Возможные пути преодоления выявленных ошибок у экзаменуемых ГИА Английский язык
статья по английскому языку (11 класс)

Афанасьева Ольга Афанасьевна
Методические рекомендации
«Особенности подготовки к государственной итоговой аттестации по учебному
предмету «Английский язык»»
Составитель:
Печерица Э.И., к.пед.н., доцент центра
развития педагогического мастерства ТОИПКРО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozmozhnye_puti_preodoleniya_oshibok_u_ekzamenuemyh.docx20.3 КБ

Предварительный просмотр:

Возможные пути преодоления  ошибок у экзаменуемых в разделе Грамматика и лексика

Грамматика и лексика. По результатам проведенного анализа выполнения заданий данного раздела последовательно рассмотрим возможные пути преодоления выявленных ошибок у экзаменуемых, а именно:

 условные предложения реального характера и нереального,

 личные формы глаголов страдательного залога,

наиболее употребительные личные формы глаголов действительного залога;

 местоимения личные, притяжательные, указательные, неопределенные, относительные, вопросительные;

 аффиксы прилагательных и существительных;

лексическая сочетаемость;

употребление неправильных глаголов, фразовых глаголов,

словообразование - ошибки при преобразовании слов (например, существительного в прилагательное

Условные предложения.

Усвоение обучающимися условных предложений происходит более эффективно, если учитель организует образовательный процесс с

учетом следующих правил:

- важно обучать каждому типу условных предложений по-отдельности, не более одного типа за урок, в таком случае ученикам легче понять - в каких ситуациях использовать определенный тип условных предложений, а также запомнить грамматическую формулу каждого из них;

- после объяснения правил изучаемого типа условных предложений следует переходить к практике речевых упражнений на отработку в устной и письменной форме, особенно полезны игровые тренинги-цепочки, в которых учащимся можно помечтать, например, «что будет, если» и поочередно об этом сказать;

- каждый новый тип условных предложений желательно вводить пошагово, вместе с детьми обсуждать и сравнивать с предыдущим, объяснять, чем они отличаются, выполнять упражнения на сравнения речевых ситуаций, например, где нужно выбрать

между First и Second Conditional;

- ученики лучше запомнят правило, если сами постараются объяснить его значение и смысл с помощью своего рисунка, схемы, обозначат сложные места правила и попытаются простым языком объяснить особенности изучаемой грамматики, затем разместят на общем стенде в классе свои постеры с созданными схемами и объяснят друг другу в парах применение правила на своих примерах, затем потренируются употреблять в речи (устной/письменной) с опорой на созданную схему.

Приведем примеры тренировочных упражнений, в которых в непринужденной форме, интересно ученики смогут понять и запомнить правила употребления условных предложений.

Например, методика «Chain of events» в ходе которой учащиеся по очереди составляют предложения. Задача - начать свое предложение с последней фразы предыдущего говорящего. Например, первый ученик говорит «If the weather is good, I will go to the park». Второй ученик продолжает: «If you go to the park, I will come with you» и так далее.

Прием «Mingling activities» позволяет усвоить условные предложения всех типов: учитель готовит карточки с вопросами, распределяет учеников на группы. Задача – ответить на вопросы устно или письменно за определенное время. Для игры с

картинками/иллюстрациями «Chain Story» учителю следует подготовить разные картинки из которых могли бы сложиться истории. Задача учеников на основе выбранной случайным образом картинки составить chain story, в которой каждое следующее предложение начинается с последней фразы предыдущего, выполняется устно или письменно.

Личные формы глаголов. Местоимения.

Овладение грамматическими средствами (личные формы глаголов страдательного залога, наиболее употребительные личные

формы глаголов действительного залога; местоимения) предусматривает обязательное неоднократное практическое их использование в коммуникативных ситуациях с разными коммуникативными задачами, при этом важно, чтобы обучающиеся обсуждали допущенные ошибки, комментировали свои действия. Отсутствие рефлексивного подхода, неумение использовать своевременную обратную связь и коррекцию на уроке

приводит к увеличению все новых ошибок, поэтому в процессе обучения следует регулярно предлагать задания на анализ и проверку собственных работ.

Аффиксы прилагательных и существительных; лексическая сочетаемость;

употребление неправильных глаголов, фразовых глаголов, словообразование - ошибки при преобразовании слов.

Выявленные ошибки по лексической сочетаемости требуют

особого внимания на протяжении всего процесса обучения иностранному языку, а работу над лексической стороной речи следует проводить во взаимосвязи с обучением грамматике. Например, слова, иллюстрирующие способ словообразования,

практикуются в разных видах речевой деятельности, при этом важно упражняться на примерах из числа освоенных продуктивно или рецептивно лексических единиц.

Необходимо использовать приемы, в том числе на уровне «словообразовательных кластеров» (happy, unhappy, happiness), таблиц словообразования, что будет способствовать прочному освоению лексико-грамматических навыков образования и

употребления родственных слов нужной части речи с использованием аффиксации в коммуникативно-значимом контексте, проверяемом в заданиях ЕГЭ. Использование в речи новых грамматических явлений и лексических единиц должно сопровождаться промежуточным контролем их усвоения и освоения в разных видах речевой деятельности (аудировании, чтении, говорении, письме). Полезными являются лексические игровые приемы на знание синонимов, антонимов, изучаемых лексических единиц, устойчивых выражений. Это могут быть игры с опорой на визуализацию: например, составление кластеров слов в форме

соревнования малых групп обучающихся – в итоге побеждает группа, составившая самый объемный и грамотно оформленный кластер. Полезен для использоваться прием – «пятиминутный турнир», подразумевающий работу в парах, используется при

завершения тематического раздела: ребята поочередно называют слово/словосочетание, партнер должен назвать к нему синоним/антоним. Подобные упражнения обогащают

лексический запас, способствуют пониманию и правильному употреблению синтаксических конструкций, более точному пониманию значений слов при чтении и аудировании, а также помогает избегать повтора одних и тех же лексических единиц

при написании свободно конструируемого ответа или устного высказывания. Должны соблюдаться три этапа работы с аудиотекстом: предтекстовый, текстовый, послетекстовый – это снимает трудности, способствует восприятию и пониманию

звучащей речи.

Не менее важны в обучении методики, направленные на применение языковой и контекстуальной догадки, формирование умения игнорировать незнакомые слова, развитие умения воспринимать и понимать весь контекст и смысл высказывания.

Например, необходимо специально акцентировать внимание обучающихся на проблемах синонимии и интернациональной лексики, а также вырабатывать у обучающихся языковую догадку (clock и watch, say и tell). При этом важно подчеркивать, что синонимы, обозначая одни и те же объекты, явления или процессы,

делают это не одинаково, важно понимать, чем именно отличаются друг от друга близкие, но не тождественные слова. Например, частых ошибок на употребление tell/say/talk/speak можно избежать, если тренировать умения различать особенности: tell - единственный из четырех предложенных глаголов может иметь прямое

(беспредложное) дополнение, обозначающее того, кому адресована речь: to tell smb.

Оcтальные глаголы требуют предложного управления при упоминании адресата: to talk / to speak / to say to smb.

Следует уделять внимание антонимичным парам: early - late, tight - loose, heavy - light, cold - hot, и синонимы lovely - beautiful, awful - terrible. Учитель должен обращать внимание обучающихся на основной признак значения, на основе которого данные

слова противопоставляются или являются сходными по значению. Освоение разных способов словообразования, помимо расширения словаря, способствует развитию компенсаторной и языковой компетенции, универсальных учебных познавательных действий (базовых логических).

Употребление неправильных глаголов.

При изучении неправильных глаголов важны речевые упражнения на их запоминание и употребление, строить отрицательные

и вопросительные предложения, например, в Present Perfect и правильно отвечать на вопросы. Знакомство учащихся с неправильными глаголами может быть интересным и увлекательным, если процесс обучения сопровождается игровыми тренировками запоминания глаголов на уроке, показывается смысл и суть их употребления, новые глаголы вводятся дозированно, малыми группами и поэтапно с последовательным их употреблением в речи в адекватных коммуникативных упражнениях близких к ситуациям в реальной жизни. В таком случае детям становится понятен смысл их заучивания наизусть. Например, методика «беговые диктанты» помогает детям запомнить и правильно употреблять неправильные глаголы: разделившись на малые группы и выстроившись в команды, дети соревнуются в правильности их написания на доске и произнесения вслух. Каждая группа должна написать свой список трех форм неправильных глаголов на доске или постере за ограниченное время. Один учащийся называет глагол по-русски, следующий должен написать на доске три формы этого глагола по-английски, произнести вслух и передать следующему ученику новый неправильный глагол по-русски и так далее. Так, по одному ученики подбегают к доске

и записывают заданный глагол на английском языке в двух или трех формах. Второй вариант игрового диктанта: в разных углах класса размещены листы с короткими текстами на употребление неправильных глаголов. Учащиеся по очереди бегают к углам, их задача запомнить слово (предложение) и продиктовать своей группе.

Побеждает группа, грамотно написавшая текст.

 Игровые тренинги в парах

«Делал/сделал» помогают ученикам различать Past Simple и Present Perfect. На доске размещены 5-6 глаголов по теме «Распорядок дня», учащимся нужно в парах задавать вопросы, чтобы выяснить что делал собеседник вчера/ что уже сделал. После тренировочных игр и упражнений важно ученикам дать возможность практиковать

освоенные глаголы в коммуникативных ситуациях, где можно их употребить в утвердительных, вопросительных и отрицательных предложениях.

Словообразование.

 В упражнениях на словообразование важно учить школьников

обращать внимание на структуру предложения, чтобы определить, какая часть речи должна быть вписана в пропуск: существительное, прилагательное или наречие.

Например, ошибки часто допускаются, когда нужно образовать отрицательное прилагательное/существительное/наречие

школьники путают отрицательные

префиксы un-, in-, im-, суффикс -less. Игры с подчеркиванием помогут замечать, что образованные существительные должны быть в единственном числе или во множественном, глядя на подсказки в форме слов, которые идут перед существительным, например: various, different, many. Или, наоборот, перед существительным идет неопределенный артикль, указывающий на необходимость поставить существительное в единственное число.

Освоение разных способов словообразования, помимо расширения словаря, способствует развитию 20 компенсаторной и языковой компетенции, универсальных учебных познавательных

действий (базовых логических).

Цифровые ресурсы и современные возможности искусственного интеллекта, в частности использование генеративных чат-ботов, открывают для учителя английского языка новые перспективы для обновления методики обучения лексико-грамматическим

навыкам обучающихся: например, ресурс Perplexity предлагает задания для разных этапов работы с лексикой на уроке: при введении нового материала, закреплении и этапе использования лексики в разных формах устного и письменного общения. При

запросе пользователя создать упражнение на отработку определенной лексической единицы важно уметь точно и наиболее полно формулировать вопрос. Кроме того, применение больших языковых моделей (например, ChatGPT) облегчает индивидуализацию материала для использования с обучающимися и может использоваться для генерации учебных материалов, создания средств контроля, методического сопровождения и автоматизированного оценивания.

В заключение отметим, что большинство лексико-грамматических ошибок возникает по причине их недостаточной проработки на этапах начальной и основной школы, поэтому требуется постоянное повторение грамматического и лексического материала в связных контекстах с разными коммуникативными задачами, применять

приемы функциональной грамматики, игровых практик. На уроках важно, чтобы лексико-грамматическое содержание выступало как материал для создания учебной ситуации, в которой обучающиеся смогли осваивать характерные способы действия, приобретая наряду с предметными, метапредметные и личностные компетенции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЭФФЕКТИВНЫЕ ПУТИ МОТИВАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКА ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ.

I.Введение               Современное общество и школа....

Пути совершенствования и повышения качества преподавания английского языка

Примеры повышения качества преподавания иностранного языка ( из опыта работы) ....

РАЗЛИЧНЫЕ ПУТИ В ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ: СТРАТЕГИИ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ. ТРИ ПУТИ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ. СТРУКТУРУ ПИСЬМА....

ПРОЕКТ Оптимальные пути и формы повышения мотивации изучения английского языка на ступени основного общего образования в современных условиях

Страшная это опасность - безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает, морально калечит человека, и ни школьная бригада, ни школьный участок, ни мастерска...

Возможности использования дистанционного метода обучения при обучении английского языка как второго иностранного.

Плюсы использования дистанционного обучения, использование лаборатории MyGrammarLab....

«Пути повышения эффективности обучения на уроках английского языка»

Доклад на методическом объединении предметов гуманитарного цикла...

Возможности общекультурного и эстетического воспитания на уроках английского языка

Среди основных положений  ФГОС второго  поколения  – его нацеленность на решение не только задач обучения и развития, но и воспитательных задач. Среди целей образования всё больше...