Главные вкладки

    Выступление на городском методическом объединении учителей английского языка города Ессентуки 2017г. по теме "Формы и методы развития навыков монологической речи с опорой на текст"
    методическая разработка по английскому языку (5 класс)

    Малиновская Надежда Анатольевна

    Представляю Вашему вниманию материал по теме формирования навыков монологической речи. Формы и методы работы с текстовой опорой.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Формы и методы обучения монологической речи с опорой на текст.

         Первоначально темой своего выступления я выбрала тему своего самообразования на этот год. Она звучит как «Формы  и методы обучения монологической речи с опорой на текст». Данный вопрос показался для меня -  начинающего учителя интересным ведь, прийдя работать в школу, я столкнулась с такой ситуацией, которую часто именуют как «немое знание языка», когда учащийся не может сделать самостоятельное сообщение, состоящее из нескольких последовательных, связанных между собой фраз. Зачастую высказывания учащихся представляют собой либо односложные ответы на вопросы учителя, либо чисто формальное, хронологическое перечисление.  Для слабых же и отстающих учеников знание языка сводится к умению читать и переводить тексты, что неплоо, но не отвечает главной задаче, которую ставит перед собой учитель — научить коммуникации.

         Под монологическим умением понимается способность управлять лексическими, грамматическими и фонетическими навыками в целях реализации конечной задачи – продуцирования монологического высказывания.

    Коммуникативные цели монологического высказывания

    1. монолог-сообщение
    2. монолог-описание
    3. монолог-расуждение
    4. монолог-повествование
    5. монолог-убеждение

        Обучение монологической речи − чрезвычайно сложное дело. Монологическое высказывание рассматривается как компонент процесса общения любого уровня − парного, группового, массового. Это означает, что любое монологическое высказывание монологично по своей природе, всегда кому - то адресовано, даже если этот адресат −сам говорящий, хотя в структурном и многих других отношений его виды весьма специфичны.

    Выделяют следующие уровни сформированности монологических умений:

    1. продуктивный уровень. На данном уровне учащийся может постороить законченное высказывание опираясь на уже полученные знания и сформированные умения.
    2. репродуктивно-продуктивный уровень. Учащийся использует в своем ответе опору, но общий уровень умений позволяет вносить свои изменения и дополнения.
    3. репродуктивный уровень. Здесь ученик в речи использует в основном  материал изученного текста, аудио или видео записи. (пересказывает прочитанное, увиденное или услышанное).

     Последние 2 уровня являются очень важными в формировании умений продуктивной речи. Создают необходимую основу,являются непосредственной подготовкой к свободному выражению учащимися их мыслей и чувств.Говорение в монологической форме представляет большую трудность для учащихся как на родном, так и на иностранном языке. Оно связано с выбором того, что сказать и как сказать, т.е. с определением содержания и формы его изложения. Поэтому формирование этого сложного умения предполагает широкое использование опор.

    Назначение опор – непосредственно или опосредованно помочь порождению речевого высказывания за счет вызова ассоциаций с жизненным и речевым опытом учащихся. Опоры можно разделить на:

    • словесные (вербальные)
    • изобразительные
    • Текст (зрительно)
    • Текст (аудитивно)
    • Микротекст (зрительно)
    • Микротекст (аудитивно)

        Монологическое высказывание может быть разного уровня:

    1) слово (словоформа)

    2) словосочетание,

    3) фраза,

    4) сверхфразовое единство

    5) текст

    На любом из этих уровней монологическое высказывание выступает в процессе общения в качестве речевой единицы, будь то реплика, утверждение (словосочетание), вопрос (фраза), убеждение (сверхфразовое единство) или доклад, рассказ (текст) и т. п.

    Первые три уровня высказываний в плане обучения относятся к овладению лексической и грамматической сторонами говорения, к этапу развития речевого умения относятся лишь уровни сверхфразового единства и текста.

    Для успешного обучения монологическому высказыванию на основе сверхфразового единства необходимо придерживаться следующих этапов:

    На первом этапе вырабатывается умение высказать одну законченную мысль, одно утверждение по теме на уровне одной фразы. Учитель называет тему, учащиеся по очереди произносят по одной любой фразе. Если ученик и произносит два предложения, то они могут представлять собой два самостоятельных высказывания, обязательной связи между ними нет.

    Второй этап начинается тогда, когда от учащихся требуется обратить внимание на логическую связь сказанных фраз. Например, высказывание Our classroom is large. Our classroom is clean плохо, так как предложения построены по одной модели, а высказывание Our classroom is large. There are four windows in it хорошо. На этом этапе нужно преодолеть полученное противоречие, т. е. отучить учащихся произносить бессодержательный набор предложений и учить высказываться логически.

    Третий этап характеризуется новыми логическими задачами и обязательным увеличением объема высказывания. Здесь учащийся должен включать элементы рассуждения аргументации.

    На этапе совершенствования навыков следует добиваться высказывания со всеми присущими ему качествами на уровне двух-трех фраз, такое высказывание можно назвать микровысказыванием. На этапе развития умения следует развивать высказывание большего объема и, соответственно, лучшего качества.

    Существует два пути овладения монологической речью. Путь «снизу вверх». Он намечает путь от последовательного, систематичного овладения отдельными речевыми действиями (отдельными высказываниями) разного уровня к их последующему комбинированию, объединению. В основе этого подхода лежит предположение о том, что поэлементное, поэтапное, поуровневое усвоение системы языка, овладение компонентами монологической речи в итоге приводят к умению самостоятельно участвовать в речевом общении – порождать связные высказывания в устной и письменной форме.“Путь снизу” предполагает развёртывание высказывания от элементарной единицы-слова  к законченному монологу.

    Путь «сверху вниз» предполагает максимальное усвоение содержательного плана текста его языкового материала и композиции, т. е всего того, что потом будут использовать учащиеся при построении своих высказываний.

    Для обучения монологическому высказыванию на уровне сверхфразового единства с опорой на текст.необходимо использоватьовать упражнения, которые способствуют развитию логического мышления, формированию навыков и умений логического построения речи. Например:

    •  Соедини простые предложения рассказа в сложные;
    •  Закончи высказывания, (используя предложенные варианты);
    • Подбери к данным тезисам соответствующие аргументы (тезисы приведены ниже);
    •  Объясни причину…;
    •  Докажи, что…;
    •  расскажите об описанном случае так, будто бы вы были его участниками;
    •  расскажите биографию героя, словно вы были его другом (знакомым);
    •  расскажите об отношении определенных действующих лиц к происходящему событию.

    К этому можно добавить и другие упражнения

    • мозговой штурм
    • ранжирование
    • составление логико-смысловых карт.

    Надо сказать, что разнообразие  упражнений имеется и в учебнике. Данные упражнения всем известны и служат хорошим подспорьем в работе каждого учителя.

    Этапы работы

    1. Определение и разъяснение задач.

    2.Работа над текстом, используемом как опора.

    3.Постановка основных вопросов, способствующих раскрытию содержания текста.

    4.Создание языковой базы(повторение пройденного материала, сообщение нового материала, необходимого для выполнения данного задания)

    5.Устное выполнение заданий (совместно всеми и индивидуально).

    6.Письменная работа 5-10 минут.

    7.Обсуждение работ учащихся( учитель отмечает наиболее удавшиеся работы, корректирует ошибки).

    8.Заключительный рассказ.

    9.Дополнения учителя, нацеленные на расширение кругозора учащихся и развития навыка понимания разговорной речи на слух.

         Как я уже отметила, первоначально я работала с этой темой.  Изученный материал помог найти новые подходы в работе. Но у меня совершенно естественно возник вопрос. А к чему я хочу прийти?  Какова моя конечная цель при обучении монологической речи, постороение сверхфразового единства и текста. Каким требованиям оно должно соответствовать?

        Ответом на данный вопрос послужили требования, предъявляемые к ученикам 9 классов, сдающих ОГЭ. Мы знаем, что одним из этапов экзамена  является «Тематическое монологическое высказывание с вербальной опорой в тексте задания».

    Данное высказывание должно соответсвовать следующим критериям.

    1. Высказывание логично и имеет завершённый характер; имеются вступительная и заключительная фразы, соответствующие теме. Средства логической связи используются правильно.
    2. Использованный словарный запас, грамматические структуры, фонетическое оформление высказывания соответствуют поставленной задаче .
    3. Тема раскрыта в полном объёме (полно, точно и развернуто раскрыты все аспекты, указанные в задании).

    Вышеуказанные требования я решила выбрать неким маяком в моей работе, ведь легче отправляться в путь, когда знаешь пункт своего назначения. Передо мной встал другой вопрос: как, работая с текстом,( еще на начальном этапе обучения в средней школе) научить ребят строить свое высказывание по определенной схеме, чтобы оно соответствовало этим критериям или приближало их к ним

    1 ЭТАП

    Представляем тему.

    Тема может быть представлена в виде картинок, размещенных на доске или на слайде. Фрагмент видео.

    -What are we going to talk about?

    2 ЭТАП

    Мозговой штурм

    Предлагаем учащимся назвать слова по теме. Это позволит учителю выяснить насколько хорошо тема знакома и близка детям.

    3 ЭТАП

    Непостредственно чтение текста с целью нахождения ответа на 1 поставленный вопрос.

    4ЭТАП

    Начинаем формировать скелет высказывания.

    Элементарный уровень.

    Who can say more? Найти как можно больше словосочетаний из текста по теме. Каждый последующий человек повторяет слова предыдущего и добавляет свое. (глаголы действия в словосочетаниях)

    Уровень предложения

    Отвечаем на поставленные вопросы.

    Where did the Shermans want to go?

    When did they arrive at the airport?

    What did Julia's family did?

    How long did they stay in Egypt?

    Did they enjoy their holidays?

    Who did this ?

    Уровень Сверхфразового единства.

    Соотносим деятеля и действие. Отрабатываем грамматику.

    Добавляем средства логической связи.

    Complete the sentences

     __________bought the tickets.

    ___________saw a lot of big and modern planes.

    Besides,  on board she_____________________

    Also Julia ____________________

    In the afternoon __________________

    Julia went sightseeing and  as a result.....

    The Shermans  had a lot of  ….... Also they …..

    5 ЭТАП

    Учимя делать выводы, Заканчиваем высказывание. Опора для учащихся на доске.

    I think ….holidays    

    In my opinion....

    In a word …..

    In a word  they  were__________________

    6 ЭТАП

    Составляем свой рассказ по теме, используя наработанный материал.

    Опора на доске или слайде. Это задание выполняется сразу устно или предварительно письменно (на усмотрение учителя)

    Now I would like to tell you about my holidays.

    In summer I like to   V1   but  I don't like….

    I enjoy …..  Besides  I like

    Last summer  we …V2.

    I enjoyed …Ving and Ving

    Dad  V2…. Also he V2

    Mummy     V2   as a result  she…...V2

    In a word our holidays were ….

    7 ЭТАП

    Проводим обсуждение работ. Выбираем лучшую. Корректируем ошибки все вместе.

    На этом этапе можно поиграть в игру  «Mr Yes and Mr No”

    8 ЭТАП

    Заключительный рассказ после исправления ошибок.

    9 ЭТАП

    Дополнения учителя, нацеленные на расширение кругозора школьников и развитие навыка понимания разговорной речи на слух.

    Таким образом, для эффективного развития умений монологической речи (особенно в начальных классах среднего звена) следует соблюдать определенную последовательность  методических действий, необходимых и достаточных для успешного овладения данным видом речевой деятельности. Знание психолого-педагогических особенностей учащихся позволяет организовать учебные занятия таким образом, чтобы процесс обучения способствовал повышению мотивации и познавательной активности учащихся.

    Выступление на городском методическом объединении

    учителя английского языка МБОУ СОШ№9

    Малиновской Надежды Анатольевны

     по теме:

     «Формы и методы обучения монологической речи с опорой на текст»

    Ессентуки

    2016-2017

    Построение такого высказывания можно сравнить со строительством дома. Я постаралась подобрать некую схему работы с текстом, набор упражнений с опорой на текст, позволяющих осуществить эту задачу.

    Здесь пригодится вот такой наглядный прием в виде  домика, Где фундаментом будет обязательная вступительная часть, кирпичиками отдельные слова и фразы, сложенные позднее в предложения, скрепляющим раствором послужат средства логической связи. А венцом всего (крышей) заключительная часть, включающая выводы и свое отношение к предложенной теме.

    Я предлагаю вам вместе проделать ряд подготовленных упражнений с опорой на небольшой текст, взятый мной в качестве примера из УМК М.З.Биболетовой « Enjoy English “ за 5 класс.

    1 этап. Чтение текста. ( Учащимся предлагается прочитать текст про себя и ответить на одим поставленный вопрос)

    2 этап.  Намечаем план дальнейшего высказывания. Определяем 3 основных пункта.

    3 этап. Создаем фундамент «будущего строения».  Учитель предлагает  фразы, подходящие для вступления.

    4 этап. Приступаем к заготовке лексико-грамматического материала.

      1) Определите действующих лиц. Впишите их имена в квадратики.

      2) Найдите в тексте глаголы (действия), связанные с темой нашего высказывания.

    • проверяем понимание данных глаголов: соотносим с картинками либо с русским эквивалентом;
    • работаем с грамматикой ( ситуация относится к прошедшему времени, следовательно повторям 2-ую форму неправ. глаголов).
    • Вписываем глаголы действия в квадратики напротив нужного героя.

    3) подбираем соответствующие дополнения и обстоятельства места и времени, дополняем ими наше «строение». Соединяем простые предложения в сложные.

    4) Скрепляем кирпичики раствором, т. е. С помощью слов-связок делаем высказывание логичным и последовательным.

    5. «Устанавливаем крышу на доме» т. е. Завершаем высказывание с помощью заключительных фраз ( учитель предлагает небольшой список фраз, обсуждает их значение с учащимися)

    Дом готов.  Можно готовиться к выступлению.

    Я предстваила подробный план работы. Здесь задействованы не только такие виды речевой деятельности как чтение и говорение, но и письмо.

    Мне представляется, что овладев в достаточной мере этим навыком построения высказывания на начальных этапах обучения в средней школе, учащиеся  на более старших этапах могут использовать в работе облегченную версию. Не записывать все предложения, а лишь ключевые слова, имея перед глазами схему-напоминание.   Данную схему можно повесить в классной комнате чтобы она служила опорой при построении монологического высказывания. (представить схему ввиде плаката).

             


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    урок английского языка "В гостях" Развитие навыков монологической речи" 3 кл

    урок английского языка  "В гостях" Развитие навыков  монологической речи" 3 кл по учебнику Биболетовой М.З. Много интересных индивидуальных заданий...

    Развитие навыков монологической речи на уроке английского языка по теме British food

    Содержит комплекс упражнений для развития монологической речи на основе видео British food (“Window on Britain” Richard Mac Andrew, Oxford University Press)...

    Методическая разработка урока Н. И. Дубининой "Развитие навыков монологической речи при подготовке учащихся к ЕГЭ по английскому языку".

    Новая концепция ЕГЭ по английском языку основана на применении информационно-компьютерных технологий с использованием визуальных и вербальных опор. Данная разработка касается двух частей устного экзам...

    «Приемы развития навыков монологической речи студентов на занятиях по английскому языку»

    В статье показаны некоторые приемы развития навыков устной речи студентов, которые я применяю на занятиях....

    План- конспект урока по английскому языку в 7 классе "Спорт в нашей жизни: развитие навыков устной речи " .

    Данная разработка урока предназначена для 7 класса по учебнику  О.В. Афанасьевой и И.В. Михеевой. Урок введение нового материала по теме Спорт. В данной разработке использованы все виды речевой д...

    Формы и методы обучения монологической речи с опорой на текст.

    Представляю вашему вниманию презентацию к теме моего выступления. Текст выступления также доступен на этом сайте. Думаю, материал будет полезен как молодым педагогам, так и опытные учителя смогут найт...

    Выступление на методическом объединении учителей английского языка.

    Чтение - это самостоятельный вид речевой деятельности, связанный с восприятием и пониманием информации, закодированной графическими знаками. В начальных классах закладываются основы этого важного вида...