Роль преподавателя-фасилитатора в организации эффективного взаимодействия детей при работе над учебной задачей на уроке английского языка
статья по английскому языку (6 класс)

Статья будет интересна прежде всего учителям иностранного языка, так как в ней описываются приёмы, которые можно использовать на уроке для создания и поддержания психологических условий, облегчающих достижение поставленной цели.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prepodavatel-fasilitaor.docx17.8 КБ

Предварительный просмотр:

Роль преподавателя-фасилитатора

в организации эффективного взаимодействия детей

при работе над учебной задачей

на уроке английского языка

Термин фасилитация образован от английского to facilitate – облегчать, способствовать, содействовать, создавать благоприятные условия. В современных европейских языках однокоренной глагол означает «облегчать, помогать, способствовать», причем почти всегда в переносном, психологическом значении. Фасилитация – это создание и поддерживание психологических условий, которые облегчают достижение поставленной цели.

Педагогическая фасилитация – это вид педагогического взаимодействия, в ходе и в результате которого при определенных условиях осуществляется осознанное, интенсивное и продуктивное саморазвитие его субъектов. При фасилитации обучения преподаватель занимает позицию не «над», а «вместе» с учениками, не вкладывает готовое знание, а пробуждает интерес к нему, не дает решение, а помогает найти его, поддерживая, побуждая познавательную активность, создавая эмоциональное вовлечение, заинтересованное отношение к предмету и к процессу решения задачи.  Фасилитатор достигает высоких результатов  за счет того, что в дополнение к мотивам «значимость результата» и «удовольствие от результата деятельности» актуализирует у обучающихся группу мотивов «удовольствие от процесса».

Реализация концепции педагогической фасилитации предполагает создание ряда условий. Среди них особо следует выделить значимость учения для обучающихся, конгруэнтность преподавателя, психологическую безопасность и психологическую свободу.

Только значимое учение является наиболее продуктивным, так как предполагает не простое усвоение знаний, а изменение внутреннего чувственно-когнитивного опыта обучающегося.

Конгруэнтность преподавателя выражается в том, что он осознает свое отношение к обучаемым, рефлексирует взаимодействие, понимает и принимает свои настоящие чувства по отношению к обучаемым и ситуации, в которой они находятся. Это позволяет ему быть откровенным в отношениях с обучающимися.

Психологическая безопасность достигается в процессе фасилитации за счет признания безусловной ценности личности и создания обстановки, в которой отсутствует внешнее оценивание.  Преподаватель обеспечивает условия для развития и способствует творчеству, если убежден, что любой человек самобытен и неповторим во всех своих проявлениях, независимо от его состояния и поведения в настоящем.

Психологическая свобода предполагает формирование креативности обучающихся, их самовыражение.

Соблюдение данных условий в целях организации фасилитации в процессе обучения способствует формированию и развитию таких качеств, как самостоятельность, познавательная активность, решительность.

        Основные моменты фасилитирующей атмосферы, идущие от преподавателя, это:

- легкость отношения к учебному процессу, восприятие учебных задач как посильных, помощь в их достижении, позитивное подкрепление;

- интерес к происходящему;

- полная отключенность от проблем, находящихся за пределами класса;

- дружественность, открытость для вопросов;

- терпимое отношение к ошибкам;

- творчество как готовность к спонтанному внесению изменений в существующий план занятия, как придание красоты и новизны пространству и процессу;

- обратная связь, направленная на признание любого достижения или обозначающая путь к новым реальным успехам;

- искренность преподавателя со знаком «+», который однозначно обозначает то, что «хорошо», а то, что «плохо» становится посильной для ученика задачей, на решение которой нужно обратить внимание в ближайшем будущем;

- юмор, направленный на жизненные ситуации, как один из главных инструментов привнесения экзистенциальной легкости в процесс обучения.

        Список факторов оказался значительным, но главные среди них – это внутренняя легкость, удовольствие, интерес, исходящие от преподавателя. Они транслируются в пространство класса, передаются через взгляд, вопрос, улыбку, заинтересованное внимание, которые должны в процессе занятия адресоваться каждому присутствующему. С другой стороны – это четкость обозначенных границ и требований – временных, пространственных, поведенческих.

        На уроках английского языка роль преподавателя-фасилитатора особенно велика. Английский язык – это устный предмет. Одна из основных задач – это тренировка коммуникативных навыков, в которые входят умение читать, говорить. Между тем, многие учащиеся испытывают боязнь публичных выступлений, боятся совершать ошибки, стесняются своего произношения. Заминки и паузы могут занимать значительное время. Создавая раскрепощенную атмосферу, в которой ученики не боятся говорить, предполагать, предлагать, озвучивать свои догадки, задавать вопросы, преподаватель максимально продуктивно использует отведенное для урока время.  В то же время положительные эмоции, поддержка, создание деловой и творческой атмосферы на уроке подкрепляют мотивацию к изучению дисциплины и, в конечном итоге, влияют на результаты обучения.

        Приемы, используемые педагогом, могут быть различными.

        Важным элементом создания непринужденной обстановки на уроке является система оценивания знаний. Вместо требования полного и развернутого ответа вводится «балльная» система оценивания «за работу на уроке». За каждый правильный ответ или правильное дополнение ученики получают карточку; определенное количество накопленных карточек дает возможность выставить итоговую оценку за урок. Неправильные ответы не приводят к снижению оценки. Такая система оценивания побуждает к активной работе на уроке. Учащиеся не боятся совершать ошибки, стараются не только отвечать самостоятельно, но и внимательно слушают ответы других: ведь они имеют возможность исправить ошибку одноклассника и заработать еще один балл.        

        Особую атмосферу создают игры. Они и раскрепощают, и концентрируют, и вовлекают учащихся в учебный процесс. Наиболее известна игра «Змейка». Она отрабатывает диалог в формате «вопрос-ответ». Первым задает вопрос учитель. Ответивший на его вопрос ученик выбирает другого ученика, которому он задаст вопрос.

        Игра «Мяч» может использоваться на уроках для учащихся 2-6 классов. Учитель произносит слово по-русски. Задача учащихся - вспомнить слово по-английски и правильно произнести его. Важное условие - отвечать может лишь тот, кому учитель бросит мяч, подсказки запрещены. Отвечая, ученик бросает мяч учителю. Игра проводится в очень быстром темпе. Ученики в игровой форме не только активизируют словарный запас, они усваивают правильное произношение. А правила игры вносят дисциплинирующий момент.

        В игровой форме можно отрабатывать практические жизненные ситуации. Например, в рамках изучения темы «Метро» в 7-м классе с учениками может быть проведена игра «Касса». Наиболее сильный ученик в классе назначался «кассиром». Остальные учащиеся выстраиваются в «очередь». Каждый должен приобрести в кассе билет на поезд до определенной станции, используя только английский язык. «Кассир» намеренно игнорирует ошибочные предложения, но имеет возможность помогать, задавая наводящие вопросы.

        

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа в группах, как способ повышения эффективности усвоения учебного материала на уроках английского языка

35 лет работы в школе убеждают меня в том, что главное в обучении иностранному языку – это заинтересованность ученика (мотивация).Ещё недавно для многих моих учащихся единственным мотивом изучен...

Описание опыта работы учителя английского языка Зайковой Г.Н. по теме « Работа в группах, как способ повышения эффективности усвоения учебного материала на уроках английского языка »

Меняется жизнь – изменилось и отношение к моему предмету. Сегодня иностранный язык – это необходимость самостоятельного открытия мира, прелесть путешествия без переводчика, целесообразность ведения со...

Доклад "Виртуальная экскурсия как одна из эффективных форм организации учебного процесса на уроке английского языка."

Одна из главных задач при обучении иностранному языку- научить пользоваться языком, как средством общения. В новых стандартах по иностранному языку говорится, что основное назначение обучения иностран...

Организация деятельности учащихся по самоконтролю и самооценке учебной деятельности на уроках английского языка

Целью работы является описание приемов развития навыков самооценки и самоконтроля на уроках английского языка. Работа имеет практическое применение....

Роль преподавателя - фасилитатора в организации эффективного взаимодействия детей при работе над учебной задачей

Фасилитация - это профессиональная организация процесса групповой работы, направленная на прояснение и достижение группой поставленных целей. Процесс фасилитации приводит к повышению эффективности гру...

Роль преподавателя – фасилитатора в организации эффективного взаимодействия детей при работе над учебной задачей (из опыта работы учителя технологии)

Опыт учителя технологии по использованию метода фасилитации для облегчению понимания, восприятия учениками поставленной задачи...

Из опыта работы учителя английского языка Изотовой Е.В. «Как организовать эффективную учебную деятельность на уроке английского языка?»

Статья освещает эффективные приемы и методы формирования УУД на уроках английского языка, которые автор статьи использует на своих уроках....