Использование игровых моментов на уроках английского языка.
методическая разработка по английскому языку
Статья об использовании игр на уроках английского языка
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Школа № 84»
Сормовского района
г. Н. Новгорода
Использование игровых моментов на уроках английского языка.
Из опыта работы учителей английского языка МАОУ «Школа № 84»
учитель первой
квалификационной категории
Астафьева Олеся Владимировна
2024 год
Как известно, движущей силой в изучении иностранного языка является мотив.
Опыт работы в школе подтверждает, что игра является одним из сильнейших мотивов в овладении иностранным языком. Об обучающих возможностях игр известно давно. Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игр в процессе обучения. Учителя английского языка нашей школы уже долгие годы довольно успешно применяют разнообразные игры на своих уроках. И сегодня мы хотим поделиться своим богатым опытом. Но прежде, чем перейти непосредственно к описанию игр, которые мы используем в своей практике, необходимо выяснить, что же такое игра, какими положениями она регламентируется, и что должен принимать во внимание учитель при проведении игр на своих уроках.
Игра – это особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает как поступить, что сказать, как выиграть. Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих. Игра для детей – это увлекательное занятие, посильное даже слабым ученикам. Более того, слабый по языковой подготовке ученик, очень часто в игре бывает первым: находчивость и сообразительность «выручают» его. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущения посильности заданий – всё это даёт возможность преодолеть ребятам стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувства удовлетворения – «оказывается, я уже могу говорить наравне со всеми».
При проведении игр значительная роль отводится учителю. Он, прежде всего, должен определить функцию игры и её место в учебном процессе, форму проведения, а также время, которое необходимо для проведения игры. Очень важно и существенно является тот факт, что, организуя игру, необходимо вовлечь в неё как можно больше участников, а затем незаметно выйти из игры. Далее следует только наблюдать за ней, давая при этом рекомендации и какие-то подсказки, если в ходе игры возникнут трудности.
Использование игр на уроках английского языка в средней школе регламентируется следующими положениями:
- В игре необходимо учитывать психологические особенности учащихся.
- Выбор игры и формы ее проведения зависит от количества участвующих в ней.
- В игре должен отрабатываться материал, работа над которым ведется в классе в данный момент.
- Выполнение игры должно осуществляться на материале, определяемом темой или ситуацией.
- В игры включается ранее пройденный материал с целью его повторения.
- При выполнении игр необходимо широко использовать компоненты УМК и особенно наглядность.
- Необходимо определить адекватную форму исправления ошибок.
- Объяснение правил игры и сама игра должны проводиться на английском языке.
- Организатором игры должен быть не только учитель, можно привлечь хорошо подготовленных учащихся.
Чтобы обеспечить активность учащихся класса при выполнении игр обычно используются различные формы работы: парная, групповая, фронтальная.
Работая в парах, один из учащихся выполняет, другой контролирует его, затем они меняются ролями. В процессе такой работы повышается активность школьников, воспитывается взаимопомощь. При объединении учащихся для парной работы необходимо принимать во внимание моменты, которые бы обеспечили равноправность каждого ученика, готовность помочь собеседнику и согласованность действий.
Групповая форма работы позволяет повысить активность учащихся, дает возможность каждому из них оценивать себя и своих товарищей, способствует росту мотивации, делает уроки интересными. В каждую группу рекомендуется включать учеников с различными способностями. Хорошо подготовленные ученики занимают в малой группе лидирующее положение, их речевые действия служат ориентиром для других.
Очень большое количество игр и игровых упражнений могут выполняться фронтально, т.е. всем классом. Все учащиеся имеют одинаковую возможность практиковаться, применять полученные ранее навыки и умения.
Форма проведения игр и игровых упражнений необходимо определять, исходя из содержания самой игры, характера материала и степени подготовленности учащихся.
При выполнении игровых упражнений, направленных на тренировку, следует ставить перед учеником каждый раз конкретные задачи. Главное требование при постановке учебной задачи состоит в том, чтобы вызвать интерес у школьников к выполнению упражнений, стимулировать их умственную и речевую активность, направленную на закрепление определенных знаний, умений, создать атмосферу соревнования и соперничества в ходе того или иного упражнения. Очень удачно, на мой взгляд, проработаны игровые моменты в учебниках под редакцией И.Н. Верещагиной. В данных учебниках в каждом уроке выделен специальный раздел Puzzle Time, который содержит разнообразные игры, направленные на отработку и закрепление пройденного материала. Дети всегда с большим удовольствием принимают участие в играх и выполняют данные задания. Вследствие того, что УМК под редакцией И.Н. Верещагиной рассчитан на начальную школу, где первоочередной задачей является отработка лексического материала и обучение чтению, игры, в основном, лексического характера:
«Змейка» - английские слова пишутся сплошным текстом, без пробелов, в фигуре, нарисованной в виде змеи, и учащиеся должны найти как можно больше слов.
«Найди рифму» - учащимся следует найти пары слов, которые рифмуются друг с другом.
«Зашифрованное письмо» - ученики должны разгадать послание, записанное цифрами. Каждая цифра, соответствует букве алфавита.
«Лесенка» - построй лесенку из слов по определенной теме.
Все эти игры можно выполнять как в середине урока, когда внимание детей начинает рассеиваться, так и в конце занятия, чтобы снять напряжение и усталость.
К сожалению, не все УМК предлагают такой широкий спектр игр, и учителям приходится прорабатывать большое количество литературы, чтобы сделать свои уроки интересными и увлекательными. Чтобы облегчить эту задачу, мы приводим примеры разнообразных игр, которые мы с успехом используем на своих уроках.
В соответствии со школьной системой обучения иностранному языку можно выделить следующие типы игр, проводимые на уроках английского языка.
- Фонетические игры. Они предназначаются для корректировки произношения на этапе формирования речевых навыков и умений, для формирования правильного, чуткого к искажениям фонематического слуха. К таким играм относятся, например, игры: «Слышу - не слышу» - ученики поднимают левую руку, если в слове есть долгий гласный, или правую – если краткий.
«Звук – слово» - учитель произносит гласный звук и бросает мяч одному из учащихся. Тот должен поймать мяч, сказать слово, содержащее данный звук и бросить мяч учителю. Последний бросает мяч второму ученику, третьему и т. д. Если ученик ошибся , он выбывает из игры.
«Буква – слово» - двум командам выдаются одинаковые буквы разрезной азбуки с таким расчетом, чтобы они могли составить ряд известных им слов. Каждый ученик берет в руки по букве, и команда выстраивается в таком порядке, чтобы получилось слово. Выигрывает та команда, которая сделает это быстрее.
- Орфографические игры. Их основная цель – формирование словообразовательных и орфографических навыков. Наиболее интересными для детей являются следующие игры:
«Дежурная буква» - детям предлагается написать как можно больше слов, в которых указанная буква стоит на определённом месте.
«Из двух – третье» - подбираются сложные существительные которые можно разделить на две части, причем каждая из них может быть самостоятельным словом. Части слова пишутся на листках и раздаются участникам. Каждый должен отыскать себе партнёра.
«Напиши правильно» - ученик вызывается к доске. Он стоит спиной к учителю. Учитель показывает ученикам картинки, учащиеся хором называют предмет, изображенный на картинке. Ученик пишет у доски слова, пока не ошибется.
«Поле чудес» -учитель пишет на доске первую и последнюю буквы десяти слов. Выигрывает ученик, первый отгадавший слова.
- Грамматические игры. Они предназначены для закрепления грамматических явлений в речи учащихся. Примеры:
«Изображение действия» - один играющий изображает действие, другой должен прокомментировать его, употребляя изученные глаголы.
«Игра в мяч» - позволяет автоматизировать употребление форм глагола в речи. Учитель, бросая мяч, называет первую форму глагола, а ученик должен назвать вторую и третью формы глагола и кинуть мяч учителю.
«Выучи предлоги» - ведущий с закрытыми глазами должен отгадать, к примеру, где находится Коля. Он спрашивает: Is he at the blackboard? ( in the class, on the chair, under the table, near the wall)
«Выбери фишку» - группа делится на две команды. На доске для каждой команды написаны предложения с пропущенной формой глагола to be в настоящем времени. У учащихся фишки: am, is, are, которые они должны поставить в свои предложения. Выигрывает та команда, которая допустила меньше ошибок.
«20 вопросов» - отрабатывается структура общего вопроса. Учитель задумывает существительное, а учащиеся должны отгадать задуманное слово, задавая наводящие вопросы. Разрешается задавать только общие вопросы.
- Лексические игры. Основными целями данных игр являются активизация изученной лексики и формирования лексических навыков:
«Пять слов» – пока игрок из одной команды считает до пяти, представитель второй команды должен назвать пять слов по данной теме.
«Снежный ком» - первый ученик называет слово по данной теме, следующий повторяет это слово и называет своё, третий учащийся повторяет эти два слова и называет своё и т. д.
«Чемпион» - учащиеся смотрят на картинку, где изображены вещи, названия которых им знакомы, в течение некоторого времени, потом закрывают учебник и пытаются вспомнить как можно больше предметов. Кто вспомнит наибольшее количество слов, тот и чемпион.
«Собери портфель» -ученик помогает Буратино собраться в школу. Он берет находящиеся на столе предметы, складывает их в портфель, называя каждый из них по-английски.
«Построй домик» - с помощью разноцветных квадратиков и треугольников ученики, разделенные на две команды, строят домики для двух сказочных персонажей. Их задача – правильно назвать цвет кирпичика и как можно быстрее построить дом.
«Составь фоторобот» - класс делится на три команды, каждая из которых представляет отделение милиции. С помощью считалки выбираются трое ведущих. Они обращаются в отделение милиции с просьбой отыскать пропавшего друга. Ведущие описывают их внешность, а дети делают соответствующие рисунки. Если рисунок совпадает с описанием, считается, что пропавший найден.
«Пантомима» - учащиеся вытягивают записки, на которых написаны названия животных. Необходимо без слов изобразить животное так, чтобы ученики смогли его отгадать и назвать по-английски. Выигрывает тот ученик, который отгадал больше всех слов.
По характеру проведения игры можно разделить на спокойные и подвижные.
Успех использования игр зависит, прежде всего, от атмосферы речевого общения, которую учитель создаёт на уроке в классе. Важно , чтобы учащиеся привыкли к такому общению, увлеклись им и стали вместе с учителем участниками одного процесса.
Конечно же, урок иностранного языка это не только игра. Доверительность и непринужденность общения учителя с учениками, возникшие благодаря общей языковой атмосфере и собственно играм, располагают ребят к серьезным разговорам, обсуждению любых реальных ситуаций.
Игра способствует развитию познавательной активности учащихся при изучении иностранного языка. Она несет в себе немалое нравственное начало, ибо делает труд (овладение иностранным языком) радостным и коллективным.
БИБЛИОГРАФИЯ- Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе, М., Просвещение, 1991
- Маслыко Е.А., Бабинская П.К., Будько А. Ф., Петрова С. И. Настольная книга преподавателя иностранного языка, Минск, 1999
- Мильруд Р.П., Формы педагогического воздействия учителя на познавательную деятельность учащегося, ИЯШ, 1993\2
- Мирхайдарова Н. К., Подвижные игры при обучении иностранному языку, ИЯШ, 1991\1
- Пассов Е. И., Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению, М., Просвещение, 1985
- Пассов Е. И., Урок иностранного языка, М., Просвещение, 1983
- Платонов К.К., Система психологии и теория отражения, М., Просвещение, 1986
- Рогова Г. В., Рабинович Ф.М., Сахарова Г.Е., Методика обучения иностранным языкам в средней школе, М., Педагогика, 1991
- Стронин М.Ф., Обучающие игры на уроке иностранного языка, М., Просвещение, 1987
- Шатилов С.Ф., О создании рациональной методики обучения ИЯ в средней школе, ИЯШ, 1990\2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровые моменты на уроках английского языка
Игры не только помогают разнообразить урок,но и делают его более интересным и продуктивным...

Использование игровых моментов на уроках английского языка
Вашему вниманию предлагается презентация по теме "Использование игровых моментов на уроках английского языка", в которой широко представлена данная тема с наглядными фрагментами урока....

мастер класс "Использование игровых моментов на уроках иностранного языка в начальных классах"Учитель МБОУ «Коротоякская средняя общеобразовательная школа» Жуган Ольга Евгеньевна
Всем известно, что игра является ведущим видом деятельности для младших школьников. Через игру они познают мир, строят какие-то планы, выражают свои мечты и надежды. Кроме того, в игре дети чувствуют ...
ОТЧЁТ по теме самообразования «Использование игровых моментов на уроках английского языка в начальной школе».
Существует много приемов и методов повышения творческой активности учащихся. Эмоциональные и игровые приемы являются необходимыми элементами в решении познавательных, воспитательных задач в обуч...
Использование игровых моментов на занятии английского языка
В данном документе предоставлены ряд игр ,которые можно использовать при изучении лексики, алфавита и т.д....

Использование игровых моментов на уроках английского языка
Использование игровых моментов на уроках английского языка...

