Элективные курсы в школьном образовании: проблемы их реализации
статья по английскому языку

Смульская Екатерина Дмитриевна

Элективные курсы - неотъемлемая часть школьной учебной жизни в настоящее время. Разработке программ таких курсов уделяется пристальное внимание сейчас. Проблема поистине актуальна в настоящее время. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_smulskaya_e.d.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Смульская Е.Д

Элективные курсы в школьном образовании: проблемы их реализации

РГПУ им. А.И Герцена (г. Санкт-Петербург)

Как известно, в настоящее время проводится немало реформ в сфере образования: изменяется общество, а соответственно и социальный запрос. Личностно-ориентированный подход к обучению сменил традиционный, а это значит, что теперь в центре внимания находится  не теоретический материал, а личность; учитель становится наставником для ученика, в обязанности которого входит организация самостоятельной работы ребенка, развитие его способностей и воспитание.

Школа «не поставляет» кадров на рынок труда, а только готовит к поступлению в высшее учебное заведение [5]. С.А Писарева отмечает, что 70% старшеклассников отдают предпочтение изучению основ базовых предметов, а наиболее углубленно ученики готовы осваивать те предметы, по которым им необходимо сдавать экзамены в университет [6]. Сейчас большинство школ России использует профильное обучение.

«Профильное обучение –  средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования». Таким образом, профильное обучение в школе отвечает образовательным и жизненным установкам современного ученика. В системе профильного образования, которое в настоящее время актуально для российских школ, появился неотъемлемый элемент – элективные курсы.

Введение специальных направлений под названием элективные курсы в базисный учебный план – действие для российской школы инновационное. «Элективные курсы –  обязательные для посещения учебные предметы по выбору учащихся на ступени среднего образования из компонента образовательного учреждения; элемент вариативной части учебного плана» (Письмо министерства образования и науки РФ от 04.03.2010 N 03-413).  Благодаря появлению элективных курсов в российских школах ученики получают право выбора, что немаловажно при личностно-ориентированном подходе. Элективные курсы – важнейший элемент формирования индивидуальных образовательных программ.

Однако  у учителей появляется ряд вопросов и проблем, связанных с реализацией элективных курсов. А.А. Зубрилин выделяет несколько проблем внедрения элективных курсов: организационные, методические, кадровые. Трудности возникают в основном из-за отсутствия стандартов. Кроме «Концепции профильного обучения», нескольких административных распоряжений и информационных писем никаких других документов больше не нашлось. Отсутствуют строгие требования по вопросу формирования групп на посещения того или иного элективного курса: соответственно могут получиться как большие группы, так и малые, составляющие не более трех человек. Отсюда следует вопрос построения программы самого курса, формы занятий. Огромное количество авторских программ элективных курсов существует в сети Интернет и это также является одной из проблем: проблема выбора конкретного курса в школе. Не представлена также определенная стандартная форма контроля по данному  виду курса: учитель должен ее разработать сам, вследствие чего можно поставить вопрос об объективности оценки.

Таким  образом, описываемые условия внедрения элективных курсов  с учетом их существенного практического значения актуализируют необходимость теоретического осмысления данного вопроса.

Литература:

  1. Баранников А.В. Элективные курсы в профильном образовании //Первое сентября, 2004.  №2. – с.1-2.
  2. Баранников А. В. Профильное обучение как условие повышения качества образования. М.:  Профильная школа, 2006.
  3. Воронина Г.А. Элективные курсы: алгоритмы создания, примеры программ. М.: Айрис-пресс, 2006.
  4. Зубрилин А.А. Некоторые проблемы внедрения элективных курсов// Информатика и образование. №1 М., 2006.
  5. Каспржак А.Г.Старшая школа, 2010 [Электронный ресурс] // Режим доступа: www.ippd.ru/resourses/library?file=163
  6. Писарева С.А.  Профильное обучение как фактор обеспечения доступности образования: российское видение: Рекомендации по результатам научных исследований / Под ред. акад. Г. А. Бордовского. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Юный экскурсовод Югры как средство реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания школьников."

Работая по УМК "Way Ahead" издательства "Macmillan", мы имеем обширный страноведческий материал  о жизни, культуре, традициях страны изучаемого языка. Но, участвуя в диалоге культур, учащиеся дол...

Программа элективного курса "НТП и экологические проблемы" (10-11 кл)

Элективный курс расчитан на 18 часов.Изучение взаимодействия "человек- природа" в новых условиях НТП....

Рабочая программа элективного курса по экологии «Экологические проблемы Амурской области»

Программа данного элективного курса рассчитана на 17 часов. Элективный курс предназначен для учеников 9 классов, перед которыми стоит проблема выбора дальнейшего профиля обучения.Цель: Формирование...

Программа элективного курса "Секреты школьного мела"

Окружающая действительность требует от нас постоянного решения задач, мы решаем задачи в быту, в любой профессиональной деятельности, требуется работа интуиции, выход за рамки формальных мыслительных ...

Школа и общество. Модернизация содержания школьного образования в условиях реализации социального заказа

В современном мире образование становится одним из важнейших факторов, обеспечивающих экономический рост, социальную стабильность и развитие институтов гражданского общества.Состояние образования в Ро...