«Формирование читательской грамотности на уроках английского языка»
статья по английскому языку

Галеева Гульнара Агзамутдиновна

   Формирование функциональной грамотности учащихся – одна из основных задач  современного учителя.  И одним из главных видов функциональной грамотности  является читательская грамотность.    

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья  на тему:

 «Формирование читательской грамотности на уроках английского языка»

Формирование читательской грамотности на уроках английского языка

   Формирование функциональной грамотности учащихся – одна из основных задач  современного учителя.  И одним из главных видов функциональной грамотности  является читательская грамотность.    

    А что   такое читательская грамотность? Это способность человека понимать и использовать письменные тексты. Говоря словами  К.Д.Ушинского, это «извлечение  из мертвой буквы живой смысл. Читать – это еще ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное». И цель учителя развития читательской грамотности – это не только  процесс восприятия и смыслового понимания прочитанного, но  и развитие мыслительных навыков учащихся, которые необходимы им  в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений). И конечно же,  для достижения этой цели  задача  учителя очень  сложная. Чтобы добиться поставленной цели каждая задача, каждый  шаг должны отрабатываться на каждом уроке.  При повседневной работе мы обращаем внимание каждому пункту и ставим перед собой следующие задачи:

- научить понимать смысл прочитанного;

-учить извлекать и анализировать необходимую  информацию;

- учить умению задавать вопросы  к тексту и отвечать на них;

- учить умению  пересказывать  прочитанные произведения,  добавляя свои собственные  суждения;

-учить работать с разными источниками информации (словарями, справочниками);

- развивать потребность в чтении (самостоятельном, инициативном).

    В ходе работы  используя разные приемы (такие как  прием- чтение;  с остановками -  прием- задай вопрос; поисковое, ознакомительное, просмотровое чтение; прием –соотнесение, сопоставление; использование таблиц и схем; прием –  TRUE/FALSE?NOT STATED; прием Пазлы ,и многие другие ) шаг за шагом мы формируем читательскую грамотность. Делая  анализ некоторых умений, можно сказать, что систематическая работа по развитию читательских навыков у обучающихся дает  свои результаты. Для примера приведем  следующие результаты.

     Использование приемов для обучения читательской грамотности стало заметно при чтении   текстов. Еще недавно учащиеся  при чтении допускали много ошибок, не могли выделить основную мысль прочитанного, делать пересказ. На сегодняшний день таких учеников становится все меньше и меньше. Большинство ребят  ведут  словари для незнакомых слов,  умело используют новые слова в речи; с опорой на план могут делать пересказ легко и логично.

     С недавнего времени  начали работу с несплошными текстами. В школьных  учебниках  мы чаще всего встречаем тексты сплошного типа. И работа с   несплошными текстами  достаточно проблематична для учащихся. Как требует  современный мир любой профессионально успешный человек должен   уметь эффективно работать с текстами разного вида. От специалиста требуется умение быстро и точно находить полезную  для себя информацию, интерпретировать и обрабатывать ее, применять полученные знания на практике. Исходя из этого, в 8-9 классах наших школ мы прибегаем к несплошным текстам.

      К несплошным текстам, с которыми учащиеся уже знакомы и могут выполнить это анкеты, визовые формы, бланки, разнообразные информационные листы  и прочее.  Но самые часто используемые виды несплошных текстов это:

Таблицы.  При помощи числовых учащиеся   таблиц легко и быстро  воспринимают информацию, сравнивают данные, делают выводы.

Диаграммы.  Это графическое изображение помогает  учащимся сравнивать, анализировать и делать определенные выводы.

Рисунки. Они визуализируют изучаемый объект,  непроизвольно заставляя работать наши память, мышление и воображение. К тому же, наглядные  материалы  уменьшают использование родного языка при объяснение непонятных ситуаций на уроках.  

Несплошные тексты   развивают не только читательскую грамотность, но еще один вид функциональной грамотности - критическое мышление.

На практике использование несполшных текстов выглядит следующим образом:

  1. Учащимся необходимо создать  связный сплошной текст  на основе несплошного. Задача ученика – это составить текст на основе извлеченной информации, ,  используя диаграмму и вопросы.

 Children`s Activities  Survey   The study was conducted in a Leeds  school in 2019
Children surveyed:
- 100 boys (age – from 10-14)
- 100 girls (age – from 10-14)
Total: 200 children

https://miro.medium.com/max/903/1*cpkq4MiuwmzrOkrAQyhJkw.png

  1. What do the graphs show?
  2. Which  activities are  popular among the boys and the girls of Leeds School?
  3. why some leisure activities are  more popular than others among the children
  4. Which of the the boys` activities below is  more popular than others ?
  5. How many girls prefer playing basketball?
  6.  What can you deduce from the total numbers given?

Данная диаграмма  наглядно демонстрирует достаточно большое количество информации, несмотря на то, что представлена она в виде неспошного текста.  Ученики  рассуждают, анализируют, делают  выводы. Такое  задание   можно проводить как в письменной форме, так и в устной. А это уже способствует  формированию коммуникативной компетенции. Таким образом, можно сказать, что работа с несплошными текстами формирует коммуникативную личность, развивает у учащихся умения, которые в будущем будут необходимы для успешной и профессиональной деятельности.   Такого вида  задания можно организовывать, на основе билета в кино или на концерт; на основе рекламных афиш.

По нашему опыту хотелось бы сказать, что такая практика помогает формировать читательскую грамотность. Развивает у детей  умение  читать и понимать прочитанное, выражать свою мысль, приводить доводы и делать заключения. Кроме этого,  работа с текстами развивает  память, внимание, мышление, логику, необходимые не только при обучении, но и  для дальнейшей жизни в социуме и  достижения своих целей.

     Как показывает опыт, хороших результатов можно добиться только при систематической работе по  формированию читательских навыков. Если регулярно и организованно    уделять внимание работе с текстами, то у учащихся постепенно будет формироваться умение читать.  

image009_6     image015_2

                                               

                                                   Список литературы:

  1. Настольная книга преподавателя иностранного языка: Справ. Пособие /

Е.А. Маслыко, П.К. Бабинская, А.Ф. Будько, С.И. Петрова. 7-е изд., стер.

  1. Письменная Л., Янкевич М. Культура. Работа со сплошным текстом. [Электронный ресурс].
  2. Рождественская Л., Логвина И. Формирование навыков функционального чтения. Пособие для учителей. Курс для учителей русского языка как родного. [Электронный ресурс].  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование заданий, ориентированных на формирование читательской грамотности на уроках английского языка.

Данная работа покажет как можно построить задания на уроках английского языка для формирования читательской грамотности...

Проектирование заданий, ориентированных на формирование читательской грамотности на уроках английского языка.

чтение - это одно из истинных удовольствий жизни. Однако чтение на своем родном языке - это одно, а чтение на другом языке - совсем другое, что влечет за собой определенные трудности для учащихся. Про...

Методика составления заданий, ориентированных на формирование читательской грамотности на уроках английского языка

Данная методическая разработка представляет собой обзор текстовых заданий различных типов для обучения читательской грамотности и правила работы над ними....

Приёмы формирования читательской грамотности на уроках английского языка

Актуальность темы обусловлена редким использованием иноязычной художественной литературы в школьной практике. Современные дети в гораздо большей степени зрители, чем читатели и слушатели. Компьютерная...

Формирование читательской грамотности на уроках английского языка

Функциональная грамотность – это умение применить полученные знания иностранного языка на практике, т.е. уметь свободно общаться: говорить, читать и писать на иностранном языке....

Формирование читательской грамотности на уроках английского языка.

Формирование читательской грамотности, как основа формирования функциональной грамотности....

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА, Учитель английского языка МБОУ Одинцовского лицея №2

На основе результатов проведенных международных исследований качества образования российских школьников можно сделать вывод, что учащиеся сильны в области предметных знаний, но испытывают трудности во...