Особенности обучения английскому языку в начальной школе детей с задержкой психического развития
статья по английскому языку

Особенности обучения английскому языку в начальной школе детей с задержкой психического развития

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности обучения английскому языку в начальной школе детей с задержкой психического развития

Обучение  английскому языку детей с нарушениями психического развития относится к проблемной области в психологии обучения иностранным языкам. При этом цель обучения здесь не практическая, а развивающая: важны не столько знания, сколько развитие личности. Изучение английского языка как вид учебной деятельности  особенно развивает восприятие, мышление, память, речь и кругозор учащихся с ЗПР.  

Обучение должно вестись по специальным адаптированным программам. Такие программы разрабатываются на основе программ специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VII вида. Данные программы сохраняют основное содержание образования общеобразовательной школы, но отличаются коррекционной направленностью обучения. Это обусловлено особенностями усвоения учебного материала детьми, испытывающими стойкие трудности в обучении. Базисные требования у адаптированных программ следующие:

- одна из центральных целей обучения английскому языку - формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в социальное окружение; адаптация к окружающему миру.

- специальный подбор упрощенных текстов для работы по всем видам речевой деятельности;

- выбор легко запоминающихся грамматических конструкций, упрощение лексических и грамматических тем до базового объема;

- выделение часов на многократное закрепление и повторение тем; дифференциация проверочных и контрольных работ;

- дозирование объема учебного материала на уроках в соответствии с принципами здоровьесберегающих технологий;

- специальная коррекционная работа на каждом уроке;

- снижение требований к знаниям и умениям учащихся.

Тылец В. Г., Краснянская Т. М. среди принципов обучения детей с ЗПР английскому языку особенно выделяют принцип коррекционной направленности. Это обусловливает наличие дополнительных коррекционных задач, направленных на развитие познавательной активности обучающихся, на создание условий для осмысления выполняемой работы. Важно, чтобы через выполнение доступных по темпу и характеру личностно ориентированных заданий ученики поверили в свои возможности, испытали чувство успеха, которое должно стать сильнейшим мотивом, вызывающим желание учиться.

Коррекционная работа должна образовывать систему, которая охватывает все разделы языка. Вот короткие примеры методов и приемов для коррекции и развития мышления, речи и психических процессов детей с ЗПР при обучении английскому языку:

  1. Самый успешный вид речевой деятельности  для таких детей – это чтение, поэтому на уроках целесообразно формировать прежде всего навык чтения текста с полным охватом содержания и чтение целыми словами  в т.ч. чтение по ролям и с различными зрительными опорами.  У ребят с ЗПР хорошо получается соотносить прочитанные абзацы с картинками, выполнять задания на отгадывание, подстановку слов, выбор фактов из текста, на сравнение, заполнение таблиц (fill in the table), тестовые задания с множественным выбором (multiple choice), определение верного\неверного высказывания (true or false). Чаще всего практикуется чтение с классом. Слабым ученикам можно предлагать шаблонные стереотипные задания по прочитанному несколько раз тексту. Способы коррекции внимания: подбор ярких картинок к каждому абзацу текста, для слабовидящих и для детей с ДЦП – картинки в разнообразной цветовой гамме с четкой окантовкой, крупный шрифт, чередование чтения с элементами письма, помощь учителя при ориентации в тексте ученика с нарушением моторики и зрительной ориентации.
  2. Работа с лексикой – это, прежде всего, артикуляционная гимнастика, чтение целыми словами с опор различного типа, хоровое проговаривание, повторение за диктором слова в звукозаписи, расстановка букв в правильном порядке, чтобы получилось слово (unscramble the word), нахождение новых слов в змейке (word snake), вставка пропущенных слов из нового вокабуляра в предложение (fill in the word), лексические игры.

Способы коррекции внимания и памяти: мимика и эмоциональность учителя, двигательное проигрывание ряда слов, прописывание, прослушивание записей, порционное расширение словарного запаса.

  1. Слушание предполагает сокращение текстов, выбор текстов только со знакомыми словами и фразами.  Все содержание материала, излагаемое учителем устно, для слабых учеников и для слабослышащих должно быть продублировано письменно . Тот, кто потерял логическую нить устного изложения, может легко восстановить ее при чтении соответствующего текста. Способы коррекции психических процессов: зрительные опоры при слушании, графические модели предложений, хоровое проговаривание и другое.  Оценивание аудирования как одного из самых трудных видов речевой деятельности – только у сильных учеников.
  2. Письменные задания учащимся с ЗПР лучше давать с опорой на схему или образец, дифференцировать их; со 2 класса нужно учить ребят пользоваться учебником и тетрадями как опорой-подсказкой. Способы коррекции: весь адаптированный грамматический материал тщательно разбирается в классе, выполнение письменных упражнений дается по образцу, задание может разбиваться на этапы, объем задания и время выполнения выбирается индивидуально для ученика. В целом письмо при обучении детей с ЗПР – это способ более прочного усвоения лексико-грамматического материала и развития навыков в чтении.
  3. При обучении устной речи для учащихся с ЗПР используются различные карточки-опоры со структурой предложений. В старших классах на доску можно выносить сложные выражения и словосочетания, давать подстановочные таблицы для слабых учеников, использовать предложения-клише, давать подробный план ответа. Устные диалоги нужно инсценировать, использовать с куклами или игрушками  сюжетно-ролевые игры (в них учащиеся адаптируются к социально-бытовым условиям, осваивая социальные роли, что очень важно для социализации детей с ЗПР).

Здоровьесберегающие принципы при обучении детей с ЗПР английскому языку

По данным психологов, педагогов и медиков, иностранный язык является одним из самых трудных предметов. По 11-балльной шкале ранжирования учебных предметов по степени трудности на иностранный язык приходится 10 баллов ( по Сивкову), т.е.  иностранный язык по трудности является вторым предметом после математики и освоение его требует значительного напряжения высшей нервой деятельности учащихся, что приводит к усилению и снижению активного внимания, тем более у учащихся с ЗПР.

Любой материал им должен подаваться дробно; во всех классах должна быть частая смена видов деятельности (в начальной школе – каждые 10 минут, в средней и старшей – каждые 15 минут), но следует помнить, что эти требования могут быть скорректированы индивидуально для определенного ученика. Обязательно чередование видов активности: интеллектуальная – эмоциональная – физическая: то есть наличие физкультминуток на каждом уроке (в начальной школе – 2 раза за урок; в средних и старших классах – по 1 физкультминутке). Физкультминутки должны быть простые и понятные, лучше с каким-либо юмористическим содержанием, в том числе на английском языке. УМК «Spotlight» («Английский в фокусе») учителю в помощь есть регулярная рубрика Smile, содержащая короткие шутки с иллюстрациями. Учащиеся, кроме релаксации, постепенно учатся воспринимать юмор как часть культуры англоговорящих стран. Необходимо помнить, что при проведении релаксации не нужно ставить перед учащимися цель запомнить языковой материал. Это всегда создает благоприятный эмоциональный настрой на уроке, происходит психическая разрядка. В качестве физкультминуток подойдут и песни с активными движениями, и подвижные игры, и просто физические упражнения. Кроме этого для снятия эмоционального напряжения можно включать спокойную ненавязчивую музыку, например, во время выполнения письменного задания, а также использовать минутные тренировки для снятия напряжения с глаз, особенно для слабовидящих и учащихся с ДЦП и дыхательные упражнения.

В моем опыте активно использовались подвижные игры в начальной школе (“London bridge”, “I have got a button’), песни и физзарядка на английском языке в старшей школе.

Кроме того, должна быть создана система комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения учащегося с ЗПР, которая позволит учитывать учителям особые образовательные потребности ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности познавательных процессов и учебной деятельности у детей с задержкой психического развития

В статье рассматривается проблема обучения детей с ЗПР. Рассмотрены вопросы о особенностях познавательных процессо  учебной деятельности детей с ЗПР....

Рабочая программа на 2012 -2013 учебный год к программе «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» С. Г. Шевченко (второй год обучения, подготовительная группа)

Рабочая программа коррекционно-развивающей работы с детьми в подготовительной группе с задержкой психического развития составлена на основе рекомендаций программы «Подготовка к школе детей с задержкой...

Особенности обучения английскому языку в начальной школе в условиях внедрения ФГОС

 Воспитание общей коммуникативной культуры, формирование коммуникативной компетенции в родном и иностранном языках — это важнейшие задачи современной школы, успешное осуществление которых ...

Особенности обучения английскому языку в начальной школе

Определены особенности психологической и речевой готовности учащихся начальных классов в изучении английского языка.  Обозначены педагогические условия эффективной работы учителя английского язык...

Обеспечение преемственности в системе дошкольного и начального образования детей с задержкой психического развития

Обеспечение преемственности в системе дошкольного и начального образования детей с задержкой психического развития...

Статья «Развитие связной речи на уроках русского языка и литературы у детей с задержкой психического развития»

В статье говорится об особых образоватльных потребностях детей с ЗПР, об особенностях работы с такими детьми...