Справочный материал «Методические приёмы и методы на уроках английского языка».
методическая разработка по английскому языку

Справочный материал предлагает учителям  конкретные приемы и методы, которые можно легко интегрировать в учебный процесс для улучшения навыков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

      Справочный материал «Методические приёмы и методы на уроках английского языка».

                                                                                Мамедова Эльнура Вахидовна,

                                                              учитель английского языка

                                                           ГКОУ «Горловская СШИ № 16»



     Интерактивные методы обучения не просто активизируют мыслительную и деятельностную активность учеников в ходе занятий, но и существенно повышают интерес к учебе, раскрывают потенциал и стимулируют креативность, обеспечивая более глубокое и прочное усвоение знаний. На каждом этапе урока я применяю интерактивные подходы, оказывающие значительную поддержку как преподавателю, так и ученикам. Предлагаю рассмотреть некоторые из этих методов. Важно подчеркнуть, что почти все они универсальны и применимы не только на уроках иностранного языка, но и в рамках других дисциплин.


Свой урок мы начинаем с приветствия, делаем это по-разному: можно начать в стихотворной форме, можно придумать свой ритуал и тогда дети будут с нетерпением ждать вашего урока.

1.
Начало урока: мотивация
🔹 «Нестандартный вход в урок» - универсальный приём, который направлен на включение учащихся в активную мыслительную деятельность с первых минут урока.
В начале занятия преподаватель предлагает ученикам столкнуться с загадкой. К примеру, до звонка на урок можно разместить кувшин с водой на окне так, чтобы одна его часть находилась под солнечными лучами, а непосредственно перед приходом учащихся – повернуть его. Затем ученикам предлагается прикоснуться к кувшину и попытаться объяснить, почему сторона, обращённая к солнцу, ощущается прохладной, а противоположная – тёплой.
🔹 «Заставка-интрига»
На слайде к началу урока располагается намёк на тему: смешная картинка, визуальная загадка или что-то подобное. Задача учеников — попробовать угадать тему урока.

2. Актуализация знаний
🔹 «Ложная альтернатива»
Учитель предлагает вразброс обычные загадки и лжезагадки, дети должны их различить и дать верные ответы. Вопросы нужно подобрать исходя из темы урока, например:
— Кто воевал с Наполеоном: Александр I или Александр II? (нет подвоха)
— Самая знаменитая битва Отечественной войны 1812 года: Невская или Куликовская? (ложная альтернатива)

🔹 «Корзина идей»
Учитель называет тему урока и предлагает ученикам перечислить всё, что они знают или предполагают по этому вопросу. Идеи, термины, имена, ключевые мысли записываются на доске. К ним удобно обращаться в течение урока, чтобы оставить актуальное и стереть ошибочное.

3. Изучение нового материала
🔹 «Инсерт»
Метод реализуется в три шага. Первоначально, в ходе чтения, учащиеся делают пометки на тексте с помощью специальных символов (например, «V» обозначает известную информацию, «+» – новую, «–» – противоречие прежним знаниям, «?» – возникшие вопросы). Далее, ученики создают таблицу с четырьмя столбцами, куда переносят выделенные фрагменты текста, соответствующие значкам. В заключение, ученики анализируют и обсуждают заполненные таблицы, обмениваясь мнениями.
🔹 «Фишбоун»
Учитель показывает детям схематичный рыбий скелет с головой, костями и хвостом. На голове записывают основной вопрос или проблему. На костях в зависимости от темы могут быть причины проблемы, факты, ключевые понятия и т.п. Главное, чтобы эти элементы помогали проложить путь к хвосту, на котором в конце занятия нужно записать решение проблемы или вывод.

4. Закрепление и обобщение материала
🔹 «Синквейн»
После изучения темы ученикам можно предложить составить синквейн по ней, но, конечно, сначала надо показать пример, как это сделать.
Вот как строится синквейн:

  • Первая строка – это существительное, обозначающее центральную тему стихотворения.
  • Вторая строка состоит из двух прилагательных, которые описывают эту тему более подробно.
  • Третья строка включает в себя три глагола, демонстрирующих действия, связанные с темой.
  • Четвертая строка представляет собой фразу или предложение, выражающее личное отношение автора к теме. Это может быть известное высказывание, цитата или авторское выражение, соответствующее теме.
  • Последняя строка – это одно слово, являющееся выводом и дающее новую перспективу на тему, отражая личное восприятие. Важно, чтобы тема вызывала эмоциональный отклик.

Обучение написанию синквейна обычно включает следующие шаги:

  • Разъяснение принципов составления синквейна.
  • Демонстрация нескольких примеров синквейнов.
  • Определение темы для написания.
  • Установление временного лимита для выполнения задания.
  • Обсуждение и прослушивание созданных учениками синквейнов
    🔹 «Толстый и тонкий вопрос»
    «Тонкий» -простой вопрос требует лаконичного и чёткого ответа. Сложный вопрос, напротив, предполагает развёрнутое объяснение. Чтобы закрепить изученное, преподаватель предлагает ученикам составить по три простых и три сложных вопроса и обменяться ими друг с другом.
    5. Контроль знаний
    🔹 «Щадящий опрос»
    Преподаватель озвучивает задание в виде вопроса. Ученики обмениваются своими вариантами ответов с сидящими рядом. Далее, педагог предоставляет свой вариант решения. Слушавшие ответы одноклассников, оценивают их, сопоставляя с эталонным ответом учителя. При переходе к следующему заданию, школьники меняются ролями.
    🔹 «Лови ошибку»
    Учитель предлагает ребятам текст с неизвестным количеством ошибок. Ученики в группе или индивидуально ищут их. Далее кто-то из учеников перечисляет найденные ошибки, и класс вместе с учителем обсуждает результаты.

    6. Рефлексия
    🔹 «Рюкзак»
    В конце урока учитель предлагает собрать «рюкзак» — назвать по очереди конкретные результаты (например, «Я понял, чем причастие отличается от деепричастия» и т.п.). Ребята отвечают по цепочке. По желанию можно пропустить свой ход.
                                                     Заключение
          Все представленные методики и подходы к организации учебной деятельности полностью соответствуют современным образовательным стандартам, позволяя максимально вовлечь учеников в обучение и стимулировать их интерес к изучаемому предмету. В ходе обучения учащиеся приобретают умения анализировать информацию, формулировать цели и находить решения, что полезно не только в учебе, но и в повседневной жизни. Развитие культуры общения происходит через взаимодействие и сотрудничество. Любые методы и приемы, известные педагогу, могут быть эффективно применены на уроке. Не существует приоритетных методик или подходов. Все они ценны для формирования активной и творческой личности ученика.

                   Перечень использованной литературы:

1) Бурняшева Л.А. "Активные и интерактивные стратегии в образовательном процессе высшей школы": Методические рекомендации. Москва: КноРус, 2012.
2) Гальскова Н. Д., Гез Н. И. "Теоретические принципы обучения иностранным языкам: лингводидактика и методика": учебное руководство. М., 2004.
3) Лапыгин Ю.Н. "Методики активизации учебного процесса": Учебное пособие. Люберцы: Юрайт, 2006.
4) Никулин С.К., Полтавец Г.А. "Содержание научно-технической деятельности учащихся и подходы к преподаванию (системный анализ)". Москва: МАИ, 2014.
5) Осмоловская И.М. "Словесные методы обучения". Москва: Academia, 2017.
6) Осмоловская И.М. "Методы обучения, базирующиеся на визуализации": Учебное пособие. Москва: Академия, 2014.
7) Соловова Е. Н. "Методика обучения иностранным языкам": основной курс лекций: руководство для студентов. Москва, 2008.
8) Ширшов Е.В. "Информация, образовательный процесс, дидактика, история, подходы и технологии в обучении". Глоссарий основных терминов и дефиниций. Москва: Академия Естествознания, 2017.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приёмы педагогической техники на уроке английского языка

некоторые приёмы по управлению уроком...

Методическая разработка "Игровой метод на уроках английского языка".

Прежде, чем выбрать игровой метод обучения, мне пришлось поставить перед собой некоторые вопросы: Как сделать так, чтобы сохранить интерес учащихся к предмету с первого до последнего урока?Как создать...

Коммуникативные приёмы обучения грамматике на уроках английского языка

Обучение грамматике - один из важнейших аспектов обучения иностранному языку, так как полноценная коммуникация не может происходить при отсутствии грамматики. Нет сомнений, что знание грамматиче...

Игровые приёмы и методы на уроках английского языка

Игровые приёмы и методы на уроках английского языка...

Применение активных методов на уроках английского языка.Выступление на методическом семинаре

Применение активных методов на уроках английского языка.Выступление на методическом семинаре...

Использование технологии проектного метода на уроках английского языка (методический материал)

Приведённый ниже методический материал представляет собой разработку четырёх уроков по творчеству Льюиса Кэрролла, целью которых является разыгрывание учащимися сценки из книги "Приключения Алисы...