Узоры земли чувашской
материал по теме

Чувашия – край ста тысяч вышивок. Вышивка – это древнейший вид декоративно – прикладного искусства, украшение ткани и других материалов способом шитья для получения разнообразных узоров. Она известна во всем мире. Вышивка является одним из основных видов национального искусства, идущим из глубины. В этих узорах вышивальщиц – их представление о мироздании, миропонимании, отражение быта и культуры народа. В них  отразились следы многовековой истории чувашского народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uzory_zemli_chuvashskoy.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Узоры земли чувашской.

    Чувашия – край ста тысяч вышивок. Вышивка – это древнейший вид декоративно – прикладного искусства, украшение ткани и других материалов способом шитья для получения разнообразных узоров. Она известна во всем мире. Вышивка является одним из основных видов национального искусства, идущим из глубины. В этих узорах вышивальщиц – их представление о мироздании, миропонимании, отражение быта и культуры народа. В них  отразились следы многовековой истории чувашского народа.

           Узор – это цветной рисунок, в виде линии, фигуры. Древние узоры не только красивы, но и выполнены со смыслом, в них отражены мифы, легенды, и сказки. Каждый стежок, узор, цвет орнамента имеет строго определенное место,  назначение и  свое объяснение. Рисунок, композиция, цвет старинных вышивок были глубоко традиционны и исходили из миропонимания чувашского народа. Элементы орнамента вышивки несли знаковую функцию, информацию о каждом конкретном человеке. В старинных вышивках встречаются основные символы жизни и культуры народа: земля , огонь, вода , пахотная земля, злаки, деревья, горы, дома, птицы, животные. В народе говорят «Чёваш т.рри =ыруллё», т.е. в узорах угадываются своего рода письмена. При  помощи множества знаков можно было «прочитать» узор и понять, что хотела поведать мастерица.

     Старинный  орнамент – это узоры в форме крестиков, треугольников,   ромбов, прямоугольников, зигзагов, полос. Они сочетались с фигурами людей, птиц, животных, деревьев, цветов, листьев. Круг, ромб, розетка, квадрат, восьмиугольник – имели символическое значение солнца, как источник жизни, люди – крестики (знаки жизни), горы – треугольники, животные – прямые линии разной направленности , земледелие – две параллельные линии, соединенные наклонными, вода изображалась волнистой линией. Понятие «растение» совпадало у предков чувашей с понятием «жизнь». Сок бегущий по стволу, питает дерево. Отсюда и древо жизни, корнями уходящее в матушку-землю, а ветвями тянущееся к солнцу. Не зря чуваши говорят: «Эпир п.р тымартан» (Мы одного корня). Свою родословную они тоже представляли в виде дерева. Наши предки считали, что мир создается птицами. При рождении ребенка чуваши говорили, что к ним прилетела новая птица: «Пир.н =.н. кайёк в.=се килн.-ха». Птица считалась символом счастья. Поэтому в вышивке очень часто встречаются их изображения.

      Характерной особенностью чувашской народной вышивки является то, что она выполняется по счету нитей ткани, по клеткам. Обычно шьют в трех направлениях: по горизонтали, вертикали и наклонно, что приводит к геометрическому построению орнамента. В чувашской вышивке насчитывается более 30 типов швов. Вышивальщицы при этом использовали и одностороннюю, и двустороннюю вышивку.

      Наиболее часто употреблялись такие типы швов, как роспись, косой стежок, гладь, тамбур. Роспись – мелкие стежки, вытянутые в одну линию – прямую и ломаную. Она применялась при вышивании масмаков, сурпанов, наплечной вышивки хул=и: нагрудной вышивки к.ск. и поясного наряда сарё и т.д. Косой стежок представлял собой косые полоски, вышитые параллельно друг другу. Он использовался при оформлении к.ск. , вышивке поясных подвесок, масмаков.

      Гладьевым швом покрывалась поверхность вышиваемого участка ткани. При этом каждая вышитая нитка состояла из стежков, подобных росписи. Они встречались особенно на сурпанах,  сарё: свадебных платках, покрывале невесты.

      Тамбурный шов применялся в расшивке фартуков, верхней одежды, для окаймления масмаков, сарё: хул=и: концов сурпана.

      Цветовые сочетания были связаны с миропониманием предков чувашей, имели смысловое значение и служили средством характеристики образа. Основными цветами в вышивках являются красный,  желтый, зеленый, синий, черный. Красный – цвет жизни, источник счастья, радости. Желтый – это свет, тепло. Желтым цветом, разновидностью красного, вышивали

солнце, звезды, другие светила.  Зеленый – признак жизни, роста и развития использовали при закрашивании растений, деревьев, цветов. Синий цвет встречается при заполнении узоров, символизирующих сияние, радугу, небосвод. Вышивали обычно на белом фоне. Белое поле холста воспринималось как благополучие планеты, чистый воздух, здоровье. Белый цвет- цвет мудрости, правдивости. Черным цветом – цветом Земли, цветом добра вышивали только  контур рисунка. Вышивали льняными, шерстяными или шелковыми нитками. Нитки окрашивались обычно домашним способом растительными красителями, это придавало цвету мягкость и сдержанность. В вышивке использовались сдержанные, скромные тона, такими качествами обладали и сами мастерицы.

     Вот как «прочитал» поэт цветовую гамму чувашской вышивки:

                                              Вышивает белый холст до зари,

                                              Словно лучиками  звезд, - посмотри!

       Красный шелк – любовь, и кровь и слова.

                                               Шелк зеленый – мир дубрав да трава.

                                              Ладит желтый с голубым на холсте –

                                              Небо с солнцем  золотым в высоте.

                                              Черный шелк кладет она – все верней:

                                               Мол, земля черна? Черна, шелк черней…

    Чувашские женщины с древнейших времен славились мастерством создания на тканях узоров невиданной красоты. По старинным обычаям, женщины обязательно должны были владеть секретами вышивки. В свободное время они украшали вышивкой одежду, предметы быта и обрядовые принадлежности. Опыт мастериц передавался из поколения в поколение. Этому искусству чувашских девочек начинали обучать с 6-7-летнего возраста. Став мастерицами, они готовили себе приданое, а  выйдя замуж, обязаны были обеспечить семью всеми видами одежды.

     Самым главным предметом украшения вышивкой, конечно, была одежда. Главным предметом одежды чувашских мужчин и женщин была рубаха – к.пе. Само название рубахи у чувашей связано с именем богини судьбы Кепе, которая по древней мифологии покрывает, защищает, охраняет человека. Повседневные рубахи не украшались, зато праздничные вышивали и спереди и сзади. Вышивки традиционно располагались по горловине, разрезу горловины, по низу рукава и подола, чтобы защитить «входы» и «выходы» к человеку.

      Праздничные рубахи  - главный элемент народного костюма чувашей, которому подчинялись все остальные дополнения и украшения. Поверх платья девушки и женщины  

надевали фартук – саппун, обильно украшенный вышивками, кружевами. На женских платьях на груди, на плечах, на рукавах, на спине и на подоле были вышивки.

      Основное отличие женской рубахи от девичьей – это наличие нагрудной вышивки к.ск. у замужних женщин. К.ск. – это символ солнца, жизни, плодородия. По преданиям в древности светили 3 Солнца и на Земле была благодать. Когда злые силы из зависти убили двоих из них, третье, испугавшись, улетело в бескрайнюю высь. Ударили морозы, погибли плоды, настали холод и голод. «Пусть каждая женщина вышьет на своих полотнах ярким красным цветом три Солнца что когда-то светили Земле. Вышивки эти мы назовем  «х.вел т.рри» - солнечными»  - решили мудрецы и вернули Солнце назад.

      Дневное светило на многих узорах вышивается ногами (солнце, месяц и другие астрономические объекты воспринимались как живые существа и обожествлялись).

     В вышивке также отражались возраст и половые отличия. Например, масмак и сурпан носила только замужняя женщина. Масмак – женская налобная и  головная повязка, украшенная односторонними швами. Сурпан – женская головная повязка в форме узкого полотенца с вышитыми краями. Сурпан, символ материнства, содержал стилизованные изображения растений. Узор состоит из ромба, заключенного во много раз повторенные скобки. Мастерицы с помощью простейших узоров создавали орнамент, располагая его в ряд между двумя горизонтальными линиями. На  налобных повязках масмак и наплечных украшениях  хул=и в композиции узоров изображались небосвод, его опоры, небесные ворота, радуга, молния. Есть легенда о происхождении этого слова.

Маленькая девочка Масмак и мама спустилась за водой к речке. После грозы стояла тихая погода, сияло солнце. «Мама, посмотри, радуга!» - обрадовалась девочка. Над речкой, словно большое коромысло, красовалась радуга. Ее яркие цвета очень обрадовали девочку. Масмак и мама долго любовались радугой. Когда они пришли домой, девочка попросила кусочек белого холста и стала вышивать. Своими маленькими ручками она старательно делала стежки. Девочка вышивала целую неделю. Вскоре она снова побежала к речке, чтобы понаблюдать за радугой. Только к концу третьей недели Масмак закончила вышивку. «Мамочка, это тебе»,  - подошла она к маме и завязала вышитой кусочек ткани на ее голове. «Доченька, да это настоящая радуга!»» - обрадовалась мама, крепко обняла ее и поцеловала. Мать с дочкой снова направилась к речке за водой. Ободок на голове женщины сиял всеми цветами радуги. Прохожие останавливались и с удивлением  спрашивали: «Ах, какая красота! Кто же это вышивал?» «Моя доченька», - гордо отвечала мать, С этого дня головную вышитую повязку в народе стали называть масмак.

      «В области прикладного искусства, каковым является вышивка, чуваши – болгары являются законодателями и учителями Волжского края», - писал И. Н. Смирнов. Искусство вышивки оставило яркие следы в устном народном творчестве – в свадебных песнях невесты, легендах и т.д. Одежда в закодированном  виде становился наглядным источником информации, своеобразной книгой жизни.

Сияют радужно

                                                                 веками

  Узор чувашский

                                                                 и наряд,

                                                                 Неугасимыми

                                                                 лучами

      На всю вселенную

                                                                  горят.

(Порфирий Афанасьев)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по литературе, посвящённое Дню рождения выдающегося просветителя чувашского народа, создателя чувашской письменности, основателя Симбирской чувашской школы

Тема: «Светлое имя И.Я. Яковлева».Цели урока:Ознакомить учащихся с жизнью и деятельностью Ивана Яковлевича Яковлева, обогатить и систематизировать изученное.Прививать любовь и уважение к культур...

Симметрия в чувашских узорах

интегрированный урок математики и крк...

Узоры земли Чувашской

Данное мероприятие вводить детей в мир чувашского прикладного искусства – вышивки, помогает показать связь народного искусства с природой и жизнью человека. Развивает художественный вкус при под...

Женщины -героини Земли Чувашской

Цель: работы рассказать об участии женщин Чувашии в Великой Отечественной войне....

Коллекция костюмов «Узоры ягельной земли» в технике холодный батик

Краткая характеристика коллекции «Узоры ягельной земли»            Коллекция одежды «Узоры ягельной земли» из...

Евгения Жачева.Чувашская письменность в узорах.

Чувашия издавна называлась краем «ста тысяч вышивок». Вышивка является одним из основных видов чувашского народного искусства. Вышивкой чуваши украшали женские рубашки, платья, голов...

Конспект занятия "Украсим платьице чувашским узором"

Конспект непосредственно-организационной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (декоративное рисование) в средней группе...