ИНТЕГРАЦИЯ И МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
статья по английскому языку

В условиях быстро развивающегося современного мира человеку приходится сталкиваться с необходимостью подчиняться его требованиям: уметь приспособиться к постоянным изменениям в социуме, определить свое место мировом культурном сообществе, найти применение полученным знаниям и умениям в повседневной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_stati.docx38.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИНТЕГРАЦИЯ И МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

                                                 АРИСТОВА Е.Н.

МБОУ Бобровский образовательный центр «Лидер» имени А.В. Гордеева

e-mail: elena.aristova.79@mail.ru

Аннотация: В условиях быстро развивающегося современного мира человеку приходится сталкиваться с необходимостью подчиняться его требованиям: уметь приспособиться к постоянным изменениям в социуме, определить свое место мировом культурном сообществе, найти применение полученным знаниям и умениям в повседневной жизни.

Образование играет в этом процессе одну из самых основных ролей. Главная задача современной школы – заложить полноценную систему знаний, умений и навыков, которая даст основу самостоятельной активности учащихся и будет способствовать формированию чувства ответственности за свои действия. При таких условиях знание иностранного языка является одним из важнейших средств приобретения новой информации. Специалисты в разных областях науки, промышленности и бизнеса нуждаются в обучении иностранным языкам как в орудиях производства. Им не нужна теория языка – иностранный язык требуется им только в качестве средства реального общения с людьми из других стран.  

Ключевые слова: иностранный язык, современная технология CLIL, учебный процесс, внеурочная деятельность.

   Одной из проблем в изучении английского языка среди обучающихся является слабая мотивация, обусловленная тем, что иностранный язык  изучается только в "искусственных" условиях школы. При отсутствии интереса, занятия становятся принудительной мерой , в условиях напряжения и стресса . Как же быть? Для себя  я нашла решение в двух направлениях использование  внеурочной деятельности и современной технологии CLIL  в учебном процессе. Технология CLIL (Content and Language Integrated Learning)предметно-языковое интегрированное обучение). Эта технология  имеет практико-ориентированную направленность и рассматривает изучение иностранного языка как инструмента для изучения других предметов, таким образом, формируя у учащегося потребность в учёбе[3].

Принципиально важно, что эта технология не предполагает углубленного изучения языка. Технология CLIL способствует достижению всех видов результатов нового стандарта. В основе технологии CLIL лежит принцип «4C»: 1.Content, 2.Cognition, 3.Communication и 4.Culture (содержание, познание, общение и культура) [1]. На уроках согласно ФГОС должна быть составляющая, направленная на достижение предметных результатов (Content); метапредметных результатов: регулятивных, познавательных (Cognition) и коммуникативных (Communication), а также личностных результатов (Culture).

 Различают две разновидности данной методики"hard CLIL"  и"soft CLIL". На уроке английского уместнее говорить о "soft CLIL", когда иностранный язык изучается с использованием тем и материалов из других предметных областей.

  Одна из главных целей применения данной технологии  - улучшение качества языкового образования. При этом особое внимание уделяется учащимся и их потребностям в общении и познании окружающего мира и конечно культуре здоровья.

Soft  CLIL  помогает  стимулировать интерес и развитие способностей обучающихся, повышения интерактивности. На  занятиях стараюсь выстраивать технологическую модель методической системы. За основу беру технологию  soft CLIL ,которая взаимодействует со здоровьесберегающей, игровой, проектной  технологиями, а так же со смешанным обучением.

Изучение английского является модульным, каждый из них можно  привязать к определенному предмету, выбирая интересную тему для детей. Например, изучая модуль по теме «Дом» в 5 классе , уместно интегрировать с предметом ОБЖ на тему : «Электричество в повседневной жизни».

Цель бинарного урока - создать условия мотивированного практического применения знаний, навыков и умений, формировать естественно-научную грамотность, дать ребятам возможность увидеть результаты своего труда и получить от него радость и удовлетворение.

Основная идея урока заключается в мотивации обучающихся изучать язык как средство общения, а не образовательный предмет. Слияние процессов усвоения знаний и формирование первичных умений и навыков их взаимовлияния.   Обобщая знания изученной лексики на уроках английского языка, добавляя новые выражения по теме «Электричество» ,создаем условия для осознания учениками важности доброжелательного отношения   к окружающей среде, научить  бережному использованию ресурсов Земли ,экономному потреблению электроэнергии,заботе об экологии с точки зрения энергосбережения.

Вопросы, которые ставятся и решаются на уроке в рамках предметной области, соответствуют содержанию урока,1 компоненту методики: дети отвечают на вопросы

- Какие электроприборы вы знаете?

 - Какие есть у вас дома?

-Для чего мы используем электричество?

Ученики, суммируя полученные сведения, перечисляют основные понятия, входящие в состав слова «электричество» на изучаемом языке, составляют предложения  с опорой на схемы. На уроке организуется коммуникативное взаимодействие учащихся для совместного достижения планируемых результатов. Применяем 2 компонент.

На  этапе познания  происходит развитие мышления, умения формулировать свою мысль, расширение словарного запаса, развитие памяти. (Детям предлагается рассчитать потребление электричества электроприборами в час и за день) .Полученную информацию дети рассказывают друг другу.

Четвертый компонент является важной частью обучения. Моя задача была ещё раз детям напомнить  о бережном отношении к электричеству. Цель была достигнута с помощью игры «Какой ты потребитель электроэнергии?»-расточительный или бережливый.  

Данный урок является моделью  или конструктором для последующих  интегрированных уроков с применением soft CLIL. На основе этого продукта  последующие модули в 5 классе связала с предметом биология, так как следующие темы :  « Моя семья», «Домашние и дикие животные». Актуально так же  объединить географию с английским языком при изучении таких модулей как: «Времена года. Погода», «Путешествие. Планы на летние каникулы».

 Что касается внеурочной деятельности, предметно-языковое интегрированное обучение помогает мне создать атмосферу комфортного обучения. Заложив в основу soft CLIL , я разработала программу  «Английский –это здорово» для начальной   и старшей ступеней обучения. Название модулей одинаковые : « Я и моя еда», «Мир вокруг меня»,  «Мой идеальный день», «Спорт в моей жизни». Занятия в начальных классах связаны с героями сказки Алана Милна « Винни Пух». На  старшей ступене  за основу моей деятельности берутся такие предметы как биология, экология, география, обществознание.

 Почему для меня важно проводить внеурочные занятия на начальной ступени обучения? В силу когнитивных и психологических возрастных особенностей  обучающихся начальной школы, занятия, связанные со сказками, улучшают концентрацию у детей. Таким образом, изучение английского языка будет для них в удовольствие. Говоря о старшей группе обучающихся, меняется моя педагогическая стратегия. Язык применяю, чтобы развить  и мотивировать.

Я считаю, используя технологию СLIL на уроках и внеурочных занятиях ,я выстраиваю вектор на позитивное мышление ,заинтересованность, раскрытие потенциальных возможностей . Даже частичное применение методики CLIL способно принести пользу, развить способности школьников, повысить мотивацию в изучении иностранного языка, обеспечить интерактивность процесса обучения. Благодаря совместному освоению языка и предмета, ученики лучше понимают, как применять языковое знание в жизни.

Список литературы

1. British Council. CLIL (Content and Language Integrated Learning) Introduction/Teaching

English/British Council / URL http://www.britishcouncil.org.

2. Coyle D. CLIL: Content and Language Integrated Learning URL

https://en.wikipedia.org/wiki/Content_and_language_integrated_learning

3. Юрасова Е.С., Горбачева Е.А. CLIL технология на уроках английского языка //

«Царскосельские чтения». 2015. Т1N XIX.- С. 359-362.

Аристова Елена Николаевна, учитель иностранных языков

МБОУ Бобровского образовательного центра имени А.В.Гордеева,г.Бобров

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование межпредметных связей на уроках английского языка.

Использование межпредметных связей на уроках английского языка....

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Педагогическая проблема , над которой работаю в настоящее время...

"Межпредметные связи на уроках английского языка"

Обобщение опытом " Межпредметные связи на уроках английского языка"...

Использование межпредметных связей на уроках английского языка

Содержание учебного предмета Английский язык позволяет создавать условия для достижения широкого спектра личностных и метапредметных образовательных результатов и формирования коммуникативных учебных ...

Межпредметные связи на уроках английского языка

В этом году наша школа начала работать над такой методической проблемой, как интеграция. Являясь методистом,  мне необходимо было разобраться в сути этого вопроса  и естественно,  как у...

Межпредметные связи на уроках английского языка

Выступление на методическом объединение...

Межпредметные связи на уроках английского языка

межпредметные связи на уроках английского языка...