Конспект открытого урока по русскому языку. "Глагол. Обобщение. 6 класс."
план-конспект урока (6 класс) по теме

Елена Сергеевна Круглова

Урок-игра, цель которого обобщить, систематизировать и углубить полученные знания по теме «Глагол». Задачи урока:

формировать умения употреблять глаголы в речи с целью её обогащения;

продолжить развивать аналитико-синтетическую деятельность уч-ся;

работать над развитием речи;

продолжать формировать культуру учебного труда;

воспитывать чувство ответственности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас с вами необычный урок. Мы не только с вами обобщим и систематизируем знания о глаголе, но и совершим путешествие в его страну. А цель нашего путешествия - углубить полученные сведения об этой уникальной части речи.

Откройте тетрадь и запишите тему урока: «Глагол. Обобщение».

Пока я с вами говорила, к нам гости.

Выходят герои: Глагол, Существительное, Прилагательное.

Жил-был Глагол. И вот однажды он решил, что должен приносить людям какую-нибудь пользу. И пошел он по белу свету счастья искать. Шел-шел, видит – сидит Существительное на камушке и плачет.

-Что ты пригорюнилось?

-Да вот живу-живу, а для чего, не знаю. Никакой пользы не приношу.

Пойдем вместе счастья искать. Добрые люди говорят, что счастье и богатство лишь в труде.

Шли-шли и встретили Прилагательное, грустное, тихое, молчаливое.

-Что ты кручинишься, Прилагательное?

-Не к чему мне свои силы приложить, никого не могу порадовать. Одиноко мне. Так хочется поработать, да не знаю где.

-Пойдем с нами счастья искать.

Долго ли, коротко ли, вдруг оказались они в сказочной стране Грамматике. И много дверей оказалось в ней, на одной из которых были написаны строки:

Что без меня предметы?

Лишь названья.

А я приду-

Все в действие придет.

Летит ракета.

Люди строят здания.

Цветут сады.

И хлеб в садах цветет.

- Интересно, о ком из нас эти строки. Ребята, как вы думаете?

-О глаголе. (ответы учеников).

-Вот я и нашел свое царство. Добро пожаловать!

- (учитель говорит ) Ребята, а кто-нибудь из вас знает, откуда взялось такое странное название – глагол?

(Ответы детей)

- (подвожу итог) Со ст.-сл. Языка глагол-слово; существовало и слово «глаголите» -говорить. Но в разговорном языке мы это грамматическое понятие (как и существительное) не употребляем. Мы не говорим: «Что ты мне глаголишь?»

Существительное:

- Однако в произведениях наших классиков встречается само слово «глагол»  и производные от него. Например, у Пушкина:

И, обходя моря и земли,

Глаголом (т.е. словом) жги сердца людей.

Прилагательное:

-У Лермонтова это слово приобретает мой оттенок, т. е прилагательного:

Вот у ног Иерусалима,

Богом сожжена,

Безглагольна (т.е безмолвна, бессловесна), недвижима

Мертвая стена.

-(учитель) Итак, ребята, Глагол нас позвал в свою страну. Дайте откроем первую дверь и посмотрим, что же за ней. Задание!

(текст на доске)

                                               Дуб и ветер.

        Могучий дуб рос на высокой горе. Однажды налетел на него ветер, дунул с одной стороны, с другой стороны, старался пригнуть к земле. А дуб стоит и смеется каждым своим листочком. Сила его в том, что он в землю родную врос.

Задание: 1) определить тип и стиль речи (устно, с доказательствами);

                2) выписать глаголы, указать их морфологические признаки.

-(проверка)  Какой это тип речи и стиль речи, почему? Какие слова вы выписали, их морфологические признаки какие? Молодцы! Идем дальше.

(Открываем следующую дверь, на ней надпись):

Говорить - сказать

Приходить – прийти

Ловить – поймать

Ложиться - лечь

Брать – взять

- Чем отличаются эти глаголы друг от друга? (видом). Как определить вид глагола? (по вопросу)

- А вот на этой двери написано:

Прошедшее время –

То, что прошло:

«Вчера мы писали»,

«Солнце ушло».

Настоящее время

Приходит теперь:

«Мы пишем имя»,

«Бегает зверь».

Будущее время

Еще не пришло:

«После уроков

Пойдем мы в кино».

-Как изменяются глаголы, исходя из этих веселых рифм? (по временам) Вот мы сейчас и проверим, как вы это усвоили.

Комментированное письмо (один у доски, работа в тетради). Определить время глаголов.

Кислая и полезная ягода растет в болотах. В Слепой елани (тонкое место в болоте) немало затянуло в болото людей и скота. Большой черный пень собирает в себе лучи солнца, и скоро начнет вечереть.

- Ребята, я считаю, что все предложения простые, так ли это? Докажите. Еще такой вопрос: есть ли здесь глаголы, которые обозначают действия, происходящие сами по себе? Как они называются?

Идем дальше. А за этой дверью мы видим категории лица  и рода глагола. В каких случаях у глагола лицо, а в каких род?

Соловей запел.

Сороки трещат.

Змеи зашипели.

Дятел стучит.

-Что можно сказать о числах глагола?

Выходит Глагол;

- Расскажу я вам сказку, ребята. Было у меня два помощника; 1 спряжение и 2 спряжение. Позвал я их однажды и сказал: «Трудно мне одному управлять царством. Даю вам три дня и три ночи, чтобы вы решили, как мне помочь». Думали они, думали и придумали. 1 спряжение стало управлять одними глаголами, а 2 спряжение – другими. Ой, забыл, а какими же? Помогите мне вспомнить, пожалуйста.

-(учитель). Ребята, так какие глаголы относятся к 1 спряжению, а какие ко 2-му? Сейчас проверим, как вы это поняли.

 

Работа в тетради. Я вам продиктую пословицы, а вы в глаголах должны определить спряжение.

Любишь кататься, люби и саночки возить.

Коль корни обнажишь, оно засохнуть может.

 - (проверка) Какие здесь окончания у глаголов?

- Ребята, у вас на столах лежат тетради по развитию речи. Откройте стр. 37, где представлена репродукция картины «Золотая осень». По ней вы составляете простые и сложные предложения, организуя их в связный текст. В тексте подчеркните сказуемое. А чтобы у вас появился соответствующий настрой, я включу вам мелодию «Времена года.  Осень» композитора А. Вивальди. Пока играет музыка, вы творите.

Дети работают самостоятельно.

Проверка.

- Ой, а следом за правильными категориями глагола мы с вами, кажется, попали в страну Ошибию. Что ж, надо выбираться из нее, а для этого необходимо исправить неверные варианты.

На доске (работа по  вариантам):

1 вариант

     

Класть

Покласть

Покладу

Положить

Переложить

Ложить

2 вариант

Вылазь

Ездию

Хочем

Езжу

Вылезай

-Молодцы! Справились с заданием. Все просто грамматеи!  Следующая дверь – наклонения. А что такое наклонения?

Ответы.

- У вас на партах цветные карточки с глаголами разных наклонений. Поднимите карточку, где записаны глаголы: а) изъявительного наклонения (желтая карточка)

                                       б) повелительного наклонения (зеленая карточка)

                                        в) условного наклонения (оранжевая карточка)

Прочитайте, какие там глаголы. Молодцы! Справились с заданием. Осталась последняя дверь, а что же за ней? Здесь у нас поле с заданием. Если мы ответим верно, поставим крестик, если нет – нолик.

«Спустя рукава»

Что за выражение? Подберите антоним.

Составь пословицу из слов: свет, ученье, тьма, неученье

Назови глаголы-исключения из 2 спряжения

Назови 6 слов на тему: «Вежливые слова»

Образуй от слова «ласковый» глагол Н.ф., возвратный

Разрисую – что можно сказать об этом глаголе?

Одеть или надеть:

Ребенка, платье

Больного, туфли

Скажи правильно (кушать, есть):

Я…

Вы…

Сделать морфологический разбор глагола из предложения: Я люблю русский язык.

- Ну вот, ребята, мы и побывали в царстве Глагола. Все у вас получилось. Что же мы повторили на этом уроке?

Ответы.

-Глагол, спасибо тебе за столь интересное путешествие. Мы повторили твои основные морфологические признаки, смогли отличить тебя от других частей речи, постарались при твоем произношении не допускать ошибок. Нам это удалось.

Выставить оценки.

-Домашним заданием сегодня у вас будет сочинение – миниатюра на грамматическую тему: «Что я знаю о глаголе?»

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку "Глаголы прошедшего времени" для 10 (казахского) класса

Данный урок является помощью учителю русского языка в национальной школе при проведении недели русского языка...

Конспект открытого урока по теме: Повторение и обобщение "Класс Насекомые" .

Конспект  открытого урока  + презентация для учащихся  7ых классов. по теме "Насекомые повторение и обобщение"....

Конспект открытого урока по русскому языку в 6 классе по теме: "Имя существительное. Повторение пройденного в 5 классе"

Имя существительное. Повторение пройденного в 5 классе: нарицательные и собственные, одушевленные и неодушевленные, род, склонение, падежи, синтаксическая роль....

Открытый урок по русскому языку "Глагол. Обобщение" 5 класс

Урок предназначен для завершающего урока по теме глагол в 5 классе...

Конспект открытого урока по русскому языку в 8 классе "Обобщение сведений по теме “Главные члены предложения”.

Цели: 1) Закрепить и углубить знания учащихся о главных членах предложения. 2) Отработать умение находить сказуемые (простое глагольное сказуемое, составное глагольное сказуемое, составное именное ска...

Открытый урок по русскому языку "Глагол"

Открытый урок по русскому языку для учеников 5 класса, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе на тему: "Глагол"Цель: систематизация, обобщение знаний учащихся о...