Применение здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка
статья по английскому языку

В статье говорится о роли здоровьесберегающих технологий в жизни каждого школьника. Описываются основные принципы учителя в его деятельности на уроке в здоровьесберегающем направлении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка

Подготовила: Уруджева У.Т.

Здоровьесберегающие технологии — это совокупность всех применяемых принципов, методов и приемов обучения и воспитания, которые дополняют традиционные технологии и способствуют укреплению здоровья учащихся.

Во все времена люди уделяли особое внимание здоровому образу жизни. Но эта проблема приобрела наибольшую актуальность в современном обществе. Это связано с тем, что в век информационных технологий человек часто не может адекватно оценить состояние своего здоровья и вести активный образ жизни.

К сожалению, это касается не только взрослых. Серьезную озабоченность экспертов вызывает состояние здоровья современных школьников. По данным Минздрава, в начале третьего тысячелетия только 19% детей попадают в первую группу здоровья. Что касается абсолютно здоровых детей, то вы еще меньше - 3,5%. Именно эти факты определяют актуальность нашего доклада.

Видными психологами, доказано, что внутреннее состояние человека оказывает непосредственное влияние на его деятельность, при этом важная роль отводится стрессовому состоянию, которое может привести к развитию психосоматических заболеваний. Часто дети находятся в стрессовом состоянии на протяжении всех школьных лет, потому что боятся, что их вызовут к доске, что они получат плохие оценки, что их будут наказывать за невыученный материал. Часто причиной неудач ученика, вызывающих стресс, является не его лень или нежелание учиться, а его неспособность справиться с учебной нагрузкой.

Внедрение и развитие здоровьесберегающих технологий должно стать приоритетом в деятельности любого образовательного учреждения для детей любого школьного возраста.

Решение проблем обучения с использованием здоровьесберегающих образовательных технологий - заключается в обеспечении таких условий обучения, воспитания, развития, которые не оказывают негативного влияния на здоровье всех субъектов образовательного процесса.

Как было сказано, на практике существует 3 источника угроз здоровью учащихся:

1. Гигиенические факторы;

2. Психолого-педагогические факторы;

3.Организационно – педагогические факторы.

Здоровьесберегающие технологии должны быть одним из компонентов обучения. Учитель должен использовать различные игры, которые помогают ученикам расслабиться. Мероприятия по профилактике утомления, осанки, нарушения зрения (физкультминутки, гимнастика для глаз) становятся одним из обязательных условий всех занятий. Это связано с тем, что преподавательская нагрузка должна соответствовать гигиеническим нормам, учет которых также является одной из обязанностей учителя. Одним из аспектов этой практики является также ограниченное количество домашних заданий.

Задача учителя - ввести в учебный процесс игровые и развлекательные моменты, активизировать познавательные мотивы обучения.

Эта задача легко решается с помощью песен и рифм. На ее основе проводится профилактика нарушений осанки и зрения, активизируется внимание, память, умственные способности, снимается психическое и физическое напряжение. Кроме того, расширяется словарный запас, совершенствуется произношение и, прежде всего, поддерживается интерес детей к изучению английского языка. С самого начала учащиеся приобщаются к культуре страны изучаемого языка. Многочисленные повторения, характерные для жанра песни, способствуют легкому и непроизвольному запоминанию лексико-грамматических конструкций.

Ряд факторов, таких как рифма, тональность, мелодия также способствуют фиксированной запоминаемости.

Что касается старших классов, то для повышения мотивации подходит метод проектов, который позволяет студентам детально изучить предмет и выразить свое видение перед одноклассниками.

Для достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий существует ряд средств. К ним относят:  

1) Средства двигательной направленности - это двигательные действия, направленные на реализацию задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения. Например, "минута отдыха", гимнастика (лечебная гимнастика, пальчиковая, коррекционная, дыхательных путей, применяемая для профилактики заболеваний), двигательная терапия, игры в движении, особенно организованная двигательная активность ребенка (занятия оздоровительной терапией, своевременное развитие основ моторики); массаж; самомассаж; психогимнастику, тренировки и др.

2) Оздоровительные силы природы. Эти средства связаны с проведением занятий на свежем воздухе, с учетом метеорологических условий. Сюда же относят солнечные и воздушные ванны, водные процедуры, фитотерапию.

3) Гигиенические факторы. К ним относятся: соблюдение санитарно-гигиенических требований; личная и общественная гигиена; проветривание и влажная уборка; соблюдение режима дня, режима физической активности, питания и сна; обучение детей основным приемам здорового образа жизни, навыкам оказания первой помощи; организация вакцинации учеников для предотвращения инфекций; ограничение образовательной нагрузки во избежание переутомления.

Существует две группы методов внедрения здоровьесберегающих технологий:

1. Специфические (характерные только для процесса восстановительной педагогики);

2. общепедагогические (применяется во всех случаях обучения и воспитания).

Только соблюдая сочетание специфических и общепедагогических методов в соответствии с методологическими принципами можно реализовать поставленные задачи.

         В средней школе эффективной является аутогенная тренировка, которая обычно проводится в течение 5 минут в начале или в середине урока.

Аутогенная тренировка - это система методик саморегуляции функций организм которая позволяет активно управлять более высокими психологическими функциями, укрепляет силу воли, улучшает внимание, регулирует пульс, нормализует ритм дыхания. Основной задачей аутогенной тренировки является регуляция собственных эмоций.

Перед началом необходимо уменьшить освещение в классе, включить тихую, спокойную музыку. Примеры комплексной релаксации представлены на слайде 5.

На каждом уроке в любом классе необходимо во время урока проводить речевые упражнения, физкультминутки, игровые паузы, зрительную гимнастику.

Одним из важнейших оздоровительных мероприятий является создание положительного эмоционального настроя у детей в классе.

Таким образом, использование здоровьесберегающих технологий играет важнейшую роль в жизни каждого школьника, позволяет более легко и успешно овладевать необходимыми знаниями на уроке, преодолевать трудности, достигать целей и задач образования. Преподаватель должен извлекать пользу из частой смены видов образовательной деятельности (опрос, письмо, аудирование, чтение, рассказывание историй, диалоги, просмотр визуального материала, работа с компьютером, ответы на вопросы, рисование, работа с интерактивной доской).

2 Необходимо использовать не менее трех видов обучения (вербальное, визуальное, аудиовизуальное, групповое, паровое, индивидуальное, самостоятельное);

3. Использовать методы, способствующие активизации и творческому самовыражению учащихся - свободная беседа, выбор действия, взаимодействие; активный метод - учащиеся в качестве учителя, исследователя, учащиеся учатся действовать, дискуссии в группах, ролевые игры, семинар.

4.Преподаватель должен использовать динамические перерывы или минуты релаксации (норма: дважды за занятие).

5. Необходима внешняя мотивация (оценка, поддержка, соревнование).

6. Стимулировать внутреннюю мотивацию - желание учиться больше, радость от деятельности, интерес к материалу, удовольствие от полученных знаний.

7. Необходимо поддерживать уверенность детей в себе для достижения желаемых результатов обучения.

8. Создавать ситуацию успеха (постоянно развивать интеллектуальные способности детей).

9. Справедливо оценивать ответы учеников (использовать переменную систему оценивания: ставить баллы за каждое задание, суммируя их в конце, затем просто исчезает оценка «два». Оценка должна помочь, а не отвлечься от желания получать знания.

Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе не являются альтернативой существующим образовательным технологиям. Целью педагогической технологии является достижение конкретного результата в обучении и развитии. Здравоохранение не может выступать в качестве главной и единственной цели образовательного процесса, оно является одной из задач достижения главной цели.

Здоровьесберегающие технологии являются неотъемлемой частью и отличительной чертой всей системы образования, поэтому все, что связано с образовательным учреждением, - характер подготовки и обучения.

Список использованной литературы

  1. Бродкина Г.В., Зубарёва И.И. Здоровьесберегающие технологии в образовании. АПКРО, 2002
  2. Карпова А.К., Рощина Г.А. Физкультминутки для начальной школы. Ярославль, 2016
  3. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. М., 2014
  4. Колисник И.И. Рациональная организация учебного процесса. Саратов, 2014
  5. Смирнов А. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М., 2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка

Здоровье подрастающего поколения – это прежде всего процесс сохранения и развития психических и физических качеств, оптимальной работоспособности и социальной активности в школе и дома. Проблема здоро...

"Применение здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка"

Выступление на тему: "Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка"...

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка

Сообщение на тему "Применение здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка"...

Один из способов применения здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка.

Я предлагаю статью из личного опыта об одном из способов применения здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка....

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка

Доклад включает в себя введение; требования к уроку английского языка в условиях здоровьесберегающей технологии; виды и примеры  релаксации на уроках; заключение; приложения (примеры физкультмину...

Выступление на тему "Применение здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка".

Выступление на педагогическом совете школы по теме "Применение здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка"....

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка

Сохранение здоровья школьников зависит от целого комплекса факторов, изучив и скорректировав которые, можно уменьшить физические и психологические нагрузки учащегося и тем самым сохранить его здоровье...