Развитие социокультурной компетенции школьников посредством арт – технологии
методическая разработка по английскому языку (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Марина Николаевна Митрофанова

средствами формирования социокультурной компетенции являются:

· речевые упражнения во всех видах речевой деятельности, направленные на овладение социокультурными знаниями, формирование социокультурных навыков, развитие социокультурных умений, овладение социокультурным опытом на основе освоения образовательных эпистем;

· упражнения на основе проблемных социокультурных ситуаций;

· анализ художественных, публицистических текстов различных жанров;

· аудио-тексты (телефонные разговоры, радиопередачи, интервью и д.р.);

· упражнения на основе иллюстративных опор (фотографии, рисунки, картины и д.р.);

· разыгрывание ролевых этюдов;

· анализ художественных и документальных фильмов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие социокультурной компетенции школьников посредством арт – технологии

Социокультурная компетенция – это «комплекс знаний о национальных ценностях, исторических вехах, религии, поведенческих моделях, обычаях, традициях, языке, достижениях культуры, а также способность и готовность применять это знания в иноязычном общении.

Согласно ФГОС основного общего образования основная цель обучения иностранному языку – это формирование коммуникативной компетенции учащихся. Коммуникативная компетенция, в свою очередь, включает в себя лингвистическую, социолингвистическую, социальную, дискурсивную и социокультурную компетенции. Соответственно, для достижения общей цели учитель должен развивать в своих учениках каждый ее компонент. Способность и готовность учащихся осуществлять межкультурную коммуникацию и межличностное общение с носителями иностранного языка зависит не только от знания языковых единиц, умения логично выстраивать речь и решать речевые задачи, но и от знания культуры, быта, традиций и пр. страны изучаемого языка.

К социокультурным умениям относятся:

 умение адекватно оценивать культурно-значимые события в жизни страны и культурные реалии страны изучаемого языка с позиции ценностей этой страны;

 умение находить общее и различное в культуроведческих аспектах жизни представителей культур стран родного и иностранного языков;

 умение распознавать изменения, произошедшие с течением времени в культурах стран родного и иностранного языков;

 умение извлекать социокультурную информацию из текстов;

 умение давать социокультурные комментарии;

 умение правильно интерпретировать феномены родной и изучаемой культуры.

Социокультурная компетенция способствует реализации конечной цели обучения – формированию способности и готовности личности к межкультурному диалогу, а также ее толерантного и позитивного восприятия иноязычной культуры. Все это позволит успешно участвовать в процессе межкультурного взаимодействия. Сегодня важно обучать не столько иностранным языкам, а межкультурной коммуникации. В связи с этим основной целью обучения иностранному языку как средству международного общения становится понимание своей и чужой культуры, переход от обсуждения фактов культуры стран изучаемого языка к пониманию и осознанию способов влияния культурных различий на процесс коммуникации.

В свою очередь, средствами формирования социокультурной компетенции являются:

речевые упражнения во всех видах речевой деятельности, направленные на овладение социокультурными знаниями, формирование социокультурных навыков, развитие социокультурных умений, овладение социокультурным опытом на основе освоения образовательных эпистем;

 упражнения на основе проблемных социокультурных ситуаций;

 анализ художественных, публицистических текстов различных жанров;

 аудио-тексты (телефонные разговоры, радиопередачи, интервью и д.р.);

 упражнения на основе иллюстративных опор (фотографии, рисунки, картины и д.р.); 

 разыгрывание ролевых этюдов; 

 анализ художественных и документальных фильмов.

Сегодня люди чаще всего формируют представление об иноязычной культуре через призму массовой культуры, а именно телевидение, музыку, журналы и даже гастрономию. Например, поп-музыка несет в себе ярко выраженную социальную функцию передачи ценностей и тем самым устанавливает связи между совершенно разными людьми. Современную поп-музыку можно использовать при обучении аудированию. Это повысит заинтересованность и сконцентрированность учащихся на аудиоматериале в течение всего процесса аудирования, а также позволит изучить современные иноязычные разговорные речевые нормы. Повысить мотивацию к изучению иностранного языка можно с помощью использования произведений современного кинематографа, трейлеров, видеоматериалов сети «Интернет», видеорепортажей СМИ и т.д. В результате эмоционального воздействия, а также возможности воссоздания жизненных ситуаций видео дает большие стимулы для высказывания, а главное – оно обеспечивает гораздо лучшее и более прочное усвоение языкового материала. Использование в обучении учебных аутентичных видеоматериалов повышает коммуникативную и межкультурную компетенцию студентов, с помощью видеофильмов демонстрируются образцы вербального и невербального поведения носителей языка, их культура и традиции. Таким образом, для того чтобы быть использованными на уроках иностранного языка и успешно формировать социокультурную компетенцию, произведения иноязычной массовой культуры должны иметь следующие характеристики: 1. аутентичность используемых материалов (созданы представителями данного иноязычного общества); 2. новизна и актуальность информации, содержащейся в произведении массовой культуры; 3. культурологическая и страноведческая содержательность; 4. учет интересов и увлечений учащихся, мотивация к изучению культуры и языка;

Главным инструментом использования в моей педагогической деятельности является использование арт-технологий.

Слово арт-обозначает искусство, включает в себя такие значения как живопись, игра, иллюстрации, танец, движение, театр, исполнение песен.  Изучение иностранного языка сопряжено с творчеством. И сейчас мне хотелось бы остановиться на тех техниках, которые я применяю на своих занятиях.

  1. Техника коллажирования – наклеивание. Коллажирование позволяет познакомить учащихся с достаточно большим тематическим материалом и совершенствует навыки монологической речи с опорой на созданные проекты. И такой материал в дальнейшем можно использовать как раздаточный материал для других учащихся.
  2. Визуализация информации при помощи мыслительных карт – mind-mapping, мысли изложенные на бумаге графическим образом, позволяет структурировать объем информации, грамматический или лексический, используется как для совершенствования диалогической и монологической речи.
  3. Создание брошюр. Здесь в полной мере развивается творческий потенциал и каждый учащийся может проявить себя в определенной роли и проявить свое воображение.

  1. Не менее интересная техника – Story-telling, она позволяет мотивировать учащихся на творческое воспроизведение, активизирует воображение, в полной мере показывает их навыки как предметные, так и метапредметные, и, конечно же, личностные.

  1. Использование ролевых игр очень популярно на моих занятиях, поскольку это и игровая, и учебная, и речевая деятельность и создаются очень комфортные условия для межличностной коммуникации на ИЯ при помощи формирования и спонтанной, и ролевой речи. Учащиеся видят реальное применение ИЯ, а самое главное включают реакции, эмоции и чувства.

  1. Песни, стихи, рифмовки – используются для того, чтобы повысить интерес к изучаемому языку. Тренируется и фонетические, и произносительные навыки. И любой грамматический, и тематический материал может быть представлен в песнях и в рифмовках.

  1. Коммуникативные игровые упражнения на уроках ИЯ – energizers- warm-ups -это те игровые упражнения , которые позволяют настроить учеников на воспроизведение и получение информации на ИЯ, иными словами создать положительную атмосферу и самое главное преодолеть барьер, который существует при воспроизведении ИЯ.

  1. Драматизация или театрализованная деятельность – один из любимых приемов, использую как в урочной, так и во внеурочной деятельности, и инсценировки, и декламация стихов. Драматизация – одна из любимых форм работы у моих учеников, приобрела новый формат, который отвечает запросам современного поколения, создание медиапроектов, как систематизация изученного материала. Прослеживается развитие предметных, метапредметных и личностных навыков.

Каковы же результаты?

На занятиях ИЯ создается благоприятная комфортная психологическая атмосфера, что положительно влияет на усваивание темы, лексического или грамматического материала, языка в целом, на мотивацию к изучению ИЯ, я наблюдаю положительную динамику в развитии основных видов речевой деятельности. Также, мы являемся участниками, призерами и победителями различных конкурсов, как республиканского, всероссийского так и международного уровня.

 

Согласно тому опыту, который у меня есть, эффективность использования арт-технологий, самым главным образом проявляется в том, что одновременно включен и интеллект, и чувства, и действия. Эта технология является как раз тем самым ключиком, чтобы дети смогли использовать ИЯ в любой ситуации.

 

Заканчивая свое выступление, я бы хотела озвучить высказывание Сократа: «В каждом человеке есть солнце. Только дайте ему светить.»

Так, давайте работать так, чтобы наши дети смогли раскрыться и светить!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фразеологический материал как средство совершенствования социокультурной компетенции школьников на среднем этапе обучения иностранному языку

В методической и педагогической литературе недостаточно разработок, способствующих осуществлению процесса межкультурной компетенции. Изменилась цель, но сам процесс обучения остался практически ...

Презентация Power Point: “Формирование социокультурной компетенции школьников в условиях межкультурной коммуникации, использование здоровьесберегающих технологий при использовании ИКТ на учебных занятиях”.

Задачи, решаемые в процессе использования технологии : Внедрение новых ИКТ в процесс обучения иностранным языкам.Совершенствование учебной, организационной, учебно-исследовательской деятельности ...

Развитие коммуникативной компетенции учащихся посредством информационно-коммуникационных технологий

Учитель, владеющий компьютерными технологиями, применяет их при введении новой темы или ее завершении (компьютерные уроки), контроле, участии в проектах, тестировании, самотестировании, учебных играх,...

«Коммуникативная технология. Развитие социокультурной компетенции учащихся на основе использования аудиовизуального аутентичного документа»

XIII Научно-практическая гимназическая конференция педагогов России и ближнего зарубежья «Современное образование: наука и практика» 2-3 ноября 2016 г (мастер-класс)...

Технология формирования у учителя системы базовых психолого-педагогических компетенций, способствующих развитию учебных компетенций школьника, его интеллектуальному и личностному самосовершенствованию

В основе современной стратегии образования, по словам В. В. Путина, лежит «развитие аналитических способностей, критического мышления, умение учиться, умение самому воспринимать знания, ус...

Развитие иноязычной коммуникативной компетенции школьников посредством аутентичных видеоматериалов

Цель данного пособия – способствовать развитию методической и технологической компетентности учителя, как ведущего условия реализации ФГОС. Описанная методика преподавания английского языка позв...

Языковой лагерь как средство развития социокультурной компетенции школьников.

laquo;Реализация социокультурного аспекта в преподавании иностранных языков, обеспечивающая достижение качества современного иноязычного образования в Кузбассе». Содержание статьи посвящено рас...