Особенности преподавания английского языка в классах с ОВЗ по слуху
учебно-методический материал по английскому языку
Обучение английскому языку глухих и слабослышащих детей требует специальных методов. Учащиеся с нарушениями слуха иначе воспринимают речь, у них иной опыт освоения родного языка. В данной статье можно ознакомиться с формами и методами работы с глухими и слабослышащими детьми.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности преподавания английского языка в классах с ОВЗ по слуху.
Ильина Ирина Вячеславовна,
Учитель английского языка
Нарушения слуха являются серьезной проблемой, которая оказывает значительное влияние на развитие ребенка и его возможности в учебе. Согласно статистике, в России более 13 миллионов людей с нарушением слуха, в том числе более 1 миллиона — дети, и это число постоянно растет. Дети со слабым слухом или с глухотой имеют особенности восприятия звуков и речи, что приводит к трудностям в изучении предметов, связанных с коммуникацией, таких как английский язык.
Основными причинами нарушений слуха у детей являются генетические факторы, инфекции, травмы и действие токсических веществ на плод во время беременности. Кроме того, нарушение слуха может быть вызвано такими факторами, как шум, воздействие химических веществ, отравление антибиотиками и другими лекарствами. Влияние нарушений слуха на процесс обучения детей может быть связано с несколькими факторами. Во-первых, слабослышащие дети имеют трудности в восприятии речи и звуков, что затрудняет усвоение материала и отслеживание лекций и объяснений учителя. Во-вторых, нарушения слуха могут привести к отставанию в развитии речи и языка, что также оказывает негативное воздействие на учебный процесс. В-третьих, слабослышащие дети часто испытывают социальную изоляцию и трудности в общении со сверстниками и учителями, что в свою очередь может приводить к эмоциональным проблемам и снижению мотивации к учебе .
Нарушения слуха оказывают большое влияние на процесс обучения детей. Для успешного усвоения материала необходимо использовать специальные методики и приемы, а также обеспечить социальную поддержку и принимать меры для уменьшения эмоциональных проблем, связанных с нарушениями слуха. В современном обществе роль иностранных языков возрастает с каждым годом. Знание английского языка дает возможность узнать о мировой культуре, о традициях стран, изучаемого языка, а также формирует личность ребенка и способствует ее социальной адаптации к условиям постоянно меняющегося мира. Знание иностранных языков расширяет кругозор учащихся, способствует их общему речевому развитию, что очень актуально при работе со слабослышащими детьми.
Некоторые особенности преподавания английского языка в классах с детьми, имеющими ограничения по слуху:
- Использование наглядности. Зрительное восприятие играет ключевую роль при нарушении слуха, поэтому на уроках применяют иллюстративный материал, схемы, карточки.
- Создание ситуации успеха. Для детей с нарушениями слуха требуется тактичность и поддержка. Важно внушить уверенность в возможности овладения предметом и поощрять положительные результаты.
- Использование ИКТ. Презентации помогают развивать у учеников наглядно-образное мышление и повышать интерес к изучаемому материалу.
- Отработка грамматических явлений. Из-за особых нарушений в родной речи и недостатков чувства родного языка, такие ученики часто допускают специфические ошибки при изучении грамматики на английском языке.
- Применение игровых упражнений. Слабослышащие ученики получают на уроках значительно большую психофизическую нагрузку, чем нормально слышащие, поэтому целесообразно активное использование игровых упражнений.
- Применение звукоусиливающего оборудования. С его помощью ученики учатся сравнивать фразы и слова под руководством преподавателя, а затем воспринимают элементы фонетической структуры речи.
Методы и подходы к обучению будут различаться в зависимости от степени потери слуха и индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Для детей с тяжёлой или глубокой степенью тугоухости может потребоваться использование дополнительной помощи и специализированных методик, таких как язык жестов или дополнительные визуальные материалы.
На уроках английского языка регулярное проведение грамматически ориентированной фонетической зарядки позволяет:
- Закрепить новые грамматические структуры и речевые обороты;
- Повторить уже усвоенные грамматические структуры и включить их речевое действие;
- Задействовать такие виды речевой деятельности, как аудирование и говорение;
- Логически привести к формулировке темы урока.
Ввиду того, что школьники с нарушением слуха отличаются недостаточным объемом памяти, замедленным процессом формирования понятий, снижением способности к приему, переработке, хранению и использованию информации, сокращен объем лексического и грамматического материала для рецептивного и продуктивного материала.
Кроме того, у наших учащихся есть значительные трудности в звукопроизношении иностранных слов.
Для формирования произношения на уроках на первых порах обучения использую фонетические зарядки, методика которых заимствована из методики обучения чтению детей начальной школы. Подобные фонетические зарядки направлены на развитие речевого аппарата. На более поздних порах обучения использую фонетические зарядки на лексическом и грамматическом материале.
Большое значение для компенсации нарушения слуха имеет развитие зрительного восприятия, поэтому на каждом уроке используется наглядность, зрительные опоры, памятки, наборы схем, таблицы. Для продвинутых учеников при аудировании зрительные опоры убираются, и работа проходит на слуховой основе. Для более слабых учеников и для учеников с высокой степенью тугоухости работа проводится на слухо-зрительной основе.
Особую роль для мотивации учебного процесса, для развития лингвистических навыков, для достижения многих образовательных целей играют дидактические игры и игровые упражнения. Наиболее любимые нашими детьми игры - это головоломки (puzzles). Достаточно продуктивно проходят и другие дидактические игры (см. приложение №2)
Для снятия напряжения и усталости, а также для согласования двигательной и языковой активности провожу физминутки; к примеру, пошаговый счет (называем числительные на каждый шаг).
Для развития диалогической речи, для активизации лексического материала я использую элемент методики КСО, в частности методику «Взаимный тренаж», когда два ученика работают в режиме « учитель-ученик». После того, как «учитель» даст оценку «ученику», происходит обмен позициями
Для формирования успешной работы по переводу практикую параллельные тексты на английском и русском языках с тем, чтобы, с одной стороны, показать особенности построения английского предложения и, с другой стороны, обогатить и уточнить лексический запас.
Таким образом, можно привести ряд положений, которые, по сути, являются отправными для обучения слабослышащих обучающихся иностранному языку.
С учетом особой роли зрительного восприятия при нарушенном слухе в учебном процессе, возможно, более широко опираться на наглядность. С этой целью следует использовать всевозможный изобразительный материал, учебные тексты и т. п.
Особое значение необходимо придавать письму. Активное использование письма является важнейшим средством обучения и контроля степени усвоения при овладении языком.
Решающее методическое значение в лексико-грамматической работе имеет опора на речевой англоязычный образец, одновременное освоение лексического и грамматического значения слова, раскрытие этих значений в словосочетаниях, предложениях, контекстах.
Учитывая особое значение репродуктивного овладения слабослышащими устной речью для овладения ими рецептивным её видом (в форме слухо-зрительного восприятия), а также языком, как целостной системой, необходимо уделять внимание произносительной стороне изучаемого языка.
В пределах, допускаемых учебным временем, должна проводиться работа по развитию слухо-зрительного и слухового восприятия речи на английском языке на основе использования методов и приёмов, применяемых для этой цели в практике обучения слабослышащих родному языку.
Учитывая тот факт, что слабослышащие ученики получают на уроках значительно большую психофизическую нагрузку, чем нормально слышащие, целесообразно активное использование игровых упражнений, упражнений занимательного характера.
Что касается оценивания учащихся с ОВЗ, то оценивать этих детей следует не столько за достигнутые результаты, сколько за их старание и усилия в изучении английского языка. Оценка выставляется с позитивным уклоном.
Таким образом, вышеизложенные приёмы и методы работы на уроке английского языка не угнетают ребёнка, а создают вокруг него реабилитирующее пространство, обеспечивающее возможность самореализации себя как полноценной личности учебного процесса. Необходимо всемерно поддерживать у детей с ОВЗ интерес к иностранному языку и его изучению. Учитель должен проявлять терпение, постоянную заботу, любить детей такими, какие они есть, радоваться их успехам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологические особенности преподавания английского языка в средней школе
В данной статье представленна информация по направлению психологические аспекты преподавания английского языка в средней школе. Изложены материалы с психологической и педагогической точки зрения. Пред...
Особенности преподавания английского языка в условиях индивидуального обучения различных категорий учащихся.
Особенности преподавания английского языка в условиях индивидуального обучения на дому детей с ослабленным здоровьем и сохранным интеллектом....
Особенности преподавания английского языка в начальной школе
Статья по теме: "Особенности преподавания английского языка в начальной школе "...

Статья. Тема: Особенности преподавания английского языка творчески одаренным детям
Статья. Тема: Особенности преподавания английского языка творчески одаренным детям...

Презентация по английскому языку на тему "Особенности преподавания английского языка"
Исследовательская деятельность это- специфическая деятельность, которая регулируется сознанием и активностью личности, направлена на удовлетворение познавательных, интеллектуальных по...

Программа практика Особенности преподавания английского языка В 10-11 классе на базе углубленного изучения предмета. Пути и методы реализации
Программа практика Особенности преподавания английского языка В 10-11 классе на базе углубленного изучения предмета.Пути и методы реализации...

