Главные вкладки

    ВЫЯВЛЕНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    материал по английскому языку на тему

    Черняк Элеонора Олеговна

    ВЫЯВЛЕНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

    НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

     И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Смоленское областное государственное бюджетное  

    профессиональное образовательное учреждение

    «Рославльский многопрофильный колледж»

    ПРОГРАММА

    ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

    НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

    И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    Автор: преподаватель Черняк Э.О.

    г. Рославль

    ВЫЯВЛЕНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

    НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

     И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    Учитывая интересы и запросы обучающихся и их родителей (законных представителей) и данные мониторинговых исследований, следует отметить, что уровень развития выявляемых творческих способностей (активное использование воображения, фантазии и образного мышления), свободное взаимодействие в коллективе требует определенных методических нововведений и педагогических технологий для роста и развития. Программа по выявлению способностей обучающихся опирается на основную стратегию нашего образования по ФГОС - формирование всесторонне развитой личности. Программа направлена на развитие социокультурной компетенции обучающихся среднего подросткового возраста и творчества студентов. Программа по выявлению способностей обучающихся призвана помочь преподавателям образовательных учреждений обратить внимание на обучающихся, обладающих способностями в определенных областях учебных дисциплин. Проблема выявления способностей и наклонностей актуальна в настоящее время, потому что наши студенты живут, общаются и развиваются в век новых открытий и динамичного прогресса. Мы, преподаватели, должны не только выявлять индивидуальные способности детей, но и развивать эти уникальные качества и навыки. Способности – это универсальный термин, которым называют ряд индивидуальных особенностей, способствующих достижению успехов в той или иной сфере деятельности: творчество, учеба, спорт и т.д. Основная работа по выявлению способностей лежит на педагогах.

    В большинстве научных концепций одаренность и предпосылки к ее развитию связывают с творческими возможностями и способностями ребенка, определяемыми как креативность. Креативность может проявляться в мышлении, общении, отдельных видах деятельности. Она может характеризовать личность в целом и (или) ее отдельные способности.

    Творческие возможности человека прямо и непосредственно не связаны с его способностью к обучению, они далеко не всегда отражаются в тестах интеллекта. Напротив, творчество может стимулироваться не столько многообразием имеющегося знания, сколько восприимчивостью к новым идеям, ломающим устоявшиеся стереотипы. Творческие решения часто приходят в момент релаксации, рассеянного, а не напряженного внимания, хотя и подготовленного предшествующим упорным поиском. Примером такого "озарения" служит открытие Д. И. Менделеевым периодической системы элементов во сне после 15-ти лет упорной и напряженной работы.

    Рассмотрение креативности как процесса дает возможность выявлять как способности к творчеству, так и условия, облекающие и стимулирующие этот процесс, а также оценивать его продукты (результаты).

    Реализуемая цель: выявление творческих способностей обучающихся через дисциплину «Иностранный язык».

    Цель программы – создание системы деятельности преподавателя английского языка по выявлению творческих способностей обучающихся.

    Задачи:

    1. Выявление способных обучающихся.

    2. Определение уровня творческих способностей, обучающихся до начала реализации программы.

    3. Определение форм и методов работы на уроках, помогающие обучающимся выявлять свои интересы, склонности, определять свои реальные возможности в формировании индивидуального стиля умственной деятельности в процессе обучения в колледже.

    4. Формирование мотивации приобретения дополнительных знаний по английскому языку.

    5. Понимание важности изучения английского языка в современном мире.

    Методические принципы:

    1.         Принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности.

    2.        Принцип возрастания роли внеурочной деятельности.

    3.        Принцип индивидуализации и дифференциации обучения.

    4.        Принцип создания условий для совместной работы обучающихся при минимальном участии преподавателя.

    5.        Применение полученных умений и навыков в жизненных ситуациях.

    6.        Соответствие выполняемых заданий возрасту и интересам обучающихся.

    Педагогические методики:

    1. Тест на мышление и креативность.  Диагностика по методике Дж.Брунера.

    Опросник «Определение типов мышления и уровня креативности (творческих способностей) Дж. Брунера» позволяет определить базовый тип мышления и измерить уровень креативности у взрослых. Зная свой тип мышления, можно уверенно сказать, в какой области, профессии вы преуспеете.  Выделяют 4 базовых типа мышления, каждый из которых обладает специфическими характеристиками: предметное, образное, знаковое и символическое мышление.

    2. Краткий тест. Фигурная форма.

    Используем сокращенный вариант изобразительной (фигурной) батареи теста креативности П. Торренса, остановившись на задании "Закончи рисунок".

    Задание "Закончи рисунок" представляет собой второй субтест фигурной батареи тестов творческого мышления П. Торренса.

    Тест может быть использован для исследования творческой одаренности обучающихся колледжа (17-18 лет). Ответы на задания этих тестов испытуемые должны дать в виде рисунков и подписей к ним.

    Тесты Торренса используем для поиска и выявление детей со скрытым творческим потенциалом, не обнаруживаемым другими методами.

     Методы и способы выявления наклонностей у обучающихся:

    различные варианты метода наблюдения за студентами (на уроке и во внеурочной деятельности), анализ, беседы, деловые и ролевые игры, тестирование, опрос, совместная деятельность, в том числе проектная, организация различных интеллектуальных и предметных олимпиад, конференций.

    Выявление творческих способностей у обучающихся происходит путем:

    1.        Экспертного оценивания обучающегося, которое включает в себя оценки преподавателя, родителей, взаимооценку сверстниками, а также самооценку.

    2.         Анализа достижений обучающегося, его успеваемости, участия в конкурсах и олимпиадах.

    Показатели результативности:

    способность к рефлексии и самоанализу, развитие речевой активности и памяти, умение работать с информацией, развитие творческой активности, участие в олимпиадных и творческих конкурсах.

    Диагностический инструментарий:

    1. Уровень усвоения большого объема информации.

    2. Быстрое пополнение активного словаря.

    3. Анализ правильного применения слов в контексте письменной и устной речи.

    4. Склонность к прогнозированию и проактивности (умение просчитать ситуацию и принять меры для ее благополучного исхода).

    5. Умение работать с информацией (классификация, упорядочение и систематизация).

    6. Развитие элементов критического мышления.

    Диагностические этапы:

    1. Педагогическая диагностика

    2. Психологическая диагностика

    3. Специальная углубленная диагностика

    4. Диагностический мониторинг (анализ динамики развития)

    Качества, определяющие возможность творчества, как созидательной деятельности:

    -определенный уровень интеллектуальных способностей: словарный запас, способность рассуждать и мыслить логически;

    -аналитические умения: способность к оценке, способность к прогнозированию;

    -быстрота реакции и легкость ассоциирования;

    -нестандартность мышления;

    -творческие способности;

    -развитие самостоятельности и потребности расширения своих социальных возможностей.

    Формы работы:

    1. Факультативные занятия.
    2. Кружки по интересам.
    3. Конкурсы, соревнования, выставки.
    4. Интеллектуальные марафоны.
    5. Участие в олимпиадах.
    6. Проведение предметных  недель.
    7. Работа по индивидуальным планам.
    8. Занятия в профильных группах.
    9. Библиотечный урок.
    10. Практическая работа.        
    11. Экскурсия.
    12. Игра.
    13. Конференция.
    14. Проектная деятельность.
    15. Консультация.

    Требования к работе по выявлению творческих способностей обучающихся:

    Длительное наблюдение и изучение обучающихся в различных ситуациях и различных видах творческой деятельности.

    Сочетание применения тестовых методик с обычными наблюдениями за деятельностью обучающихся.

    Тестовые творческие задачи должны решаться на переделе мобилизации сил и способностей обучающегося, либо с небольшой помощью преподавателя.

    Активное участие в творческих конкурсах, олимпиадах и т.д.

     Основные этапы реализации программы

    1 этап

    • Разработка программы работы по выявлению творческих способностей обучающихся.
    • Разработка структуры управления программой, должностных инструкций, распределение обязанностей.
    • Анализ материально-технических, педагогических условий реализации программы.
    • Создание банка данных по способностям студентов.
    • Создание банка текстов олимпиад и конкурсов.

    2 этап

    • Диагностика склонностей студентов.
    • Создание банка творческих работ студентов.

     этап

    • Участие в олимпиадах, конференциях, выставках, соревнованиях, проектных мероприятиях, Интернет - конкурсах, форумах.
    • Проведение выставок технического творчества.
    • Поддержка руководителей проектных, исследовательских и творческих работ обучающихся.
    • Анализ и корректировка программы.
    • Обобщение опыта работы по технологиям творческого развития студентов.

    Ожидаемые результаты программы

    • создание условий для сохранения и приумножения творческого потенциала студентов;
    • повышение качества образования и воспитания студентов;
    • удовлетворенность обучающихся своей деятельностью и увеличение числа таких студентов;
    • повышение уровня индивидуальных достижений студентов в образовательных областях, к которым у них есть способности;
    • адаптация студентов к социуму в настоящем времени и в будущем;
    • формирование банка, технологий и программ для ранней диагностики способных и одаренных студентов;
    • повышение  активности обучающихся на уроках и внеклассных мероприятиях;
    • повышение  эффективности самостоятельной работы.

    Система по отбору и выявлению у обучающихся творческих способностей

    Основные задачи этапа отбора

    Основные методы отбора

    1

    Предварительный этап выявления способностей

    1. Педагогическое наблюдение
    2. Контрольные испытания (тесты)
    3. Анкетирование, опросник

    2

    Углубленная проверка выявленных способностей

    1.  Педагогическое наблюдение
    2.  Контрольные испытания (тесты)
    3. Олимпиады, конкурсы

    3

    Систематическое  изучение каждого обучающегося

    1. Педагогическое наблюдение
    2.  Контрольные испытания (тесты)
    3. Анкетирование, опросник
    4. Олимпиады, конкурсы

    На основе педагогических наблюдений определяются специфические способности обучающихся. Так, например, преподаватель путем систематического наблюдения за студентом фиксирует его способности к освоению программы.

    Большую роль по выявлению способностей играют педагогические контрольные тесты, по результатам которых судят о наличии специальных способностей.  

    Программа основана на коммуникативной методике, является вариативной: педагог может вносить изменения в диагностический инструментарий, выбирать формы работы и дополнять педагогическую деятельность по выявлению способностей обучающихся новыми технологиями, методами и приемами.

    План работы по выявлению творческих способностей у обучающихся.

    № п.п.

    Наименование мероприятия

    Дата проведения

    Ответственные.

    1.

    Выявление способных обучающихся. Диагностика творческих

    способностей обучающихся (тестирование):

    -методика Дж.Брунера;

    - сокращенный вариант изобразительной (фигурной) батареи теста креативности П. Торренса

    Сентябрь, ежегодно

    Преподаватель английского языка, классные руководители

    2.

    Классификация способных обучающихся.

    сентябрь

    Социальный педагог, преподаватель английского языка

    3.

    Составление плана работы со способными обучающимися.

    сентябрь

    Социальный педагог, преподаватель английского языка

    4.

    Привлечение способных обучающихся к работе в кружке английского языка.

    сентябрь

    Преподаватель английского языка, классные руководители,

    руководители кружков.

    5.

    Привлечение способных обучающихся к подготовке к олимпиадам по английскому языку.

    в течение года

    Преподаватель английского языка

    6.

    Предметные недели.

    Согласно плана работы ПЦК

    Председатель ПЦК,

    преподаватель английского языка

    7.

    Привлекать к выполнению заданий повышенной сложности на уроках.

    в течение года

    Преподаватель английского языка

    8.

    Привлечение обучающихся к подготовке рефератов и выступлений по темам на уроках английского языка.

    в течение года

    Преподаватель английского языка.

    9.

    Привлечение к участию в олимпиадах по английскому языку

    в течение года

    Преподаватель английского языка.

    10.

    Поощрение победителей олимпиад грамотами.

    по итогам

    Администрация колледжа

    11.

    Вручение благодарственных писем родителям за воспитание обучающихся, показавшим отличные знания английского языка..

    июнь

    Администрация колледжа

    Библиографический список

    1. Белых С.Л. Управление исследовательской активностью школьника. – М: «Исследовательская работа школьников», 2007.
    2. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. – М, 1991.
    3. Кон И.С. Психология старшеклассника. – М., «Просвещение»,1994.
    4. Одаренные дети / Под ред. Г.В. Бурменской, В.М. Слуцкого. – М., 1991.
    5. Одаренный ребенок / Под ред. О.М. Дьяченко. - М., 1997.
    6. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.C Лейтеса. – М., 2000.
    7. Савенков. А.И. Одаренные дети в школе и дома. – М., 2000.
    8. Тэкэкс К., Карне М. Одаренные дети. – М., 1991.
    9. Чудновский В.Э., Юркевич В.С. Одаренность: дар или испытание. – М, 1990.
    10. Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. - М., 2004.
    11. Анастази А. Психологическое тестирование. В двух томах. М.: Педагогика. 1982.
    12. Матюшкин Л. М. Загадка одаренности. М.: Школа-Пресс. 1993.
    13. Одаренные дети. Пол ред. Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого. М.: Прогресс. 1991.
    14. Шумакова Н. Б., Щебланова С. И., Щербо Н. П. Исследование творческой одаренности с использованием тестов П. Торренса у младших школьников при специальном обучении. Вопросы психологии.1991. № 1, с. 27-32.
    15. Дружинин В.Н. Психология общих способностей – СПб.: Питер Ком, 1999. – 368 с.: (Серия "Мастера психологии")
    16. Леонтьев А.А. «Научите человека фантазии…» (творчество и развивающее обучение)//Вопросы психологии – 1998г. - №5
    17. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций – М.: Прометей, 1992.-528с.
    18. Селевко Г.К. Технологии развивающего обучения// Школьные технологии – 1997г. - №4
    19. Штерн В. Умственная одаренность – С-П. –1997г.

             Ведомость по выявлению творческих способностей на уроках

                                             по дисциплине Иностранный язык

    у обучающихся по методике Дж.Брунера

         Группа                                                                             Дата

    Ответы на тесты

    № п/п

    Ф.И.О.

    Предметное мышление

    Символическое мышление

    Знаковое мышление

    Образное мышление

    Креативность

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    11

    12

    13

    14

    15

    Итоговый результат по группе

    Наименование

    Предметное мышление

    Символическое мышление

    Знаковое мышление

    Образное мышление

    Креативность

    Уровень

    чел.

    %

    чел.

    %

    чел.

    %

    чел.

    %

    чел.

    %

    низкий уровень

    средний уровень

    высокий уровень



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие творческих способностей обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности

    Выступление на педагогическом совете на тему:«Развитие творческих способностей обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности»...

    Методическая разработка "Выявление и развитие творческих способностей учащихся на уроках музыки и во внеурочной деятельности"

    Развитие творческих способностей учащихся является важнейшей задачей современной школы. По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую активность, музыкальное искусство занимает, без...

    Программа «Выявление и развитие творческих способностей обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности»

    Цель программы: выявление и развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся через предмет "География"...

    Методическая разработка "Выявление и развитие творческих способностей учащихся на уроках музыки и во внеурочной деятельности"

    Развитие творческих способностей учащихся является важнейшей задачей современной школы. По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую активность, музыкальное искусство занимает, без...

    Программа "Выявление и развитие творческих способностей обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности"

    ВажЦель программы: создание условий, способствующих выявлению и развитию творческих способностей учащихся.Задачи:1) изучить научные данные о психологических особенностях детей с творческими ...

    Программа «Выявление и развитие творческих способностей обучающихся на уроках технологии и во внеурочной деятельности» учителя технологии Воронцова Сергея Александровича

    Учитель технологии призван способствовать формированию у школьников желание трудиться с охотой, интересом. Очень важно пробудить у детей желание «хочу узнать». Но этого мало, необходимо по...