"Подготовка к итоговым экзаменам в старших классах" на примере УМК «Спотлайт».
материал для подготовки к егэ (гиа) по английскому языку (10 класс)

Карпова Татьяна Сергеевна

   Формат единого государственного  экзамена предполагает наличие заданий по четырем разделам: аудирование, чтение, лексика и грамматика, письмо. В каждом из разделов есть задания различных уровней: базового и   повышенного .Ориентируя свою педагогическую деятельность на качественную подготовку учеников к итоговой аттестации я стараюсь использовать как новые методы обучения (например, тематические тестовые задания, обучающие компьютерные программы, отработка навыков работы с КИМами экзаменов прошлых лет и демоверсий), так и не упускать из вида традиционную подготовку учащихся, которой всегда славилась российская школа.

   Работа с обучающимися по подготовке к государственной итоговой аттестации в формате ЕГЭ я начинаю заранее. Например, преподавание английского языка в нашей школе № 70  много лет ведется по данному УМК, в котором уже во втором классе предлагаются задания, ориентированные на формат ЕГЭ. Для эффективной  подготовки выпускников к экзамену я  использую широкий спектр учебных  пособий,  которые  содержат тестовый  материал  по четырем видам речевой деятельности (аудирование, чтение, лексика и грамматика, письмо), что позволяет проработать все элементы, включенные в ЕГЭ  по  данному учебному  предмету.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovka_k_ekzamenam_v_starshih_klassah.docx43.28 КБ

Предварительный просмотр:

"Подготовка к итоговым экзаменам в старших классах" на примере УМК «Спотлайт».

Из опыта работы учителя МБУ «Школа № 70»   Карповой Татьяны Сергеевны

   Формат единого государственного  экзамена предполагает наличие заданий по четырем разделам: аудирование, чтение, лексика и грамматика, письмо. В каждом из разделов есть задания различных уровней: базового и   повышенного .Ориентируя свою педагогическую деятельность на качественную подготовку учеников к итоговой аттестации я стараюсь использовать как новые методы обучения (например, тематические тестовые задания, обучающие компьютерные программы, отработка навыков работы с КИМами экзаменов прошлых лет и демоверсий), так и не упускать из вида традиционную подготовку учащихся, которой всегда славилась российская школа.

   Работа с обучающимися по подготовке к государственной итоговой аттестации в формате ЕГЭ я начинаю заранее. Например, преподавание английского языка в нашей школе № 70  много лет ведется по данному УМК, в котором уже во втором классе предлагаются задания, ориентированные на формат ЕГЭ. Для эффективной  подготовки выпускников к экзамену я  использую широкий спектр учебных  пособий,  которые  содержат тестовый  материал  по четырем видам речевой деятельности (аудирование, чтение, лексика и грамматика, письмо), что позволяет проработать все элементы, включенные в ЕГЭ  по  данному учебному  предмету.

   Использование фрагментарных заданий из этих пособий на уроках также способствует качественной подготовке учащихся. Сочетание различных форм работы на уроке: индивидуальной, групповой, парной, фронтальной,  дискуссий, игрового обучения   активизирует деятельность учащихся, а  соответствующий материал учебников, побуждающий к сравнению и сопоставлению  различий между английским и русским языком,  повышает интерес учащихся к обучению.  Этому в большой  мере способствует открытая гибкая методическая концепция учебника  «Спотлайт»  устанавливающая равноправные отношения между учителем и  учащимися на уроке.

   Мне бы хотелось остановиться на работе над разделом” Письмо”, так как известно, что он является наиболее  сложным. Если в первых трех разделах “Аудирование”, “Чтение”,  Грамматика и Лексика” знания проверяются при помощи тестов,  то  раздел  “Письмо“- это творческая работа ученика, в которой он, прежде всего, должен справиться с критериями “содержание“ и “организация текста”, ведь именно они показывают, насколько успешно решена учащимися коммуникативная задача. За 60 минут учащиеся должны выполнить два задания раздела: С1 – личное письмо  и С2 – письменное высказывание с элементами рассуждения. Они отличаются как жанрово, так и стилистически, уровнем,  максимальным  количеством баллов, временем отведенным на выполнение задания и объемом. Раздел “ Письмо “ включает задания открытого типа с развернутыми ответами, которые помогают выявить   у  учащихся наиболее высокий уровень языковой подготовки. Задание С1 проверяет умение писать письмо личного характера (формат неофициального письма), дать развернутое сообщение и запросить информацию. Объем письма составляет 100-140 слов ,время выполнения 20 минут,С2-письменное высказывание с элементами рассуждения(эссе),  За 40 минут учащимся необходимо   обосновать       проблему с  аргументами <<ЗА>> и <<ПРОТИВ>>плюс <ЗАКЛЮЧЕНИЕ>>.    Работая над  заданием С1  подчеркиваю  , что для  успешного решения проблемы  необходимо  помнить  о трех критериях оценивания  личного письма:

1.содержании (максимальное количество баллов-2)

2.организации текста (максимальное количество баллов-2)

3.языковом  оформлении текста (максимальное количество баллов-2)

Даю учащимся  приблизительную тематику заданий раздела:

   Социально-бытовая сфера: Общение в семье и в школе, межличностные отношения с друзьями и знакомыми.

   Социально-культурная сфера: Досуг молодежи. Страны изучаемого языка. Вклад России и стран изучаемого языка в развитие науки  и культуры.

   Учебно-трудовая сфера: Современный мир профессий, рынок труда. Возможности продолжения образования в высшей школе в России и за рубежом. Новые информационные технологии.

  Учитывая, что в написании письма учащимся следует придерживаться некоего “шаблона”, который может быть продуман заранее для экономии времени, даю рекомендации: написать свой адрес в краткой форме, под адресом дата написания письма, обращение на отдельной строке, абзац с благодарностью за полученное письмо или абзац со ссылкой на предыдущие контакты, основная  часть письма(абзац, содержащий ответы на вопросы друга по переписке   и  абзац, где автор письма задает вопросы, ссылка на дальнейшие контакты, завершающая фраза на отдельной строке, подпись на отдельной строке. При этом учащиеся должны логически высказывать свои мысли, правильно использовать средства логической связи (союзы и местоимения),  не допускать грубых грамматических, лексических, орфографических и пунктуационных ошибок.

    На начальном этапе  подготовки  к написанию эссе я стараюсь максимально детально объяснить суть того, что требуется от учащегося в этом виде работы по аналогии с родным русским языком. Для этого приглашаю к сотрудничеству учителей русского языка и литературы ,ведь эссе- короткое литературно грамотное сочинение на какую-то   заданную тему, содержащее собственные аргументы”за”   и “ против “  и  авторское конкретное предложение решения проблемы в конце работы . Для того, чтобы набрать максимальный балл в этом задании(14 баллов) нужно помнить о том, что работа С2 оценивается по пяти критериям:

- содержание (максимальное количество-3 балла)

- организация текста (максимальное количество-3 балла)

-лексика (максимальное количество-3 балла)

-грамматика (максимальное количество-3 балла)

-орфография и пунктуация (максимальное количество-2 балла)

   Для тренировки  своим учащимся  предлагаю 13 наиболее распространенных   тем      для написания эссе:

-THE FAMILY         -EDUCATION        - DIET  AND FOOD

-MEN AND WOMEN                 -ON THE ROAD                     -GLOBAL PROBLEMS

-THE ENVIRONMENT                -SCIENCE        -TOWN AND COUNTRY

-THE ARTS                                -THE MEDIA        -TRAVEL        -WORK

 

Приложение

  Привожу несколько видов памяток для учащихся по выполнению задания С2

ПАМЯТКА № 1

ПОМНИТЕ, ЧТО  В  ЗАДАНИИ  С2  ВСЕГДА  ПРЕДЛАГАЕТСЯ  ПЛАН, СЛЕДУЯ КОТОРОМУ   ВЫ  ПРАВИЛЬНО  ПОСТРОИТЕ СВОЕ  ВЫСКАЗЫВАНИЕ:

-в   первом абзаце Вы должны правильно поставить проблему, которая будет обсуждаться в работе;

-в основной части каждая новая мысль выделяется в отдельный абзац:

           В одном абзаце необходимо выразить свою точку зрения и обосновать ее, подтверждая соответствующими аргументами;

          В следующем  абзаце необходимо объяснить,  почему Вы не согласны с противоположной точкой зрения;

-в заключительной части Вы должны сделать вывод, основанный на приведенных ранее аргументах.

   СТАРАЙТЕСЬ   ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО  ИЗЛАГАТЬ  СВОИ  МЫСЛИ,  НЕ ПЕРЕСКАКИВАЯ  С  одной на другую, и правильно использовать союзы, союзные слова и вводные слова для передачи логической связи между частями предложения (and, but,  which и др.), а также между предложениями и абзацами(to begin with,  what is more , besides , moreover , on the one hand,  on the other hand , in conclusion,   to sum up и др.)

 

 Памятка №2

Прежде чем писать эссе, рассмотрите следующее:

1.Изучите материал по теме.

2.Продумайте основную идею, которую вы разовьете в эссе.

3.Напишите пробное эссе.

4.Составьте план (темы, абзацы, изречения).

5.Разработайте план абзаца в эссе в соответствии с правилами согласованности (единства), связности и усиления значения.

6.Перейдите к эссе с целью «самиздата» и убедитесь, отвечает ли оно основному требованию хорошего письма(изложение материала)-четкость мысли, стиля и является ли передачей мысли (сведений).

Памятка №3

Единство содержания эссе создается центральной идеей,  а  связность  достигается посредством умелого распределения деталей по следующим правилам:

1.Представляйте свой материал от общего к частному;

2.Попробуйте перечисление,  т.е. расположите несколько точек зрения по степени их важности, интереса или порядка следования;

3.Используйте ключевые слова как связки  и переходы.  Например:

on the one(other) hand                                         in the second place  

on the contrary                                                at the same time

in particular                                                       in the meantime                                  

in   spite of this                                                  in conclusion

in like manner                                                    in addition

in contrast to this                                               in other words

to sum up                                                              after all

of course                                                               finally

   Воспользуйтесь конкретными деталями для усиления значения. Избегайте общих фраз.   Хочу предложить примерную структуру задания ,которую я использую в своей работе по подготовке учащихся к ЕГЭ.

Предлагаемая  учащимся  тема это :

“The benefits of computers to modern society far outweigh the disadvantages. What is your opinion?”

INTRO

There have been two controversial issues

about using computers  in modern times.

One issue states that using computers makes everyday life easier and it must be

widely used. Another issue, believes that

computers have many disadvantages and

therefore they should not be used at all. It is a matter of choice, to choose the first issue or the second one.

Общее

Утверждение

Тезисные

предложения

Аргументы ”за

Those who support using computers in

everyday life usually mention the advantages of computers on the job, or at

home or as consumers. For example, on the job, we usually do our work much faster if we use  a computer.

At home we can contact library or many

other  resources  areas that we need to

 get information by using a computer in

order to do our work faster.

 Therefore it is useful to use a computer widely around the world.

Предложение,

содержащее

главную мысль

абзаца.

Пример один.

Пример два.

Обьяснение и

обобщение.

Противоположная

точка зрения

Another issue proclaims that using

computers causes loss of jobs for many

people and also losing the privacy of

individuals.  These machines can do multi-jobs at the same time without any need for people to help.  Losing

privacy is another main important

disadvantage. Because any professional

person using computers many easily

reach the personal information of the

individuals due to the lack of security

system. So, I still think that there are

some obvious disadvantages of using

computers. So, I believe that there are

still many disadvantages of using

computers that must be solved.

Предложение,

содержащее

главную мысль

абзаца.

Пример один.

Пример два.

Обьяснение.

Обобщение.

Conclusion

In conclusion I can say that it is necessary to use a computer and do

something about its disadvantages. I do

believe that, as the time passes, the

technology of computers can reach to

appoint to overcome its deficiencies and solve those problems that have been mentioned so far.

Вводная фраза

заключения.

Предложение,

содержащее

главную мысль

абзаца.

 

  Будущие участники ЕГЭ и все, кто на самом деле заинтересован в овладении   иностранным языком как средством общения, должен  научиться оценивать себя объективно, используя для этого адекватные средства оценивания, уметь определять и  устранять  свои недочеты и ошибки. А задачей учителя является освоение технологий обучения,

 позволяющих выпускникам   гарантированно достигать во  время экзаменационных испытаний  ожидаемых  результатов.

   Успех  на  ЕГЭ безусловно  обеспечивается  прежде всего  должным  уровнем  развития коммуникативной  компетенции.   Понятие

“коммуникативная  компетенция  включает в себя  целый ряд компонентов,  которые  необходимы для оптимального решения тех или иных коммуникативных задач (выбора адекватного  стиля речи, применения различных стратегий в разных видах чтения и аудирования в зависимости от коммуникативной задачи,  сформированности навыков употребления разнообразного лексического и грамматического материала, знакомства с  разными жанрами  и  типами  текстов и т.д.)

     Развитие этих компонентов коммуникативной компетенции безусловно требует  долгой и кропотливой работы на протяжении многих лет.

     Весь процесс обучения  иностранному  языку  при  правильной  его организации  должен  постепенно  подводить  учащихся  к  ЕГЭ,  который,

собственно, и  может являться логическим завершением этого  процесса.

      В то  же  время, эта  современная  форма тестового контроля требует

дополнительного  знакомства  с  форматом  теста,  овладения технологией выполнения  тестовых  заданий  различных  типов  и  умения  работать  в ограниченных временных рамках  и  в  условиях,  характерных   для экзамена(например, при  наличии магнитофона). Поэтому учитель, работающий  на заключительном  этапе    обучения, должен  использовать  технологии, позволяющие  гармонично  сочетать интенсивную учебную  деятельность по совершенствованию коммуникативных умений с формированием  навыков

работы в новом экзаменационном формате.

         В заключение хотелось бы указать на интернет - источники, которые

можно использовать для подготовки и успешной  сдачи ЕГЭ по английскому языку: - подготовиться к части ”Aудирование  “  поможет поисковый ресурс Radiotime, некоммерческое  радио  National   Public  Radio,  BBC  Radio  4 (представляет большое  количество ток-шоу  разной  тематики),  повторное прослушивание  программ  из  архива (передачи  Environmental Programmes; You  and  YOURS; Science  Programmes);  -“Аудирование “   и   “ Чтение“ –  раздел сайта ВВС  6-minute  English (позволяет  прослушать  отрывок   из  новостей  или  радиопередачи,  а потом  прочитать текстовый вариант прослушанного  с  обьяснениями сложных слов и выражений).

          Особую значимость в аспекте рассматриваемой проблемы представляют следующие издания, рекомендованные ФИПИ:

          1.М.Harrison.  Оксфордские тексты по английскому языку для подготовки к Единому  Государственному Экзамену.-Oxford University Press,2010.

          2.M.Mann. Practice Tests for the Russian State Exam.-Macmillan Education,2010.

          3.Ю.С.Веселова «Тематический тренажер по английскому языку. Аудирование.

          4.Е.А.Фоменко «Английский язык. Подготовка к ЕГЭ-2012» Пособие с аудиоприложением.

          5.М.А.Бодоньи''Английский язык. Подготовка к ГИА-9 и ЕГЭ(задания с развернутым ответом: личное письмо, эссе(С1,С2)''.

          6.Е.С.Музланова''Английский язык. Самые новые задания к ЕГЭ 'М.'

          7.Е.С.Музланова. "Экспресс - репетитор  для подготовки к ЕГЭ. Письмо.

Интернет-Ресурсы

   Таким образом, можно  констатировать, что в  настоящий  момент существует различный арсенал, который поможет учащимся  эффективно подготовиться  к сдаче ЕГЭ по английскому языку.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы организации итогового повторения, подготовки к выпускным экзаменам.

Подготовительные материалы и методические рекомендации по подготовке выпускников к государственной итоговой аттестации по математике за курс основной школы. Геометрия....

Итоговая работа по курсу "Подготовка к кембридским экзаменам по английскому языку".

Подготовка, проведение и анализ контрольной работы в 11 классе....

Примеры сочинений по литературе для подготовки к вступительному экзамену

Данные прмеры сочинений помогут выпускникам написать сочинения на тему любви...

Комплексный анализ текста как основной вид подготовки к итоговым экзаменам

В работе представлен педагогический опыт в подготовке обучающихся к выпускным экзаменам....

Готовимся к экзамену по русскому языку. Фонетика. Графика. Орфоэпия (учебно-методические материалы для подготовки к итоговой аттестации)

Учебно-методические материалы для подготовки к итоговой аттестации учащихся по русскому языку (ГИА, ЕГЭ). Содержат теоретический материал по разделу "Фонетика.Графика.Орфоэпия", примерные эк...

Готовимся к экзамену по русскому языку. Морфемика и словообразование (учебно-методические материалы для подготовки к итоговой аттестации)

Учебно-методические материалы для подготовки к итоговой аттестации учащихся по русскому языку (ГИА, ЕГЭ). Содержат теоретический материал по разделу "Морфемика. Словообразование", примерные ...

Материалы родительского всеобуча "Психологический барьер к подготовке и сдаче итоговых экзаменов. Как его преодолеть?"

Цель проведения родительского всеобуча - оказание психологической поддержки родителям (законным представителям) обучающихся выпускных классов в период прохождения итоговой аттестации. Материалы содерж...