Ещё один урок английского?
статья по английскому языку

Кожакова Елена Александровна

Учить или не учить английский? Откуда взять мотивацию? Кто в этом поможет? Возможные ответы на эти вопросы и рассматриваются в данной статье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Ещё один урок английского?18.77 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                         Кожакова Е.А.

Ещё один урок английского?

Российское общество претерпевает глубокие изменения. Нет такой сферы, где эти изменения не происходили бы. Они коснулись в том числе и Школы, несмотря на то, что это один из наиболее консервативных общественных институтов. Реформы в образовании до сих пор не завершены. Это создает существенные трудности как для учащихся, так и для учителей.

Рассмотрим эти изменения с разных позиций. Что именно изменилось? В первую очередь, изменились сами учащиеся. Многие из них отличаются «клиповым мышлением», основными причинами которого можно назвать возросший поток информации и современный уровень технических возможностей. Главными недостатками «клипового мышления» являются отсутствие интереса к чтению, невозможность концентрации внимания, ослабление чувства сопереживания, ответственности и плохая долговременная память. Все эти недостатки, особенно отсутствие концентрации и памяти могут негативно влиять на освоение учащимися иностранных языков.

А между тем, знание иностранных языков в современном мире трудно переоценить. Постоянно растущие международные связи в различных областях человеческой деятельности и требование всё большего числа специалистов, свободно владеющих как разговорным языком, так и профессиональной терминологией – это современный посыл, прежде всего к выпускникам школ и их педагогам. Основные специфические знания, безусловно, будут получены уже в высших учебных заведениях, но основа языка, должна быть заложена ещё в общеобразовательной школе.

С другой стороны, использование именно английской терминологии в компьютерных технологиях, создает дополнительную необходимость качественного обучения предмету. При этом следует отметить, что перевод некоторых технических и технологических терминов существенно отличается от литературного и разговорного значения. Всё это требует формирования у учащихся «чувства языка», которое могло бы позволить им правильно применять и использовать свой словарный запас: слова, идиомы, выражения, обороты и т.д.

Расширение услуг в сфере туристического бизнеса сделали более доступным посещение зарубежных стран. Это может сыграть положительную роль в языковой подготовке, если этот положительный фактор был реализован семьёй (что, к сожалению, не всегда возможно).

Экзамен по английскому на ОГЭ и ЕГЭ сдается по выбору самого учащегося. Задача эта сложная, прежде всего потому, что мотивация для обучения у детей невысокая.

Он состоит из двух частей: письменной (дается 2 часа на выполнение) и устной (дается 15 минут). Для подготовки к письменной части есть возможность тренироваться в грамматике как по учебнику, так и по дополнительным методическим пособиям и/или билетам прошлых лет. С этой целью на сайте Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки есть раздел «Открытый банк заданий ЕГЭ» с упражнениями по письму, аудированию, языковому материалу. Там же опубликованы задания для тренировки чтения и выработки правильного произношения. Эти примеры используются при составлении вариантов КИМ (контрольно-измерительный материал) ЕГЭ. Существует (хоть и очень незначительная) вероятность, что именно они попадутся на экзамене. Однако, если этого не произойдет, то задания будут аналогичными. Всем ясно, что выучить иностранный язык не просто, если нет постоянной практики, если вы не попали по воле случая в языковую среду. Там, разумеется, дело пойдет значительно быстрее. А вот создание в обычной непрофильной школе условий для качественного освоения этого предмета – дело реальное, если администрация школ будет поддержана родителями, обществом и властью.

            Не секрет, что далеко не все дети обладают способностью к изучению иностранных языков. Это понимают все: и учителя, и родители, и сами дети. Но можно найти ключ к повышению интереса к предмету и заинтересованности в его успешной последующей сдаче. И начать этот процесс надо, как можно раньше, чтобы к аттестации ученик лучше ориентировался в школьной программе. Сейчас она построена таким образом, что в общеобразовательных школах на английский выделено 3 часа, а в гимназиях и лицеях – 10-11 часов в неделю. Это объективная реальность для учеников 5-8 классов. А в начальной школе, начиная со 2-го класса на изучение английского языка отводится всего два часа в неделю. При этом программа обучения довольно объёмная.  Освоить её помогут дисциплина и хороший учебный материал. Однако нам видится ещё один возможный путь повышения уровня подготовки – применение в большом количестве различных игровых технологий. Возникает естественный вопрос: «Где взять на это время в рамках утвержденной образовательной программы?» И вот здесь-то на помощь и должна прийти власть и Министерство образования. Если в учебный процесс в начальной школе (именно в сетку обязательных часов, а не во внеурочные занятия) добавить всего один час, предназначенный для освоения тех же элементов программы, но в игровой, нестандартной форме, это позволит не только повысить мотивацию детей, но и поспособствует формированию тяги к иностранному языку.

        Действительно, дидактическая игра может стать одним из самых эффективных средств решения этих задач. Ведь всё, что изучается с интересом, запоминается быстро, а всё, что изучается в развивающей игре, запоминается навсегда. Ни один иностранный язык невозможно изучить без запоминания новых слов. И здесь также помогает игровой момент, особый приём. Он способен включить учеников в новую тему, в элемент соревнования и т.п. Результатом может стать «общая, богатая впечатлениями работа учащихся на уроке» [1, с.80].  Организуя на уроке игровое пространство, можно создать творческую, радостную и непринуждённую атмосферу, установить отношения партнёрства и сотрудничества между учениками и учителем, разрушить границы между учащимися. При этом следует учитывать, что эмоциональное состояние учителя, использующего игры на уроке, должно соответствовать той деятельности, в которой он участвует, ведь «в отличие от других методических средств игра требует особого состояния от того, кто её проводит. В этом смысле играет не только ученик, но и педагог» [1, с.79].

        Возможность применения игровых технологий на протяжении всего урока с одной стороны, позволило бы учащимся закрепить полученные ранее знания, а с другой – сделать это без принуждения, с особым удовольствием. Кроме того, увеличилась бы частота уроков английского языка в сетке учебных часов без особого напряжения для учащихся. Выполнение домашних заданий в качестве подготовки к такому уроку не обязательны, напротив – такой урок являлся бы не только отличным закреплением пройденного материала, но также позволил бы раскрыться творческому потенциалу учащихся в языковой сфере.

Язык международного общения позволяет уверенно чувствовать себя в любой ситуации, развиваться интеллектуально и профессионально. В мире, настроенном на глобализацию, навык общения с представителями других культур особенно актуален. И учителя, и родители отлично понимают, что изучение английского нужно не только тем, кто свяжет с ним будущую профессию.

Всё это будет способствовать так необходимым нашему обществу гуманизации и демократизации школы.  

Литература и источники

  1. Ермолаева М.Г. Игра в образовательном процессе: Методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2008. – 128 с. – (Серия «Уроки для педагогов»).
  2. https://www.kp.ru/daily/27055.4/4121670/

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

как провести урок-проект за один урок?

В материале описываютсяметоды и премы проведения проекта в течении одного урока....

Проект на один урок "Круиз по крупнейшим осторвам мира"

Данный проект позволяет освоить решение проектных задач по карте, научиться прокладывать покарте маршрут, определять  направления по карте,определять координаты обьектов,измерять расстояния,оцени...

Презентация проект на один урок "Круиз по крупнейшим осторвам мира"

Задачи данного проекта: раскрыть значение использования знаний и умений о Мировом океане в реальной практической деятельности; показать значение работы в команде (группе).Выполнение проектного задания...

Методическая разработка урока “Один ученик-один компьютер”

Идея разработки дать ученику самостоятельно найти информацию по теме, рассмотреть иллюстрации с помощью компьютера, а также возможность создать по изученной теме документ, презентацию или доклад с циф...