Исследование психологического климата класса
материал по английскому языку (7 класс)

Минахметова Эсфира Рафаиловна

Одним из показателей успешного развития личности является эмоциональная стабильность, ощущение комфорта по отношению к учебной деятельности, положительный эмоциональный настрой.  Таким условием является - показатель уровня депрессивных состояний  обучающихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zaklyuchenie_po_depressiii_7_klass.docx26.39 КБ

Предварительный просмотр:

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

по результатам психологического исследования

депрессивных состояний обучающихся 7Б класса

2019-2020 учебный год

Цель исследования: с помощью дифференциальной диагностики депрессивных состояний и состояний, близких к депрессии, выявить группу обучающихся шестых классов с признаками депрессии.

Диагностический инструментарий:

 1. Анкета «Как я себя чувствую» (адаптированная методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний Т. И. Балашовой).

2. Метод направленного наблюдения в различных видах деятельности обучающихся

Обследовано: 27 обучающихся

7Б класс – 27 обучающихся

Временной аспект: сентябрь  2019 года

Форма проведения: групповая

Запрос на проведение: классный руководитель

Теоретические основы проблемы исследования

Одним из показателей успешного развития личности является эмоциональная стабильность, ощущение комфорта по отношению к учебной деятельности, положительный эмоциональный настрой.  Таким условием является - показатель уровня депрессивных состояний  обучающихся

Эмоциональная сфера личности всегда являлась предметом пристального внимания психологов. Исследованиями в этой области занимались как отечественные, так и зарубежные ученые (Адлер А., Изард К.Э., Павлов И.П., Сеченов И.М., Селье Г., Фрейд З., Юнг К.). Отмечено, что в радости человек совершенно другой, чем в горе, и это касается не только его внешности, поведения, поступков, но и характера влияния на других людей. В ситуации угрозы, опасности, обиды происходят изменения в эмоциональной сфере личности, что является предпосылкой развития стрессовых реакций, следствием которых являются тревожность, невротичность, депрессия.

Депрессия - это аффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном, изменениями мотивационной сферы, когнитивных представлений и общей пассивностью поведения. Субъективно человек испытывает, прежде всего, тяжелые, мучительные эмоции и переживания - подавленность, тоску, отчаяние.

Наиболее очевидный и типичный признак депрессии - тоскливое настроение, а также переживание подавленности, одиночества или апатии. Человек в состоянии депрессии может плакать, даже тогда, когда, казалось бы, нет очевидного повода или, наоборот, утрачивает способность плакать при подлинно тяжелых событиях. Гнетущее ощущение подавленности, опустошенности, полной безнадежности являются симптомами депрессивных расстройств большинства людей. Мрачное расположение духа - не просто печаль, это мучительная душевная боль. У детей и подростков состояние депрессии проявляется чаще в форме не унылого настроения, а раздражительности. Молодые люди в состоянии депрессии в основном капризны, легко раздражаются и говорят они главным образом о собственном "уродстве", "глупости", о своей "бесполезности".

Апатичность и неспособность закончить работу, а также трудности, возникающие при чтении и изучении, - все это симптомы депрессии.

Следует выделить, при депрессии страдают практически все сферы - эмоциональная, интеллектуальная, волевая и обязательно мотивационная, что проявляется как субъективно в жалобах, так и объективно - в изменении поведения. Стойкое снижение настроения при депрессии сочетается с утратой интереса к тому, что раньше воспринималось как привлекательное, приносящее удовлетворение или радость - различные формы досуга, общения, чтение книг, хобби.

Пропадет не только чувство удовлетворения в результате такой деятельности, у страдающего депрессией нет мотивации, не возникает желание приступить к этой деятельности, а интерес к самой деятельности сменяется равнодушием и раздражением, эти нарушения составляют один из главных диагностических признаков депрессии, который обозначается как "утрата интереса и удовольствия".

Таким образом, депрессия - это психическое расстройство, характеризующееся депрессивной триадой: снижением настроения, утратой способности переживать радость (ангедония), нарушениями мышления.

Современный подросток живет в мире, сложном по своему содержанию и тенденциям развития. Эмоциональное неблагополучие подростка - один из объектов пристального внимания: школьных психологов, педагогов, родителей. Своевременная и качественная диагностика подобного неблагополучия, адекватные коррекционные меры могут уменьшить риск возникновения нежелательных тенденций в развитии личности. Одно из ярких проявлений подобного неблагополучия - депрессивные состояния.

Депрессия у детей и подростков распознаются порой с трудом. Это обусловлено, во-первых, тем, что депрессивная симптоматика наслаивается на психологические особенности возраста и, во-вторых, нередко имеет маскированные формы проявления. Подростковую депрессию отличает отсутствие равнодушия к радостям жизни, повышенная реакция на внешние ситуации или источники стресса, раздражительность.

Подростки предъявляют жалобы нередко спонтанно на грусть, уныние, чувство скуки, нежелание ничего делать, что с их точки зрения "не совсем правильно". Снижение активности они прямо связывают с понижением настроения, при этом относят к плохому настроению и "никакое настроение". Если до возникновения депрессии подростки хорошо успевали в школе, то они нередко отмечают связь между затруднениями в осмыслении материала и понижением настроения, особенно когда имеются ограничения во времени, подчеркивает ухудшение состояния к вечеру, при подготовке домашних заданий.

Усиление тревоги, особенно к вечеру, часто сопровождается появлением страха за будущее, чувства бесперспективности жизни, возникновением суицидальных мыслей с попытками их реализации. Утомляемость подростков заметна особенно во второй половине дня, они часто нуждаются в послеобеденном отдыхе, и, если пользуются им, чувствуют себя значительно лучше. Согласно данным подростковой психиатрии средняя и тяжелая формы депрессии в возрасте от 13-16 лет встречаются довольно редко, но ее симптомы могут представлять угрозу для жизни тех, кто оказался в таком состоянии. Исследование подростковой депрессивности Коннелли в 1993 г. показали, что легкая депрессия встречается в среднем в 90% случаев, а средняя и тяжелая форма депрессии встречается значительно реже, только в 10% случаев.   Таким образом, депрессивные состояния у подростков накладывают отпечаток на все стороны личности, приводят к отчуждению и одиночеству, что еще более усиливает состояние депрессии. Депрессивные состояния приводят подростка к дезадаптации и своевременная коррекция данного эмоционального неблагополучия позволит бескризисно преодолеть трудности, сопутствующие подростковому возрасту.     

Анализ результатов и выводы

Для изучения уровня депрессивных состояний была использована анкета «Как я себя чувствую», которая основана на  Методике дифференциальной диагностики депрессивных состояний Зунге (адаптация Т. И. Балашовой).  Опросник  разработан для дифференциальной диагностики депрессивных состояний и состояний, близких к депрессии, для скрининг-диагностики при массовых исследованиях и в целях предварительной, доврачебной диагностики. Анкета откорректирована   для удобства обработки и для доступности интерпретации обучающимися (в таком виде используется только для групповой диагностики).  

Результаты анкеты «Как я себя чувствую» в 7-х классах

Меньше 50 баллов – хорошее самочувствие.(20 обучающихся)

От 50 – 59 баллов  – чаще всего хорошее самочувствие (7 обучающихся)

ОТ 60 – 69 баллов  – иногда плохое самочувствие (нет).

Более 70 баллов – чаще всего плохое самочувствие (нет).

Таблица № 1. Результаты анкеты «Как я себя чувствую» в 7Б  классе

класс

кол-во обуч

хорошее самочувствие.

чаще всего хорошее самочувствие.

7 Б

27

20(74%)

7(26%)

Выводы:

 

74% обучащихся  в 7Б  классе отмечают, что у них преобладает «Хорошее самочувствие».

26%  обучающихся  имеют незначительное, но отчетливо выраженное снижение настроения. Можно   сделать вывод о том, что данным обучающимся  свойственна  легкая  депрессия  ситуативного или невротического генеза.

Положительным моментом изучения депрессивного состояния на параллели 7-ых классов является то, что не выявлены обучающиеся с    истинно депрессивным состоянием.

    По результатам анкеты  также выделена группа учащихся, на которых стоит обратить внимание педагога-психолога  и педагогов, работающих в этих классах. На основании проведенного исследования   рекомендуется:

Классному  руководителю:

  • Устанавливать  доверительные отношения   с обучающимися. Позитивные межличностные отношения, безопасный диалог с ними позволяют оперативно выявлять острую потребность ребенка в помощи и моральной поддержке.
  • Создавать ситуацию успеха, формировать у обучающихся позитивную самооценку, позволяющую  адекватно реагировать на стрессы и преодолевать трудности

Педагог-психолог МБОУ «СШ №13»________________        М.Е. Егоров


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследование социально-психологического климата группы.

Социально — психологический климат — интегральная характеристика системы межличностных отношений в группе, отображающая комплекс решающих психологических условий, которые либо обеспечивают, либо...

«Психологический климат в группе. Пути формирования благоприятного психологического климата в детских коллективах.»

Актуальность темы.В середине XX века социальные психологи активно изучали проблему климата группы, но это касалось главным образом производственных коллективов. Изучение климата школьного класса начал...

Психологический климат класса - залог комфортного нахождения ребенка в классе.

Психологический климат класса - залог комфортного нахождения ребенка в классе....