Доклад на тему: «Индивидуализация и дифференциация обучения на уроках английского языка в начальной школе»
статья по английскому языку
Доклад для выступления на методическом объединении, с заданиями для использования на уроке
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_gmo_2017.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад по теме «Индивидуализация и дифференциация обучения на уроках английского языка в начальной школе»
Выполнила: Луковкина Екатерина Владимировна
Учитель английского языка
МБОУ «Гимназия №5»
2017/2018 учебный год
Концепция модернизации Российского образования развивает основные принципы образовательной политики в России, которые определены в Законе Российской Федерации "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012г. №273-ФЗ и раскрыты в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года. «Обеспечить дифференциацию и индивидуализацию образования при обеспечении государственных образовательных стандартов на основе многообразия образовательных учреждений и вариативности образовательных программ» |
Проблема индивидуальных различий детей и их дифференцированного обучения давно волнует родителей, учителей и учёных и является не только социально-психологической и философской, но и собственно актуальной педагогической проблемой.
Основная цель - осуществление индивидуализации и дифференциации в обучении - заключается не столько в обеспечении необходимого минимума в усвоении знаний, умений и навыков, сколько в обеспечении максимально возможной глубины в овладении материалом, надлежащего развития способностей каждого ученика, наибольших сдвигов в развитии каждого ребёнка. Таким образом, индивидуализация и дифференциация предполагают собой осуществление развивающего обучения.
Разработка системы воздействия на каждого ученика с учётом индивидуальных, возрастных особенностей - вот задача, стоящая перед учителем по реализации индивидуального подхода в практической деятельности.
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ — (франц. differentiation - от лат. differentia - разность, различие), разделение целого на различные части, формы и ступени.…
Дифференциация обучения - особая форма организации обучения с учетом типологических индивидуально-психологических особенностей учащихся и особой организации коммуникации учителя – учеников, связывается с такой организацией учебного процесса, которая характеризуется вариативностью содержания, методов и интенсивности обучения (С.И. Зубов, Л.Н. Калашникова, Т.П. Михиевич, А.А. Попова и др.). Дифференциация является в настоящее время одним из ключевых направлений обновления школы. Это определяется той ролью, которую играет дифференциация в реализации многообразия образовательных систем, развития индивидуализации обучения, способностей, познавательной активности школьников, нормализации их учебной нагрузки и т.д.
Индивидуализация обучения – это учет в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех его формах и методах, независимо от того, какие особенности и в какой мере учитываются (И. Унт).
Технология дифференцированного обучения представляет собой совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определенную часть учебного процесса.
Между понятиями «индивидуализация» и «дифференциация» существует взаимосвязь, определяемая следующим соотношением: дифференциация обучения учащихся является важным условием индивидуализации всего педагогического процесса.
Цели дифференцированного обучения:
1. Психолого-педагогическая индивидуализация обучения, которая основана на создании оптимальных условий для каждого обучаемого.
2. Социальная - целенаправленное воздействие на процесс формирования творческого, интеллектуального, профессионального потенциала общества.
3. Дидактическая - решение проблем школы путем создания новой методической системы дифференцированного обучения.
Основные принципы дифференциации:
1. Всеобщая талантливость - нет бесталанных людей, а есть занятые не своим делом.
2. Взаимное превосходство — если у кого-то получается хуже, чем у других, значит, что-то может получаться лучше; это что-то нужно искать.
3. Неизбежность перемен — ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным.
Персональная дифференциация - индивидуальный темп продвижения при усвоении учебного материала. Деление на группы происходит по ходу учебной работы на уроке и без участия учителя.
Критерии деления учащихся на группы:
а) по объему знаний.
б) по способности к учению и отношению к учению.
Существуют и другие критерии деления учащихся на группы.
Существуют два основных вида дифференциации: уровневая и профильная.
Уровневая дифференциация выражается в том, что, обучаясь в одном классе, по одной программе и учебнику, обучаемые могут усваивать материал на разных уровнях. Концепция уровневой дифференциации – это принципиально новая концепция для нашей страны, Это аналог обучения на основе полного усвоения, которое получило широкое распространение в США, Англии, Австрии, Бельгии, Бразилии, Индонезии, Южной Кореи, Норвегии и других странах.
Результаты изучения показали, что при правильной организации обучения и, особенно, при снятии жестких временных рамок, около 95% учащихся могут полностью усваивать все содержание обучения.
Основной путь осуществления дифференциации обучения – формирование мобильных групп учащихся. По каким же показателям распределять учащихся в группы?
А.Н. Капиносов предложил в качестве таких показателей взять:
«темп овладения материалом » и
«способность самостоятельно применять усвоенные знания и умения».
Он выделил четыре группы учеников: с высоким, средним и низким темпом продвижения в обучении; не успевающие учащиеся, значительно отстающие в умственном развитии от сверстников и имеющие существенные пробелы в знаниях.
В учебной деятельности проявляется широкий диапазон индивидуальных особенностей. Существуют разные классификации, определяемые тем, какие показатели берутся за основу для распределения школьников в группы.
И.Э. Унт считает, что к особенностям учащихся, которые в первую очередь следует учитывать при индивидуализации обучения, относятся:
1) Обучаемость, то есть общие умственные способности, а также специальные особенности;
2) Учебные умения;
3) Обученность, которая состоит как из программных, так и внепрограммных знаний, умений и навыков;
4) Познавательные интересы (на фоне общей учебной мотивации);
5) Состояние здоровья.
Способы организации учебной деятельности в условиях дифференцированного обучения можно разделить на три крупных блока:
- 1)фронтальная работа 2) групповая работа 3) индивидуальная работа.
Особенно данный вопрос актуален на уроках иностранного языка, связанных с развитием коммуникативной компетенции у школьников. Учебный предмет «английский язык» в современной школе имеет познавательную направленность, т.е. он дает учащимся знания об англоговорящей стране и формирует языковые умения. Умения и навыки в области иностранного языка (речь, чтение, письмо) являются необходимым условием и средством учебного труда учеников. Без знания иностранного языка невозможно полноценное участие человека в жизни современного общества, участие в современном производстве, в развитии культуры, искусства.
3aчacтyю диффepeнциaция в oбyчeнии aнглийcкoмy языкy ocнoвывaeтcя нe нa индивидyaльныx ocoбeннocтяx личнocти yчeникa, a лишь нa индивидyaльныx пpoбeлax в eгo знaнияx. Спocoбнocти шкoльникoв к изучению английского языка нe oдинaкoвы: oдним язык дaeтcя лeгкo, дpyгим — c бoльшим тpyдoм. Слeдyeт oтмeтить и тoт фaкт, чтo yчeбный мaтepиaл нa paзныx cтyпeняx oбyчeния мoжeт ycвaивaтьcя yчaщимиcя oднoгo и тoгo жe клacca пo-paзнoмy: oдни лeгчe ycвaивaют лeкcикy в cилy xopoшo paзвитoй мexaничecкoй пaмяти, y дpyгиx бoлee paзвитo cлyxoвoe вocпpиятиe, пoэтoмy oни ycпeшнo cпpaвляютcя c зaдaниями пo ayдиpoвaнию и т. д. Кpoмe тoгo, y вcex дeтeй paзный cклaд мышлeния.
Изyчeниe интepecoв и cклoннocтeй шкoльникoв, иx yчeбныx вoзмoжнocтeй, a тaкжe aнaлиз пepcпeктив paзвития этиx вoзмoжнocтeй дoлжны пocлyжить иcxoдным мoмeнтoм в диффepeнциpoвaннoм пoдxoдe к обучению английскому языку
Использование дифференцированных заданий
С точки зрения индивидуализации и дифференциации можно выделить три основных вида упражнений (С.Ю. Николаева):
- адаптивные,
- совершенствующие,
- корректирующие.
Адаптивные упражнения бывают двух видов:
1) упражнения, имеющие вспомогательный характер, их цель – помочь группам более слабых учащихся справиться с рекомендуемыми всему классу заданиями, а более сильным – обеспечить обучение на оптимальном уровне;
2) адаптивные упражнения, направленные на формирование навыков и умений с учетом особенностей личностной сферы учащихся.
Корректирующие упражнения способствуют ликвидации имеющихся и вновь возникающих пробелов в знаниях по иностранному языку и доразвитию определенных процессов личности. Их целью является развитие навыков и умений, которые должны были быть сформированы у школьника ранее.
Совершенствующие упражнения предусматривают своего рода шлифовку психологической структуры личности.
Использование данных упражнений в различных видах речевой деятельности и отдельных формах работы:
При работе над текстом
Ученики получают задание, обще для всех – прочитать текст. Далее идут задания, которые ученики могут выбрать по степени трудности и с учетом личностных особенностей.
Группа А (сильные)
- Придумайте его окончание (другое окончание при определенных
условиях).
- Скажите, как бы вы поступили на месте главного героя.
- Расскажите краткое содержание текста.
Группа В (средние)
- Ответьте на специальные вопросы.
- Дополните предложения фразами из текста.
- Составьте план текста.
Группа С (слабые)
- Ответьте на общие вопросы.
- Определите, какая из трех картинок подходит по содержанию текста.
- Выпишите главную мысль.
При работе над лексикой:
Группа А (сильные)
- Придумай предложения с новыми словами.
- Разгадай кроссворд
Группа В (средние)
- Найдите 10 слов по теме «Каникулы» (всего их там 15).
- Выбери и вставь слово, подходящее по смыслу.
Let’s…. to the seaside!
a) make, b) go, c) swim
- Вставьте приведенные рядом слова: (fly, climb,swim):
1) Look! This bird can …. In the sky! .
2) Can you … trees?
3) George can … like a fish.
Группа С (слабые)
- В каждой строчке подчеркните одно слово, которое читается по другому:
1) call, ball, last, almost
2) flag, game, great, vegetable
- Вычеркните лишнее слово (по любому признаку):
1) English, Britain, Russian, French, British, German.
2) Paint, pencil, subject, exercise book, rubber.
3) Найдите антонимы для следующих слов:
To ask, bed, black, to cry, boy, little.
- Выбери слово, наиболее подходящее по смыслу выделенному:
_ to study a) to stand b) to sit c) to learn d) to read.
При работе над отдельными видами деятельности - упражнения разного уровня
Все это позволяет сделать следующие выводы:
1) организация учебной деятельности с использованием дифференцированного подхода способствует развитию коммуникативных навыков не только в общении на иностранном языке, но и в развитии общей коммуникабельности учащихся.
2) учащиеся перестают быть пассивными участниками учебного процесса и становятся его активными участниками.
3)особенно в начальной школе важно выработать у учеников желание и любовь изучать язык, на этом этапе пусть в игровой форме, снять трудность, дать возможность поверить в свои силы. А это возможно только благодаря сочетанию дифференциации и индивидуализации обучения на уроках.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование технологии электронного обучения на уроках английского языка в начальной школе
статья...
Доклад на тему «Проблемы развития социальной компетенции на уроках английского языка в начальной школе»
В работе дается теоретический материал на тему развития социальной компетенции на уроках английского языка в начальной школе и, варанты применения различныз приемов в моей практике....
Доклад на тему «Формирование Универсальных Учебных Действий на уроках английского языка на начальном этапе обучения в средней общеобразовательной школе.
Районный педагогический марафон «Современное образование: традиции, инновации, качество»...
СПОСОБЫ ДОСТИЖЕНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
«Особенностью английского языка, ...
Интерактивность и групповые формы обучения на уроке английского языка в начальной школе
В статье рассматривается значимость интерактивных форм обучения иностранным языкам на начальном этапе. Групповые интерактивные методы и приемы обучения позволяют достигать не только предметного резуль...
Психолого-педагогические основы реализации игровых методов обучения на уроках английского языка в начальной школе
Игра – вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. Человеческая игра есть изначально мотивированная, генетически и социально запрограммиро...
Использование технологии разноуровневого обучения на уроках английского языка в начальной школе в условиях реализации ФГОС
В настоящее время заметно повысилась планка требований к знаниям, умениям и практическим навыкам владения языком международного общения. Запросы общества к качеству обучения английскому языку растут. ...