Обобщение опыта работы по теме "Реализация принципа метапредметности в процессе обучения английскому языку"
методическая разработка по английскому языку

Данная работа представляет собой теоретические и практические рекомендации для учителя по применению принципа метапредметности  при обучении иностранному языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metapredmetnost.doc105.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Обобщение опыта работы на тему

Реализация принципа метапредметности в процессе обучения английскому  языку.

  1. Актуальность.

Мне хотелось бы обратиться к вам с вопросом: что общего между беспорядком в кладовой, лавкой с пустыми подписанными ящиками и головой ученика?  

Ответ на него дает великий русский педагог К.Д. Ушинский: «Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет; голова, где только система без знаний, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надписи, но в ящиках пусто». 

Сам того не подозревая в 19 веке Ушинский обращает внимание на проблему, которая стала очень актуальной в свете направлений разработки ФГОС второго поколения.

Как сделать так чтобы, все, что наполняет голову ученика, имело смысл, четкую форму, структуру, да еще и осознавалось не как мертвое знание ради знания, а как то, что точно нужно ему для жизни!?

Думаю, с этими проблемами сталкиваются все педагоги! На мой взгляд, чудодейственной скрепкой или клеем является освоение и внедрение в процесс преподавания метапредметности.

Мир многогранен,

Сложен, гибок,

Но целостен и органичен.

И в дисциплинах нам привычных

Есть связь – лишь распознать сумей!

Вооружить сумей детей

Не знаний багажом,

А способом познанья.

Эти незамысловатые строки  - можно считать своеобразным лейтмотивом деятельности педагога, реализующего принцип метапредметности в процессе обучения.

Метапредметность  - это неизбежность, которая стала заботой практически каждого учителя.

Метапредметность  соединяет в себе идею предметности и одновременно НАДпредметности, идею рефлексивности по отношению к предметности.

Формирование метапредметных  результатов - одно из основных требований, установленных Федеральным государственным образовательным стандартом.         

Именно метапредметные результаты будут являться мостами, связывающими все предметы, помогающими преодолеть горы знаний.

На экране: Метапредметные результаты – освоенные обучающимися  обобщенные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

  1. Учитель сегодня должен стать конструктором новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний. (Ю.В.Громыко)

В связи с этим целью своей педагогической деятельности обозначила следующее:

     Совершенствование образовательного процессса посредством реализации принципа  метапредметности

 Для обеспечения достижения цели необходимо решить несколько взаимосвязанных задач:

  • осуществить отбор эффективных с точки зрения интеграции методики преподавания иностранного языка и реализации метапредметного принципа технологий, подходов, средств и форм обучения;
  • разработать  и апробировать задания метапредметного характера, направленных на формирование метазнаний и метаумений;
  • создать методический инструментарий  психолого-педагогического мониторинга метапредметных результатов.
  1. Средства и формы.

Для реализации принципа метапредметности возможно использование следующих средств и форм обучения:

  • метапредметы - самостоятельные учебные предметы в учебном плане
  • метакурсы (элективные, по выбору и т.д.)
  • метапредметный компонент в содержании учебного курса:

                           -  метапредметные уроки

                           - предметный урок + метапредметная тема

Метапредметы — это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов, это учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала, каковыми являются метазнание, метаспособы, метадеятельность.         В качестве метапредметов доктором  психологических наук, Громыко Ю.В. (на слайд профессор, директор НИИ ИСРОО) были выделены:  «Знание», «Знак», «Проблема», «Задача» (на слайд, красиво). 

        Перегруженность современного содержания образования далеко не всегда позволяет включить в учебный план эти предметы.

Одним из направлений, реализующих  метапредметность достаточно эффективно, являются элективные курсы, семинарские занятия, исследовательская  и проектная деятельность.

Элективный курс «Английский язык в профессиональной сфере» (И.С. Рахуба) раскрывает различные сферы применения английского языка,  особенности рода деятельности людей многих профессий, связанных с необходимостью овладения им.

Основу  обучения составляют упражнения коммуникативного характера, обладающие ситуативной обусловленностью и предусматривающие выражение личного отношения к рассматриваемому предмету.

Например: Занятие по теме «Ecology of Amur Region», метатема « Проблема», в 9 классе проходила в форме пресс-конференции, где учащиеся решали задачи, связанные с проблемами Хинганского заповедника. Основываясь на фактах, полученных при самостоятельном исследовании проблем данной территории, они не только пытались найти пути их решения, но и активизировали знания специфической лексики в ситуации, приближенной к жизни.

На слайд:

Цель курса: обеспечить учащихся практической информацией о профессиях, связанных со знанием английского языка.

Задачи курса:

  • помочь подросткам в их самоопределении при выборе профессии;
  • обозначить связь знаний, получаемых в школе, и возможности успешной профессиональной  карьеры;
  • развивать умение работать в сотрудничестве, выполнять коммуникативно-ориентированные задания.

По надпредметным программам можно работать на уроках  по обычным школьным предметам за счёт отбора тем, сюжетов, способов деятельности, совокупность которых в итоге и позволяет получить желаемый метапредметный результат.

Метатемы, предлагаемые разработчиками данного вопроса, подобраны таким образом, что могут быть применены практически к  любой теме любого предмета.  

При выборе метапредметной темы учитываю возраст, ступень обучения учащихся. В таблице приведены примеры метапредметных тем и их соотнесение с программным материалом  уроков английского.

Метатема

Предметная тема

Движение

Игры. Спорт.

Знание – незнание

Правильные и неправильные глаголы.

Изменение и развитие

Британия - страна, люди, события.

Модель и способ

Основы грамматики

Порядок и хаос

Распорядок дня. Место, где мы живем. Дом. Квартира

Пространство и время

Изменение глаголов по временам

Постановка проблемы

Защита окружающей среды.

Рисунок и схема

Секреты английской грамматики.

Позиция и роль

Профессии. Магазины и покупки.

Общество и среда

Профессии. В аэропорту. Литература. Семья.

Простое и сложное

Мир увлечений.

Навигационные знаки современного аэропорта предполагают в пассажире и встречающем человека, способного воспользоваться информацией, представленной на них на английском языке, имеющем статус международного.

Поэтому кроме лексико-грамматических навыков, отрабатываемых на уроке,  учащиеся овладевают социокультурными знаниями и умениями, усваивают способы  общения в реальной языковой ситуации.

Принцип «метапредметности» состоит также в обучении школьников общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, поверх предметов, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом (Ю.Громыко).

Одними из важнейших метаумений являются  навыки переработки информации (анализ, синтез, интерпретация, экстраполяция, оценка, аргументация, умение сворачивать информацию).

  1. Технологии.

Проанализировав особенности и акценты технологий, реализующих принцип метапредметности, пришла к выводу, что технология критического мышления  в большей степени соответстует стратегии преподавания английского языка, так как направлена на формирование этих метаумений.

На экране: ( не читать)

Возможности формирования метадеятельности заложены в ряде подходов и технологий:

  • развивающее обучение Эльконина-Давыдова;
  • мыследеятельностная педагогика (ГромыкоЮ.В.);
  • эвристическое обучение;
  • логико-смысловое моделирование;
  • технология критического мышления;
  • ТРИЗ (АРИЗ);
  • кейс-технология;
  • компетентностный подход и др.
  1.  Практика

Для решения этой задачи использую следующие приёмы : составление ментальных карт, деревьев понятий, кластеров, денотатных графов, схем «фишбоун» (рыбьи косточки – технология «за и против»), графические модели знания, приемы сворачивания информации (конспект, таблица, схема) и пр.

Ментальные карты предложены американскими педагогами Б. Дерпортер и М. Хенаки.

Ментальные карты рисуются в виде схемы с центром и расходящимися от него «ветками». На ветках  размещаются слова или картинки. Это показывает бесконечное разнообразие возможных ассоциаций и, следовательно, неисчерпаемость возможностей мозга. Подобный способ записи позволяет ментальной карте неограниченно расти и дополняться.

На уроке по теме «Seasons» при составлении ментальных карт учащимся были предложены задания дифференцированного характера: вписать названия времён года и соответствующих месяцев или слова, ассоциирующиеся с тем или другим временем года. Причем выбор задания осуществляли сами учащиеся, оценив самостоятельно уровень своей подготовленности.

Денотатный граф - [от лат. denoto — обозначаю и греч. — пишу] — способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия.

Может эффективно использоваться в качестве ориентировочной основы деятельности на вводном занятиии, либо как «итог», «обобщение» на заключительном уроке.

На слайде:

• Выделение ключевого слова или словосочетания

• Чередование имени и глагола в графе

• Дробление ключевого слова по мере построения графа на слова — "веточки"

           На уроке по теме «My hobby is martial arts» (на экране страница)  при проверке домашнего задания учащимся предлагается закончить частично заполненный граф.  В ходе выполнения задания пятиклассники на практической основе усваивают главное правило построения денотатного графа - в нём понятия, выраженные словами именных частей речи должны чередоваться с глаголами. Усвоив эту особенность, впоследствии учащиеся составляют граф самостоятельно.

          Схемы «фишбоун» («рыбий скелет») были придуманы профессором К. Ишикава. Представляют собой графическое изображение, помогающее идентифицировать и наглядно отобразить причины конкретных событий, явлений, проблем или результатов.

В голове скелета находится проблема, которая рассматривается в планируемом проекте.  На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних косточках отмечаются причины возникновения проблемы, на нижних выписываются факты, подтверждающие наличие сформулированных причин. В «хвосте» - вывод.

На начальном этапе формирования данного метаумения возможен более простой вариант - приём «за» и «против». Так на уроке обобщения и систематизации знаний по теме «Meals», метатема «Вред и польза», учащимися (3-4 кл.) актуализируется проблема правильного питания. Она обозначается в голове скелета, на верхних косточках учащиеся записывают названия полезных продуктов, на нижних - вредных.

В качестве вывода  предлагается подобрать известную английскую пословицу.

Составление ментальных карт,  денотатных графов, схем «фишбоун»  - эффективные приёмы переработки информации не только на уроках английского языка, но и на уроках любого другого предмета. Передавая универсальный способ показываю учащимся выходы из своего учебного предмета в другие предметные области знания.

Свои методические разработки размещаю на школьном и персональном сайтах. Считаю, что учителя предметники, курирующие один и тот же класс, должны следовать принципу метапредметности, чтобы не действовать, как «лебедь, рак да щука» во всем известной басне, а  дать возу единое нужное направление и снабдить его двигателем в виде метапредметных  способов деятельности.

  1. Результаты

Результатом своей деятельности по реализации принципа метапредметности считаю положительную динамику сформированности метаумений.

Оценка метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур.

В сотрудничестве с психологом на основе уже созданных для начальной школы комплексных диагностических заданий  (образовательная система 2100), разработала и апробировала аналогичные для контроля достижения метапредметных результатов пятиклассниками.

(Таблица)

        Работа состоит из текста и нескольких заданий, связанных с его содержанием. Они могут быть различного вида: тестовыми, творческими, информационно-поисковыми.  Располагаются в порядке возрастания их сложности. Позволяют определить уровень сформированности не только предметных умений и навыков, но и метапредметных.

        Например, к тексту «Friends» были подобраны следующие задания:

1. Отметить картинку,  соответствующую содержанию текста. Данное задание позволит проверить умение работать с информацией, представленной в разных форматах: текст, рисунок.

2. Расположить предложения, сохранив последовательность событий  рассказа. Проверяется умение вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность.

3. В следующем задании учащиеся высказывают оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном.

Как ты думаешь, почему братец Кролик решил поделиться морковкой с братцем Козликом?

4. При выполнении четвёртого задания учащиеся должны выписать  глаголы в нужной форме из текста.  Метаумение - получение, поиск и фиксация информации.

Анализ и интерпретация результатов выполнения  комплексной работы.

Код ученика

Метаумение

Задание 1

Полное извлечение информации

Задание 2

Понимание и преобразование информации

Задание 3

Применение и представление информации

Задание 4,

Получение, поиск и фиксация информации

1

Б, П

Б, П

Б

Б, П

2

0

0

0

Б

3

Б

Б

Б

Б

4

Б

0

0

0

5

Б, П

Б, П

Б

Б

6

Б

Б

Б

Б, П

7

0

0

Б

0

8

Б, П

Б, П

Б

0

9

Б, П

Б, П

Б

Б

10

Б

Б

Б

Б

П - ученик достиг уровней повышенной подготовки;

Б – ученик достиг уровня базовой подготовки;

0  – ученик не достиг уровня базовой подготовки.

Результаты выполнения работ фиксируются в базе данных, затем ответы кодируются и интерпретируются. Это даёт возможность осуществить мониторинг  овладения метапредметными умениями каждым ребёнком и классом в целом.  

        Проведение комплексной работы  позволяет определить сформированность умения переноса знаний и способов учебных действий, полученных в одних предметах, на другие учебные ситуации и задачи.        

     О повышение мотивации к изучению иностранного языка свидетельствует положительная динамика следующих показателей:

  • количества учащихся, посещающих предметные кружки (кружок «Yes!»);
  • количества учащихся, принимающих участие в предметных олимпиадах и конкурсах;
  •  в традиционных праздниках на иностранном языке;
  • качественно новый уровень докладов, рефератов учащихся, использование ими различных форм представления информации;

Проекты учащихся отмечены дипломами победителей на конкурсах различных уровней.

        Из полученных результатов можно сделать вывод, что реализация принципа метапредметности, заключающегося в переходе от школы информационного потока к школе жизни, позволит научить ребёнка находить знания и умело использовать их, ведь «Мозг наполненный стоит дешевле, чем мозг обустроенный» (М. Монтень)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы по теме «Информационно-коммуникационные технологии в обучении английскому языку»

В статье представлен опыт работы по использованию ИКТ в обучении учащихся английскому языку, названы цель применения, формы и методы работы, конечные результаты....

Реализация принципа метапредметности в процессе обучения иностранному языку.

Как сделать так чтобы, все, что наполняет голову ученика, имело смысл, четкую форму, структуру, да еще и осознавалось не как мертвое знание ради знания, а как то, что точно нужно ему для жизни!? ...

Обобщение опыта работы по теме"Реализация компетентностного подхода в обучении английскому языку через инновационные технологии"

Реализация компетентностного подхода в обучении английскому языку через инновационные технологии (методы технологии развития критического мышления, эвристический метод)...

Обобщение опыта работы по теме "Подготовка к ГИА на уроках английского языка"

Подготовка учащихся к ГИА - один из наиболее сложных и трудоемких моментов в процессе преподавания иностранного языка в школе. Как сделать этот процесс более понятным ребенку и создать в дальнейшем си...

«Реализация принципа метапредметности в процессе обучения иностранному языку».

Выступление в рамках метапредметной недели по английскому языку...

Обобщение опыта работы по теме "Использование песенного материала в обучении английскому языку как средство повышения мотивации учащихся"

Обобщение опыта работы по теме "Использование песенного материала в обучении английскому языку как средство повышения мотивации учащихся"...

Обобщение опыта работы: Повышение мотивации и качества знаний по предмету "Английский язык" посредством современных образовательных технологий в урочной и внеурочной деятельности.

Отсутствие у обучающихся естественной потребности в использовании иностранного языка для общения и решения каждодневных задач приводит к  существенному понижению мотивации и восприятию иностранно...