Формирование культуры "зеленого потребления" на уроках английского языка
материал по английскому языку

Опыт по формированию экологической осознанности учащихся среднего и старшего звена общеобразовательной школы на уроках английского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_kultury_zelenogo_potrebleniya.docx24.78 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование культуры «зеленого» потребления на уроках английского языка.

Из опыта работы.

Учитель английского языка Рычкова Т.Е.

В современном мире назрела острая необходимость в экологическом воспитании всего общества.  ВВПутин В процессе экологического воспитания формируется экологическая культура человека. Поэтому очень важно, чтобы еще в юном возрасте детям рассказывали о природе, об окружающей среде.

Экологическое воспитание школьников  предполагает развитие грамотных, думающих членов общества, знающих и реализующих основные  законы взаимоотношения человека и природы, которые свою будущую  жизнь будут  вдумчиво относить к природным объектам.

Иностранный язык- метапредметен, т.е. являясь беспредметным, его можно применить в любую область образования- будь то области науки- физика, химия, биология, химия, или любая гуманитарная область- история, литература, искусство.  Поэтому наряду с биологией и экологией уроки английского языка можно (и нужно) использовать для экологического воспитания обучающихся.

При ближайшем рассмотрении УМК английского языка можно увидеть такие темы, связанные с экологическим воспитанием, как:

В 5 классе- УМК «Сферы»- «Новая школа, новые друзья. Новый класс» ( воспитание толерантности), «Спорт и увлечения» (здоровый образ жизни), «Визит в зоопарк» (защита животных), «Дорожные знаки» (Правила дорожного движения)

В 6 классе- УМК «Сферы»-  « Встреча с друзьями», «Перерыв на обед. Здоровая  еда. Напитки», «Спасенный пес», «Королевское общество по противостоянию жестокого отношения к животным». «Дикие и домашние животные», «Животные города», «Всемирные катастрофы. МЧС», «Дорожные знаки. Безопасная прогулка по городу».

В 7 классе- УМК «Радужный английский»-  «Живые существа вокруг нас», «Флора и фауна России и Британских островов», «Экология. Что такое экология», «Всемирный климат», «Проблемы окружающей среды», «Экологические проблемы», «Разные виды загрязнений. Причины загрязнений окружающей среды», « Как защитить окружающую среду», «Здоровые привычки в еде. Вредная пища», «Наше здоровье».

В 8 классе- УМК «Радужный английский»- «Спорт. Великие спортсмены», «Спорт в нашей жизни», «Олимпийские и параолимпийские игры»,  «Здоровый образ жизни. Как я его вижу»

 В 9 классе- УМК «Сферы»- «Природные заповедники», «Что такое толерантность», «Зеленый я», «Причины климатических изменений», « Экология человека».

В 10 классе- УМК «Радужный английский»- «Проблемы окружающей среды», «Причины исчезновения флоры и фауны»,  «Национальные фонды», «Природные и техногенные катастрофы», «Советы, как стать «зеленым», «Экологические организации»,

В 11 классе- УМК «Радужный английский»- «Проблемы глобализации», « Атомные и ядерные электростанции. Польза или вред?»,  «Национальное единство»,  «Будущее планеты и людей», «Люди против машин», «Язык  будущего».

В 5-6 классах очень актуальны экологические минутки. Их можно проводить на любом этапе урока- когда дети устали, или в начале урока, используя методику «мозговой штурм», это может быть окончание урока, когда все задуманное выполнено, а до конца осталось немного времени. Итак, что это такое?

1.Это некое задание, содержащее какие- либо экологические сведения.  Как правило, это загадки, которые способствуют  повышению интереса к изучаемому языку и одновременно воспитывают бережное отношение к окружающей среде  и к  себе.

На доске записаны слова, объединенные одной экологической  темой. Необходимо время для обдумывания правильного ответа.  Например:

1.Apple, mineral water, fish, egg, fruit, fresh vegetables    -Healthy Food

2. Running. PE, physical exercises, slim body   -              Physical activity

3. Greenpeace, WWF, RSPCA-      Organisations protecting  environment

2. Дети очень любят загадки. Поэтому часто загадываю загадки про животных, про времена года Они развивают смысловую догадку, наблюдательность,  позволяют расширить кругозор и гибкость ума.

Higher than a house,
Higher than a tree –
Oh, whatever can that be?
(
The sky)

Many small bright peas scattered on a dark veil.
(
The stars in the sky)

Who can shine at night
With such pretty silver light,
Looking through your windows grey?
Tell me, little kids, I pray.
(
The Moon)

Two sisters are fair and bright, they always run, but never meet.
(
The Moon and the Sun)

It makes trees shake.
It makes clouds run away.
It makes water frown.
It makes flowers bow.
(
The wind)

I am asked to come,
I am waited for;
But I make you hide
When I knock at the door.
(
Rain)

Little baby, tiny star,
How white and lace you are!
Fly off my hand for a second, please,
Now you melt and I will miss.
(
A snowflake)

Without hands it can paint,
Without teeth it can bite.
(
Frost)

It cannot be drowned in the water
And it is not burnt in the fire.
What is it?
(
Ice)

In the morning beads are sparkled,
The whole country covered,
But go to look for them in the afternoon,
You will not found.
(
Dew)

http://dtg.adminu.ru/2014/11/english-riddles-nature/

3. Экологические минутки по Правилам Дорожного Движения также очень нравятся детям. Нужно соединить дорожный знак с его названием. Например:

1. Don’t turn left.

2 Turn left.

3. Walk across the road.

4. Stop your car.

5. Don’t turn right.

6. Turn right.

7. Don’t walk across the road.

8. Don’t stop your car.

9. Don’t drive into this street.        

Такие экологические минутки модно проводить не только с 5 и 6 классами, но и со старшими классами. Однако ,  на этапе средней школы 7-8 классы уже можно подключать учащихся к обсуждению изучаемых тем (в т.ч. в формате круглых столов),  а  так же к началу проектной деятельности. Проекты, как правило, групповые, что имеет своей целью не только  получить конкретные знания, сведения и факты, а также научить ребят работать в группе, в коллективе,  соотносить свою деятельность с деятельностью других учащихся, тем самым проявить толерантность к своим одноклассникам.

 Вот некоторые темы, предлагаемые к обсуждению на круглых столах:

«Птицы. Язык птиц», «Здоровье. Ты- здоровая личность», «Разные виды загрязнений. Причины загрязнений окружающей среды», и ряд других.        

 Были выполнены проекты по следующим темам:

«Здоровый образ жизни», «Здоровая и вредная еда», ` «Техногенные катастрофы», «Проблемы окружающей среды в Щелковском районе», и ряд других.        

В старших классах  уже начинаем работать в формате клуба дебатов, когда отстаивается своя точка зрения, наличествуют оппоненты, и каждый участник должен  высказать и доказать свою точку зрения. Продолжается формат круглых столов. Темы, которые были рассмотрены в формате дебатов:  «Глобализация. Плюсы и минусы»,         «Все ли люди равны?»,  «Быть толерантным-современно?». В 10  классе ежегодно провожу открытые уроки в рамках недели иностранных языков. Тема  урока этого года «Проблемы окружающей среды».

В рамках цифровой образовательной среды с учащимися 6 классов посещаем  сайты благотворительных организаций на английском языке, например, сайт Королевского общества по предотвращению жестокости к животным. https://www.rspca.org.uk/

Учащиеся старших классов имеют возможность совершить виртуальные экскурсии по музеям. Мы посещали сайт Музея  Естественной истории в Лондоне. https://www.nhm.ac.uk/, а также Государственный  Дарвиновский  музей. http://www.darwinmuseum.ru/

Конечно же, работа учителя- предметника не кончается только со звонком с урока, являясь классным руководителем, провожу много времени с детьми вне рамок учебной деятельности. Принимаем участие в субботниках, посещаем музеи, в частности, государственный Дарвиновский музей, Центр подготовки космонавтов, Монинский Музей военно- воздушных сил, Планетарий, участвуем в написании Экологического диктанта.

                                         

                                                  ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

 1. Дерябо, С. Д. Цели и задачи экологического образования / С. Д. Дерябо // Региональные системы экологического образования / Под ред. Л. П. Симоновой, А. Н. Захлебного, Н. В. Скалона. – М. : Тобол, 1998. С.60–66.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возможности внеклассного чтения для формирования УУД на уроках английского языка

Доклад для выступления на районном методическом объединении...

Презентация на тему: "Формирование УУД на уроках английского языка"

Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проект...

Формирование УУД на уроках английского языка в начальной школе

Даны методические рекомендации по организации учебного процесса...

Проект по теме "Формирование УУД на уроке английского языка"

Проект по английскому языку ФГОС НОО "Формирование УУД на уроке английского языка"...

Пути формирования УУД на уроках английского языка в начальной школе

Методические рекомендации по формированию УУД на уроках английского языка на начальном этапе обучения...

Формирование УУД на уроках английского языка

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосоверш...