Главные вкладки

    Реализация образовательных интересов и социальной активности детей в клубе любителей английского языка "Тандем". Положение о клубе "Тандем"
    методическая разработка по английскому языку на тему

    Бурмистрова Ирина Сергеевна

    Наша программа предполагает возможность использования самых различных методов, способствующих развитию теоретического мышления, творческих и коммуникативных способностей и интересов, формированию системы норм, правил, взглядов, с которыми ребенок подходит к анализу и оценке окружающего мира, поступков людей и своих собственных.Исходя из потребностей детей в общении, связанном с различными интересами, в том числе изучением английского языка, мы решили создать клуб любителей английского языка «Тандем», который поможет в своих рамках развивать творческое содружество, товарищество, сотрудничество в общей работе.Основной задачей данной методической разработки является создание «Положения о деятельности клуба любителей английского языка «Тандем».

             Клуб любителей английского языка «Тандем» создан на основе добровольности, общих творческих интересов с целью удовлетворения потребности детей в изучении английского языка, культуры, традиций стран изучаемого языка.Клуб способствует разностороннему развитию детей, формированию навыков решения коммуникативных задач, связанных с различными интересами воспитанников.

             Основная работа в клубном объединении, направленная на повышение социальной активности детей и взрослых, - это забота об улучшении окружающей жизни, творческое содружество всех членов коллектива, формирование гражданского гуманного отношения к жизни и обществу.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

                                                    Бурмистрова И.С.,

                                                    педагог дополнительного образования,

                                                    руководитель клуба «Тандем»

    РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ И

    СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ В КЛУБЕ ЛЮБИТЕЛЕЙ

    АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА «ТАНДЕМ»

            Сущность нынешнего обращения к человеческому фактору - в том, что заинтересованный в результате своего труда человек мыслится не как Исполнитель, а как Деятель, осознающий свою роль в истории общества и стремящийся активно способствовать его прогрессу.

            Направленность образовательной деятельности на обеспечение целостности процессов развития и саморазвития ребенка предопределяет взаимосвязь и взаимозависимость обучения и воспитания. Главное в системе дополнительного образования – это воспитание ребенка, формирование его увлеченности предметом той деятельности, которой он отдает предпочтение. Смыслом воспитания при этом становится целенаправленное создание условий для развития, обогащения и реализации личностных интересов, потенциалов и потребностей ребенка.

    Нацеленное на формирование мотивации к познанию и творчеству дополнительное образование предполагает развитие представлений личности о себе и окружающем мире и обеспечивает овладение  еюразличными способами деятельности.

    Дополнительное образование предназначено для организации занятости детей тем, что, «как им кажется, ими избрано самими» (Джон Локк). Это, говоря словами К.Д.Ушинского, «образование в человеке такого характера, который противостоял бы напору всех случайностей жизни, спасал бы человека от их вредного, растлевающего влияния и давал бы возможность извлекать отовсюду только добрые результаты».

            Ребенок от природы – деятельное, внутренне активное существо, обеспеченное необходимыми задатками и стимулами для саморазвития. Он осваивает, перерабатывает, присваивает содержание жизни, развиваясь и формируя свое отношение к ней.

    На наш взгляд, педагогическая деятельность должна создавать условия для обретения ребенком способностей саморазвития, самообразования, создавать возможности свободного и творческого действия. Сущностные свойства человека – его незавершенность, открытость для мира, его способность делать выбор. По мысли антрополога О.Больнова, сущность человека нельзя принимать как что-то неизменное, «педагогика не должна ориентироваться на завершенную картину человека, так как это закрывает ей взгляд в будущее».

            «Открытость» сущности человека – мировоззренческая основа свободы действий для воспитателя. Обучение и воспитание определяются как категории человеческого бытия и вне человека не мыслятся».

    Развитие ребенка как личности осуществляется на основе органических предпосылок (способностей, темперамента, характера) в процессе активного взаимодействия с микро и макросоциумом. Формирование личности зависит от доминирующей формы ее активности – ведущей деятельности. Вначале ребенок «раскрывается» посредством развития двигательной активности и эмоционального взаимодействия с близкими, затем - через познавательное, этическое и эстетическое отношение к миру.

            В психолингвистической литературе считается, что по-настоящему нормально двуязычие развивается в случае, если хотя бы на одном языке человек может выразить любую свою мысль в адекватной форме. Если же речь не сформирована полноценно ни на одном языке, то разрушается сама структура мысли, и терпят поражение попытки самовыражения, что ведет не только к психологическим стрессам, но и к глубоким потерям в качестве общения и ущербности самой человеческой личности. Такое явление, называемое полуязычием, весьма пагубно и для общества в целом, т.к. определенная часть его членов не может регулировать свои эмоции и придавать соответствующую словесную форму своим чувствам, потребностям, желаниям. А когда человек не может сказать то, что хочет, он, во-первых, оказывается не способным на равных конкурировать с другими; во-вторых, он не может пользоваться стандартными формами коммуникации; в третьих, он вынужден прибегать к каким-то иным формам самореализации, иногда к насилию.

            В этой связи основными целями нашей образовательной программы являются:

    • расширение планетарного кругозора ребенка и развитие у него желания и интереса к изучению одного из иностранных языков межнационального общения;
    • формирование у детей основ коммуникативного общения на английском языке.

              Реализация этих целей особенно актуальна в настоящее время, когда, как отмечено в Конвенции о правах ребенка, дети должны воспитываться в духе мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства и солидарности.

             Мы включаемся в общечеловеческое и педагогическое движение «Учим миру и учимся миру и ненасилию», объявленное ЮНЕСКО, и хотим внести свой посильный вклад в формирование гуманного, «открытого» типа личности – Человека XXI века.

            Наша программа предполагает возможность использования самых различных методов, способствующих развитию теоретического мышления, творческих и коммуникативных способностей и интересов, формированию системы норм, правил, взглядов, с которыми ребенок подходит к анализу и оценке окружающего мира, поступков людей и своих собственных.

    Наш коллектив любителей английского языка существует уже 20 лет. За этот период дети очень сдружились. На занятиях и во внеурочное время они объединяются в целях общения, связанного с различными интересами: изучение английского языка, страноведения, расширение кругозора, а также для совместного отдыха и развлечений.

    Исходя из потребностей детей в общении, связанном с различными интересами, в том числе изучением английского языка, мы решили создать клуб любителей английского языка «Тандем», который поможет в своих рамках развивать творческое содружество, товарищество, сотрудничество в общей работе.

            Жан-Жак Руссо писал, что народ, повинующийся законам, должен быть их творцом. Эти слова можно рассматривать применительно к организации жизни детей и взрослых в клубе. Каждый из них должен знать и принимать общие цели и задачи, обязанности и права, участвовать в их разработке.

    Приступая к созданию клубного объединения, мы пришли к выводу о том, что необходимо четко различать его особенности, воспитательные и образовательные задачи, основные принципы организации клуба, определить его структуру, индивидуальный и коллективный подход в организации и проведении коллективных творческих дел, права и обязанности членов клуба.

            Основной задачей данной методической разработки является создание «Положения о деятельности клуба любителей английского языка «Тандем».

            Клуб любителей английского языка «Тандем» создан на основе добровольности, общих творческих интересов с целью удовлетворения потребности детей в изучении английского языка, культуры, традиций стран изучаемого языка.

            Клуб способствует разностороннему развитию детей, формированию навыков решения коммуникативных задач, связанных с различными интересами воспитанников.

            Основная работа в клубном объединении, направленная на повышение социальной активности детей и взрослых, - это забота об улучшении окружающей жизни, творческое содружество всех членов колллектива, формирование гражданского гуманного отношения к жизни и обществу.

            Клуб «Тандем» планирует и организует содержательный досуг детей: экскурсии, посещение театров и музеев, совместные развлечения и отдых. Такие мероприятия расширяют кругозор детей,  воспитывают интерес к русской и зарубежной культуре.

            Выдающийся отечественный педагог, посвятивший немало своих работ воспитанию детей в коллективе, И.П. Иванов отмечал, что оно неразрывно связано с образом жизни воспитателя и воспитанников. Главными чертами этого образа жизни являются: общая работа – забота об улучшении окружающей жизни, товарищество старших и младших членов коллектива как творческое содружество, сотрудничество в общей работе, единство уважения и требовательности членов коллектива друг к другу как товарищей по творческим делам и общей заботе об окружающей жизни.

    Воспитание, основанное на этих идеях, противостоит потребительскому отношению к людям и обществу, педагогическому формализму. Результат такого воспитания – формирование, развитие у членов коллектива, ребят и взрослых, гражданского гуманного отношения к жизни, к обществу, к себе как товарищу других людей.

    Целью воспитательной работы является создание атмосферы, которая открывает детям возможность развить чувство социальной общности, узнать ценность самого себя как отдельной личности.

            Дух коллективизма способствует проявлению чувства принадлежности и усиливает доверие детей к самим себе и другим членам их сообщества. А позитивное представление о самом себе открывает детям возможность улучшить навыки общения.

    Анализируя педагогическую литературу по вопросу организации клубной деятельности, мы выделяем следующие принципы организации клуба.

    Основные принципы организации клуба любителей английского языка «Тандем»:

    1. Клубная работа носит общественную направленность.
    2. Добровольное вступление в клуб и активное участие в его делах.
    3. Клубная работа опирается на самодеятельность ребят и на умелое педагогическое руководство.
    4. Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
    5. Все дела должны вызывать интерес, быть эмоционально привлекательными, включать в себя элементы игры.
    6. Клубная работа ведется непрерывно и систематически связана с другими формами и видами деятельности.
    7. Необходимо сделать нормой заботу старших членов клуба о младших.

         Опираясь на разработки ведущих педагогов, изучив опыт организации коллективной деятельности детских движений в России («Орлята России») и за рубежом («Скаутское движение»), мы выделяем следующую структуру клуба, а также определяем общественные права членов клуба, которые наилучшим образом позволят организовать его деятельность в рамках дополнительного образования в школе.

    Структура клуба «Тандем»

            Высший орган – общий клубный сбор. На нем решаются все дела, избирается Совет клуба, рассматривается и утверждается план работы, слушается отчет Совета клуба и оценивается его работа, отмечаются знаменательные события (день рождения клуба и др.).

            Клубный сбор позволяет проанализировать сделанное, отметить успехи, разобраться в неудачах, поставить новые задачи. Он проводится три раза в год: в сентябре, январе и мае.

            План работы клуба составляется на год, учитывает мероприятия, определенные в годовом плане работы. Основные мероприятия года рассматриваются на клубном сборе. Вся основная нагрузка по планированию работы приходится на подготовительный период, во время которого каждый член клуба может внести свои предложения (возможно объявление конкурса). Совет клуба предварительно рассматривает их и выносит на обсуждение сбора клуба, который должен утвердить этот план.

    Совет клуба «Тандем»

            Совет клуба – организатор жизни клуба. В него входят: председатель, представители от каждой группы, представители родительского комитета клуба. Педагог помогает, подсказывает, советует, обращается к Совету клуба с просьбами о помощи в работе.

    Совет клуба заседает один раз в месяц, перед крупными мероприятиями, в экстренных ситуациях (в случае необходимости).

            Совет клуба:

    • делает наметки плана работы, конкретных дел;
    • распределяет задания, поручения;
    • подводит итоги проведенных дел.

    Права членов клуба, Совета клуба

    1. Право самим планировать свою работу.
    2. Право максимально реализовывать свои планы, проводить свои дела, особенно традиционные.
    3. Право регулярно, а не эпизодически обсуждать свои клубные дела, давать оценку работы товарищей.
    4. Право на оценку своей работы.
    5. Право самим выбирать постоянный и временный Совет клуба с открытым обсуждением кандидатур. Распределять поручения, менять и отменять их.
    6. У каждого члена клуба есть право самому выбирать первичный коллектив – группу.
    7. Право членов клуба на критику.

    1. У каждого члена клуба есть право принимать решения и проверять их исполнение.

            Важнейшим условием развития творческой активности детей, организаторских способностей, воспитания чувства чести и ответственности перед коллективом является их участие в коллективной организаторской деятельности. Каждому ребенку должна быть предоставлена реальная возможность участвовать в обсуждении и решении важнейших вопросов жизни коллектива, а именно: в планировании творческих дел клуба, в обсуждении и оценке хода и результатов деятельности, в повседневной работе по организации задуманных дел, в обмене опытом практической и организаторской деятельности внутри клуба и между другими коллективами дополнительного образования. Мы считаем, что коллективные творческие дела являются наиболее эффективными средствами воспитательной работы в нашем клубе.

            Структура каждого коллективного творческого дела определяется шестью стадиями коллективного творчества, которые сформулировал и описал в своих работах И.П. Иванов. Содержание этих стадий составляют действия воспитателей и воспитанников, необходимые для целенаправленного развития у воспитанников целостного многостороннего гражданского отношения к жизни и к самим себе, для преодоления отрицательных личностных качеств.

            I. Предварительная работа коллектива

            Руководитель и сотрудники коллектива определяют конкретные воспитательные задачи, намечают исходные направляющие действия, необходимые для выполнения этих задач, приступают к действиям, проводя нацеливающие беседы с воспитанниками, готовят их к коллективному планированию.

            Методы: побуждение (увлечение), убеждение: рассказ-размышление, разъяснение, беседа-размышление.

            II. Коллективное планирование

            Коллективное планирование начинается в микрогруппах, где каждый высказывает свое мнение. Оно обсуждается, в результате вырабатывается мнение микроколлектива.

    Общий сбор составляет выдвинутые варианты, раскрывает перспективы совместных действий, способствует осознанию необходимости этих действий, побуждает и приучает детей к творческому поиску.

    III. Коллективная подготовка КТД

            Для подготовки и проведения дела выбирается Совет дела из представителей микроколлективов и председатель.

            Проект КТД уточняется и конкретизируется сначала Советом дела с участием руководителя коллектива, затем – в микроколлективах, которые планируют и начинают работу по воплощению общего замысла.

            При этом воспитанники применяют не только опыт, полученный во время коллективного планирования, но и те знания, умения, навыки, которые был усвоены ими в учебном процессе или накоплены ранее во внеучебное время.

            Важнейшую роль играют такие воспитательные средства, как приучение, побуждение и убеждение.

    Побуждающие средства:

    • увлечение добрым сюрпризом («по секрету» от др.);
    • помощь товарищам советом;
    • увлечение «трудного» воспитанника «по секрету»;
    • доверие ответственного поручения;
    • обращение за помощью;
    • товарищеское требование;
    • товарищеский контроль и напоминание;
    • товарищеское поощрение.

    Убеждение воспитанников в необходимости участия в общем ТД, а значит, в необходимости тех личностных качеств, без которых не добиться успеха, можно осуществить следующими средствами:

            - разъяснение,

            - рассказ-размышление,

            - беседа-размышление,

            - товарищеский спор.

            Побуждая воспитанников к действиям и убеждая в их необходимости, воспитатели приучают воспитанников к добросовестному, творческому, самостоятельному выполнению принятых решений, созданию и укреплению соответствующих традиций жизни коллектива.

    IY. Проведение КТД

            Действия воспитанников на данной стадии являются по преимуществу характерными, «показательными», в них особенно четко проявляются и положительные качества воспитанников, и их слабости.

            Y. Коллективное подведение итогов

            Подведение итогов происходит на общем сборе, которому может предшествовать письменный опрос + анкета (содержащая вопросы-задачи на размышление).

            YI. Стадия ближайшего последействия КТД

            На этой стадии в исходных направляющих действиях воспитателей непосредственно реализуются выводы и предложения, выдвинутые при подведении итогов проделанной работы.

            Каждая из линий коллективного творческого воспитания, осуществленная сама по себе, дает свой результат. Последовательно проводя коллективную организацию, мы формируем в ребятах, прежде всего, деловые (функциональные) качества, нужные для любой коллективной работы.

            Придавая решающее значение коллективному творчеству, мы можем воспитать способных к творческому самовыражению детей.

            Итак, только длительное, последовательное осуществление всех идей коллективного творческого воспитания в их взаимных связях и соответствующих значениях может развивать личность общественную и демократическую, творческую и гуманную. В основании этого - совместная деятельность детей и взрослых, коллективная организация этой деятельности, коллективное творчество, направленность дел на пользу и радость людям.

            Знакомясь с педагогической литературой, с опытом работы разных детских объединений, учитывая мнение детей и их родителей, мы разработали         Положение о деятельности клуба любителей английского языка «Тандем», которое является его основным организующим и регламентирующим документом, его деятельность. В Положение вошли следующие разделы:

    • «Общие положения», в котором объясняется, что такое клуб любителей английского языка, определены основные направления его деятельности.
    • «Цель и задачи клуба».
    • «Права и обязанности членов клуба».
    • «Структура клуба».
    • «Руководство и контроль», в котором определяется порядок осуществления руководства, контроля и анализа деятельности коллектива.

    Мы также включили в Положение раздел, регламентирующий работу родительского комитета.

            Считаем, что разработанное Положение позволит решить задачи организации коллектива детей, объединенных общими интересами, в данном случае - изучением английского языка. Поможет сформировать у членов коллектива – ребят и взрослых – гражданское гуманное отношение к жизни, к обществу, к себе как товарищу других людей, знать и выполнять свои обязанности и реализовывать свои права.

            Положение призвано упорядочить работу клуба по решению внутренних клубных дел.        В конце 2000-2001 учебного года на общем собрании клуба «Тандем» было обсуждено и принято настоящее Положение. Внесенные предложения и поправки были рассмотрены, после чего оно было утверждено общим собранием членов клуба «Тандем».

            Принятое Положение позволит коллективу приобрести статус клуба любителей английского языка, отстаивать его статус на местных и городских конкурсах и фестивалях.

    Приложение № 1

    П О Л О Ж Е Н И Е

    о клубе любителей английского языка «Тандем»

    I. Общие положения

    1. Клуб любителей английского языка «Тандем» создан на основе добровольности, общих творческих интересов с целью удовлетворения потребности детей в изучении английского языка, культуры, традиций стран изучаемого языка.

    1. Членами клуба являются дети в возрасте от 6 лет до 17 лет.

    1. Клуб «Тандем» имеет оригинальную эмблему: двое детей с государственным флагом Великобритании едут на двойном велосипеде «Тандем».

    Клуб носит название «Тандем», потому что:

    • «тандем» – это союз двух или более детей, объединенных одной целью, одними интересами;
    • «тандем» – это связка «педагог-ребенок», т.к. педагог организует и направляет деятельность ребенка по изучению английского языка;
    • «тандем» – это совместное путешествие в страну знаний;
    • «тандем» – это английское слово.

    1. Вся деятельность клуба осуществляется в течение учебного года, в том числе в каникулы.

    1. Направления деятельности клуба:
    • изучение английского языка;
    • страноведение;
    • организация досуга.

    1. Клуб «Тандем» работает на госбюджетной основе. Для материального обеспечения клуба создается дополнительный родительский фонд на добровольных началах, который расходуется:
    • на приобретение дидактического и методического материалов;
    • на обновление ТСО;
    • на проведение клубных праздников, дней, экскурсий;
    • на приобретение и изготовление костюмов для выступлений.

    II. Цель и задачи клуба

            Основной целью клуба любителей английского языка «Тандем» является предоставление возможности каждому ребенку научиться приносить пользу окружающим людям, находя в этом удовлетворение и радость.

            

    Клуб способствует:

    • организации содержательного досуга детей;
    • социальной активности детей и взрослых;
    • формированию навыков решения коммуникативных задач;
    • воспитанию у детей интереса к изучаемому языку;
    • расширению кругозора;
    • развитию творческих интересов;
    • бережному отношению к родному и изучаемому языку.

    III. Права и обязанности членов клуба «Тандем»

            Каждый член клуба ИМЕЕТ ПРАВО:

    • участвовать в общем собрании клуба;
    • избирать и быть избранным в Совет клуба;
    • выражать и отстаивать свое мнение по любому вопросу;
    • обсуждать и вносить предложения в план работы клуба;
    • выступать с инициативой в организации и проведении клубных мероприятий;
    • пользоваться всем, что имеет клуб;
    • добровольно выйти из состава клуба.

    Каждый член клуба ОБЯЗАН:

    • бережно относиться к родному и английскому языку;
    • активно участвовать в делах клуба;
    • выполнять все решения, принятые общим собранием клуба;
    • быть полезным клубу и помогать другим;
    • заботиться и оказывать помощь младшим воспитанникам клуба;
    • бережно относиться к имуществу клуба и школы;
    • поддерживать чистоту и порядок.

    IY. Структура клуба

    Высший орган клуба –

    Общее собрание всех членов клуба

    Исполнительный орган клуба – Совет клуба

    (представители от каждой группы)

    Временные органы клуба:          Учебные группы         Родительский комитет

    -творческая группа,

    -инициативная группа,

    -оргкомитет

    Y. Руководство и контроль

    1. Различные дела и события в клубе могут быть организованы силами определенной группы детей постоянного состава (Совет клуба), а также временными органами коллектива (творческая группа, инициативная группа, оргкомитет).

    1. В процессе руководства и контроля педагогу, Совету клуба необходимо придерживаться тактики, сотрудничества и логики самоуправления в коллективе.

    1. Контроль и анализ деятельности осуществляет Совет клуба или весь коллектив совместно с педагогом.

    1. Педагог создает необходимые условия для клубных занятий и проведения досуговых мероприятий.

    Y. Родительский комитет

    1. Родительский комитет (РК) является вспомогательным органом клуба.
    2. РК участвует в обсуждении годового плана работы клуба.
    3. Члены РК посещают занятия и досуговые мероприятия клуба.
    4. РК оказывает помощь в организации и проведении клубных мероприятий, экскурсий, поездок и т.п.
    5. РК создает родительский фонд для материально-технического обеспечения клуба, утверждает его смету.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сценарий заседания клуба любителей английского языка "SUCCESS" по теме"Весь мир-театр"

    Данный сценарий поможет учителям английского языка провести внеклассное мероприятие по теме "Театр"....

    Программа дополнительного образования детей (внеурочная деятельность по предмету) "Клуб любителей английского языка"

    Программа дополнительного образования детей (внеурочная деятельность по предмету)...

    Конспект открытого занятия "Музыка и песни для детей" объединения «Клуб любителей песни»

    Открытое занятие для ребят любого возраста.Это занятие очень удобно использовать в качестве первого, ознакомительного.  Песня очень удобна тем, что детям не надо знать ее слова, надо просто повто...

    курс внеурочной деятельности «Клуб любителей английского языка»

    Программа внеурочной деятельности направлена на воспитание школьников и обеспечение индивидуальных потребностей школьников....

    "Клуб любителей английского"

    Программа "Клуб любителей английского" составлена для 6-7 классов и рассчитана на 2 года (1 час в неделю). ...

    Заседание в клубе любителей английского языка

    Материал может быть использован как на уроках в старших классах, так и для внеклассного мероприятия....

    Программа кружка английского языка для 5-6 классов "Клуб любителей английского языка"

    Кружок рассчитан на 140 часов ( 35 недель по 4 часа). Включает в себя пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....