Использование игровых моментов на уроках английского языка.
методическая разработка по английскому языку

Астафьева Олеся Владимировна

Статья об использовании игр на уроках английского языка 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Школа № 84»

Сормовского района

г. Н. Новгорода

   

Использование игровых моментов на уроках английского языка.

Из опыта работы учителей английского языка МАОУ «Школа № 84»

                                                                              учитель первой

 квалификационной категории

Астафьева Олеся Владимировна

2024 год


Как известно, движущей силой в изучении иностранного языка является мотив.

        Опыт работы в школе подтверждает, что игра является одним из сильнейших мотивов в овладении иностранным языком. Об обучающих возможностях игр известно давно. Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игр в процессе обучения. Учителя английского языка нашей школы уже долгие годы довольно успешно применяют разнообразные игры на своих уроках. И сегодня мы хотим поделиться своим богатым опытом. Но прежде, чем перейти непосредственно к описанию игр, которые мы используем в своей практике, необходимо выяснить, что же такое игра, какими положениями она регламентируется, и что должен принимать во внимание учитель при проведении игр на своих уроках.

        Игра – это особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает как поступить, что сказать, как выиграть. Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих. Игра для детей – это увлекательное занятие, посильное даже слабым ученикам. Более того, слабый по языковой подготовке ученик, очень часто в игре бывает первым: находчивость и сообразительность «выручают» его. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущения посильности заданий – всё это даёт возможность преодолеть ребятам стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувства удовлетворения – «оказывается, я уже могу говорить наравне со всеми».

        При проведении игр значительная роль отводится учителю. Он, прежде всего, должен определить функцию игры и её место в учебном процессе, форму проведения, а также время, которое необходимо для проведения игры. Очень важно и существенно является тот факт, что, организуя игру, необходимо вовлечь в неё как можно больше участников, а затем незаметно выйти из игры. Далее следует только наблюдать за ней, давая при этом рекомендации и какие-то подсказки, если в ходе игры возникнут трудности.

        Использование игр на уроках английского языка в средней школе регламентируется следующими положениями:

  1. В игре необходимо учитывать психологические особенности учащихся.
  2. Выбор игры и формы ее проведения зависит от количества участвующих в ней.
  3. В игре должен отрабатываться материал, работа над которым ведется в классе в данный момент.
  4. Выполнение игры должно осуществляться на материале, определяемом темой или ситуацией.
  5. В игры включается ранее пройденный материал с целью его повторения.
  6. При выполнении игр необходимо широко использовать компоненты УМК и особенно наглядность.
  7. Необходимо определить адекватную форму исправления ошибок.
  8. Объяснение правил игры и сама игра должны проводиться на английском языке.
  9. Организатором игры должен быть не только учитель, можно привлечь хорошо подготовленных учащихся.

Чтобы обеспечить активность учащихся класса при выполнении игр обычно используются различные формы работы: парная, групповая, фронтальная.

Работая в парах, один из учащихся выполняет, другой контролирует его, затем они меняются ролями. В процессе такой работы повышается активность школьников, воспитывается взаимопомощь. При объединении учащихся для парной работы необходимо принимать во внимание моменты, которые бы обеспечили равноправность каждого ученика, готовность помочь собеседнику и согласованность действий.

Групповая форма работы позволяет повысить активность учащихся, дает возможность каждому из них оценивать себя и своих товарищей, способствует росту мотивации, делает уроки интересными. В каждую группу рекомендуется включать учеников с различными способностями. Хорошо подготовленные ученики занимают в малой группе лидирующее положение, их речевые действия служат ориентиром для других.

Очень большое количество игр и игровых упражнений могут выполняться фронтально, т.е. всем классом. Все учащиеся имеют одинаковую возможность практиковаться, применять полученные ранее навыки и умения.

Форма проведения игр и игровых упражнений необходимо определять, исходя из содержания самой игры, характера материала и степени подготовленности учащихся.

При выполнении игровых упражнений, направленных на тренировку, следует ставить перед учеником каждый раз конкретные задачи. Главное требование при постановке учебной задачи состоит в том, чтобы вызвать интерес у школьников к выполнению упражнений, стимулировать их умственную и речевую активность, направленную на закрепление определенных знаний, умений, создать атмосферу соревнования и соперничества в ходе того или иного упражнения. Очень удачно, на мой взгляд, проработаны игровые моменты в учебниках под редакцией И.Н. Верещагиной. В данных учебниках в каждом уроке выделен специальный раздел Puzzle Time, который содержит разнообразные игры, направленные на отработку и закрепление пройденного материала. Дети всегда с большим удовольствием принимают участие в играх и выполняют данные задания. Вследствие того, что УМК под редакцией И.Н. Верещагиной рассчитан на начальную школу, где первоочередной задачей является отработка лексического материала и обучение чтению, игры, в основном, лексического характера:

«Змейка» - английские слова пишутся сплошным текстом, без пробелов, в фигуре, нарисованной в виде змеи, и учащиеся должны найти как можно больше слов.

«Найди рифму» - учащимся следует найти пары слов, которые рифмуются друг с другом.

«Зашифрованное письмо» - ученики должны разгадать послание,  записанное цифрами. Каждая цифра, соответствует букве алфавита.

«Лесенка» -  построй лесенку из слов по определенной теме.

Все эти игры можно выполнять как в середине урока, когда внимание детей начинает рассеиваться, так и в конце занятия, чтобы снять напряжение и усталость.

К сожалению, не все УМК предлагают такой широкий спектр игр, и учителям приходится прорабатывать большое количество литературы, чтобы сделать свои уроки интересными и увлекательными. Чтобы облегчить эту задачу, мы приводим примеры  разнообразных игр, которые мы с успехом используем на своих уроках.

В соответствии со школьной системой обучения иностранному языку можно выделить следующие типы игр, проводимые на уроках английского языка.

  1. Фонетические игры. Они предназначаются для корректировки произношения на этапе формирования речевых навыков и умений, для формирования правильного, чуткого к искажениям фонематического слуха. К таким играм относятся, например, игры: «Слышу - не слышу» - ученики поднимают левую руку, если в слове есть долгий гласный, или правую – если краткий.

«Звук – слово» - учитель произносит гласный звук и бросает мяч одному из учащихся. Тот должен поймать мяч, сказать слово, содержащее данный звук  и бросить мяч учителю. Последний бросает мяч второму ученику, третьему и т. д. Если ученик ошибся , он выбывает из игры.

«Буква – слово» - двум командам выдаются одинаковые буквы разрезной азбуки с таким расчетом, чтобы они могли составить ряд известных им слов. Каждый ученик берет в руки по букве, и команда выстраивается в таком порядке, чтобы получилось слово. Выигрывает та команда, которая сделает это быстрее.  

  1. Орфографические игры. Их основная цель – формирование словообразовательных и орфографических навыков. Наиболее  интересными для детей являются следующие игры:

     «Дежурная буква» - детям предлагается написать как можно больше     слов, в которых указанная буква стоит на определённом месте.      

    «Из двух – третье»  - подбираются сложные существительные которые можно разделить на две части, причем каждая из них может быть самостоятельным словом. Части слова пишутся на листках и раздаются участникам. Каждый должен отыскать себе партнёра.

        «Напиши правильно» - ученик вызывается к доске. Он стоит спиной к учителю. Учитель показывает ученикам картинки, учащиеся хором называют предмет, изображенный на картинке. Ученик пишет у доски слова, пока не ошибется.

        «Поле чудес» -учитель пишет на доске первую и последнюю буквы десяти слов. Выигрывает ученик, первый отгадавший слова.

  1. Грамматические игры. Они предназначены для закрепления грамматических явлений в речи учащихся. Примеры:

«Изображение действия» - один играющий изображает действие,                                           другой должен прокомментировать его, употребляя изученные глаголы.

 «Игра в мяч» - позволяет автоматизировать употребление форм глагола в речи. Учитель, бросая мяч, называет первую форму глагола, а ученик должен назвать вторую и третью формы глагола и кинуть мяч учителю.

«Выучи предлоги» - ведущий с закрытыми глазами должен отгадать, к примеру, где находится Коля. Он спрашивает: Is he at the blackboard? ( in the class, on the chair, under the table, near the wall)

«Выбери фишку» - группа делится на две команды. На доске для каждой команды написаны предложения с пропущенной формой глагола to be в настоящем времени. У учащихся  фишки: am, is, are, которые они должны поставить в свои предложения. Выигрывает та команда, которая допустила меньше ошибок.

        «20 вопросов» - отрабатывается структура общего вопроса. Учитель задумывает существительное, а учащиеся должны отгадать задуманное слово, задавая наводящие вопросы. Разрешается задавать только общие вопросы.

  1. Лексические игры. Основными целями данных игр являются активизация изученной лексики и формирования лексических навыков:

«Пять слов» – пока игрок из одной команды считает до пяти, представитель второй команды должен назвать пять слов по данной теме.

 «Снежный ком» - первый ученик называет слово по данной теме, следующий повторяет это слово и называет своё,  третий учащийся повторяет эти два слова и называет своё и т. д.

«Чемпион» - учащиеся смотрят на картинку, где изображены  вещи, названия которых им знакомы, в течение некоторого времени, потом закрывают учебник и пытаются вспомнить как можно больше предметов. Кто вспомнит наибольшее количество слов, тот и чемпион.

«Собери портфель» -ученик помогает  Буратино собраться в школу. Он берет находящиеся на столе предметы, складывает их в портфель, называя каждый из них по-английски.

«Построй домик» - с помощью разноцветных квадратиков и треугольников ученики, разделенные на две команды, строят домики для двух сказочных персонажей. Их задача – правильно назвать цвет кирпичика и как можно быстрее построить дом.

«Составь фоторобот» - класс делится на три команды, каждая из которых представляет отделение милиции. С помощью считалки выбираются трое ведущих. Они обращаются в отделение милиции с просьбой отыскать пропавшего друга. Ведущие описывают их внешность, а дети делают соответствующие рисунки. Если рисунок совпадает с описанием, считается, что пропавший найден.

«Пантомима» - учащиеся вытягивают записки, на которых написаны названия животных. Необходимо без слов изобразить животное так, чтобы ученики смогли его отгадать и назвать по-английски. Выигрывает тот ученик, который отгадал больше всех слов.

По характеру проведения игры можно разделить на спокойные и подвижные.

        Успех использования игр зависит, прежде всего, от атмосферы речевого общения, которую учитель создаёт на уроке в классе. Важно , чтобы учащиеся привыкли к такому общению, увлеклись им и стали вместе с учителем участниками одного процесса.

        Конечно же, урок иностранного языка это не только игра. Доверительность и непринужденность общения учителя с учениками, возникшие благодаря общей языковой атмосфере и собственно играм, располагают ребят к серьезным разговорам, обсуждению любых реальных ситуаций.

        Игра способствует развитию познавательной активности учащихся при изучении иностранного языка. Она несет в себе немалое нравственное начало, ибо делает труд (овладение иностранным языком) радостным и коллективным.


                                                              БИБЛИОГРАФИЯ

  1. Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе, М., Просвещение, 1991
  2. Маслыко Е.А., Бабинская П.К., Будько А. Ф., Петрова С. И. Настольная книга преподавателя иностранного языка, Минск, 1999
  3. Мильруд Р.П., Формы педагогического воздействия учителя на познавательную деятельность учащегося, ИЯШ, 1993\2
  4. Мирхайдарова Н. К., Подвижные игры при обучении иностранному языку, ИЯШ, 1991\1
  5. Пассов Е. И., Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению, М., Просвещение, 1985
  6. Пассов Е. И., Урок иностранного языка, М., Просвещение, 1983
  7. Платонов К.К., Система психологии и теория отражения, М., Просвещение, 1986
  8. Рогова Г. В., Рабинович Ф.М., Сахарова Г.Е., Методика обучения иностранным языкам в средней школе, М., Педагогика, 1991
  9. Стронин М.Ф., Обучающие игры на уроке иностранного языка, М., Просвещение, 1987
  10. Шатилов С.Ф., О создании рациональной методики обучения ИЯ в средней школе, ИЯШ, 1990\2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые моменты на уроках английского языка

Игры не только помогают разнообразить урок,но и делают его более интересным и продуктивным...

Использование игровых моментов на уроках английского языка

Вашему вниманию предлагается презентация по теме "Использование игровых моментов на уроках английского языка", в которой широко представлена данная тема с наглядными фрагментами урока....

мастер класс "Использование игровых моментов на уроках иностранного языка в начальных классах"Учитель МБОУ «Коротоякская средняя общеобразовательная школа» Жуган Ольга Евгеньевна

Всем известно, что игра является ведущим видом деятельности для младших школьников. Через игру они познают мир, строят какие-то планы, выражают свои мечты и надежды. Кроме того, в игре дети чувствуют ...

Игровые моменты на уроках английского языка

В помощь учителю английского языка...

ОТЧЁТ по теме самообразования «Использование игровых моментов на уроках английского языка в начальной школе».

Существует много приемов и методов повышения творческой активности учащихся. Эмоциональные и игровые приемы являются необходимыми элементами в решении познавательных, воспитательных задач в обуч...

Использование игровых моментов на занятии английского языка

В данном документе предоставлены ряд игр ,которые можно использовать при изучении лексики, алфавита и т.д....

Использование игровых моментов на уроках английского языка

Использование игровых моментов на уроках английского языка...