Коммуникативные ролевые игры на английском языке как средство развития функционального владения иноязычной речью
статья по английскому языку (10 класс)

Данный материал посвящен коммуникативным ролевым играм на английском языке как средству развития функционального владения иноязычной речью.
 
Уровень функционального владения иноязычной речью подразумевает способность порождать речевые высказывания сообразно ситуации и контексту общения, а его повышение будет способствовать совершенствованию личности школьника, способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации и способной самостоятельно развиваться в иноязычной речевой деятельности. Коммуникативные ролевые игры на английском языке, как интерактивный метод обучения, создадут благоприятные условия и речевые ситуации, соответствующие ситуациям реального общения, которые позволят эффективно развивать у обучающихся владения языковыми и речевыми средствами посредством функционально-направленного обучения иностранному языку. 
 
Такм образом, в работе представлена разработка комплекса упражнений к УМК Spotlight 10 с скорректированными заданиями с применением ролевых игр для развития функционального владения иноязычной речью.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_malinina.docx639.04 КБ

Предварительный просмотр:

Функциональное владение иноязычной речью - реализация в живом речевом общении потенциальных возможностей языка, соответствует определённой сфере общественно-речевой практики людей. При обучении функциональному английскому происходит развитие коммуникативных компетенций, умений определять и осуществлять функцию и цель общения в речи. Развитие функционального владения иноязычной речью осуществляется посредством совершенствования коммуникативных универсальных учебных действий и умений говорения в рамках диалогового взаимодействия.

Ролевая игра – интерактивный метод, направленный на создание условий реального общения, в которых участники ролевой игры условно воспроизводят реальную практическую деятельность людей. Ролевая игра обладает высоким образовательным потенциалом, являясь приближенной моделью общения в ситуациях соответствующим реальности. Она служит опорой для распознания коммуникативных функций и целей речевого взаимодействия, обучает через действие.

Так как функциональный английский — это язык, который используется для выполнения какой-либо функции в реальной жизни (то есть помогает человеку свободно общаться и функционировать в языковой среде), например, для обращения с просьбами, советами, жалобами, несогласия, запроса разрешения и т.д., то было принято решение разработать комплекс упражнений,  направленный на обучение обучающихся этим речевым задачам в ситуациях реального общения для дальнейшего использования в жизни.

Так был разработан представленный ниже комплекс упражнений, содержащий скорректированные задания из УМК «Spotlight 10»  по теме «Schooldays and Work» с ролевыми играми. Комплекс насчитывает в себе пять упражнений с применением ролевых игр, содержащих в себе различные коммуникативные функции, речевые ситуации и роли:

  1. беседа на ТВ-шоу между ведущим и гостем на тему местной школы;
  2. собеседование о приеме на работу между соискателем и интервьюером;
  3. беседа между персонажами книги с выражением их эмоций и чувств касательно происходящих событий;
  4. обсуждение между сотрудниками заявления о принятии на работу;
  5. беседа между друзьями на тему возможной академической мобильности.

Теперь подробно опишем и представим содержание комплекса упражнений с скорректированными заданиями по развитию уровня функционального владения иноязычной речью с помощью ролевых игр.

Ролевая игра №1 – это умеренно-контролируемая игра со стандартной ситуацией в виде диалога-расспроса. Обучающимся необходимо предоставить информацию о своей школе в рамках диалогового взаимодействия между ведущим ТВ-шоу и гостем программы. Перед этим ученики получают 2 карточки с ролями и заданиями для подготовки перед диалогом: ведущий ТВ-шоу должен составить и написать вопросы для интервью на карточке, чтобы получить необходимую информацию от гостя; гость программы получает карточку с пунктами разговора о школе, которые ему необходимо заполнить для дальнейшего представления ведущему. После этого ученикам необходимо разыграть диалог в соответствии со своими ролями, функцией высказывания и ролевой ситуацией.

Task 1. Work in pairs. You have 2 cards with roles and tasks on them. Choose one card, do the task and make up your own dialogue with the partner according to your roles. Use the information on your cards. Act out the dialogue.

Card 1:

You are a British TV presenter. You want to interview a student about the school in your country. Before that, you need to make up questions to get information about: time it starts/finishes, how to get to the school, if students wear a uniform, what the school rules are. Then act out an interview.

Card 2:

You are a student and you are about to give an interview about your school. Before that, fill in the information about it (type of school, time it starts/finishes, how you get to school, if you wear a uniform, what the school rules are) below and try to remember it to give proper information to the TV presenter. Then act out an interview.

Ролевая игра №2 — это контролируемая игра со стандартной ситуацией в виде диалога-расспроса. Данная игра направлена на создание ролевого взаимодействия в рамках выражения желаний и намерений, а также умения спрашивать о них, предоставлять новости и реагировать на них. Перед ролевым взаимодействием учащиеся получают 2 карточки с ролями и заданиями. Им необходимо изучить таблицы-опоры с необходимыми фразами и дополнить их (см. Таблицы 3, 4). После этого обучающиеся изучают диалог-модель, в котором задействуются необходимые выражения из опорных таблиц, и разыгрывают диалог в соответствии со своими ролями, функцией высказывания и ролевой ситуацией.

Таблица 3.

Таблица-опора для заполнения ученика с ролью интервьюера

Asking about wants/intentions

Giving news

Would you like to………

What would you like to ……

Do you want to …….

Are you going to…….

Do you think you'll …….

I've got some good news. I ……….

I'm afraid ……..

I'm sorry to say ………

I've got some bad news. I……..

Таблица 4.

Таблица-опора для заполнения ученика с ролью соискателя работы

Expressing wants/intentions

Reacting to news

I'm going to …….

No, I wouldn't like to …….

I don't really want to ……..

Yes, I (definitely) hope to …….

Yes, I think I'll …….

I don't think I'll ……..

I'd like/love to ………

That's great!

Oh, no. Really?

Wow! That's brilliant!

That's fantastic!

Oh no…

Task 2. Work in pairs. You have 2 cards with roles and tasks on them. Choose one card, do the task and make up your own dialogue with the partner according to your roles. Use the information on your cards. Act out the dialogue.

Card 1: You are the interviewer. you need to conduct a job interview specifying the wants and intentions of the job applicant. Also provide news that a person has been hired. Before that, familiarize yourself with the table with the necessary expressions and fill it out. The model dialog will also help you. After that, act out an interview with your partner.

Card 2: You're a job seeker and you came for an interview. You need to tell job interviewer about your intentions and wants for work. Also, at the end, provide a reaction to the news to hire or not hire you. Before that, familiarize yourself with the table with the necessary expressions and fill it out. The model dialog will also help you. After that, act out an interview with your partner.

Ролевая игра №3 — это эпизодическая игра с нестандартной ситуацией в виде диалога-обмена мнениями. Здесь происходит ознакомление обучающихся с отрывком произведения А.П. Чехова «Душечка» («The Darling»). После этого их задачей является создание ролевого взаимодействия в рамках реакции одного из персонажей произведения на желание другого героя об отъезде. Перед ролевым взаимодействием учащиеся получают 2 карточки с ролями и заданиями. Им необходимо написать эмоции и чувства своего персонажа в зависимости от роли и далее разыграть диалог в соответствии со своими ролями, функцией высказывания и ролевой ситуацией.

Task 3. Work in pairs. You have 2 cards with roles and tasks on them according to the text. Choose one card, do the task and make up your own dialogue with the partner according to your roles. Use the information on your cards. Act out the dialogue.

Card 1: You are Sasha and you want to go and live in Kharkov with your mother. You need to express your wish to your aunt.  Before that, write down the emotions that Sasha may feel at the same time. After that, act out a dialogue with your partner.

Card 2: You are Sasha's aunt. He tells you that he wants to go to live in Kharkov with his mother. You need to respond to Sasha's desire to leave you.  Before that, write down the emotions that your character may feel at the same time. After that, play out a dialogue with your partner.

Ролевая игра №4 — это умеренно-контролируемая игра с нестандартной ситуацией в виде диалога-обмена мнениями. Она направлена на устное оценочное суждение по предоставленному письму - заявлению с просьбой о принятии на работу (см. Рисунок 3). Одному из участников диалога необходимо искать плюсы и достоинства письма, а другому - минусы и недостатки в соответствии с планом написания письма.

Рисунок 3. Письмо для обсуждения и построения ролевого взаимодействия

Task 4. Work in pairs. You have 2 cards with roles and tasks on them according to the text and the box with the rules of writing a formal letter. Choose one card, do the task and make up your own dialogue with the partner according to your roles. Use the information on your cards. Act out the dialogue.

Card 1: You are an expert in the company. You need to evaluate the job application. Tell your partner about the advantages of this letter. Before that, study the table with the rules for writing a formal letter. After that, act out a dialogue with your partner.

Card 2: You are an expert in the company. You need to evaluate the job application. Tell your partner about the disadvantages of this letter. Before that, study the table with the rules for writing a formal letter. After that, act out a dialogue with your partner.

Ролевая игра №5 — это умеренно-контролируемая игра с нестандартной ситуацией в виде диалога-обмена мнениями. Она направлена на выражение своих надежд и пожеланий о возможности поехать учиться в американской школе на один год. Обучающиеся просматривают листовку с программой по обмену (см. Рисунок 4),  обсуждают ее: один из партнеров только вернулся из Америки и предлагает своему другу также поехать по программе обмена согласно листовке; второй партнер рассуждает о своих желаний, ожиданиях и надеждах относительно данной возможности. Далее необходимо разыграть диалог в соответствии со своими ролями, функцией высказывания и ролевой ситуацией.  

Рисунок 4. Листовка о программе по обмену в Америке

Task 5. Work in pairs. You have 2 cards with roles and tasks on them. Choose one card, do the task and make up your own dialogue with the partner according to your roles. Use the information on your cards. Act out the dialogue.

Card 1: You just returned from an exchange program at an American school and brought a flier about the program with you. You want to offer your friend this program and find out about his expectations. Before that, carefully study the program from the flier. After that, act out a dialogue with your partner.

Card 2: You met a friend who returned from the exchange program from an American school. He also suggests that you participate in the program. You need to tell your partner about your hopes, desires and expectations from the program. Before that, carefully study the program from the flier. Remember the necessary expressions and constructions. After that, act out a dialogue with your partner.

Составленный комплекс упражнений, содержащий в себе скорректированные задания с ролевыми играми и соответствующий модулю в УМК «Spotlight 10», направлен на повышение уровня функционального владения иноязычной речью и является эффективным в образовательном процессе, может быть задействован на уроках английского языка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ на уроках английского языка как средство развития коммуникативной компетенции учащихся

 Современное постиндустриальное или информационное общество, в котором мы живем, характеризуется, прежде всего, ведущим положением информации и исключительно быстрым темпом развития средств ее обработ...

Презентация Power Point: «Игры на занятиях по английскому языку-как средство развития адекватной мотивации и формирования ситуации успеха».

Игра , введенная в учебный  процесс на уроках английского языка , в качестве одного из приемов обучения , должна быть интересной , несложной , целенаправленной и оживленной , способствовать усвое...

Использование интернет - ресурсов на уроках английского языка как средство развития коммуникативной компетенции учащихся.

Способствовать освоению участниками современных технологий в обучении английскому языку для создания реальных ситуаций для его использования....

РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА, КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

В данной статье рассматриваются понятия функциональной грамотности и грамотности чтения, анализируются особенности развития функциональной грамотности при обучении иностранному языку и приводятся прим...

Развитие читательской грамотности на уроках английского языка, как средства формирования функциональной грамотности

В данной статье рассматриваются понятия функциональной грамотности и грамотности чтения, анализируются особенности развития функциональной грамотности при обучении иностранному языку и приводятся прим...