Доклад на методический семинар учителей английского языка
статья по английскому языку

Нолева Лидия Геннадьевна

На современном этапе одной из главных задач образования и воспитания учащихся является патриотическое воспитание подрастающего поколения, которое должно реализовываться через все сферы деятельности учащихся. Любовь к родному краю, малой родине, уважительное отношение к культуре, традициям, этносу того региона где живет ребенок – это то, что формирует личность, стремящуюся развивать свой регион и сохранять его уникальность.

   Федеральный образовательный стандарт основного общего образования ориентирован на формирование ряда личностных характеристик, развитие как интеллектуальных, так и гражданских качеств. В частности, выпускник должен любить свой край и свое Отечество, знать и уважать свой народ, его культуру и духовные традиции. А одним из требований к изучению иностранного языка является формирование дружелюбного и толерантного отношения к ценностям иных культур, оптимизма и выраженной личностной позиции в восприятии мира, в развитии национального самосознания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_seminar_angliyskiy_yazyk.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

Применение регионального компонента на уроках английского языка через использование методического комплекта «Байкальский сундучок»

     На современном этапе одной из главных задач образования и воспитания учащихся является патриотическое воспитание подрастающего поколения, которое должно реализовываться через все сферы деятельности учащихся. Любовь к родному краю, малой родине, уважительное отношение к культуре, традициям, этносу того региона где живет ребенок – это то, что формирует личность, стремящуюся развивать свой регион и сохранять его уникальность.

   Федеральный образовательный стандарт основного общего образования ориентирован на формирование ряда личностных характеристик, развитие как интеллектуальных, так и гражданских качеств. В частности, выпускник должен любить свой край и свое Отечество, знать и уважать свой народ, его культуру и духовные традиции. А одним из требований к изучению иностранного языка является формирование дружелюбного и толерантного отношения к ценностям иных культур, оптимизма и выраженной личностной позиции в восприятии мира, в развитии национального самосознания.

   Без изучения своей культуры и языка невозможно изучение иностранного языка. Осознание общечеловеческих ценностей неотделимо от развития чувства национальной самобытности. Практика показывает, что знания о своей стране и своей малой Родине используются в обучении иностранного языка фрагментально или несистематически. Однако с обновлением образования и разработкой новых учебных программ, использование регионального компонента содержания уроков иностранного языка становится приоритетным. Это меняет отношение к региональным знаниям и побуждает учителей иностранного языка к поискам возможных путей по интеграции учебного процесса.

     Учителю необходимо уделять большое внимание согласованию краеведческого материала с программой. Необходимо отбирать материал, который отражает уникальность региона, его неповторимый характер, и в то же время обладает общечеловеческой ценностью, приобщение к которой оказывает положительное влияние на повышение общекультурного уровня учащихся. Работа с краеведческим материалом может быть частью, этапом урока, отдельным уроком, иметь более широкие временные рамки (проектный день, проектная неделя). Одной из региональных особенностей Республики Бурятия является озеро Байкал, которое является богатством не только нашего региона, но и России и всего мира. Комплект учебных материалов «Байкальский сундучок», утвержденный на Коллегии  Министерства образования и науки Республики Бурятия для системы общего и дополнительного образования, помогает повысить осведомленность и обогатить знания о Байкале у детей, а также детальное изучение региона. Иллюстрированные материалы о флоре и фауне Байкала, географии озера и его жителях не только предоставляют познавательную информацию, но прививают чувство гордости и любви к родному краю. Учебный комплект «Байкальский сундучок» включает в себя:

  • Учебное пособие для учащихся «Байкальский сундучок»;
  • Карточки «Живой мир Байкала»;
  • Плакат «Над водой, под водой и на побережье Байкала»;
  • Карта особо охраняемых природных территорий «По заповедным тропам Байкала»;
  • Компакт-диск с электронной версией УМК на двух языках.

В 2013 году вышла английская версия «Lake Baikal Box». После апробации комплекта учителями английского языка на уроках и внеурочных занятиях, в 2016 году вышло учебно-методическое пособие под издательством Бурятского госуниверситета с целью оказания методической помощи педагогам.

Целью данного пособия является создание технологии работы с текстами лингвокультурологической и краеведческой направленности в результате систематизации теоретических основ обучения лексической стороне речи, чтению и формированию межкультурной компетенции.

В основе технологии работы с комплектом «Lake Baikal Box» лежит следующая типология уроков:

  1. Этап формирования лексического навыка. Данный этап реализуется через ознакомление с новыми лексическими единицами и их последовательную тренировку до уровня предложения и сверхфразового единства на основе функционально-смысловых таблиц;
  2. Этап совершенствования речевых навыков и развития речевых умений. Речевая деятельность учащихся организована на предтекстовом, текстовом и послетекстовом этапах;
  3. Интерпретирующий этап. Цель данного этапа - это обобщение и систематизация знаний о природе родного края и людях, проживающих около озера Байкал. Эта часть представлена ролевыми играми, дискуссиями, проектной работой, ведение дневника Baikal Diary.

Учебное пособие состоит из 3-х разделов. В первом разделе  представлена технология работы по формированию лексического навыка на основе функционально-смысловой таблицы, во втором – технология работы с текстами краеведческого характера, а также интерпретации лингвокультурологической информации, содержащейся в них. Работа на последнем из подразделов второй части пособия направлена на формирование национальной идентичности, уважительного отношения к своему народу, культуре и духовным традициям.

В третьем разделе пособия предложен глоссарий по теме Байкал.

Учебно-методический комплект «Lake Baikal Box» может быть использован для введения регионального компонента на уроках английского языка и во внеурочной деятельности. Формами обучения могут быть уроки-экскурсии, ролевые игры, заочные путешествия по родным местам, урок - конференция, интегрированный урок. Методическое пособие призвано помочь учителю эффективно использовать богатейший краеведческий материал, который дает возможность ребенку культуру и природу родного края.

Заключение.

Краеведческий материал должен стать обязательной частью при изучении иностранного языка.

Краеведение создаёт благоприятные условия для организации различных заданий творческого характера, применения в учебной работе разнообразных элементов поиска и исследования, широкого использования местных источников.

Краеведение открывает широкие возможности для самостоятельной деятельности учащихся, для поиска, исследования и даже небольшого открытия. Это пробуждает у школьников глубокий интерес к истории края, страны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на межрайонном семинаре учителей английского языка. Тема: "Технологии интерактивного обучения.Ролевые игры на уроках иностранного языка".

Выступление на межрайонном семинаре учителей английского языка. Тема: "Технологии интерактивного обучения.Ролевые игры на уроках иностранного языка"....

Доклад в рамках заседания школьного методического объединения учителей английского языка Учебная деятельность. Содержание, структура, развитие.

Доклад в рамках заседания школьного методического объединения учителей английского языка Учебная деятельность.Содержание, структура, развитие....

ДОКЛАД на методическом объединении учителей русского языка и литературы Ирафского района учителя филиала ГБОУ РФМЛИ в с. Мацута

laquo;Организация работы учащихся с низкой успеваемостью и низкой мотивацией по подготовке к государственной итоговой аттестации и ВПР на уроках»....

Доклад на районном семинаре учителей иностранных языков на тему «Типичные ошибки при выполнении заданий С3 и С4 ЕГЭ по английскому языку»

Типичные ошибка при выполнении заданий С3 и С4 ЕГЭ по английскому языку и меры, приминяемые на уроках английского языка для  их предотвращения....