Формирование функциональной грамотности у студентов технической специальности при изучении иностранного языка.
статья по английскому языку

Юлия Немцова

 

В наше время  в  методике  преподавания  иностранных  языков    происходят  значительные  изменения.  В  процесс  обучения  иностранных   языков  применяются  новые  технологии,  которые позволяют  по максимуму  достигнуть  определенного  результата,  соответствующий  установленному  в  образовательном  стандарте,  в частности:  формирование  разносторонне  образованной  личности с  активной  жизненной  позицией  и способностью  излагать  свое  мнение  и  объяснять  его. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nemtsova_yu.s.docx25.17 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное

 образовательное учреждение

Ямало - Ненецкого автономного округа

«Муравленковский многопрофильный колледж»

Формирование функциональной грамотности

у студентов технической специальности

при изучении иностранного языка.

Подготовила:

преподаватель  

иностранного языка

Немцова Юлия Сергеевна

Муравленко, 2019

В наше время  в  методике  преподавания  иностранных  языков    происходят  значительные  изменения.  В  процесс  обучения  иностранных   языков  применяются  новые  технологии,  которые позволяют  по максимуму  достигнуть  определенного  результата,  соответствующий  установленному  в  образовательном  стандарте,  в частности:  формирование  разносторонне  образованной  личности с  активной  жизненной  позицией  и способностью  излагать  свое  мнение  и  объяснять  его.  

        На сегодняшний день требования к студентам технических   специальностей  существенно  возросли,  что  изменило  процесс  преподавания,  его  методы и цели.  Если  ранее обучение  иностранному  языку   в  неязыковом  учебном  заведении  в первую очередь  было  направлено  на  изучение  специальных   текстов  (чтение,  перевод и понимание),  то   сегодня цель преподавания – это обучение коммуникативным навыкам вместе со знанием языка и специальности.

Другие ориентиры требуют развитости навыков монологической и  диалогической речи, что становится причиной широкого использования новых  методов и форм коммуникативного обучения, которые акцентируют внимание  преподавателя на таких его видах, как дискуссия, презентация, ролевая игра, проект. Перечисленные методы обучения нацелены на большую вовлеченность студентов в процесс подготовки и предоставления изученного материала. В современном понимании, информационная технология обучения – это технология в педагогике, которая использует особые  способы, технические и программные средства в работе с информацией.

Формирование профессиональной иноязычной коммуникативной компетенции как ключевая цель профессиональной иноязычной подготовки  специалиста в будущем подразумевает его готовность и способность решать коммуникативные задачи в сфере профессиональной деятельности, осуществлять поиск и анализ информации, что необходима в изучении опыта зарубежных стран, а также в работе с литературой и документацией в сфере определенной специализации [2]. Все это подразумевает владение знаниями, навыками и умениями практического характера, позволяющие будущему специалисту применять иностранный язык как средство информационной  деятельности, систематического пополнения профессиональных знаний,  общения и культурой в целом.

Отличный уровень языкового развития представляется в нашем мире все  более важным в достижении успеха в жизни. Опыт лингвистической  активности студентов дает возможность сформировать у них умения,  которые  в дальнейшем востребованы во всех предметных областях, как в процессе обучения, так и в последующей жизни:  осуществлять сопоставление, анализ, моделирование языкового материала из одного или нескольких языков.

Универсальными являются и навыки работы с терминологией, словарями  и справочниками, а также навыки исследования языкового материала, вырабатываемые у студентов, если преподаватель систематически осуществляет стимуляцию их к данным видам деятельности.  

Так как коммуникативная деятельность всецело связана с формированием профессионально-познавательных потребностей студентов, то при  преподавании иностранного языка в неязыковых специальных учебных  заведениях (далее – ССУЗ) такими являются потребности в профессиональных технических  знаниях особенностей технического общения посредством овладения иностранным  языком.

Дифференциация по уровню сложности заданий дает возможность проводить организацию учебно-познавательной деятельности студентов на  иностранном языке с опорой на их возможности, что формирует условия благоприятного характера в развитии их обучения. Ориентирование на развитие познавательных интересов личности требует, чтобы дифференциация обучения учитывала потребности любого студента. Проходя обучение в одной группе по одной программе, студенты способны усваивать иноязычный материал в разном объеме. Ключевым критерием в данном случае выступает уровень подготовки обязательного характера в иностранном языке. На базе этого создаются уровни более высокого характера в овладении материалом [2].

        Уровень овладения находится в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей студента, при котором за критерий оценки деятельности студента принимают его усилия в овладении данным материалом, его применению в творческом направлении.

Осуществление технологии уровневой дифференциации как средства формирования профессиональной иноязычной коммуникативной компетентности студентов ССУЗов предполагает не только дифференциацию задач, но и дифференциацию условий исполнения данных задач, включая разную степень помощи преподавателя, вариативность возможности опоры на учебный материал, а также разнообразные формы контроля за их выполнением.

Эффективность уровневой дифференциации означает реализация таких  условий, как:

- соответствие между уровнями обученности и характером установленных требований;

- последовательность в усвоении студентами учебного материала в переходе от одного уровня к другому;

- объективность в оценке выполнения обучающимися задач каждого уровня, а также открытость данной информации для всех студентов группы [2].

Зачастую интерес к предмету у обучающихся снижается, возникает  безразличие и тревожность при некоторых трудностях в изучении иностранного языка. Следовательно, одна из основных задач преподавателя заключается в поддерживании интереса к дисциплине, стремление  заниматься  предметом. Здесь ключевой фактор успешности в обучении – это мотивация,  позитивное отношение обучающихся к иностранному  языку как дисциплине в ССУЗе. Требуется не только вызвать интерес студентов к иностранному  языку,  но и преподнести его  изучение  как  профессионально значимого предмета.    

Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» [1], который вступил в действие с 01.09.2013, определил задачу – учитывать запросы личности касательно профессионального образования, а также направлять индивидуальную жизненную траекторию развития каждого обучающегося.

Государственный заказ на образование молодого поколения выявляет формы и содержание обучения не директивно и не непосредственно «сверху вниз», а опосредованно, посредством потребностей обучающихся, которые формируются под влиянием ситуации экономического характера и обстоятельств на национальном рынке труда.  

В преподавании английского языка в специальных целях необходимо учитывать, что будущие специалисты, которые изучают иностранный язык, отличны осознанностью смыслов и целей, стремлением и необходимостью использовать полученные языковые знания практического характера в их жизненном контексте, осознанием важности соответствия нынешним требованиям профессии и желанием к адаптации в меняющихся жизненных обстоятельствах. Это значит, что в преподавания английского языка в ССУЗах в большей мере выявляются личностные запросы обучающихся и учебный процесс, приспосабливающийся к индивидуальному заказу.

Методика обучения английскому языку в ССУЗах вырабатывается потому, что сферы профессиональной деятельности все более настойчиво требуют решения задачи формировать у обучающихся такие компоненты коммуникативной компетенции, которые были бы востребованы при трудовой деятельности будущих специалистов. Так как студенты – это заказчики образовательных услуг, цель которых – повысить свою конкурентоспособность на российском рынке труда, процессе обучения английскому языку в специальных целях отмечается высокая мотивация учения. Поэтому профессиональные запросы обучающихся закономерно выявляют содержание и форму профессионально направленного обучения языку специалистов в будущем самого различного профессионального профиля.

        

Список  использованной литературы:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 31.12.2012, № 53 (ч. 1), ст. 7598.
  2. Гавриличева Г.П. Использование речевых ситуаций как необходимое условие формирования иноязычной компетенции студентов неязыковых специальностей // Развитие иноязычной компетенции студентов. - Тюмень, 2013. – С. 31-33.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование функционально грамотной личности на примере изучения словарных слов

С данной статьей я выступала на краевом фестивале "Инновационный поиск-2013". Надеюсь, она будет вам полезна!...

Статья на тему "ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ФОРМИРОВАНИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ"

В данной статье расскрывается суть проектной деятельности в формировании исследовательских умений студентов в процессе обучения иностранному языку...

Использование инновационной технологии «эдьютенмент» как средство формирования стойкого интереса и мотивации к изучению иностранного языка на примере методической разработки «Идиомы английского языка. Источники их происхождения».

   В статье  "Использование инновационной  технологии «эдьютенмент» как средство формирования стойкого интереса и мотивации к изучению иностранного языка на...

Доклад на тему "Креативное мышление как компонент функциональной грамотности во внеурочной деятельности по иностранному языку".

Креативное мышление — компонент функциональный грамотности, под которым понимают умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания,...

Технологическая цепь конструирования образовательного маршрута, направленного на формирование функциональной грамотности обучающихся (в рамках предмета русский язык и литература).

Конструирование образовательного маршрута формирования функциональной грамотности обучающихся.Самостоятельная работа № 2....

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Формирование функциональной грамотности - это непростой процесс, который требует от учителя использования современных форм и методов обучения. Применяя эти формы и методы, мы сможем воспитать инициати...

Формирование функциональной грамотности обучающихся в процессе изучения русского языка и литературы

В сборнике рассматриваются проблемы формирования функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы.Для учителей русского языка и литературы, студентов филологических специальностей.Печа...