Обобщение педагогического опыта на тему ""Технологии оценивания в условиях ФГОС"
методическая разработка по английскому языку

Учителем английского языка представлен обобщенный опыт работы по теме "Оценивание обученности в условиях ФГОС второго поколения". Даны теоретические и  практические рекомендации для учителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchennyy_opyt.docx55.76 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщенный опыт работы

учителя английского языка

МБОУ «ООШ№13» с. Новосевастопольское

Сепертеладзе Ольги Николаевны

на тему

« Технологии оценивания в

условиях ФГОС».

                                                                           

Содержание:

1. Актуальность и перспективность опыта, цели и задачи.

2. Теоретическая база опыта.

3.Технология опыта.

4. Результативность опыта.

5. Перечень использованной литературы.

                                                                      «Термин оценивание относится

к любым формам деятельности учителя

                                                                                и учеников, оценивающих самих себя,

обеспечивающим информацию, которая

                                                                      может служить обратной связью

                                                                 и позволяет модернизировать

                                                                         процесс преподавания и учения»

(П. Блэк, Б. Блум.)

1. Актуальность и перспективность опыта.

В современном обществе на рынке труда во всем мире востребованы образованные, предприимчивые люди, которые отличаются мобильностью, могут работать в команде, принимать на себя ответственность за принятие решений и отвечать за результат, прогнозируя возможные последствия.

 Работая в современных условиях введения и функционирования новых федеральных государственных стандартов образования, учитель сталкивается в своей деятельности с противоречиями между возросшими требованиями к качественному образованию, между потребностью общества в активной, самоопределяющейся личности и низкой мотивацией к обучению, между желанием ученика достичь профессиональных успехов в жизни и отсутствием практического опыта самостоятельной добычи новых знаний. Наблюдается кризис пятибалльной системы оценивания. Оценка не дает представления о динамике мыслительных процессов, а лишь фиксирует усвоение, она направлена просто на констатацию факта и субъективна.

Учитывая все выше сказанное, учителем английского языка Сепертеладз О.Н. были поставлены следующие цели и задачи: теоретически обосновать и систематизировать опыт работы по теме: «Использование технологий формирующего оценивания в условиях введения и функционирования ФГОС», проанализировать эффективность использования данных технологий с точки зрения развития мотивации  и формирования прочных самостоятельных навыков познания окружающей действительности, развивать актуальную, творческую, познавательную деятельность учащихся, воспитывать умение  самостоятельного познания.

Учитель работает под девизом:

- будь  уверен, что каждый ученик может стать лучше,

- создавай среду, способствующую партнерству учителя и учеников,

- используй оценивание для того чтобы получать информацию об ученике и себе,

- обсуждай с учениками результаты оценивания и вместе определяйте ясные достижимые цели,

- вовлекай учеников в самооценивание, давай возможность проводить рефлексию своего учения. 

 Это приводит к тому, что растет учебная мотивация, поскольку дети видят искреннюю заинтересованность учителя, стремящегося помочь им стать успешными в учебе. Кроме того, учитель постоянно спрашивают себя: «Какие наиболее существенные знания и умения я стремлюсь преподать своим ученикам?»; «Как я могу выяснить, научились ли они этому?»; «Как я могу помочь им учиться лучше?».

2. Технология опыта

Новые образовательные стандарты задают новые ориентиры в понимании учебных результатов и соответствующих им подходов к оцениванию:

1. Оценивание осуществляется практически на каждом уроке, а не только в конце учебной четверти или года.

2. Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты.

3. Критерии оценивания заранее известны и учителю, и ученикам. Они даже вырабатываются совместно.

4. Система оценивания выстраивается так, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.

Формирующее оценивание -  процесс поиска и интерпретации данных, которые ученики и учитель используют для того, чтобы решить, как далеко ученики уже продвинулись в своей учебе, куда им необходимо продвинуться и как сделать это наилучшим образом.

 Формирующее оценивание -  наиболее эффективный способ повысить образовательные достижения каждого ученика и сократить разрыв между наиболее успевающими учащимися и теми, кто испытывает затруднения в обучении. (Пинская М.А.  «Оценивание в условиях введения требований

нового Федерального государственного образовательного стандарта. М. Педагогический университет «Первое сентября».)

Принципы формирующего оценивания, которые использует учитель:

- показать ученику, что у него получилось хорошо,

- указать что нуждается в улучшении,

- дать рекомендации о необходимых исправлениях,

- дать возможности для внесения    исправлений.

Опыт можно обозначить как репродуктивно-рационализаторский, поскольку данный вопрос уже изучался зарубежными и отечественными педагогами и психологами, в частности, Мариной Александровной Пинской. В течение определенного времени (с 2011 года) учителем была проведена работа по сбору педагогических фактов и другого эмпирического и информационного материала по проблемам организации современного урока, по внедрению новых педтехнологий, выявлены находки, новинки, обобщен и распространен положительный педопыт.

  Были изучены теоретические основы работы с данными технологиями, пройдены курсы повышения квалификации по данной теме, созданы наработки, которые соответствуют целями и задачам методической темы,  составлена развернутая программа внедрения современных технологий формирующего оценивания, проведены эксперименты в классах разных возрастных категорий и разных уровней обученности. Получив результаты, учитель их сопоставила, сравнила, проанализировала, выявила взаимосвязь между ними, выяснила характер зависимости процесса обучения от конкретных условий.

Результаты экспериментальной деятельности по апробированию прогрессивных педтехнологий были представлены на заседании методсовета, проблемной группы учителей, школьных педсоветах, семинаре руководителей школ района, научно-практической конференции учителей района.

Ольга Николаевна разработала дорожную карту, которая обеспечила детальную разработку всех действий.

Этапы работы

Содержание работы

Сроки

Форма отчетного продукта

Аналитико-диагностический

Изучение прогрессивного опыта работы отечественных и зарубежных педагогов, теоретических аспектов проблемы, анализ состояния образовательного процесса; выявление противоречий и затруднений

2015-2016

«Дорожная карта»

Организационный

Определение целей и конкретных задач; прогнозирование результатов;

 поиск и разработка эффективных  методов работы, методик

2016

Активное обсуждение в Интернет- сообществе учителей, на заседании школьных методслужб-

  (методсовета, проблемной группы учителей ) Программа повышения качества образования

Этап реализации.

Промежуточные итоги.

Активное применение методик,  способствующих творческому мышлению учащихся; отслеживание промежуточных результатов. Мониторинг эффективности. Коррекция

2015-2017

Творческие проекты учащихся. Уточнение методик, доработка программ.

Обобщающий

 Диагностические процедуры; корректировка программы.

 Обработка полученных данных; соотнесение полученных результатов с планируемыми; корректировка.

2018-2019

Систематизация информации, разработка комплексного пособия. Выход на другие предметы

Итоговый

Применение наработанных материалов в собственной педагогической деятельности; распространение положительного опыта применения данной методики, технологии, выбор формы подведения итогов, разработка рекомендаций.

2019

Творческий отчет.

Стартовая точка -  определение целей, а далее учитель:

- переводит цели в измеряемые учебные результаты;

- определяет необходимый уровень достижений;

 - отбирает содержание, техники оценивания;

- выбирает и реализует соответствующие методы обучения;

- проводит оценивание и устанавливает, достигнуты ли измеряемые учебные результаты.

При включении формирующего оценивания в учебный процесс на уроках английского языка выполняются    условия:

Первое: на уроке тесное взаимодействие учеников в парах и группах, обсуждение с учителем, свободные вопросы, особая атмосфера доверия, творческой заинтересованности.

Второе: результаты используются для корректировки преподавания, «передаются» в руки ученика и используются для планирования, в результате формирующее оценивание положительно влияет на учебную мотивацию школьников и на их самооценку.

Третье: личный педагогический стиль учителя располагает к обоюдному доверию, диктат и формализм исключены.

Используется оценочная методика формирующего оценивания:

 1.Уровень знания – умение действовать по алгоритму. Для проверки того, достиг ли ученик этого уровня, дается первое задание.

2. Уровень понимания – умение анализировать ситуацию, опираясь на имеющееся знание. Для проверки этого уровня дается второе задание, которое проверяет, умет ли ученик рассуждать.

3. Уровень применения – умение применять знание для решения практических задач. Для проверки этого уровня дается третье задание, которое требует решить практическую задачу в определенной ситуации (принцип системно-деятельностного подхода).

Основные технологии формирующего оценивания, которые апробированы учителем английского языка на уроках и при организации внеурочной деятельности учеников «Недельные отчеты», «Составление тестов», «Опросники самодиагностики», «Карты понятий», «Рубрики», «Портфолио» и другие.

1.Технология «Недельные отчёты» - это опросные листы, которые ученики заполняют раз в неделю, отвечая на 3 вопроса:

1.Чему я научился за эту неделю?

2. Какие вопросы остались для меня неясными?

3. Какие вопросы я задал бы ученикам, если бы я был учителем, чтобы проверить, поняли ли они материал?

На первых порах данное задание вызывало у учеников нескрываемое раздражение- казалось, что это лишняя трата времени. Но после того как работа вошла в систему, появился положительный результат, эта форма работы была принята всеми участниками образовательного процесса.

2.Технология «Составление учениками тестов». Задачи:

- повысить качество выполнения домашнего задания,

- выявить уровень понимания учащимися материала и разобрать моменты, вызвавшие затруднение,

- развивать критическое мышление,

- строить обучение на основе сотрудничества,

Это творческая работа, которая выявляет знания, подготовленность, мотивацию, требует очертить границы темы, структурировать знания, составлять высказывания, прогнозировать ответ.

  Даже потенциально слабые ученики справляются с задачей составления тестов по пройденным темам (например – модальные глаголы, степени сравнения прилагательных и другие, конечно, каждый на своем уровне), практикуется обмен тестами в парах, группах, коллективная проверка – консультация.

3.Методика «Анализ группового проекта»

 Позволяет ученику оценить себя, осознать свою роль в групповом проекте- насколько был продуктивен, успешен, полезен. Помогает решать коммуникативные задачи при работе в группе, в команде.

В ходе работы над групповым проектом

Постоянно

Иногда

Это не наблюдалось

Я работал в команде

+

Я был сосредоточен

+

Я поддерживал других

+

Я продолжал пытаться, даже если не получалось

+

Я предлагал свое решение

+

Я выслушивал мнение других

+

Я проверял свою работу

+

К моему мнению прислушивались

+

4. Методика «Карта оценки презентации, проекта». Учитель использует технологию для подведения итогов проектной деятельности обучающихся (как на уроке так и во внеурочной деятельности).

 

Фамилия, имя: ___________________________________________

Дата: __________________

 Тема презентации: _______________________________

  Презентация  была интересной и содержательной.

 Презентация была понятной – она помогла мне лучше понять тему.

 Презентация подготовлена самим выступающим.

 Автор   ответил на мои вопросы.

 Я узнал новое   из презентации.

Достоинства работы____________________________

Недостатки работы_____________________________

Мои предложения по работе_______________________________________

5.Технология « Кластерная карта».

Кластерная карта (карта понятий) – это сетевая диаграмма, которая отражает структуру знаний ученика.  Позволяет ученику:

- синтезировать информацию,

- видеть связь между понятиями,

- развивать сложные мыслительные навыки,

- самостоятельно формировать представления собственных знаний и понимание предмета.

-  используется при работ  над проектом, эссе, презентацией.

Варианты работы с кластерами:

- составляется новый кластер,

- составляется краткий рассказ по готовому кластеру с использованием слов, входящих в его состав,

- коррекция и совершенствование готового кластера.

-  анализ и завершение неполного кластера:

-   без указания главного термина, с которого начинается кластер, определение этого главного термина;    

 -   без указания одного или нескольких терминов кластера и определение этих терминов.

  формы работы с кластерами:

 -  самостоятельно при выполнении домашней работы,

 -  самостоятельно на обобщающем уроке,

  - в составе малой группы с последующим конкурсом на лучший кластер, составленный по заданному главному термину,

 - при выполнении контрольного задания на составление кластера, написание рассказа по кластеру или определение термина (терминов) неполного кластера, при контроле аудирования.

Данной технологией овладевают все ученики в меру своих способностей.

Потенциально сильные свободно составляют карты по темам (например, «Средства массовой информации», «Мое виртуальное путешествие», но дети разной подготовки постоянно совершенствуются.

6.Технология «Карта самоотчета». Ученикам предлагается заполнить данную карту трижды -  в начале работы над темой, на промежуточном этапе и на этапе подведения итогов. Отслеживается динамика.

Насколько уверенно ты чувствуешь себя в следующих ситуациях?

Очень уверенно

Уверенно

Неуверенно

Я знаю, как образуется PAST SIMPLE

+

Я могу объяснить разницу в употреблении PAST SIMPLE и PRESENT PERFECT

+

 Я могу рассказать о своем прошлом дне рожденья

_

7.Методика «Опросники для самодиагностики» побуждает учеников к развитию своих сильных и слабых сторон, развивает способность давать себе отчет в достижениях и выявлять пробелы и затруднения. При регулярном применении тренировка и коррекция входят у ученика в привычку.

Опросник для самодиагностики по теме «Имя прилагательное»

Не умею

Есть затруднения

Затруднений нет

1.Образовать степени сравнения прилагательных

2.Образовать степени сравнения многосложных прилагательных

3.Образовать степени сравнения

прилагательных- исключений

4. Использовать структуры «такой… как». «не такой...как»

5.Сравнивать предметы, явления

9. Технология «Фишбоун»  - это постановка и решение проблемы. 

Предлагается решить проблему графически. Любая проблема начинается с головы. Проблема помещается в голову. Верхние кости – причины проблемы, нижние - факты, хвост – вывод.

 Технология стимулирует критическое мышление, устанавливает связи между причиной и следствием, путем анализа выделяется причина. Ученики приобретают метапредметную компетенцию. С данной технологией учитель работает в старших классах основной школы.

8.Технология Синквейн - пять строк

-   учит анализировать, синтезировать, обобщать понятия и информацию.

- организуется в парах, группах, самостоятельно,

-  обогащает лексический запас,

-  подготавливает к пересказу;

- учит формулировать ключевую фразу;

-  позволяет проявить собственное творчество;

-  получается у всех. 

В результате ученик

- знает содержание учебного материала темы;

-умеет выделять наиболее характерные особенности изучаемого явления, процесса,  

-умеет применять полученные знания.

 

Дидактический синквейн, который использует учитель:

1.Одно существительное (обозначает тему высказывания).

2. Два прилагательных (обозначают признаки).

3. Три глагола (характер действия).

4. Личное отношение.

5.Резюме.

Например:

BEARS

STRONG DANGEROUS

SWI M  JUMP  CLIMB

I LIKE BEARS

ANIMALS

 Используются варианты работы:

1. Составление рассказа к готовому синквейну.

2.Составление синквейна по прослушанному тексту.

3.Коррекция и совершенствование готового синквейна.

Эту технологию учитель приравнивает к  увлекательной игре, она позволяет быстро и эффективно получать результат, облегчает процесс усвоения понятий, используется также  для самоконтроля и взаимоконтроля.

 Главное требование, которое соблюдает учитель для подбора развивающих заданий: задания должны побуждать к размышлению, наблюдению, поиску, выдвижению идей, высказыванию своей точки зрения, к творчеству. В них  должны присутствовать вопросы: «ваше мнение?», «как вы думаете?», «как объяснить?», «как поступить?», «согласны вы с тем, что…?», «как улучшить?» .

Для того, чтобы задания полноценно выполняли свою развивающую функцию и активно помогали реализовывать системно-деятельностный подход к обучению, по их завершении проводится этап рефлексии.

Это означает, что ученик должен ответить на следующие вопросы:

Какие знания я применил? Почему именно их?

В чем были затруднения? Как их удалось преодолеть?

Могу и хочу ли я улучшить работу? Как это сделать?

Получилось здорово? Что обеспечило успех?

Эти меры помогают ученику в процессе работы учиться действовать осмысленно.

 

В своей работе наряду с технологиями формирующего оценивания учитель использует педагогические технологии по проблемно-развивающему обучению, технологии коллективного обучения На уроках часто создаются проблемные ситуации, что способствует развитию творческого мышления и познавательного интереса учащихся.  Используются индивидуальная и групповая формы обучения, что помогает добиваться стабильных результатов.

Учитель использует следующие формы проведения уроков:

  • урок-соревнование;
  • урок-ролевая игра;
  • урок-путешествие;
  • урок-деловая игра;
  • урок-дискуссия;
  • урок-пресс-конференция;
  • урок-представление;
  • урок-митинг;
  • урок-флэш-моб;
  • интегрированный урок.

Современный урок английского языка, проводимый учителем   – это:

-  применение нетрадиционных форм урока,

- применение игровых форм, методов и приемов обучения,

- переход от монологического взаимодействия к диалогическому,

- использование разных форм учебной работы,

- систематическое использование различных дидактических средств,

-использование различных методов мотивации и стимулирования обучающихся,

- использование интерактивных методов ведения урока, информационно – коммуникативных технологий.

4.Результативность опыта.

 

Показатели реального результата работы учителя Сепертеладзе О.Н. - развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умения увидеть, сформулировать и решить проблему, повышение учебной мотивации, что способствует развитию интереса к предмету, ведет за собой качественный рост результатов обучения. Таким образом, максимально обеспечивается умственное развитие ученика, воспитывается активно мыслящая личность.

В результате проведенной целенаправленной работы:

1. Наметилась стойкая позитивная динамика успеваемости и качества знаний 2.Увеличилось количество учащихся, принимающих участие в предметных конкурсах различного уровня и повысились результаты: (призеры, лауреаты).

Опыт работы учителя обобщен на уровне школы и рекомендован к использованию, промежуточные итоги заслушаны на районном МО учителей английского языка.   На районной научно – практической конференции опыт работы учителя  оценен как передовой, Он опубликован на личных страницах учителя в сети Интернет и на сайте школы, рекомендован к использованию и распространению, заслушан на семинаре руководителей школ района. 

Созданные учителем условия для формирования познавательного интереса школьников, целенаправленная и регулярная деятельность педагога по развитию обучающихся, качественные изменения в урочной системе способствуют достижению высокого уровня познавательного интереса обучающихся и как следствие -  росту показателей обученности, качества успеваемости, результатов обучения, удовлетворению образовательных запросов социума. Учитель систематически проводит открытые уроки и мастер-классы в рамках ежегодной школьной методической декады «Ярмарка методических идей».

Учитель обращает внимание на то, что требуются определенные усилия для того, чтобы работу привести в систему; кроме того, просветительскую   работу надо проводить также с родителями учеников.

Литература:

1. Кравцова И.Л., Пинская М.А. Критериальное оценивание входит в практику отечественной школы. Народное образование.

2012. № 2. C. 163—168.

2. Пинская М.А., Иванов А.В. Критериальное оценивание в школе.

 Школьные технологии. 2010. № 3. C. 177—184.

2. Пинская М.А. Формирующее оценивание: оценивание в классе: практическое руководство для учителя. М.: Логос, 2010. 264 с.

3. Пинская М.А. Формирующее оценивание: оценивание в классе.

Учебное пособие. М.: Логос, 2010.

4. Тряпицына Н.П., Родионова Н.Ф. Модернизация общего образования:

 оценка образовательного результата. СПб., 2002. 225 с.  

5.Пинская М. А. Оценивание в условиях введения требований нового Федерального государственного образовательного стандарта. Москва. Педагогический университет «Первое сентября» 2013.

6.  Чошанов М. А. Процесс непрерывного конструирования и реорганизации // Директор школы. 2000. № 4. С. 56–62;

7. Guskey, T. R. Closing the achievement gap: Revisiting Benjamin S. Bloom’s learning for mastery // Journal of Advanced Academics. 2007. Vol. 19 (1). Pp. 8–31

 

Интернет-источники:

1. http://schools.techno.ru/ms45/win/history/krit8-9.html

2. Формирующее оценивание в системе образования:

http://dokrgv.ru/moodle/course/view.php?id=2

3 http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2013/12/24/formiruyushchee-otsenivanie-v

4.Фишман И.С, Голуб Г.Б, «Формирующая оценка образовательных результатов учащихся»

http://journal-discussion.ru/publication.php?id=1124

5.http://sandbox.openclass.ru/node/137655

6.https://edugalaxy.intel.ru/?showtopic=2065

7.http://www.ciced.ru/docs/publications/Ocenivanie%20dlya%20obucheniya%20M.A.%20Pinskaya.pdf

8. FORMATIVE ASSESSMENT TECHNOLOGY AS A MEANS OF QUALITY ASSURANCE OF SCHOOL STUDENTS’ INDIVIDUAL LEARNING SUCCESS ACHIEVEMENTShttp://oaji.net/articles/2015/955-1421672495.pdf

9.http://letopisi.org/index.php/%D1%EF%EE%F1%EE%E1%FB_%E8_%E8%ED%F1%F2%F0%F3%EC%E5%ED%F2%FB_%EE%F0%E3%E0%ED%E8%E7%E0%F6%E8%E8_%EE%F6%E5%

10.Вебинар "Формирующее оценивание с интерактивными технологиями. Часть 1"http://net-edu.ru/node/12163

11http://www.myshared.ru/slide/557472/http://ru.scribd.com/doc/119262125/%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B8%D1%80%D1%83%D1%8E%D1%89%D0%B5%D0%B5-%D0%BE%D1%86%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5

12.http://www.dslib.net/obw-pedagogika/tehnologija-formirujuwego-ocenivanija-kak-sredstvo-obespechenija-kachestva.html

13.ttp://www.dslib.net/obw-pedagogika/tehnologija-formirujuwego-ocenivanija-kak-sredstvo-obespechenija-kachestva.html

14.http://lingvist.ucoz.ru/news/formirujushhee_ocenivanie_kak_tekhnologija_obrazovanija/2013-11-04-375

15.http://metodisty.ru/forum/groups/topic/seminar_tehnologiya_formirujuchego_ocenivaniya_-100.htm

Резензент - директор школы:                               Парамонова Н.В.

2015год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта Занятия спортивным туризмом, как одно из условий сохранения и укрепления здоровья школьников

Обобщение педагогического опыта работы учителя по физической культуре, где раскрыта актуальность, преспективность, ведущая педагогическая идея пименения спортивного туризма в урочной и внеурочной рабо...

Обобщение педагогического опыта на тему "Проектное обучение как одно из условий развития творческого потенциала старшеклассников" на примере внеучебной деятельности.

Задача формирования всесторонне-развитой, творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но и практический смысл. В настоящее время под «творчеством» понимается целенаправленная деят...

Обобщение педагогического опыта по теме: «Личностно-ориентированный подход как условие активизации самостоятельной познавательной деятельности учащихся на уроках физики»

В современной педагогике появились все основания для того, чтобы перейти от внешней эффективности передачи знаний к изучению более глубоких оснований знания. Процесс проникновения в глубину позволяет ...

Обобщение педагогического опыта по теме «Применение информационных технологий в формировании естественнонаучной картины мира у учащихся на уроках физики в условиях введения ФГОС.

Особое место в учебном процессе занимают современные информационные технологии. Увеличивается объем накопленной информации, расширяются сферыеё применения. При этом ученики ежедневно пропускают ч...

Обобщение педагогического опыта по теме "Компетентностный подход как условие эффективной подготовки учащихся к ОГЭ по русскому языку "

Гипотеза: подготовка к ОГЭ станет более продуктивной, если реализуется на основе компетентностного подхода в обучении.Цель: повышение качества обученности на основе компетентностного подхода.Задачи:1)...

Обобщение педагогического опыта по математике "Активизация самостоятельной деятельности на уроках математики как условие для развития личности школьника"

     Развитие активности, самостоятельности, инициативы, творческого отношения к делу – это требования самой жизни, определяющие во многом то направление, в котором следует совер...

Обобщение педагогического опыта по теме: "Автоматизация звуков у первоклассников в игровой деятельности в условиях школьного логопункта".

Данный педагогический опыт может быть полезен учителям-логопедам дошкольных учреждений, работающих с детьми подготовительных групп, логопедам школьных логопунктов, заинтересованным родителям....