Эссе Формирую функциональную грамотность. Зачем я это делаю?
статья по английскому языку

В данной статье отражены цели формирования функциональной грамотности у обучающихся в современном мире.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эссе на тему

«Формирую функциональную грамотную личность. Почему я это делаю?»

Подготовил учитель иностранного языка

МОАУ СОШ №1 п. Новоорск им. Калачева А.В.

Шукетаева Жанар Амангельдиновна

Детей надо учить тому, что пригодится им,

            когда они вырастут.

Аристипп.

Современный мир стал сложнее, чем был раньше. Происходят глобальные изменения в экономике, инновации в науке, возникают экологические проблемы, появляются новые профессии, новые технологии,  которые требуют и глобальных компетенций. Изменились запросы на качество общего образования. В наше время обществу нужны люди, функционально грамотные, умеющие работать на результат, способные к определенным, социально значимым достижениям. И чтобы жить в этой сложной реальности, сегодняшним школьникам необходимы новые навыки, знания и умения. Учитель только вместе с родителями может помочь школьнику подготовиться к жизни в этом мире.

Что значит функциональная грамотная личность? И почему ее нужно формировать и развивать? «Функциональная грамотная личность — это  человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений»,- писал российский психолог и педагог А.А.Леонтьев.  

 Ребенку всегда было и будет важно быть успешным, готовым взаимодействовать с окружающим миром, который постоянно меняется. И родители, и учителя хотели бы, чтобы дети могли решать нестандартные учебные и жизненные задачи, могли строить социальные отношения и стремились к дальнейшему образованию. Считаю, что главное в учебной деятельности школьника – понимание того, для чего это ему нужно выучить, он должен понимать, как и в какой ситуации в  жизни он будет использовать знания, полученные на уроках.  Поэтому мы учим детей учиться, самим добывать знания и применять полученные знания в практике.   

 В современном обществе очень важно уметь работать с информацией, читать и понимать прочитанное. Именно читательскую грамотность можно считать основой.  Ребенок, читающий текст, пытается понять его,  размышляет над содержанием этого текста, легко излагает свои мысли, свободно общается. В старших классах резко увеличивается объем информации, и нужно не только много читать и запоминать, но и  анализировать, обобщать, делать выводы. Развитие читательской грамотности  становится ключом к другим видам функциональной грамотности, является гарантией успеха в любой предметной области и основой развития ключевых компетентностей.      

С другой стороны, достаточно ли только научить  учиться, добывать знания и применять их в жизни? Будет ли такой человек счастлив, успешен, любим и уважаем? А как же без доброты, любви, справедливости, честности – главных ориентиров жизни, одним словом, без воспитания? Ещё одна задача современного учителя –  воспитать Человека, который сможет найти своё место в жизни, ставить перед собой цели и достигать их, быть активным гражданином и патриотом своей Родины.   Формируя функциональную грамотность обучающихся, мы решаем задачи развития нашей страны, усиление позиций Российской Федерации в глобальной  конкуренции через развитие человеческого потенциала как основного фактора экономического развития, вхождение России в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования, технологическое первенство на мировой арене, усиление роли инноваций в социально-экономическом  развитии. От того, как мы решим данную задачу, будет зависеть будущее   каждого гражданина нашей страны и будущее России.  Но решать эти задачи нужно только всем вместе.

 Я считаю, что функциональная грамотность – это те навыки, без которых просто невозможно выучить любой  школьный предмет или овладеть профессией, а читательская грамотность -  это связующее звено между этими навыками, так как невозможно выполнить задание по математике, литературе, английскому языку или иному предмету, не прочитав условие, не поняв прочитанное. Развивать функциональную грамотность можно и нужно на любом уроке! Можно назвать несколько способов становления функциональной грамотности, они подходят не только школьникам, но и педагогам. Необходимо учиться мыслить критично: ставить под сомнение  те факты, которые официально не проверены, обращать внимание на конкретность цифр и суждений. Свободно общаться или развивать коммуникативные навыки: формулировать главную мысль высказывания, создавать свой собственный текст с учетом разных позиций. Не бояться выступать перед публикой, делиться своими идеями и выносить их на обсуждение. Свободно участвовать в дискуссиях: обсуждать тему, рассматривать ее с разных сторон и точек зрения, учиться понятно для собеседников выражать свои мысли, изучить стратегии убеждения собеседников и ведения переговоров. Участвовать в конференциях и форумах. Важно расширять кругозор всеми возможными способами: как можно больше читать книг, журналов, разбираться в искусстве, экологии, здоровом образе жизни, влиянии науки и техники на развитие общества. Организовывать процесс обучения и воспитания: ставить цель и задачи, составлять план деятельности, искать нестандартные решения, анализировать данные, обобщать и делать выводы.

Функциональная грамотность помогает людям не только использовать запас имеющейся информации, но и применять ее на практике и решать сложные жизненные задачи. Она базируется на реальной грамотности людей и широте их знаний о мире, помогает мыслить независимо и делать собственные выводы обо всем, что происходит вокруг.

Таким образом, функциональная грамотность сегодня — это базовое образование каждой личности, основа жизненной и профессиональной успешности выпускников. Поэтому, когда мы  формируем функциональную  грамотность  наших детей,  мы  решаем  задачи развития  Российской  Федерации.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Функциональная грамотность: как ее формировать на уроках русского языка?

В настоящее время в основе российского школьного образования лежит компетентностный подход. Он предполагает в первую очередь усиление практической направленности образования. Педагоги должны не только...

Чувашская вышивка, как часть декоративно-прикладного искусства, формирующая навыки функциональной грамотности

АннотацияФункциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В современной школе сущностью функци...

Методический семинар-практикум «Проектирование урока, формирующего функциональную грамотность обучающихся».

Методический семинар-практикум«Проектирование урока, формирующего функциональную грамотностьобучающихся»....

Задачи по функциональной грамотности. Формируем математическую грамотность

Задачи по функциональной грамотности. Формируем математическую грамотность...

Обобщение опыта работы по теме "Междисциплинарная кейс -технология для школьников , направленная на развитие способности научно обосновывать явления, применять методы научного исследования , формировать функциональную естественно-научную грамотность."

Материал составлен на основании многолетнего опыта работы учителя, с учетом современных требований к знаниям учащихся. Все задания прошли практическое применение на уроках биологии, на практическоих з...

Авторские задания по истории России (9 класс), формирующие читательскую и математическую функциональную грамотность обучающихся

Задания разного уровня сложности с иллюстративными картинками из авторской методической разработки. Направлены на формирование функциональной грамотности обучающихся. Используются с применением педаго...

Как формировать функциональную грамотность обучающихся

Функциональная грамотность представляет собой способность человека привлекать обретаемые в течение всей жизни знания и умения для решения широкого спектра задач в различных направлениях деятельности. ...