РОЛЬ ПЕСНИ В ОВЛАДЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКОМ
статья по английскому языку

Использование песен на изучаемом языке весьма актуально по ряду причин: учащиеся приобщаются к культуре страны изучаемого языка; при работе с этим своеобразным лингвострановедческим материалом создаётся хорошая предпосылка для всестороннего развития личности учащегося (специально подобранные песни стимулируют образное мышление и формируют хороший вкус); песни способны точно и образно отразить различные стороны социальной жизни народа страны изучаемого языка; песне присуща коммуникативная функция. В отличие от учебных текстов общестрановедческого характера, которые, прежде всего, информируют читателя (или слушателя), т.е. воздействуют на его интеллект и память, песня в качестве страноведческого материала оказывают воздействие на эмоции человека и его общехудожественную память.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_pesni_v_ovladenii_inostrannym_yazykom.docx22.38 КБ

Предварительный просмотр:

РОЛЬ ПЕСНИ В ОВЛАДЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКОМ

Комплексное решение практических, образовательных, воспитательных и развивающих задач обучения возможно лишь при условии воздействия не только на сознание учащихся, но и при проникновении в их эмоциональную сферу. Одним из более эффективных способов воздействия на чувства и эмоции школьников является музыка, представляющая собой "сильнейший психический побудитель, проникающий в подспудные глубины сознания" [1: 65-70]. Известный педагог Ян Амос Коменский писал, что тот, кто не знает музыки, уподобляется незнающему грамоты.

Использование песен на изучаемом языке весьма актуально по ряду причин: учащиеся приобщаются к культуре страны изучаемого языка; при работе с этим своеобразным лингвострановедческим материалом создаётся хорошая предпосылка для всестороннего развития личности учащегося (специально подобранные песни стимулируют образное мышление и формируют хороший вкус); песни способны точно и образно отразить различные стороны социальной жизни народа страны изучаемого языка; песне присуща коммуникативная функция. В отличие от учебных текстов общестрановедческого характера, которые, прежде всего, информируют читателя (или слушателя), т.е. воздействуют на его интеллект и память, песня в качестве страноведческого материала оказывают воздействие на эмоции человека и его общехудожественную память.

В песнях, чаще всего построенных в виде монологического высказывания в разговорном стиле или как диалог, сосредоточены наиболее употребляемые лексико-грамматические конструкции. Песни — это живая народная речь, которая гораздо быстрее литературы реагирует на различные языковые процессы, отражает новые реалии [3: 13-17].

В рамках овладения иностранным языком формирование культуроведческой компетенции, со всей очевидностью, играет значительную роль и включает в себя овладение не только культуроведческими знаниями, но и формирование культуроведческих умений. В таком случае данная компетенция обязательно принимает форму обогащенного взаимодействия между двумя культурами.

На любом этапе овладения иностранным языком песня является эффективным средством, адекватным аутентичным материалом для формирования культуроведческой компетенции. Английская песня - прекрасное методическое средство для формирования различных навыков и первичных знаний об иной культуре.

Песню можно использовать ее для различных целей, в том числе для формирования фонетических, грамматических и лексических навыков. Работая над содержанием песни можно предложить создать на основе фраз, извлеченных из текста, диалог, сценку, что является своего рода видом самооценки учащегося, выявляющей его способность самостоятельно воспроизводить и использовать звуки в речи, а также изученные лексические единицы в контексте. Работая с песней, учащиеся с первых минут вовлекаются в процесс работы над аутентичным документом, который носит глубоко когнитивный подход: идентификация, классификация, понимание письменного текста, аудирование, рассуждение над самой песней (музыкой, исполнителем, темой). Учащийся при этом занимает свою собственную позицию, высказывает свое мнение. Что касается преподавателя, он определяет этапы работы, анимирует совместную деятельность, оказывает влияние на формирование культурных ценностей учащихся [2: 29-30].

Английская молодежь имеет свою песенную культуру, в которой отражаются как современное состояние общества, так и ее тревоги, видение мира, ее ценности на новом этапе цивилизации, так и национальные традиции в области стихотворчества и музыки. Очевидно, что мелодия песни должна отвечать интересам и увлечениям учащихся, а ее содержание нести серьезную смысловую нагрузку. На наш взгляд следует обращать внимание и на исполнителя песни, так как ее интерпретация находится в прямой зависимости от задач певца и его личности. Мы обращаем внимание на то, что редкие английские песни можно петь хором. Они предназначены, скорее всего, для индивидуального исполнения и, может быть, именно в этом, и проявляется особая аутентичность английского менталитета.

В современной английской песне, несмотря на существование разных музыкальных стилей, доминируют те, в текстах которых присутствуют вечные темы: любовь счастливая, любовь несчастная, предательство, ожидание счастья и т.п. Но в настоящее время в текстах молодежных песен все чаще проявляется социальная критика действительности, протест, отказ от конформизма.

Немаловажным источником культуроведческой компетенции является изучение песен разных эпох и разного жанра. Например, можно сопоставить какую-либо песню послевоенного периода и песню 90-х годов, и провести сопоставительный анализ, как лингвистики текста, так и социокогнитивного содержания.

Опыт работы в школе показал, что песня на иностранном языке как аутентичный материал является богатейшим источником культуроведческой информации. При правильно выбранной технологии работы над музыкальными произведениями, формирование культуроведческой компетенции будет проходить наиболее эффективно.

Так, к примеру, учащимся 10 класса можно предложить участие в проекте «История развития музыкальных жанров в Великобритании в 20-21 веках и сравнение современных тенденций в музыке в России и Великобритании».

Цель: изучить историю развития музыкальных жанров в Великобритании в 20-21 веках и сравнить современные тенденции в музыке в России и Соединённом Королевстве.

Задачи:

1) Проанализировать материал по теме проекта

2) Структурировать полученные знания

3) Формирование лексических навыков по теме проекта

4) Развитие умения говорения на основе материалов проекта

5) Формирование учебно-познавательной компетенции

6) Провести опрос среди своих сверстников и выяснить, какие направления в музыке сейчас актуальны для молодёжи

7) Сравнить полученные результаты опроса с тенденциями, которые наблюдаются среди молодежи Великобритании

8) Выяснить, какие британские исполнители популярны среди молодёжи России и предположить почему.

Задание: изучите на материалах учебников, дополнительной литературы и интернет ресурсов историю развития музыкальных жанров в Великобритании в 20-21 веках, поэтапно представив, какие направления в музыке были популярны в те или иные года, указав наиболее выдающихся представителей каждого направления. Составьте небольшую анкету (опросник) для своих сверстников, которая поможет вам выяснить, какие музыкальные жанры интересны вашим сверстникам. На основе полученных сведений, проведите параллель с музыкальными тенденциями в Великобритании в наши дни. Попытайтесь выяснить, есть ли сейчас музыкальные британские исполнители, которые пользуются популярностью среди молодёжи России. Попытайтесь предположить, чем привлекает слушателей данный исполнитель: манерой исполнения, содержанием текстов, необычностью мелодий и др. В завершении своего проекта сделайте вывод о современных тенденциях в музыкальных жанрах в Великобритании, приводя примеры наиболее ярких представителей данной индустрии.

Методы исследования: анализ литературы и интернет источников; изучение телепрограмм о тенденциях в музыке; анкетирование, сравнение и обобщение полученных результатов.

Срок выполнения: 2 месяца.

Количество учащихся: 3-4 человека в каждой группе, проект внутриклассовый.

Презентация проекта: в форме доклада с использованием наглядной презентации + оформление ватманов по теме проектов с дальнейшим распределением мест за наилучшие работы. Организация мини-концерта, если в классе окажутся учащиеся, занимающиеся музыкой и изъявившие желание спеть для всего класса. (Некоторые учащиеся представятся иностранными гостями и споют на английском, затем остальные учащиеся споют на русском языке.)

Примечания:

  1. Варенинова Ж.Б. Роль песни при обучении английскому произношению // Иностранные языки в школе. - 1998. - № 6, С. 65 – 70.
  2. Елухина Н.В. Обучение аудированию в русле коммуникативно-ориентированной методики // Иностранные языки в школе. - 1989.  - № 2, С. 29-30.
  3. Кричевская К. С. Прагматические материалы, знакомящие учеников с культурой и средой обитания жителей страны изучаемого языка // Иностранные языки в школе. - 1996. - № 1, С. 13-17.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья Мотивация успеха – необходимое условие овладения иностранным языком.

Статья раскрывает вопрос развития  мотивации    успеха как необходимого условия  овладения иностранным языком...

Игровые технологии на уроках как условие повышения мотивации к овладению иностранным языком

Статья предназначена для учителей английского языка. В статье представлен один из способов повышения интереса к иностранному языку....

Примерные нормы оценок успешности овладения иностранными языками

Как правильно оценить уровень знаний учащихся....

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ ОВЛАДЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКОМ

В истории школы иностранный язык занимал всегда неоднозначное место: то он становился объектом особого внимания, то оказывался на уровне третьестепенного предмета. Объяснить такое разное отношение к и...

Мотивация успеха - необходимое условие овладения иностранным языком

В докладе рассказывается о необходимости повышении мотивиции при изучении иностранного языка.  ...

Билингвальный урок как средство развития интереса учащихся к овладению иностранным языком.

Статья опубликована в журнале Иностранные языки в школе № 7, 2007 г...

«Особенности обучения аудированию учащихся младшей школы на уроках английского языка (1-4 классы) и психолого-педагогический подход в выборе лучшей возрастной аудитории в овладении иностранным языком»

Данная статья посвящена вопросу преодоления трудностей у учащихся младшей школы в освоении  одного из самых тяжелых видов речевой деятельности - АУДИРОВАНИЕ....