Технологии развивающего обучения в преподавании английского языка
статья по английскому языку

Статья о некоторых методах использования технологий развивающего обучения на уроках иностранного языка

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                                        Васильева Елена Александровна

                                                                                                   Учитель английского языка

                                                                                                    ГБОУ школа № 15  

                                                                                                                 

Технологии развивающего обучения в преподавании английского языка

 (из опыта работы)

Современная педагогическая наука полагает, что методики развивающего обучения на длительное время станут определяющими в образовательном процессе. Эти методики подразумевают активно-деятельный  способ обучения, в котором ребенок является самостоятельным субъектом, где знания не являются конечной  целью обучения, а лишь создают благоприятную среду для более интенсивного развития обучающегося и его самообразования. Обучение и развитие являются одинаково важными сторонами одного процесса, процесса формирования  самостоятельной личности готовой  к познанию и желающей учиться. Обучение является движущей силой психического развития ребенка, становления у него всех совокупностей качества личности. В технологиях развивающего обучения ребенок взаимодействует с окружающей средой.  Это взаимодействие включает все этапы деятельности: целеполагание, планирование и организацию, реализацию целей, анализ результатов деятельности. Такой подход к обучению направлен на развитие всей целостной совокупности  качеств личности.

В развитии ребенка  различают два основных уровня: Первый уровень - уже сформированные навыки и умения, а также то, что ребенок может делать самостоятельно без особых трудностей и второй уровень - зону ближайшего развития - это те  возможные виды деятельности, которые ребенок еще не может выполнять самостоятельно, но может справиться с помощью взрослого. Зона ближайшего развития - это возможность перехода от известного и того что ребенок делал самостоятельно к тому, что он может делать в сотрудничестве.  Максимально расширить эту зону, создав благоприятные условия для формирования подрастающей личности - основная задача на современном этапе. Развивающее обучение воспитывает и максимально способствует совершенствованию учебно-познавательной деятельности, формирует креативное начало в подходе к решению задач, готовность к самостоятельной поисковой  и преобразовательной  деятельности в целях формирования языкового самосознания, умения планировать и организовывать  работу, понять задачу и подготовиться к ее решению, адекватно оценив приобретенные знания.  В этой связи, формирование общекультурной компетенции  крайне необходимо для межличностного взаимодействия в современных условиях межкультурной коммуникации, а также обеспечения требований качества обучения на всех его этапах , что не возможно или крайне затруднительно без применения современных  развивающих образовательных технологий.

Одной из таких методик является игровая технология. Игры всегда были неотъемлемой частью формирования личности. В игре дети учатся взаимодействию, оценке ситуации,  кооперированию, учатся на своих и чужих ошибках и делают выводы, анализируя  ситуацию, и пробуют  искать альтернативные решения,  часто даже не осознавая этого. Игра снимает стрессовую нагрузку и дает возможность ребенку проявить себя, формируют навыки коллективной работы. Игры дополнили традиционные формы обучения, способствуя активизации процесса формирования личности способной и желающей учиться. Игры позволяют осуществлять разно-уровневый подход к обучению, где каждый может выбрать посильную роль.

Игровые технологии подходят как для младших, так и для старших школьников. В начальной школе хорошо себя зарекомендовали не только лексические, но  и грамматические игры. Так, например,  для самых младших игра «Отдай шарик хозяину», когда надо соединить шарик с маленькой буквой и ребенка, у которого на футболке большая буква алфавита. Или игра «Собери слово» из карточек с различными буквами, назови, что получилось, опиши и скажи, что он может делать. Вариантов может быть много и дети с интересом играют, слушают, что получилось у товарищей, сравнивают. Такая игра вполне подходит  и для контроля усвоения материала (вместо проверочной работы) и для  снятия напряжения в конце урока. Младшие школьники не всегда понимают, что это контроль, выполняют задания с энтузиазмом и не испытывают стрессовой нагрузки. Здесь можно продолжить и попросить ребенка не назвать предмет и поиграть в «угадайку», задать вопросы: «что может?  Может-ли..?» Есть и другие варианты в зависимости от пройденного материала. В   старшем школьном возрасте варианты и типы игр усложняются. С моей точки зрения самыми выигрышными являются ролевые  и  деловые игры. В ролевой игре стимулируется творческие способности ребенка, он раскрепощается и не боится сделать ошибку: он же играет. Дети не боятся  говорить, что тоже может быть хорошим способом проведения контроля по теме: лексического, грамматического и  коммуникативного, без создания стрессовой ситуации.  Игра помогает сближению детей и взрослого, особенно, если взрослый тоже выбирает себе какую-то роль. В игре можно каждого ребенка увидеть иначе, что, в дальнейшем ,поможет работе учителя с классом, объединит в одну команду, решающую одну задачу. Деловые игры, в  старшем возрасте, требуют время на подготовку, но, при правильной организации, дают хорошие результаты, развивая навыки сотрудничества, коммуникации, умение слушать и вежливо формулировать свою точку зрения. Развиваются  навыки анализа и принятия решений,  и деловые качества обучающихся, что без сомнения поможет им в их  взрослой  жизни: они уже знакомы с такой моделью, уже не страшно, уже умеют оценивать и разрешать подобные ситуации.  Стимулируется монологическая и диалогическая речь. Технология создания проблемной ситуации и поиски путей выхода из нее немало способствует подготовке школьников к решению сложных жизненных ситуаций. Но помимо этого она поощряет детей к монологу и диалогу в процессе чего они ищут адекватные способы выражения своих мыслей. Еще одна технология - это технология сотрудничества. С самого раннего возраста детей необходимо приучать  к парной и групповой работе, что способствует большему времени активной работы каждого обучающегося на уроке и дает возможность высвободить время на работу со слабоуспевающими детьми. Технология дифференцированного  обучения оправдывает себя  как в младших, так и в старших классах, где давая детям разные по сложности задания и в последующем  усложняя их, можно добиться выравнивания знаний учащихся до общего уровня. Но здесь надо помнить о продвинутых детях, способных к выполнению более сложных заданий и развивать их мотивацию к дальнейшему совершенствованию. Хорошо зарекомендовали себя и технологии критического мышления. Эффективные методы и способы для развития критического мышления широко используют различные приемы:

1.Прием «кластеры» пишется ключевое слово или предложение по теме урока. Вокруг него в виде блоков собираются слова или предложения по данной теме, а затем блоки собираются в кластеры через логические связи. В итоге получается структура, на основе которой ученик составляет логическое высказывание или пишет эссе.  Такого рода подсказка помогает ученику структурировать свою устную или письменную речь.

2. Прием «Синквейн»- позволяет выразить свои мысли в нескольких значимых словах,  формируя основу будущего высказывания, на пример family,  big, friendly ,help each other, care, relax ,celebrate the holidays, fun.  При такой работе сможет составить высказывание даже слабый ученик, далее он сможет совершенствовать свои умения, поверив в свои силы. Информационно- коммуникативные технологии  значительно расширяют рамки образовательного процесса, повышая его практическую направленность. Способствуя интенсификации самостоятельной работы учащихся. Хотелось бы вкратце отметить,  в рамках освещаемой темы  и практическую направленность технологии тестирования.

Технологий много и рациональное их применение на уроках иностранного  языка (как и любого другого предмета) дает возможность совершенствовать  процесс образования, формируя благоприятную среду для успешного формирования личности обучающегося, оказывая ему  помощь в приобретении адекватных ситуации навыков развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Инновационные технологии личностно-ориентированного обучения в преподавании английского языка».

В материале представлена статья выступления по теме "Инновационные технологии  личностно-ориентированного обучения в преподавании английского языка....

Мастер-класс «Технология развивающего обучения на уроках английского языка»

Все мы в жизни решаем проблемы, именно поэтому огромное значение приобретает педагогическая организация процесса социализации – включение в деятельность ученика специально организованной ситуации обще...

«Технология развивающего обучения на уроках английского языка»

Развивающее обучение – это обучение, ориентированное на закономерности развития личности, в котором развивающий эффект является не побочным, а прямым результатом. Оно рассматривает ребёнка как личност...

Реализация технологий развивающего обучения на уроках английского языка

На уроках иностранного зыка  исследовательская деятельность учащихся может быть организована при выведении грамматических правил и определении семантических значений лексических единиц. В результ...

презентация Технология развивающего обучения на уроках английского языка

Технология развивающего обучения на уроках английского языка...

Технология развивающего обучения на уроках английского языка

Технология развивающего обучения на уроках английского языка...

«Технологии развивающего обучения в преподавании в начальной школе (из опыта работы учителя начальных классов с детьми с ЗПР )»

Для успешного усвоения учебного материала детьми с ЗПР необходима коррекционная работа по нормализации их познавательной деятельности, которая осуществляется на уроках по любому предмету....