Разработка интегрированного урока немецкого языка и родного (ханты) языка
план-конспект урока по немецкому языку (8 класс) по теме

Украинцева Ольга Викторовна

Представлен интегрированный урок немецкого и родного языков, целью которого является сравнение и анализ стихотворения немецкого поэта Г.Гейне "Сосна".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_nemetskogo_yazyka_i_rodnogo.docx39.71 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок немецкого языка и родного языка в 8 классе

                                                           Украинцева О.В, учитель немецкого языка,

                                                                     Вальгамова Н.Д., учитель родного языка

Тема: Интерпретация стихотворения  Г. Гейне «Сосна» на хантыйском языке.

 Цели урока:

Образовательные: научить сравнивать интерпретации одного стихотворения

Развивающая: развивать навыки выразительного чтения; монологического высказывания; развивать способности к непроизвольному запоминаю, догадке о значении слов.

Воспитательные: повысить интерес учащихся к изучению языков; воспитывать у учащихся любовь к поэзии.

Задачи урока:

Развивать познавательную активность, учить сравнивать и анализировать

расширить словарный запас и кругозор учащихся.

Оборудование: мультимедийный проектор, с помощью которого проецируются необходимые слайды с заданиями в виде презентации.

Оборудование:

Распечатки стихотворения Г. Гейне, интерпретации на родном языке

 Рисунок "Г.Гейне в "Матрацной могиле"

Планируемые результаты:

  1. Личностные:

- формирование адекватной позитивной самооценки и самовосприятия

- развитие познавательных интересов и учебных мотивов

  1. Предметные:

- самостоятельное выделение в тексте и в речи лексики, передающей настроение поэта; понятие интерпретации.

  1. Метапредметные:

- умение структурировать знания  

- поиск, анализ и выделение необходимой информации  

- анализ объекта с целью выделения признаков  

- выбор оснований и критериев для сравнивания и классификации объектов  

- самостоятельно формулировать цель учебной деятельности  

- умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу  

- умение контролировать свою деятельность по результату  

- умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника  

- формирование умения слушать и воспринимать собеседника.  

Ход урока.

  1.  Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

УУД: Эмоциональная мотивация к учению: настрой на работу, концентрация внимания.

  Учитель немецкого языка:  Guten Tag, liebe Kinder und unsere Gaste! Willkommen zu unserer Schule!   Ich wünsche allen viel Spaß und gute Laune!

 -Wie geht es dir, Sascha?

-Wie geht es deiner Mutter?

-Wie geht es deiner Schwester?

-Wie geht es deinem Vater?

-Wie heist dein lieblings Gedicht?

-Ich rezitiere das Gedicht und ihr sagt:Wer ist der Autor?

(«Божественное»)

-Wer rezitiert dieses Gedicht?

- Wer ubersetzt dieses Gedicht ins russische?

       II.Фонетическая зарядка:

Учитель родного языка:  - Няврэмат, муй пора ёхтас?   /Тови пора ёхтас/

 -Тови порайн муй хоща мунг аматлув? /Имет, эвет (антет, ун антет, опет, апщет) еманг хатл/, ворна хатл

-Муй ям ясанг мунг лувилал ясталув щи порайн? /Таланг  ёш па таланг кур, ойнга- пищанга улаты! Тураман ат шавилайты!)

- Муй хорпи  лунгтар нын уятлаты тови элты? Хой щи лунгтар ханшас? ( Прокопий Ермолаевич Салтыков)

Хуланта  шитам вот потар,

Хуланта йингк манты сый

Щи потрэн, щи сыен хоща

Ат пилтащал нан самен сый.

               Хуланта юх лыптат ясанг,

               Хуланта юх ваншиен лыл;

                Щи яснген, щи лылэн хоща

                Нан самен пила ат йил.                      

  1. Актуализация знаний:

УУД: Работа со словом как возможность для формирования логических действий анализа, сравнения; ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка; развитие знаково-символических действий.

  Учитель немецкого языка:  Liebe Freunde! Wollen wir einbisschen wiederholen. Seht an die Tafel!

Konnen Sie den Titel des folgenden sehr bekannten Gedichts nennen?

Wer ist der Autor?

Wer hat dieses Gedicht ins Russische ubersetzt?

(Учитель показывает образец чтения).

 Ein Fichtenbaum steht  einsam

 Im Norden auf kahler Hoh!

 Ihn schlafert;  mit weisser Decke

Umhullen ihn Eis und Schnee.

Er traumt von einer Palme,            

 Die fern im Morgenland

 Einsam und schweigend trauert

 Auf brennender Felsenwand.

 - Heute sprechen wir uber den deutschen Dichter Heinrich Heine und vergleichen die Interpretationen von seinem Gedicht

Sehen Sie sich das Bild "Heinrich Heine" an und sprechen  wir uber die Biographie des Dichters.

 Ученик 1 на немецком языке:

Der grosse deutsche Dichter Heinrich Heine wurde imJahre 1797 in Dusseldorf geboren. Sein erstes Gedicht schrieb Heine, als er nur zwolf Jahre alt war. Heine studierte Rechtswissenschaft, aber mehr interessierte er sich fur die Literatur. Im Jahre 1822 schrieb Heine das Gedicht "Fichtenbaum". Sehr bekannt ist sein "Buch der Lieder".  

        Ученик 2 на родном языке: 

  1 мин.  Юхат Генриха  Гейнея   мосты  питас  манты па хона, Францияя, мет щи хон ун воша- Париж воша. Щита, Франция хонан, лув нэ тус, юхатшак лаварта кашанга йис па парас. (Позднее поэт должен был эмигрировать в Париж. Там он изучал труды Бальзака, Шопена. Здесь, во Франции, Гейне женился, тяжело заболел, умер).

 Учитель родного языка: Перевод стих-ия на язык ханты  Г.П.Кельчина  «Унши юх».

Овас мув пелакан, хар вурэм лонгалан,

Шек сэр тахайн унши юх лоял.

Айкеман вояпман, ешаи нёхиман,

Щулям лонщ ернасал ямие луматмал.

Улмиял… матты ки, хишан хар хув муван,

Тум ал ху мув сунган, най этты пелакан,

Пал сангхам миралан, нопсалан шукатман,

Вещанг нэ хорасанг  пальма юх энмал.

Унши юх ям щикем, щи верал моштаман,

Сый нёхи ям пелкал, сорам юх волэлан

Морталан щи сормал.

IV. Словарная работа.

   Записать в словарь.  

Сунг- местность, территория, область, край (в сказках- в некотором царстве, в некотором государстве- матты хонан, матты сунган)

Унши юх ям щикем-  сосна в рассвете  лет, сил

Сый нёхи ям пелкал, сорам юх волэлан

морталан щи сормал- от большой грусти, тоски сильно похудел )

  1. Постановка проблемной ситуации.

УУД: Умение анализировать объект, осуществлять сравнение, выделять общее и различное, классифицировать.

Учитель немецкого языка:  Das Thema der Liebe ist das wichtigste in der Poesie von Heinrich Heine.Wollen wir an die  Interpretation  arbeiten. Wie verstehen Sie das Wort"die Interpretation" auf Muttersprache?  

Учитель родного языка:  -Хоты нын нумаслаты, муй щит ясан «интерпретация»? Муй щиран лувел оша паятты?

Ученики: / Щит ясанг аялтал- хоты кашанг хоят молты оша пайтал, лунтар оша пайтал, хоты хоят лунтар яснгат оша паятсалы/

- Интерпретация- щит кат  номас ияха: хоты нэпекан ханшман ул па  лунгатты  хоят лув нумасты щирал.

Интерпретация представляет собой взаимодействие двух миров: внутреннего мира литературного произведения и мира читателя.

Учитель немецкого языка:

Versuchen Sie bitte das Gedicht von H. Heine "Fichtenbaum" mit der    Interpretation  zu vergleichen.

Lesen wir   noch einmal das Gedicht.

Machen Sie bitte ihre Augen zu!

Legen Sie ihre Kopfe auf den Tisch und wiederholen Sie dieses Gedicht.  Machen Sie bitte ihre Augen auf!

Wer kann das Gedicht rezitieren? (Лонгортов Эдуард).

     2 ученика читают стихотворение на немецком    и родном языках.  

 Учитель родного языка:

  Немащ поэт Генрих Гейне ханшам лунтар «Унши юх» толмащса  ханты яснга  Геннадий Павловичан Кельчинан.

- Хой щит Г. П. Кельчин?

Ученики:  Щит ханты ху, лув воланг редактора  окружной газетайн «Лунгх ават» рупитал. Лув толмащас рущ монщ ханты яснга «Мукарэнг лов», па толмащал лунгтарат рущ ясанг элты рут яснга.

  1.  Объяснение нового материала.

УУД: Формулирование проблемы;   выводы на основе обобщения знаний; постановка вопроса; осуществление расширенного поиска информации с использованием различных источников; построение логического рассуждения на основе причинно-следственных связей.

Учитель немецкого языка:

Woruber ist dieses Gedicht?    О любви, о любовной грусти?

Ученики:

  • Uber die Liebe.

Посмотрите еще раз на экран.  Переведите названия стихотворения  на хантыйском и немецком  языках.

Учитель родного языка: Вантаты нови сохал пела. Толмащалан лунгтар нэмат ханты па немащ яснган

 (слайд)

        Учащиеся работают со стихотворением. Вуялан нэпеклан лунгтар пилан па ханшты юхан эталталан, ханшалан

     Найди пару (немецкий язык – родной язык)      Ясанг  пил канша

  Im Norden                                                                 Овас муван

Der Schnee                                                                  лонщ

Die Fichte                                                                    унши юх

Das Eis                                                                        енгк

Die Decke                                                                   лангкеп

Die Palme                                                                  пальма юх

einsam                                                                      сэр мув, утча

traumen von                                                            еллы нумасты

schweigen                                                                 машья

der Fels                                                                      сангхам

  Учащиеся соединяют пары слов (письменно) и громко читают вслух.

  1. Закрепление.

УУД: Извлекать информацию из текста; способность к самооценке на основе критерия успешной деятельности; умение увидеть ошибку и исправить ее по заданной форме.

Вопросно-ответные упражнения с использованием новой лексики.

Учитель родного языка: Еша потарлув, муй строчкаят нын  саманган  хойсат (давайте поговорим о том, чем вас стих. затронуло, запомнилось).

 .А) каншаты строчка, хота ханшман ул унши юх элты, лув муй хорпи? (найдите строчки, где дается образ сосны, какой сосну  показал автор? Щурталан (подчеркните карандашом)

/Айкеман вояпман, ешаи нёхиман,

Б)Муй лув ищимет луматмал? (во что она одета?/

/Щулям лонщ ернасал ямие луматмал/

Учитель немецкого языка:  (вопрос ко второй строфе).

В) Wovon traumt ein Fichtenbaum?

Г) Wie  trauert  er?

Д) Wo     steht  die  Palme?

  1.   Итог урока. Рефлексия учебной деятельности.

УУД: Обобщение, осуществление подведения под понятия; осуществление контроля по результату.

Так в чем смысл стихотворения?

И почему у Гейне такое печальное стихотворение?

Учащийся: Сосна думает не о себе, а о той боли, которую она причинит своей смертью пальме. Гейне пишет о себе, о   жизни.

 Ипуш па ястаты, муй элты там лунгтар?

- Унши юх нумасал  анта лув элтэл, а пальма юх элты, лув лувел мосман тайлалы.

     Напишите отзыв о прочитанном стиховорении с использованием  опор (письмо на карточках  можно на 2-х языках  или по вариантам  

(Ин ханшлув отзыв  лунгтам лунгтарэм элты там таблица хуват). Закончить предложения

Отзыв

Ханты ясанан

Auf deutsсhe

1

Там лунгтар толмащса ….

Der Autor dieses Gedichtes ist.....

2

Лунгтар нэмал ….

Das Gedicht heisst.....

3.

Тата ханшман ул  …

Die Rede ist von  .....

4.

Манэман мет хорам строчкаят – щит …

Мне больше всего понравились строчка (и) ….

Mir gafalt besonders ein Satz......

(А теперь, ребята, мы хотим посмотреть, насколько вы поняли тему нашего урока и оцените себя).

Раздаем листочки с фигуркой лица каждому ученику, дети должны нарисовать свое настроение.

-Если вы поняли тему, нарисуйте знак радости.

- Если вы поняли, но испытывали затруднения, то нарисуйте знак равнодушия.

- Если вы ничего не поняли, тогда нарисуйте знак печали.

-Итак, можно сделать вывод, что большинство учащихся поняли новый  материал. Мы очень рады.

Учитель немецкого языка: Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение, нарисовать рисунок, попытаться сделать свой собственный перевод.

  Заключиельное слово.

Анализ ситуации по критериям:

-Овладение общеинтеллектуальными способами деятельности

-развитие способности к рефлексии

-развитие коммуникативной культуры

Обмен мнениями присутствующих, оценка происходящего

 

Используемая литература:

И.Л. Бим, Л.М. Санникова Шаг 4: Учебник немецкого языка для 9 класса общеобразовательных учреждений.

И.Л. Бим, Л.М. Санникова Шаг 5: Учебник немецкого языка для 9 класса общеобразовательных учреждений.

Стихи И.Гёте,Г.Гейне, Ф Шиллера из разных источников.

Электронные ресурсы:

http://school-collection.edu.ru/ - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов www.deutsch-uni.com.ruhttp://1september.ru www.heineheinrich.org.ru/ www.geteiogann.net.ru/ www.shiller.org.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок немецкого языка и изобразительного искусства в 4 классе

Воспитание у детей интереса и любви к животным, чувства доброты, эмоциональной отзывчивости...

Интегрированный урок немецкого языка и изобразительного искусства в 6 классе по теме "Еда. Натюрморт."

Интегрированный урок по теме "Еда. Натюрморт" разработан для учащихся 6 класса(второй год обучения). На уроке используются информационно-компьютерных технологии, а именно компьютер и проектор, а так...

Интегрированный урок немецкого языка в 10-11 классе по теме "Немцы в России"

Цель: Использовать возможности межпредметных связей для совершенствования коммуникативной компетенции на старшей ступени.Задачи: Познакомить учащихся с историей появления немцев в России и Злато...

"Германия" интегрированный урок немецкого языка и географии

Интегрированный урок-одно из новшеств современной методики. Эта технология смело вторгается в непоколебимые школьные программы и связывает на первый взгляд несовместимые предметы. Не является исключен...

Интегрированные уроки немецкого языка в 8 классе

Интегрированные уроки помогают формировать у школь­ников более целостную картину мира, создают условия для мо­тивированного практического применения иноязычных знаний, навыков и умений и дают во...

Интегрированный урок родного языка и родной литературы "Золото, золото, сердце народное"

. Собранный материал неоднократно использовался как на уроках русского языка, литературы, так и во внеурочной деятельности. Классный час, разработанный на основе этих документов, стал победителем реги...