Статья "Формирование метапредметных универсальных учебных действий на уроках английского языка"
статья по английскому языку (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Немченкова Марина Петровна

Работа современного педагога должна быть направлена на формирование у школьников умения учиться. Достижение этой цели становится возможным благодарясформированности системы универсальных учебных действий. Наиболее важная роль среди них отводится метапредметным УУД. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа № 6» г. Сафоново Смоленской обл.

Формирование метапредметных универсальных  учебных действий на уроках английского языка.

                                                                Учитель: Немченкова Марина Петровна

2019 г.

 « Не для школы,  а для жизни мы учимся».

Сенека

     Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности « универсальных учебных действий, обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта», а не только освоение учащимися  конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельной дисциплины. Другими словами, вся наша (учителей) работа должна быть направлена на формирование у школьников умения учиться. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий.

    ФГОС определяет новые требования к результатам освоения основных образовательных программ, где особое место отводится формированию метапредметных универсальных учебных действий (УУД). Это те действия, которые можно перенести на любой учебный предмет и даже воспользоваться ими при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

    Пытаясь объяснить термин « метапредметность», необходимо вспомнить, что «мега» – это «за, через, над». Метапредметность – это то, что «над» предметом, то, что интегрирует с другими предметами и обыденной жизнью. Бесспорно, метапредметность является одной из важных составляющих современного урока.

    Иностранный язык и английский язык в особенности дает хорошую базу для развития метапредметного мышления, исходя из того, что английский язык метапредметен изначально. Именно на уроках английского языка учащиеся осваивают лексику, относящуюся практически ко всем сферам жизни. Ребята изучают грамматику английского языка, используя понятия и знания из уроков русского языка, выполняют математические операции на английском языке, знакомятся с культурой, историей, традициями стран изучаемого языка, что связано с уроками истории, географии, искусством. Кроме того, они читают художественные тексты на английском языке, что позволяет учащимся расширить свои знания по литературе. Переплетаясь со всеми этими учебными дисциплинами на уроках английского языка, мы реализуем, таким образом, метапредметные связи. Результатами такого интегрированного обучения являются:

  • развитие мышления учащихся;
  • возможность широкого применения учащимися научного метода познания;
  • комплексный подход к учебным предметам;
  • повышение качества знаний учащихся;
  • развитие и повышение мотивации к изучению иностранного языка.

   Учитывая важность всего вышеперечисленного, можно с полной уверенностью сказать, что формирование метапредметных результатов – это одно из основных требований, установленных федеральным государственным образовательным стандартом.

    Метапредметные универсальные учебные действия делятся на познавательные (дающие возможность самостоятельно добывать новые знания), коммуникативные (позволяющие выстраивать взаимоотношения с партнерами) и регулятивные (обеспечивающие организацию собственной деятельности).

    Поскольку в современных условиях учащиеся должны уметь самостоятельно добывать знания, должны стать « строителями» образовательного процесса, особое значение принадлежит  познавательным УУД.  Познавательные универсальные учебные действия обеспечивают успешность обучения в школе. В условиях специально организуемого учебного сотрудничества происходит более результативно формирование таких действий, как: исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.

    Познавательные УУД включают в себя:

  1. Использование логических действий для выполнения учебной задачи (сравнения, анализа, синтеза, обобщения, индукции и дедукции, аналогии).
  2. Установление причинно-следственных связей.
  3. Выбор основания и критериев для проведения сравнений, типологий, классификаций.
  4. Создание и использование знаков, моделей и символов для решения учебной задачи.
  5. Смысловое чтение.
  6. Формулирование выводов.
  7. Поиск, сбор и предоставление информации в соответствии с учебной задачей.
  8. Предоставление информации в сжатой или наглядно-символьной форме (в виде таблиц, схем, диаграмм).

   На своих уроках я предлагаю учащимся следующие виды упражнений:

  • верно / неверно;
  • поиск и исправление ошибок;
  • соединение слов с их значениями;
  • поиск «лишнего» слова;
  • составление текста из абзацев, подбор заголовка к тексту с аргументацией своего выбора;
  • заполнение таблицы;
  • прием « Карусель»;
  • составление рассказа по серии картинок;
  • поиск информацию в интернете;
  • подготовка проекта.

    Так, например, при работе над темой « Живые существа окружающие нас» в 8 классе я использую следующие задания для развития познавательных УУД:

  1. Match the names of birds with their descriptions.

A large black and white bird that lives near the sea and has a loud voice. (Ребята по описанию догадываются, что это – чайка.)

A bird with a long narrow beak which can make holes in trees. (A woodpecker) etc.

При изучении той же темы для активизации лексических единиц (животные) я предлагаю учащимся прочитать вслух текст, где вместо названий животных – картинки с их изображениями. Итогом изучения каждой темы является работа над проектом. Так, например, завершая вышеуказанную тему, мои ученики защищают проекты на тему «Животный и растительный мир стран изучаемого языка». Страну, о флоре и фауне которой ребята ищут информацию в интернете и других источниках, они выбирают сами.

     Подтверждает свою эффективность и использование на уроках так называемого проблемного метода обучения, который ненавязчиво мотивирует учащихся работать на уроке активно и творчески, т. е. создает условия, побуждающие учащихся самостоятельно искать, анализировать, сопоставлять и обобщать необходимую информацию на иностранном языке. А с помощью технологии критического мышления ребята учатся не просто запоминать информацию, а анализировать прочитанное, выбирая полезное и нужное для себя.

    Работая над темой «Проблемы молодежи» в 9 классе, я провожу один из итоговых уроков в форме пресс-конференции, где учащиеся решают задачи, связанные с проблемами своих сверстников. Основываясь на фактах, полученных при самостоятельном исследовании проблем (в ходе опросов одноклассников), ребята не только должны найти пути их решения, но и активизировать знания специфической лексики в ситуации, приближенной к жизни.

    На своих уроках я часто использую следующие приемы критического мышления: диаграмму японского профессора К. Ишикавы «Fishbone» и «Mind Maps», ментальные или интеллектуальные карты, придуманные американским психологом Т. Бьюзеном. Развивая творческое и критическое мышление,  технология Фишбоун учит ребят работать в группах, анализировать текст, выделять основные события и искать их причины, обобщать и делать выводы. Технологию Фишбоун я использую, например, при изучении темы « Азы экологии» в 8 классе и, работая практически над всеми темами УМК «Rainbow English»для 10 класса.

   Интеллектуальные карты создаются на уроках английского языка тем или иным способом в зависимости от темы, целей и задач. В любом случае, интеллектуальная карта – это наглядный способ предоставления информации, когда в центре записывается понятие, от которого отходят лучами ассоциации или связанные понятия. С помощью интеллектуальных карт мы с ребятами легче выучиваем фразовые глаголы в 9, 10  и 11 классах, лексику по определенной теме, пересказываем тексты. Такие карты в качестве домашнего задания могут стать целью повторения лексики, пересказа текста. Они хороши для подведения итогов по теме, проблеме. Интеллектуальные карты – это отличный инструмент для запоминания информации, ее упорядочивания и систематизации, мозгового штурма и планирования.  

     И, конечно же, важно уметь диагностировать уровень сформированности УУД обучающихся и прослеживать динамику развития каждого конкретного ребенка. С этой целью целесообразно два раза в год заполнять и анализировать следующую таблицу:

Примерная сводная ведомость « Сформированности познавательных УУД учащихся 7А класса».

Познавательные УУД

Петров Олег

  1. Способен ориентироваться в учебных источниках. Отбирать учебную информацию из разных источников.

  1. Умеет сравнивать, структурировать.

  1. Умеет приводить аргументы, формулировать выводы.

  1. Может творчески мыслить, составлять рассказ.

  1. Умеет формулировать вопросы.

Всего баллов:

    Подводя итог всему сказанному, хочется еще раз подчеркнуть важность сформированности метапредметных, и в особенности, познавательных универсальных учебных действий,  для овладения  учащимися ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Овладение универсальными учебными действиями на уроках английского языка.""

Овладение универсальными учебными действиями происходит в контексте разных предметов. Примером того, как происходит формирование всех четырех видов УУД на уроках английского языка в прогимназии являет...

Психотехнические игры как средство формирования универсальных учебных действий на уроках английского языка в рамках ФГОС

В данной работе представлено теоретическое обоснование применения психотехнических игр для формирования универсальных учебных действий учащихся....

формирование и развитие универсальных учебных действий на уроке английского языка

В данной статье рассматриваются виды универсальных учебных действий и способы их формирования и развития на уроке английского языка...

Овладение универсальными учебными действиями на уроках английского языка

Работа  посвещена  формрованию УУД  на уроках домашнего чтения....

Формирование и развитие универсальных учебных действий на уроках английского языка (УМК "Английский в фокусе")

В статье описываются УУД.Приводятся примеры заданий, через которые формируютяс рзличные УУД.Есть ссылка на презентацию к статье....

Использование ИКТ для формирования универсальных учебных действий на уроках английского языка (по УМК «Английский язык» авторов Кузовлева В.П., Лапа Н. М., Перегудовой Э.Ш.)

Личный опыт использования УМК «Английский язык»  авторов  Кузовлева В.П., Лапа Н. М., Перегудовой Э.Ш. и краткие рекомендации по дополнительному материалу...

Средства развития метапредметных универсальных учебных действий на уроках русского языка и чтения в начальной школе.

Средства развития метапредметных универсальных учебных действий на уроках русского языка и чтения в начальной школе....