

Ключевые слова: технология коммуникативного обучения, иноязычная культура, участники процесса обучения.

     Современная жизнь диктует нам новые правила и условия. Люди общаются друг с другом, не только в пределах одной страны, но и за её границами. Расширяются культурные и коммерческие связи. Организуются международные проекты, создаются совместные предприятия. Предъявляются всё новые и новые требования к специалистам. А основы успеха трудовой и творческой реализации личности закладываются в школе. С принятием ФГОС нового поколения на первый план выходит всестороннее развитие ребёнка. Этому способствует изучение иностранного языка, которое начинается со 2 класса и имеет свою специфику. Учащиеся с увлечением погружаются в новую для них реальность, но как только материал усложняется, возникают трудности, пропадает желание изучать чужой для них язык. Дети не видят смысла в его освоении. Понимание приходит позднее, когда упущены время и возможности. И основная задача учителя поддержать интерес учеников к овладению нового для них предмета и показать область его практического применения. Этому способствует применение современных технологий. Одна из них - это технология коммуникативного обучения, разработанная Е.И. Пассовым. Она заключается в изучении и усвоении иноязычной культуры на основе общения. Основными участниками процесса обучения являются ученик и учитель. Отношения между ними основаны на сотрудничестве и равноправном речевом партнёрстве. Данная технология лежит в основе УМК «Английский язык» для 2–11 классов (авторов В.П. Кузовлева, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудовой и др.)». Учебно-методический комплекс обеспечивает новое качество преподавания  иностранного языка, содержит аутентичный материал по всем видам речевой деятельности, создаёт условия для развития самостоятельной исследовательской деятельности учеников. Я преподаю английский язык во 2-11 классах. Опыт использования этого УМК 6 лет. Он имеет чёткую речевую направленность и  практическую ориентацию каждого урока. Одно из основных положений коммуникативной технологии заключается в следующем: «научить говорить, можно только говоря, а для этого необходимо использовать упражнения подобные реальному общению».[1] Так, например, изучая тему «Дом, милый дом», ученики встречают лексические единицы. Они объединенные в словосочетания. Запомнить их, а потом воспроизвести в речи гораздо проще.  Речевые единицы усваиваются в речевой деятельности. Они преподносятся в виде беседы. Создаётся реальная ситуация, затрагивающая участников общения. Например: ученики получают задание: Алисе Паркер 11 лет.  Её семья купила новый дом. Вот фотографии. Какие комнаты есть в доме? Какая мебель находится в комнатах? Данная задача побуждает учеников к речевому действию, и в процессе живого общения усваиваются необходимые грамматические формы и слова. Иллюстрации к теме делают его более активным. Так, чтобы рассказать о том, какая мебель есть в комнатах, необходима конструкция there is/are (имеется, находится), а также предлоги места. Не надо тратить много времени на изучение скучных грамматических правил. Всё усваивается естественно. Накопление языкового материала происходит при помощи речевых упражнениях плавно и дозировано. Ролевая организация учебного материала его новизна и информативность, а также моделируемые ситуации должны вызывать интерес у учащихся. Им всегда интересно узнать, о том, как живут их сверстники, и поделиться информацией о себе. Это они могут сделать, когда мы выполняем упражнения в рабочей тетради из раздела «Всё обо мне». И это позволяет удерживать внимание обучаемых и поддерживать их интерес длительное время. Так при изучении темы «Мой дом» ученикам интересно узнать, что дома бывают необычными. Им даётся возможность высказаться: хотят ли они жить в необычных домах. В данном случае происходит смена условий общения. Оно становится личностно – ориентированным. Ученики получают возможность говорить не только с учителем, но и с одноклассниками. Я убеждена, что общение на уровне «ученик – ученик» более оправдано. Учащиеся менее скованы. Они не боятся получить плохую оценку. В разговоре могут принять участие сразу несколько человек. Происходит смена речевых партнёров. Чем больше мнений, тем интереснее диалог.  Каждый ученик должен иметь возможность высказаться на уроке. И побочным продуктом речевой деятельности материала становиться запоминание. При изучении темы «Мой дом»[2] я использую следующие сюжетные линии: можно предложить ученикам нарисовать свой дом (свою комнату) и пригласить «гостей» (других учеников) к себе в гости, рассказывая о нём (о ней). Или попросить помочь расставить мебель в комнате. Для этого используется специальный плакат с изображением комнаты и разрезные картинки с изображением мебели. Кстати это очень хорошее упражнение для изучения предлогов места. Учащиеся обсуждают, как лучше расставить мебель и куда её поставить. Разделив класс на группы при выполнении такого упражнения можно устроить конкурс «Юных дизайнеров».  Это очень увлекает учеников, мотивирует на успешное выполнение задания. Очень важно, чтобы в каждой группе находились дети с разными способностями, и задание соответствовало уровню подготовки. Правильное распределение ролей поможет вовлечь в процесс  всех ребят, даст возможность проявить творческие способности и создаст ситуацию успеха в обучении. Очень важно организовывать коллективное взаимодействие, где создаётся атмосфера доброжелательности и успешности. Свой успех должен радовать наравне с успехом других. Для осознания успешности и учения - общения очень важна оценка, взаимная оценка и самооценка.  В этом заключается огромный воспитательный потенциал. В конце каждой темы в рабочей тетради есть раздел «Самооценка».[3] Ученики могут проанализировать свои достижения, чему они научились. Иноязычная культура совершенствует интеллектуальное развитие учащихся. Участникам речевого взаимодействия надо постоянно решать речемыслительные задачи, требующие от них интеллектуальных поисковых усилий. Учащиеся учатся общаться, высказывать своё мнение, принимать точку зрения других. Становятся более терпимыми, умеющими принимать и понимать разных собеседников. И в конце каждой темы есть раздел готовим проекты. Школьники могут в полном объёме могут продемонстрировать полученные знания и свои творческие способности: воображение, фантазию и творческое мышление.

Библиография.

1. Е.И. Пассов. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению  / Е.И. Пассов - М.: Просвещение, 1991. - 223 с.

2. В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова и др. Английский язык 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений, изд. – М:. Просвещение, 2016г. – 191с.

3.В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова и др. Английский язык. Книга для учителя. 6 класс: пособие для общеобразовательных учреждений, изд-во «Просвещение» 2016г.


[1] 1. Е.И. Пассов. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению  / Е.И. Пассов - М.: Просвещение, 1991. - 223 с.

[2] В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова и др. Английский язык 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений, изд. – М:. Просвещение, 2016г. – 191с.

[3] В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова и др. Английский язык. Книга для учителя. 6 класс: пособие для общеобразовательных учреждений, изд-во «Просвещение» 2016г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала В.Ф. Шаталова на уроках русского языка

Описание опыта работы по технологии  В.Ф. Шаталова "Технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей  учебного материала" на уроках русского языка....

Программа для основной общеобразовательной школы (коррекционные классы). Английский язык, 5 – 9 классы. Авторы: В.П.Кузовлев, Н.М.Лапа, Э.Ш.Перегудова

Для обучения детей иностранному языку в классах  коррекции существуют специальные программы, утвержденные Министерством Образования и созданные Институтом коррекционной п...

Рабочая программа по английскому языку к УМК «English 7» авторов В.П. Кузовлева, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудовой и др., издательство «Просвещение»

Рабочая программа по английскому языку разработана на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования и примерной программы основного общего обр...

Календарно – тематическое планирование по английскому языку для 5 класса «English»/«Английский язык» В. П. Кузовлева, Н. М. Лапа, Э. Ш. Перегудовой

Календарно – тематическое планирование по английскому языку для 5 класса  «English»/«Английский язык» В. П. Кузовлева, Н. М. Лапа, Э. Ш. Перегудовой...

Рабочая программа для 5 класса образовательных учреждений на основе линии УМК «Мир английского языка» авторов Кузовлева В.П., Лапа Н.М., Перегудовой Э.Ш. и др.

Данная программа предназначена для организации процесса обучения английскому языку в образовательных учреждениях основного общего образования на основе линии УМК «Английский язык» 5 класс ...

Использование ИКТ для формирования универсальных учебных действий на уроках английского языка (по УМК «Английский язык» авторов Кузовлева В.П., Лапа Н. М., Перегудовой Э.Ш.)

Личный опыт использования УМК «Английский язык»  авторов  Кузовлева В.П., Лапа Н. М., Перегудовой Э.Ш. и краткие рекомендации по дополнительному материалу...

Технологическая карта урока английского языка в 6 классеУчебник «Английский язык» 6 класс . Авторы: В.П.Кузовлев, Н.М.Лапа, Э.Ш.Перегудова ,И.П.Костина, Е.В.Кузнецова.

Данный материал предоставлен на основе учебника "Английский язык" 6 класс Авторы В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П.Костина, Е.В. КостинаТема урока "Do you care about your h...