Стратегии работы по схеме «обучение сообща» (из опыта работы учителя английского языка)
статья по английскому языку (6 класс)

Антонова Ксения Валерьевна

В данной статье дается характеристика одной из разновидностей личностно-ориентированного подхода в преподавании иностранного языка, стратегии "обучение сообща". Автор рассматривает преимущества данного подхода как для учащихся, так и для учителя. В дополнение автор дает пример урока с применением данной технолгиии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_soobshcha.docx18.99 КБ

Предварительный просмотр:

Стратегии работы по схеме «обучение сообща» (из опыта работы учителя английского языка)

Антонова Ксения Валерьевна

учитель английского языка

ЧОУ «Санкт-Петербургская гимназия «Альма Матер»

г. Санкт-Петербург

«Обучение сообща» или «Обучение в сотрудничестве» – это одна из разновидностей личностно-ориентированного подхода в преподавании иностранного языка, которая предполагает организацию групп учащихся, работающих совместно над решением какой-либо проблемы, темы, вопроса. Учебные задания структурируются таким образом, что все члены команды оказываются взаимосвязанными и взаимозависимыми и при этом достаточно самостоятельными в овладении материалом и решении задач.

Основная идея этой технологии – создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях.

 Основные принципы «обучения сообща» заключаются в следующем:

1) взаимозависимость членов группы;

2) личная ответственность каждого члена группы за собственные успехи и успехи своих товарищей;

3) совместная учебно-познавательная, творческая и прочая деятельность учащихся в группе;

4) социализация деятельности учащихся в группах;

5) общая оценка работы группы, которая складывается из оценки формы общения учащихся в группе наряду с академическими результатами работы.

В классе всегда присутствуют дети, обладающие разным уровнем знаний и имеющие разные способности и учебные стили усвоения материала. Чтобы дать возможность учащимся увидеть и осознать положительные особенности своих товарищей как раз и следует применить данную технологию «обучения сообща». Если объединить ребят в небольшие группы по 3–4 человека и дать им одно общее задание, оговорив роль каждого в выполнении этого задания, то возникает ситуация, когда ученик отвечает за результат не только своей работы, но и всей группы в целом. Формирование групп осуществляется таким образом, чтобы в каждой присутствовали как «сильные» учащиеся, так и «слабые». В процессе работы учащихся в группах происходит их самообучение и взаимообучение. Самообучение осуществляется во время самостоятельного изучения школьником фрагмента темы, а взаимообучение – в ходе обмена усвоенной информацией.

Следует отметить, что недостаточно сформировать группы и дать им соответствующее задание. Суть как раз и состоит в том, чтобы учащийся захотел сам приобретать знания. Совместная работа как раз и дает прекрасный стимул для познавательной деятельности, для коммуникации, поскольку в этом случае всегда можно рассчитывать на помощь со стороны товарищей. Учитель может уделить значительно больше внимания отдельным ученикам, поскольку все заняты делом. Задания, предполагающие обучение в сотрудничестве, могут быть различного характера: задания на проверку домашнего задания, работа над текстом для чтения, подготовка к тексту или контрольной работе, совместная работа по проекту, по отработке орфографических навыков, работа с лексикой.

Обозначив учебные задачи урока, важно наметить, какие роли предусматривает деятельность учащихся в группах. Это должно быть понятно учащимся, и они сами определяют, кто какую роль способен выполнить.

Учитель приобретает новую, нисколько не менее важную для учебного процесса роль – роль организатора самостоятельной учебно-познавательной, коммуникативной, творческой деятельности учащихся. У него появляется значительно больше возможностей дифференцировать процесс обучения, использовать возможности межличностной коммуникации учащихся в процессе их совместной деятельности для совершенствования речевых умений. При этом в отличие от других технологий обучения учитель является полноправным участником процесса обучения.

Этот метод обучения уделяет особое внимание «групповым целям» и успеху всей группы, который может быть достигнут только в результате самостоятельной работы каждого члена группы в постоянном взаимодействии с другими членами этой же группы при работе над вопросом, подлежащим обучению.

Моя работа в этом направлении и наблюдения показали, что групповая форма организации учебной деятельности обладает рядом достоинств: она способствует повышению мотивации к учению, учит объективно оценивать себя и других, повышает деловой статус ученика в коллективе, разнообразит урок. Работая в группе, учащиеся проявляют речевую самостоятельность. Они помогают друг другу, успешно корректируют высказывания собеседников, даже если им не дается такое задание.

Так же стоит обратить внимание на то, как правильно оценить данный вид работы учащихся, ведь на уроках принято давать оценку любой деятельности учеников. По моему мнение, очень важно оценить в первую очередь не столько знания, имеющиеся у учащихся, сколько старания и усилия учеников, прикладываемые ими для слаженной работы всей группы. Очень часто результаты труда каждого члена группы оценивают сами её участники. Как правило, всем учащимся раздаются оценочные листы, где они выставляют баллы друг другу. Очень важным в данной работе является способность учеников оценить свой собственный труд, поэтому одним из пунктов в оценочном листе является самооценка. На мой взгляд этот завершающий этап урока позволяет каждому ученику проанализировать не только работу своих товарищей, но и свою собственную. Для внедрения и использования организации «обучения сообща», для вовлечения каждого ученика в активную познавательную деятельность и чтобы уделять внимание обучению культуре общения необходимо приближаться к намеченной цели постепенно и терпеливо шаг за шагом, уча своих учеников:

 взаимодействовать в группе с любым партнером или партнерами;

 работать активно, серьезно относясь к порученному заданию;

 вежливо и доброжелательно общаться с партнерами;

 испытывать чувство ответственности не только за собственные успехи, но и за успехи своих партнеров, всего класса;

 полностью осознавать, что совместная работа в группах – это серьезный и ответственный труд.

В заключении хочется отметить, что опыт работы и наблюдения по данному вопросу показали, что технология «обучения в сообща» способствует повышению эффективности овладения и является одним из источников интенсификации учебного процесса, так как повышает мотивацию учащихся и улучшает результативность их учебного труда.

В качестве примера приведу конспект урока английского в 6-ом классе, с применением данной технологии «обучение сообща»

Тема урока: Does your health depend on you?

Основные цели урока – обучение говорению в диалогической форме:

 обмен информацией,

  обсуждения идей в группах,

 участие в социологическом опросе.

Основная задача урока – закрепление лексики предыдущего урока в новых речевых ситуациях; введение и отработка новых слов и выражений.

Общеобразовательный компонент целей обучения – знакомство с культурой страны изучаемого языка: чтение аутентичных текстов о здоровом образе жизни в России и за рубежом. Воспитательный компонент целей обучения: нравственное воспитание; развитие таких качеств личности, как сила воли, упорство, целеустремленность, трудолюбие.

Развивающий компонент целей обучения: развитие внимания, памяти, мышления, восприятия и воображения в ходе работы над лексикой, при обучении говорению, чтению и обсуждению прочитанных текстов.

Развитие общесредних и специальных учебных умений: развитие умения работать с книгой, рабочей тетрадью, работа в группах, приемов умственного труда: выделения главного, обобщение информации, сравнение.

I. Начало урока. Организационный момент.

Учитель: Good afternoon, boys and girls!

Ученики: Good afternoon!

Учитель: I'm glad to see you today. Sit down, please. Today during the lesson we’ll continue speaking about health. We’ll learn new words and expressions on this topic, make up a questionnaire about health, discuss new ideas about it. Let’s begin working!

II. Речевая зарядка.

Учитель: First of all, let’s revise lexis of the previous lesson, please. Answer the question, please. What does it mean to keep your body healthy?

Ученики работают в группах и записывают ответы: Drink milk, do sport, eat fruits and vegetables, don’t smoke, don’t watch too much TV, clean teeth twice a day, do morning exercises, ignore the lift, train your body.

III. Основная часть урока. Учитель: We continue our lesson. Let’s make up a questionnaire about your health. Вопросы могут быть следующего характера: 1. Do you do morning exercises? 2. How often do you eat fresh fruits? 3. How often do you go to the gym? 4. Do you drink tea with sugar or without sugar? 5. Do you eat sweets? 6. What is the heaviest meal with your classmates? Now form pairs and ask each other questions about your health. What do you think students should do to keep healthy?

IV. На этом этапе – этапе обучения общению – перед группами ставится цель: принять участие в социологическом опросе. Ученики подходят друг к другу, задают вопросы, фиксируют ответы и готовят сообщения на тему: “What should you do to keep healthy?”, “Who has a healthy way of life in our class?”

V. Окончание урока. Учитель: Indeed, we don’t have much time, so let’s sum up you have worked quite well at the lesson: you’ve learnt new words and expressions related to the healthy way of life, you made up a questionnaire and discussed it in groups, you made a report about healthy way of life. I can say that you’ve coped with the work in groups very well.

Ученики слушают комментарии учителя и оценки за урок, записывают домашнее задание в свои дневники.

Учитель: The lesson is over. You may be free. Goodbye. Ученики: Goodbye!

Литература:

1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е.С. Полат. – М.,2002. – 272 с.

2. Бондаревская Е. В. Теория и практика личностно ориентированного образования. – Ростов-на-Дону, 2000. – 667 с.

3. Куклина С. С. Учебная деятельность школьников по овладению иноязычным общением. Киров: Изд-во ВГПУ, 1998. С. 65–72.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание опыта работы учителя английского языка Зайковой Г.Н. по теме « Работа в группах, как способ повышения эффективности усвоения учебного материала на уроках английского языка »

Меняется жизнь – изменилось и отношение к моему предмету. Сегодня иностранный язык – это необходимость самостоятельного открытия мира, прелесть путешествия без переводчика, целесообразность ведения со...

Из опыта работы учителя английского языка: Краеведение на уроках английского языка как средство воспитания гражданской позиции и формирования межкультурной компетенции

Статья может быть интересна учителям иностранных языков, истории, начальных классов, занимающимся организацией урочной, внеклассной, исследовательской деятельности. Краеведение помогает не только прив...

Статья по физической культуре "Стратегии работы по схеме ОБУЧЕНИЕ СООБЩА"

Статья написана по теме: Стратегии работы по схеме"обучение сообща" на примере личного опыта....

Обучение в парах сменного состава в рамках реализации идей и принципов ТРКМЧП (из опыта работы учителя английского языка)

Технология РКМЧП стала известна в 1997 году, изначально она пришла в Россию под названием «Чтение и письмо для развития критического мышления». Авторами технологии были американские ученые...

Развивающее иноязычное обучение в начальной школе. Из опыта работы учителя английского языка МОУСОШ№ 29 Артюхиной Г.Ф.

Начальная ступень – самая значимая из  все школьных ступенейЗдесь формируются :интересы младшего школьника;все виды способностей;и, самое важное, ценностные ориентацииЗдесь закладываются ос...

Статья "Обучение в парах: традиции и новации (из опыта работы учителя английского языка)"

В статье рассказывается о работе в парах, как об одном из методов, позволяющих активизировать деятельность обучающихся, повысить мотивацию, улучшить результативность в процессе обучения иностранному я...

Из опыта работы учителя английского языка " Особенности обучения иностранному языку детей начальной школы"

Рассматриваются методы и приемы обучения иностранному языку детей младшего школьного возраста, учитывающие физиологические и психологические особенности детей этого возраста....