Доклад на тему: «Индивидуализация и дифференциация обучения на уроках английского языка в начальной школе»
статья по английскому языку

Луковкина Екатерина Владимировна

Доклад для выступления на методическом объединении, с заданиями для использования на уроке

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_gmo_2017.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад по теме «Индивидуализация и дифференциация обучения на уроках английского языка в начальной школе»

Выполнила: Луковкина Екатерина Владимировна

                           Учитель английского языка

                   МБОУ «Гимназия №5»

2017/2018 учебный год

Концепция модернизации Российского образования развивает основные принципы образовательной политики в России, которые определены в Законе Российской Федерации "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012г. №273-ФЗ и раскрыты в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года.

«Обеспечить дифференциацию и индивидуализацию образования при обеспечении государственных образовательных стандартов на основе многообразия образовательных учреждений и вариативности образовательных программ»

Проблема индивидуальных различий детей и их дифференцированного обучения давно волнует родителей, учителей и учёных и является не только социально-психологической и философской, но и собственно актуальной педагогической проблемой.

Основная цель - осуществление индивидуализации и дифференциации в обучении - заключается не столько в обеспечении необходимого минимума в усвоении знаний, умений и навыков, сколько в обеспечении максимально возможной глубины в овладении материалом, надлежащего развития способностей каждого ученика, наибольших сдвигов в развитии каждого ребёнка. Таким образом, индивидуализация и дифференциация предполагают собой осуществление развивающего обучения.

Разработка системы воздействия на каждого ученика с учётом индивидуальных, возрастных особенностей - вот задача, стоящая перед учителем по реализации индивидуального подхода в практической деятельности.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ — (франц. differentiation - от лат. differentia - разность, различие), разделение целого на различные части, формы и ступени.…

Дифференциация обучения - особая форма организации обучения с учетом типологических индивидуально-психологических особенностей учащихся и особой организации коммуникации учителя – учеников, связывается с такой организацией учебного процесса, которая характеризуется вариативностью содержания, методов и интенсивности обучения (С.И. Зубов, Л.Н. Калашникова, Т.П. Михиевич, А.А. Попова и др.). Дифференциация является в настоящее время одним из ключевых направлений обновления школы. Это определяется той ролью, которую играет дифференциация в реализации многообразия образовательных систем, развития индивидуализации обучения, способностей, познавательной активности школьников, нормализации их учебной нагрузки и т.д.

Индивидуализация обучения – это учет в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех его формах  и методах, независимо от того, какие особенности и в какой мере учитываются (И. Унт).

Технология дифференцированного обучения представляет собой совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определенную часть учебного процесса.

Между понятиями «индивидуализация» и «дифференциация» существует взаимосвязь, определяемая следующим соотношением: дифференциация обучения учащихся является важным условием индивидуализации всего педагогического процесса.

Цели дифференцированного обучения:

1. Психолого-педагогическая  индивидуализация обучения, которая основана на создании оптимальных условий для каждого обучаемого.

2. Социальная - целенаправленное воздействие на процесс формирования творческого, интеллектуального, профессионального потенциала общества.

3. Дидактическая - решение проблем школы путем создания новой методической системы дифференцированного обучения.

Основные принципы дифференциации:

1. Всеобщая талантливость - нет бесталанных людей, а есть занятые не своим делом.

2. Взаимное превосходство — если у кого-то получается хуже, чем у других, значит, что-то может получаться лучше; это что-то нужно искать.

3. Неизбежность перемен — ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным.

Персональная дифференциация - индивидуальный темп продвижения при усвоении учебного материала. Деление на группы происходит по ходу учебной работы на уроке и без участия учителя.

Критерии деления учащихся на группы:

а) по объему знаний.

б) по способности к учению и отношению к учению.

Существуют и другие критерии деления учащихся на группы.

Существуют два основных вида дифференциации: уровневая и профильная.

Уровневая дифференциация выражается в том, что, обучаясь в одном классе, по одной программе и учебнику, обучаемые могут усваивать материал на разных уровнях. Концепция уровневой дифференциации – это принципиально новая концепция для нашей страны, Это аналог обучения на основе полного усвоения, которое получило широкое распространение в США, Англии, Австрии, Бельгии, Бразилии, Индонезии, Южной Кореи, Норвегии и других странах.

Результаты изучения показали, что при правильной организации обучения и, особенно, при снятии жестких временных рамок, около 95% учащихся могут полностью усваивать все содержание обучения.

Основной путь осуществления дифференциации обучения – формирование мобильных групп учащихся. По каким же показателям распределять учащихся в группы?

А.Н. Капиносов предложил в качестве таких показателей взять:

 «темп овладения материалом » и

«способность самостоятельно применять усвоенные знания и умения».

Он выделил четыре группы учеников: с высоким, средним и низким темпом продвижения в обучении; не успевающие учащиеся, значительно отстающие в умственном развитии от сверстников и имеющие существенные пробелы в знаниях.

В учебной деятельности проявляется широкий диапазон индивидуальных особенностей. Существуют разные классификации, определяемые тем, какие показатели берутся за основу для распределения школьников в группы.

 И.Э. Унт считает, что к особенностям учащихся, которые в первую очередь следует учитывать при индивидуализации обучения, относятся:

1) Обучаемость, то есть общие умственные способности, а также специальные особенности;

2) Учебные умения;

3) Обученность, которая состоит как из программных, так и внепрограммных знаний, умений и навыков;

4) Познавательные интересы (на фоне общей учебной мотивации);

5) Состояние здоровья.

Способы организации учебной деятельности в условиях дифференцированного обучения можно разделить на три крупных блока:

  1. 1)фронтальная работа 2) групповая работа 3) индивидуальная работа.

 

Особенно данный вопрос актуален на уроках иностранного языка, связанных с развитием коммуникативной компетенции у школьников. Учебный предмет «английский язык» в современной школе имеет познавательную направленность, т.е. он дает учащимся знания об англоговорящей стране и формирует языковые умения. Умения и навыки в области иностранного языка (речь, чтение, письмо) являются необходимым условием и средством учебного труда учеников. Без знания иностранного языка невозможно полноценное участие человека в жизни современного общества, участие в современном производстве, в развитии культуры, искусства.

3aчacтyю диффepeнциaция в oбyчeнии aнглийcкoмy языкy ocнoвывaeтcя нe нa индивидyaльныx ocoбeннocтяx личнocти yчeникa, a лишь нa индивидyaльныx пpoбeлax в eгo знaнияx. Спocoбнocти шкoльникoв к изучению английского языка нe oдинaкoвы: oдним язык дaeтcя лeгкo, дpyгим — c бoльшим тpyдoм. Слeдyeт oтмeтить и тoт фaкт, чтo yчeбный мaтepиaл нa paзныx cтyпeняx oбyчeния мoжeт ycвaивaтьcя yчaщимиcя oднoгo и тoгo жe клacca пo-paзнoмy: oдни лeгчe ycвaивaют лeкcикy в cилy xopoшo paзвитoй мexaничecкoй пaмяти, y дpyгиx бoлee paзвитo cлyxoвoe вocпpиятиe, пoэтoмy oни ycпeшнo cпpaвляютcя c зaдaниями пo ayдиpoвaнию и т. д. Кpoмe тoгo, y вcex дeтeй paзный cклaд мышлeния.

Изyчeниe интepecoв и cклoннocтeй шкoльникoв, иx yчeбныx вoзмoжнocтeй, a тaкжe aнaлиз пepcпeктив paзвития этиx вoзмoжнocтeй дoлжны пocлyжить иcxoдным мoмeнтoм в диффepeнциpoвaннoм пoдxoдe к обучению английскому языку

 

Использование дифференцированных заданий

С точки зрения индивидуализации и дифференциации можно выделить три основных вида упражнений (С.Ю. Николаева):

адаптивные,

совершенствующие,

корректирующие.

Адаптивные упражнения бывают двух видов:

1) упражнения, имеющие вспомогательный характер, их цель – помочь группам более слабых учащихся справиться с рекомендуемыми всему классу заданиями, а более сильным – обеспечить обучение на оптимальном уровне;

2) адаптивные упражнения, направленные на формирование навыков и умений с учетом особенностей личностной сферы учащихся.

Корректирующие упражнения способствуют ликвидации имеющихся и вновь возникающих пробелов в знаниях по иностранному языку и доразвитию определенных процессов личности. Их целью является развитие навыков и умений, которые должны были быть сформированы у школьника ранее.

Совершенствующие упражнения предусматривают своего рода шлифовку психологической структуры личности.

 

Использование данных упражнений в различных видах речевой деятельности и отдельных формах работы:

 

 При работе над текстом

Ученики получают задание, обще для всех – прочитать текст. Далее идут задания, которые ученики могут выбрать по степени трудности и с учетом личностных особенностей.

Группа А (сильные)

- Придумайте его окончание (другое окончание при определенных

условиях).

Скажите, как бы вы поступили на месте главного героя.

Расскажите краткое содержание текста.

Группа В (средние)

Ответьте на специальные вопросы.

Дополните предложения фразами из текста.

Составьте план текста.

Группа С (слабые)

Ответьте на общие вопросы.

Определите, какая из трех картинок подходит по содержанию текста.

Выпишите главную мысль.

 При работе над лексикой:

Группа А (сильные)

Придумай предложения с новыми словами.

Разгадай кроссворд

Группа В (средние)

Найдите 10 слов по теме «Каникулы» (всего их там 15).

Выбери и вставь слово, подходящее по смыслу.

Let’s…. to the seaside!

a) make, b) go, c) swim

Вставьте приведенные рядом слова: (fly, climb,swim):

1) Look! This bird can …. In the sky! .

2) Can you … trees?

3) George can … like a fish.

Группа С (слабые)

В каждой строчке подчеркните одно слово, которое читается по другому:

1) call, ball, last, almost

2) flag, game, great, vegetable

Вычеркните лишнее слово (по любому признаку):

1) English, Britain, Russian, French, British, German.

2) Paint, pencil, subject, exercise book, rubber.

3) Найдите антонимы для следующих слов:

To ask, bed, black, to cry, boy, little.

Выбери слово, наиболее подходящее по смыслу выделенному:

to study a) to stand b) to sit c) to learn d) to read.

 

При работе над отдельными видами деятельности - упражнения разного уровня

Все это позволяет сделать следующие выводы:

1) организация учебной деятельности с использованием дифференцированного подхода способствует развитию коммуникативных навыков не только в общении на иностранном языке, но и в развитии общей коммуникабельности учащихся.

2) учащиеся перестают быть пассивными участниками учебного процесса и становятся его активными участниками.

3)особенно в начальной школе важно выработать у учеников желание и любовь изучать язык, на этом этапе пусть в игровой форме, снять трудность, дать возможность поверить в свои силы. А это возможно только благодаря сочетанию дифференциации и индивидуализации обучения на уроках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему «Проблемы развития социальной компетенции на уроках английского языка в начальной школе»

В работе дается теоретический материал на тему развития социальной компетенции на уроках английского языка в начальной школе и, варанты применения различныз приемов в моей практике....

СПОСОБЫ ДОСТИЖЕНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

                                            «Особенностью английского языка, ...

Интерактивность и групповые формы обучения на уроке английского языка в начальной школе

В статье рассматривается значимость интерактивных форм обучения иностранным языкам на начальном этапе. Групповые интерактивные методы и приемы обучения позволяют достигать не только предметного резуль...

Психолого-педагогические основы реализации игровых методов обучения на уроках английского языка в начальной школе

Игра – вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. Человеческая игра есть изначально мотивированная, генетически и социально запрограммиро...

Использование технологии разноуровневого обучения на уроках английского языка в начальной школе в условиях реализации ФГОС

В настоящее время заметно повысилась планка требований к знаниям, умениям и практическим навыкам владения языком международного общения. Запросы общества к качеству обучения английскому языку растут. ...