Рабочая программа по литературному чтению на родном (башкирском) языке
рабочая программа
Литературное чтение на родном (башкирском) языке – один из важнейших предметов начальной школы, который обеспечивает, наряду с достижением предметных результатов, становление базового умения осмысленно читать, необходимого для успешного изучения других предметов и дальнейшего обучения, способствует формированию общей читательской грамотности и потребности обучающихся в систематическом чтении, закладывает основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного развития младших школьников. Успешное освоение курса литературного чтения на родном (башкирском) языке, ввиду наличия межпредметных связей с родным языком, русским языком и литературным чтением на русском языке, способствует результативному обучению другим предметам начального общего образования, а так же освоению дисциплины «Родная (башкирская) литература» на уровне основного общего образования.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 74.17 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство просвещения Республики Башкортостан
Администрация муниципального района
Иглинский район Республики Башкортостан
МБОУ СОШ №2 с.Иглино
РАССМОТРЕНО | СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДЕНО |
Руководитель ШМО | Заместитель директора | Директор МБОУ СОШ №2 |
_____________Зайнуллина Г.Р. | ______________Хивинцева О.В. | ___________Рафикова Т.Г. |
Приказ №236 | ||
Протокол №1 от "29" августа 2025 г. | от " 29 " августа 2025 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 9419921)
учебного предмета
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ (БАШКИРСКОМ) ЯЗЫКЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Литературное чтение на родном (башкирском) языке».
Общая характеристика учебного предмета «Литературное чтение на родном (башкирском) языке»
Родная литература – особый способ познания жизни, основная национально-культурная ценность и явление мировой культуры, средство сохранения и передачи нравственных норм и традиций.
Литературное чтение на родном (башкирском) языке – один из важнейших предметов начальной школы, который обеспечивает, наряду с достижением предметных результатов, становление базового умения осмысленно читать, необходимого для успешного изучения других предметов и дальнейшего обучения, способствует формированию общей читательской грамотности и потребности обучающихся в систематическом чтении, закладывает основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного развития младших школьников. Успешное освоение курса литературного чтения на родном (башкирском) языке, ввиду наличия межпредметных связей с родным языком, русским языком и литературным чтением на русском языке, способствует результативному обучению другим предметам начального общего образования, а так же освоению дисциплины «Родная (башкирская) литература» на уровне основного общего образования.
Курс призван ввести обучающихся в мир башкирской детской художественной литературы и фольклора, обеспечить формирование навыков смыслового чтения, способов и приемов работы с различными видами текстов и книгой. Кроме того, обучающиеся учатся понимать место и роль башкирской литературы в едином культурном пространстве Российской Федерации, в сохранении и передаче от поколения к поколению историко-культурных, нравственных, эстетических ценностей. Таким образом, изучение родной литературы на начальном уровне служит основой для формирования культурной самоидентификации обучающихся.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Литературное чтение на родном (башкирском) языке»
Цель изучения литературного чтения на родном (башкирском) языке – развитие читательских умений, воспитание ценностного отношения к башкирской литературе как существенной части родной культуры; включение обучающихся в культурно-языковое пространство своего народа; осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение башкирской национальной культуры.
Задачи изучения литературного чтения на родном (башкирском) языке:
- - формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за Родину, свои край и народ, осознания своей этнической принадлежности;
- - воспитание ценностного отношения к историко-культурному опыту башкир, введение обучающихся в культурно-языковое пространство своего народа;
- - формирование интереса к башкирской литературе как источнику историко-культурных, нравственных, эстетических ценностей, значимых для национального сознания и отраженных в родной литературе;
- - овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников;
- - формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности, совершенствование всех видов речевой деятельности;
- - развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к искусству слова;
- - овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Литературное чтение на родном (башкирском) языке» в учебном плане
В соответствии с ФГОС НОО учебный предмет «Литературное чтение на родном языке» входит в предметную область «Родной язык и литературное чтение на родном языке» и является обязательным для изучения.
Программа учебного предмета «Литературное чтение на родном (башкирском) языке» рассчитана на общую учебную нагрузку в объеме 113 часов: в 1 классе после обучения грамоте на систематический курс литературного чтения на родном (башкирском) языке отводится 11 часов (1 час в неделю, 11 учебных недель), во 2–4 классах – по 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ (БАШКИРСКОМ) ЯЗЫКЕ»
1 класс
В 1 классе предпочтение отдается слушанию: ввиду того, что не все обучающиеся умеют хорошо читать, развивается навык восприятия художественных произведений на слух. Рекомендованные тексты читаются педагогом.
Речевая и читательская деятельность
Развитие навыка чтения: чтение целыми словами с постепенным увеличением скорости (беглое чтение). Чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Выработка правильной интонации (понижение и повышение тона звучащей речи).
Сказка народная и литературная (авторская) (восприятие текстов на слух). Герой произведения. Способы передачи настроения героя. Диалоги героев произведения.
Произведения о детях и для детей. Понятия: произведение, тема произведения (общее представление – чему посвящено, о чём рассказывает), главная мысль произведения (чему учит, какие качества воспитывает). Название произведения – особый авторский прием для раскрытия замысла.
Практическое отличие текста от набора предложений.
Восприятие на слух и самостоятельное чтение поэтических произведений о природе. Иллюстрация к тексту как отражение эмоционального отклика на произведение. Выразительное чтение поэзии. Роль интонации при выразительном чтении. Интонационный рисунок выразительного чтения: ритм, темп, сила голоса.
Устное народное творчество – малые фольклорные жанры (потешка, загадка, пословица), их назначение (веселить, потешать, играть, поучать).
Произведения о маме. Восприятие на слух и самостоятельное чтение поэтических произведений о маме.
Библиографическая культура (работа с детской книгой). Представление о книге как источнике необходимых знаний. Элементы книги: обложка, оглавление, иллюстрации.
Круг детского чтения
Раздел 1. Мир вокруг меня
Айсылыу Ягафарова «Һыйырҙың быҙауы бар...» («У коровы есть телёнок…»).
Марьям Бикбова. Потешка «Аҡ ҡуян, йомшаҡ ҡуян» («Белый пушистый зайчик»).
Муса Гали. Загадка «Капелька» («Тамсыҡҡай»).
Фарзана Губайдуллина. Сказка «Кем минең әсәйем? («Кто моя мама?»).
Раздел 2. Я и моя семья
Факиха Тугузбаева. Стихотворение «8 Марта».
Гузель Ситдикова. Считалка «Түңәрәк» («Круг»).
Фаузия Рахимгулова. Юмористическое стихотворение «Бутҡа бешерҙек» («Сварили кашу»).
Раздел 3. Мой край – Башкортостан
Мажит Гафури. Стихотворение «Йәй» («Лето»).
Башкирская народная сказка «Төлкө менән бүре» («Лиса и волк»).
Башкирские народные потешки, считалки, загадки.
Творческая деятельность
Подготовка небольших по объему выступлений, ответы на вопросы по содержанию текста. Конструирование текста по предложенному набору слов. Иллюстрирование произведения. Драматизация: пальчиковый театр; кукольный театр, музыкальные инсценировки.
2 класс
Речевая и читательская деятельность
Совершенствование навыка чтения: освоение синтагматического способа чтения с делением текста на синтагмы (речевые звенья), т. е. с расставлением пауз, выделением ключевых слов. Распространение способа синтагматического чтения на поэтические тексты.
Прямое и переносное значения слова. Слово поэтическое и прозаическое. Слово в лирическом стихотворении.
Слово в юмористическом, шутливом стихотворении. Сравнение как прием автора, создающий образ.
Виды сказок: о животных, бытовая, волшебная. Форма сказки: прозаическая и стихотворная. Композиция волшебной сказки: присказка, зачин, общие места, концовка.
Традиции, быт, культура в башкирских народных сказках. Поступки героев, отражающие их нравственные качества (отношение к природе, людям, предметам). Отражение сюжета сказок в иллюстрациях.
Произведения о детях и для детей. Закрепление понятия тема произведения (общее представление). Понятия: автор, главный герой, антонимы, синонимы, сравнение (без введения терминов).
Прозаическая и поэтическая речь; художественный вымысел; сюжет; тема; герой произведения. Структура текста произведения (начало, концовка), последовательность событий. Особенности стихотворной речи, сравнение с прозаической: рифма, ритм (практическое ознакомление). Настроение, которое формирует поэтическое произведение. Отражение нравственной идеи в произведении: любовь к Родине, природе родного края. Пословицы о Родине, о родном крае и природе.
Темы поэтических произведений: звуки и краски природы, времена года, человек и природа; Родина, природа родного края.
Произведения о братьях наших меньших. Осознание нравственно-этических понятий: любовь к животным, забота о них.
Характеристика героя: внешность, поступки, речь, взаимоотношения с другими героями произведения. Авторское отношение к герою.
Произведения о маме. Восприятие на слух и самостоятельное чтение произведений разного жанра о маме. Осознание нравственно-этических понятий: чувство любви как привязанность одного человека к другому (матери – к ребёнку, детей – к матери, человека – к близким людям), проявление любви и заботы о родных людях.
Библиографическая культура (работа с детской книгой). Обложка, автор, оглавление, иллюстрации как элементы ориентировки в книге. Использование тематического каталога при выборе книг в библиотеке.
Круг детского чтения
Раздел 1. Мир вокруг меня
Фаузия Рахимгулова. Считалка «Мин бер бөртөк малай» («Я один мальчик»).
Факиха Тугузбаева. Стихотворение «Мин – уҡыусы» («Я – ученик»).
Сафуан Алибаев. Скороговорка «Беҙҙең мәктәптә һәйбәт» («В школе нашей хорошо»).
Гариф Гумер. Считалка «Нисә алма?» («Сколько яблок?»).
Факиха Тугузбаева. Стихотворение «Аҙна көндәре» («Дни недели»).
Зухра Хадыева. Стихотворение «Һәр һөнәр ҙә яҡшы» («Все профессии хороши»).
Салават Рахматуллин. Стихотворение «Ауырыным» («Заболел»).
Раздел 2. Я и моя семья
Миннигуль Хисматуллина. Стихотворение «Наша семья».
Расима Ураксина. Песня «Это – я».
Айсылыу Ягафарова. Чистоговорка «Я проснулся!».
Рауиль Нигматуллин. Считалка «Әгәр тырышһаң» («Если постараться»).
Катиба Киньябулатова. Стихотворение «Бәлеш бешерҙем» («Испекла пирог»).
Гузель Ситдикова. Загадка «Өйҙә нисә әсәй?» («В доме сколько мам?»).
Раздел 3. Мой край – Башкортостан
Хасан Шабанов. Чистоговорка «Китап» («Книга»).
Фаузия Рахимгулова. Стихотворение «Өфө буйлап экскурсия» («Экскурсия по Уфе»).
Абдулхак Игебаев. Стихотворение «Аҡтүш» («Белогрудка»).
Муса Гали. Стихотворение «Матур һүҙ» («Красивое слово»).
Кадир Даян. Песня «Шыршы матур» («Ёлка красива»).
Фаик Мухамедзянов. Загадка «Ҡышҡы һыуыҡ» («Зимняя стужа»).
Тамара Искандарова. Песня «Ҡар яуа» («Снег идет»).
Николай Сладков. Рассказ «Тылсымлы кәштә» («Волшебная полка», перевод А. Ягафаровой).
Рами Гарипов. Стихотворение «Сыйырсыҡ» («Скворец»).
Мустай Карим. Стихотворение «Осоп кил инде!» («Прилетай скорей!»).
Нугуман Мусин. Рассказ «Урманда» («В лесу») (отрывок из повести).
Башкирская народная сказка «Эт үҙенә нисек хужа тапты?» («Как собака нашла хозяина?»).
Загадки, чистогоровки, считалки, пословицы о родине, природе, семье, профессиях.
Творческая деятельность
Составление викторин, кроссвордов, головоломок по прочитанным произведениям. Проведение соревнований по их разгадыванию.
Драматизация произведения в форме чтения по ролям и коллективной декламации, в виде пантомимы, проявляя в единстве движения и слова текста (разыгрывание сцен в классе в условиях воображаемой обстановки, или на сцене с декорациями). Распределение ролей актеров, режиссёра, художника-декоратора. Осознанное восприятие содержания видеороликов с сопоставлением увиденного с прочитанным текстом.
Интерпретация произведения в выразительном чтении. Пересказ произведения близко к тексту. Придумывание продолжения читаемого произведения, то есть его конец.
Сочинение сказки-небылицы, соблюдая её структуру: присказка, зачин, общие места, концовка (по предложенному образцу). Оформление сказки как книжечку-малышку.
3 класс
Речевая и читательская деятельность
Совершенствование навыка чтения: чтение прозаического текста без предварительной подготовки, чтение поэтического текста после предварительной подготовки (коллективно или индивидуально).
Формирование навыка чтения про себя на основе многократного перечитывания текста в процессе его литературного анализа.
Произведения о Родине, родном крае и природе. Отражение в произведениях нравственно-этических понятий: любовь к Родине, родному краю, Отечеству. Анализ заголовка, соотнесение его с главной мыслью и идеей произведения. Отражение темы Родины в изобразительном искусстве.
Шуточные фольклорные произведения – скороговорки, считалки. Особенности скороговорок, их роль в речи. Ритм и счёт – основные средства выразительности и построения считалки. Понятия: песня, кубаир, бытовая сказка, волшебная сказка, олицетворение, эпитет. Народные песни, их особенности.
Сказка как выражение народной мудрости. Бытовая сказка: герои, место действия, особенности построения и языка. Диалог в сказке. Понятие о волшебной сказке (общее представление): наличие присказки, постоянные эпитеты, волшебные герои. Составление плана сказки.
Жанровое многообразие произведений о животных (песни, загадки, сказки, рассказы, стихотворения; произведения по выбору).
Знание структуры произведения: начало текста, концовка, последовательность событий. Деление на абзацы и составление плана произведения.
Выражение собственного отношения к поступкам главного героя.
Звуки и краски родной природы в разные времена года. Тема природы в разные времена года (осень, зима, весна, лето) в произведениях литературы.
Эстетическое восприятие явлений природы (звуки, краски времён года). Средства выразительности при описании природы: сравнение, олицетворение и эпитет. Настроение, которое создаёт пейзажная лирика. Тема дружбы в художественном произведении. Отражение в произведениях нравственно-этических понятий: дружба, терпение, уважение, взаимопомощь. Главная мысль произведения. Герой произведения (закрепление понятия главный герой), его характеристика (портрет), оценка поступков.
Нравственно-этические понятия: отношение человека к животным (любовь и забота). Знакомство с художниками-иллюстраторами, анималистами (без использования термина).
Тема семьи, детства, взаимоотношений взрослых и детей в творчестве писателей и фольклорных произведениях.
Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной литературой). Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: оглавление, аннотация, иллюстрации. Выбор книг на основе рекомендательного списка. Закрепление умения пользоваться тематической картотекой библиотеки.
Умение находить в сети Интернет необходимую информацию для выполнения проектных работ.
Круг детского чтения
Раздел 1. Мир вокруг меня
Катиба Кинзябулатова. Считалка «Һин ҡайҙан?» («Откуда ты родом?»).
Зульфар Хисматуллин. Рассказ «Уҡыуҙа ярҙам» («Помощь в учебе»).
Мустай Карим. Повесть «Мәктәп хәтирәләре» («Воспоминания о школе») (отрывок).
Айсылыу Ягафарова. Чистоговорка «Ҡайсылар уйнай» («Ножницы играют»).
Гульфия Юнусова. Рассказ «Рәсем төшөрәбеҙ» («Рисуем»).
Вазих Исхаков. Рассказ «Минең хыялым» («Моя мечта»).
Фаузия Рахимгулова. Стихотворение «Йөҙ юл» («Сто дорог»).
Раздел 2. Я и моя семья
Раис Низамов. Рассказ «Йомшаҡ ҡулдар» («Пушистые руки»).
Ынйыкай Исламгулова. Рассказ «Әсәйемә ярҙам итәм» («Помогаю маме»).
Раиль Байбулатов. Рассказ «Атайыма ярҙам итәм» («Помощь отцу»).
Фирдаус Хисаметдинова. Статья «Нимә ул шәжәрә?» («Что означает "шэжэрэ?"») (отрывок).
Альфинур Вахитова. Стихотворение «Тыуған көн» («День рождения»).
Мустай Карим. Повесть «Нимә ул тәбиғәт?» («Что такое природа?») (отрывок).
Раздел 3. Мой край – Башкортостан
Танзиля Давлетбердина. Рассказ «Мәктәп йылдары» («Школьные годы»).
Башкирская народная сказка «Әминбәк» («Аминбек») (отрывок).
Факиха Тугузбаева. Стихотворение «Матур баш ҡалам» («Красавица моя столица»).
Рауиль Бикбаев. Рассказ «Салауат Юлаев һәйкәле» («Памятник Салавату Юлаеву»).
Фарит Исянгулов. Рассказ «Өфө урамдары буйлап» («По улицам Уфы»).
Гилемдар Рамазанов. Стихотворение «Башҡортостан – бай ил». («Башкортостан – край богатый»).
Фарзана Губайдуллина. Рассказ «Ҡурайсы Йомабай Иҫәнбаев» («Кураист Йомабай Исянбаев»).
Русская народная сказка «Төлкө һәм торна» («Лиса и журавль»).
Башкирская народная песня «Түңәрәк күл» («Озеро круглое»).
Евгений Кучеров. Рассказ «Ҡанатлы дуҫтар» («Пернатые друзья») (перевод Ф. Губайдуллиной).
Сулейман Муллабаев. Стихотворение «Йомарт йәй» («Щедрое лето»).
Кубаир «Минең Уралым» («Мой Урал»).
Рауиль Бикбаев. Рассказ «Бөйөк Еңеү» («Великая Победа»).
Загир Махмутов. Сказка «Дүрт миҙгел» («Четыре сезона»).
Творческая деятельность
Составление сказочных объявлений и телеграмм.
Презентация произведения. Презентация книги.
Создание «виртуального» мультфильма-сказки по тексту юмористического стихотворения (после предварительно проведенной работы). Распределение ролей художника-анималиста, режиссера, оператора и актера, озвучивающего текст.
Создание текстов небольшого объема по заданной тематике на основе анализируемых произведений (текст-описание, текст-повествование).
Ведение записей о прочитанном в особой тетради (дневнике). Обучающийся может записать тут же имена главных действующих лиц, чтобы при надобности (например, для рассказывания в классе) легче было вспомнить содержание книги. Желательно, чтобы тут же были рисунки обучающегося в связи с прочитанным и соответствующие подписи под рисунками.
Выполнение краткосрочных проектов: «Мой город / моя деревня», «Что означает мое имя?» и др.
Составление ребусов и кроссвордов по названиям рек, городов, гор и озер Башкортостана.
4 класс
Речевая и читательская деятельность
Чтение вслух любого прозаического и поэтического текста. Чтение публицистического текста. Чтение информативного учебного текста.
Чувство любви к Отечеству, сопричастность к прошлому и настоящему своей страны и родного края – главные идеи, нравственные ценности, выраженные в произведениях о Родине.
Роль и особенности заголовка произведения (закрепление). Репродукции картин как иллюстрации к произведениям о Родине. Использование средств выразительности при чтении вслух: интонация, темп, ритм, логические ударения.
Понятия: кулямас, эпос, композиция произведения (начало, завязка, кульминация, развязка, эпизод), метафора.
Малые жанры фольклора: кулямас — жанр башкирского фольклора, шуточное прозаическое произведение с неожиданным, парадоксальным финалом.
Различия между народной и авторской песней. Чувства, которые рождают песни. Темы песен.
Кубаир и эпос как народный песенный сказ о важном историческом событии. Характеристика эпоса – героического песенного сказа, его особенности (тема, язык). Эпос «Урал батыр» – древний памятник башкирской словесности. Язык кубаира и эпоса, устаревшие слова, их место в современной лексике. Репродукции картин как иллюстрации к эпизодам фольклорного произведения.
Лирические произведения как способ передачи чувств людей, автора. Отзывы к литературным произведениям.
Картины природы в произведениях поэтов и писателей. Картины природы в произведениях поэтов и писателей: Гульфии Юнусовой, Рашита Нигмати, Мажита Гафури, Факихи Тугызбаевой и др. Пейзаж в творчестве художников (Александра Бурзянцева, Ахмата Лутфуллина и др.) как иллюстрация к лирическому произведению. Сравнение средств создания пейзажа в тексте-описании (эпитеты, сравнения, олицетворения), в изобразительном искусстве (цвет, композиция).
Рассказ как повествование: связь содержания с реальным событием. Структурные части произведения (композиция): начало, завязка действия, кульминация, развязка. Эпизод как часть рассказа. Различные виды планов. Повесть – один из видов эпического произведения.
Произведения о детях. Герой художественного произведения: время и место проживания, особенности внешнего вида и характера. Историческая обстановка как фон создания произведения: судьбы сельских детей, дети на войне. Основные события сюжета, отношение к ним героев произведения. Оценка нравственных качеств, проявляющихся в военное время.
Юмористические произведения. Комичность как основа сюжета. Герой юмористического произведения. Средства выразительности в тексте юмористического содержания: художественное преувеличение.
Библиографическая культура. Правила юного читателя. Книга как особый вид искусства. Использование соответствующих возрасту словарей и энциклопедий, содержащих сведения о башкирской культуре.
Общее представление о первых книгах на Руси: первая славянская азбука Кирилла и Мефодия. Первые рукописные книги башкир и татар: поэма Кул Гали «Кисса-и Йусуф». Первый «Букварь для башкир» автора В. В. Катаринского (1892 г.).
Осознание нравственно-этических понятий: друг, дружба, забота, труд, взаимопомощь.
Литературоведческая пропедевтика. Практическое использование при анализе текста изученных литературных понятий.
Жанровое разнообразие изучаемых произведений: малые и большие фольклорные формы; литературная сказка; рассказ, кубаир, стихотворение. Прозаическая и поэтическая речь; художественный вымысел; сюжет; тема; герой произведения; портрет; пейзаж; ритм; рифма. Национальное своеобразие сравнений и метафор; их значение в художественной речи.
Круг детского чтения
Раздел 1. Мир вокруг меня
Зайнаб Биишева. Стихотворение «Хәйерле көн!» («Добрый день!»).
Факиха Тугузбаева. Рассказ «Тәмле һүҙҙәр» («Вкусные слова»).
Валентина Осеева. Рассказ «Тылсымлы һүҙҙәр» («Волшебные слова») (перевод А. Ягафаровой).
Нажия Игезъянова. Рассказ «Уҡыу – ул хеҙмәт!» («Учение – это труд!»).
Муса Гали. Считалка «Сәғәт нимә ти?» («Что говорят часы?»).
Рами Гарипов. Стихотворение «Тыуған тел – һинең донъяң» («Родной язык – твой мир!»).
Зайнаб Биишева. Рассказ «Талҡаҫ күле» («Озеро Талкас»).
Мажит Гафури. Рассказ «Аҡ күл» («Белое озеро»).
«Шихандар – тәбиғәт ҡомартҡылары» («Шиханы – памятники природы») (научно-познавательный текст из «Башкирской энциклопедии»).
Раздел 2. Я и моя семья
Рашит Нигмати. Поэма «Нимә ул Ватан?» («Что такое Отечество?») (отрывок).
Ризаитдин Фахретдинов. Рассказ «Тәрбиәле бала» («Воспитанный ребенок»).
Картины народного художника Ахмата Лутфуллина: «Өс ҡатын» («Три женщины»), «Әсәйем портреты» («Портрет матери») (ознакомление для описания).
Альбина Рамазанова. Рассказ «Ялҡаулыҡ кешене боҙа» («Лень портит человека»).
Башкирская народная сказка «Олатайым васыяттары» («Завещание дедушки»).
Марсель Салимов. Юмористический рассказ «Алдашыу – насар ғәҙәт» («Обман – не к лицу»).
Раздел 3. Мой край – Башкортостан
Луиза Ихсанова. «Башҡортостан – йырҙар иле» («Башкортостан – страна песен») (научно-популярный текст).
Песня «Шаймуратов генерал» (сл. Кадира Даяна, муз. Загира Исмагилова).
Раис Афлятунов. Рассказ «Башҡорт бейеүе» («Башкирский танец»).
Василий Власов. «Башҡорт балы» («Башкирский мёд») (научно-популярный текст).
«Ҡымыҙ» («Кумыс») (научно-популярный текст из «Башкирской энциклопедии»).
Башкирская народная сказка «Ҡурай» («Курай»).
«Асылыкүл – Башҡортостан ынйыһы» («Асылыкуль – жемчужина Башкортостана») (научно-популярный текст).
Башкирская народная сказка «Ирәндек» («Ирандык»).
Эпос «Урал батыр» (отрывок).
Кубаир «Уралда» («На Урале») (отрывок).
Кулямас – жанр башкирского фольклора.
Творчество художника Александра Бурзянцева. Пейзажи: «Ҡариҙел», («Караидель»), «Ҡыш, һау бул!» («Прощай, зима!») (ознакомление для описания).
«Башкирские города» (научно-популярный текст).
Мустай Карим. «Ҡайын япрағы тураһында» («О берёзовом листке») (отрывок, 1 часть).
Загадки, пословицы, считалки, чистогоровки, скороговорки.
Творческая деятельность
Уточнение модели изобразительных средств. Сочинение и редактирование текстов по заданной тематике на основе анализируемых произведений: текст-описание; текст-повествование, текст-рассуждение. Прогнозирование развития сюжета рассказа. Создание отзыва, развёрнутого ответа на вопрос, в котором содержится оценка поступков персонажа. Интерпретация произведения в выразительном чтении. Придумывание продолжения читаемого произведения.
Конструирование текста по предложенному плану; составление модели рассказа с портретом персонажа, создание портрета по модели.
Портфолио творческих работ. Презентация любого продукта творческой деятельности ученика и группы обучающихся.
Составление текста по прочитанному произведению.
Создание собственного устного/письменного текста на основе художественного произведения с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов), с опорой на серию иллюстраций к произведению / на репродукции картин художников.
Составление кроссвордов, ребусов, головоломок и др.
Выполнение проектов: «Мой любимый герой», «Национальная одежда башкир», «Рецепты моей бабушки», «Природные памятники Башкортостана».
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Результаты изучения предмета «Литературное чтение на родном (башкирском) языке» в составе предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» соответствуют требованиям к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, сформулированным в ФГОС НОО.
Личностные результаты
В результате изучения предмета «Литературное чтение на родном (башкирском) языке» в 1–4 классах у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты
гражданско-патриотического воспитания:
- — становление ценностного отношения к своей Родине – России;
- — осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;
- — сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
- — уважение к своему и другим народам;
- — первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений;
духовно-нравственного воспитания:
- — признание индивидуальности каждого человека;
- — проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;
- — неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям;
эстетического воспитания:
- — уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
- — стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
- — соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной);
- — бережное отношение к физическому и психическому здоровью;
трудового воспитания:
- — осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям;
экологического воспитания:
- — бережное отношение к природе;
- — неприятие действий, приносящих ей вред;
ценности научного познания:
- — первоначальные представления о научной картине мира;
- — познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.
Метапредметные результаты
В результате изучения предмета «Литературное чтение на родном (башкирском) языке» в 1–4 классах обучающийся овладеет универсальными учебными познавательными действиями.
Базовые логические действия:
- - сравнивать различные тексты, устанавливать основания для сравнения текстов, устанавливать аналогии текстов;
- - объединять части объекта/объекты (тексты) по заданному признаку;
- - определять существенный признак для классификации текстов, классифицировать предложенные тексты;
- - выявлять закономерности и противоречия в текстовом материале на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения;
- - устанавливать причинно-следственные связи при анализе текста, делать выводы;
базовые исследовательские действия:
- - с помощью учителя формулировать цель;
- - сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
- - выполнять по предложенному плану проектное задание;
- - формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного анализа текста (классификации, сравнения, исследования);
- - прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
работа с информацией:
- - выбирать источник получения информации: словарь, справочник;
- - согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике (словаре, справочнике) информацию, представленную в явном виде;
- - распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа ее проверки (с помощью словарей, справочников);
- - соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей/законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
- - анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей;
- - понимать информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем, самостоятельно создавать схемы, таблицы по результатам работы с текстами.
В результате изучения предмета «Литературное чтение на родном (башкирском) языке» в 1–4 классах обучающийся овладеет универсальными учебными коммуникативными действиями.
Общение:
- - воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
- - проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
- - признавать возможность существования разных точек зрения;
- - корректно и аргументированно высказывать свое мнение;
- - строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
- - создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
- - готовить небольшие публичные выступления;
- - подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления;
совместная деятельность:
- - формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
- - принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
- - проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
- - ответственно выполнять свою часть работы;
- - оценивать свой вклад в общий результат;
- - выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
В результате изучения предмета «Литературное чтение на родном (башкирском) языке» в 1–4 классах обучающийся овладеет универсальными учебными регулятивными действиями.
Самоорганизация:
- - планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
- - выстраивать последовательность выбранных действий;
самоконтроль:
- - устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
- - корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок;
- - соотносить полученный результат с поставленной учебной задачей по анализу текста;
- - находить и исправлять ошибки, допущенные при работе с текстами.
Предметные результаты
Изучение учебного предмета «Литературное чтение на родном (башкирском) языке» в 1–4 классах обеспечивает:
- - понимание места и роли башкирской литературы в едином культурном пространстве Российской Федерации, среди литератур народов Российской Федерации, в сохранении и передаче от поколения к поколению историко-культурных, нравственных, эстетических ценностей;
- - формирование первоначальных представлений о взаимодействии, взаимовлиянии и взаимообогащении литератур разных народов, о роли фольклора и художественной литературы башкирского народа в создании особого культурного, морально-этического и эстетического пространства;
- - освоение смыслового чтения, понимание смысла и значения элементарных понятий теории литературы (чтение вслух, чтение про себя, жанры художественных и фольклорных произведений, анализ прочитанных литературных произведений, изобразительные и выразительные средства башкирского языка);
- - приобщение к восприятию и осмыслению информации, представленной в текстах, сформированность читательского интереса и эстетического вкуса обучающихся (использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое), работа с текстом (вопросы к тексту, план текста), чтение по ролям, выполнение творческих работ).
Предметные результаты по классам
1 класс
Обучающийся научится:
- - понимать ценность чтения для решения учебных задач и применения в различных жизненных ситуациях; осознавать важность чтения для личного развития;
- - находить в художественных произведениях отражение нравственных ценностей, традиций, элементов быта башкирского народа;
- - владеть техникой слогового плавного чтения с переходом на чтение целыми словами, читать осознанно вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные для восприятия и небольшие по объему произведения в темпе не менее 30 слов в минуту (без отметочного оценивания);
- - практически отличать текст от набора предложений;
- - читать наизусть с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм не менее 2 стихотворений о Родине, о детях, о семье, о родной природе в разные времена года;
- - различать прозаическую и стихотворную речь;
- - выражать свой эмоциональный отклик на содержание произведения в виде рисунка;
- - различать отдельные жанры фольклора и художественной литературы (загадки, пословицы, потешки, сказки, поэтическое произведение);
- - понимать содержание прослушанного/прочитанного произведения, отвечать на вопросы по фактическому содержанию произведения;
- - соотносить заглавие произведения с его содержанием;
- - иметь представление об элементах интонации (речевом звене, ключевом слове, паузе, ритме);
- - определять эмоциональные оттенки интонации в произведении (радость, грусть, равнодушие, печаль, тревогу и др.);
- - выделять в ходе коллективного обсуждения прочитанного в классе произведения персонажей, события, эмоционально окрашенные слова в тексте;
- - пересказать кратко эпизод произведения, перечисляя события;
- - различать жанры сказки, юмористического стихотворения, рассказа;
- - объяснять значение незнакомого слова с использованием словаря в учебнике);
- - участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения (отвечать на вопросы о впечатлении от произведения, использовать в беседе изученные литературные понятия (тема, главная мысль произведения, заголовок, содержание произведения, сказка народная, сказка авторская), подтверждать свой ответ примерами из текста);
- - соблюдать ритм, темп, силу голоса при выразительном чтении поэтического произведения;
- - составлять высказывания по содержанию произведения (не менее 3 предложений) по заданному алгоритму;
- - сочинять небольшие тексты по предложенному началу и др. (не менее 3 предложений);
- - ориентироваться в книге/учебнике по обложке, оглавлению, иллюстрациям;
- - выбирать книги для самостоятельного чтения по совету взрослого и с учётом рекомендательного списка.
2 класс
Обучающийся научится:
- - осознавать значимость чтения родной башкирской литературы для познания себя, мира, национальной истории и культуры;
- - применять опыт чтения произведений башкирской литературы для речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста;
- - определять сходства и различия между народной и литературной сказками;
- - выражать свое отношение к поступкам героев, видеть нравственные качества героев (отношение к природе, людям, предметам);
- - владеть понятиями автор, главный герой, антонимы, синонимы, сравнение;
- - определять структуру текста произведения (начало, концовка) и ориентироваться в последовательности событий;
- - определять единую тему в произведениях разного жанра: поэтическое произведение, сказка, загадка, пословица;
- - использовать словарь учебника для получения дополнительной информации о значении слова;
- - характеризовать героя в произведениях: внешность, поступки, речь, взаимоотношения с другими героями произведения;
- - осознавать нравственно-этические понятия: любовь к животным, забота о них; чувство любви как привязанность одного человека к другому;
- - читать наизусть стихотворные произведения по собственному выбору;
- - ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, соотносить поступки героев с нравственными нормами;
- - читать вслух и про себя, владеть элементарными приёмами интерпретации художественных и учебных текстов (выделять эпизод в тексте, выразительно читать слова героя, строить диалог, драматизировать, реконструировать текст, дополняя его событиями);
- - различать особенности стихотворной речи и сравнивать с прозаической (наличие или отсутствие рифмы, ритма);
- - указывать на настроение, которое выражает поэтическое произведение;
- - различать в произведении сочетание реалистических событий с необычными, сказочными, фантастическими;
- - понимать авторское отношение к герою;
- - различать поэтическое произведение (стихотворную речь), сказку, загадку, пословицу;
- - определять композицию волшебной сказки (присказка, зачин, общие места, концовка);
- - узнавать отражение сюжета сказок в иллюстрациях;
- - определять образные средства языка сказки: преувеличение, повторы, сравнения;
- - определять вид народной сказки (о животных, бытовую, волшебную) и авторскую сказку о волшебстве по характерным признакам;
- - наблюдать рифму и ритм в стихотворных произведениях;
- - определять синтагмы (речевые звенья) поэтического текста для интонирования наизусть (коллективно и индивидуально);
- - определять композицию (построение) сказки (народной и авторской);
- - определять отношение автора к персонажу, главную мысль сказки в ходе коллективного обсуждения прочитанного в классе произведения;
- - раскрывать смысл предложенных в учебнике пословиц, соотносить их с содержанием прочитанного произведения;
- - пересказывать фрагмент произведения близко к тексту;
- - участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст;
- - выделять особенности быта, традиции, обычаи в башкирских народных сказках;
- - соотносить впечатления от прочитанных и прослушанных произведений с впечатлениями от других видов искусства;
- - составлять викторины, кроссворды, головоломки по прочитанным произведениям;
- - придумывать продолжение и свою концовку читаемого произведения;
- - использовать тематический каталог при выборе книг в библиотеке.
3 класс
Обучающийся научится:
- - читать прозаический текст без предварительной подготовки, поэтический текст после предварительной подготовки (коллективно или индивидуально);
- - осознавать коммуникативно-эстетические возможности башкирского языка на основе изучения произведений башкирской литературы;
- - осознавать родную литературу как национально-культурную ценность народа, как средство сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
- - давать нравственную оценку поступкам героев и обосновывать ее;
- - владеть элементарными приёмами интерпретации и анализа художественных, научно-популярных и учебных текстов (самостоятельное выделение основной мысли целого текста или его фрагмента, выделение главной и второстепенной информации, ответ на поставленный в тексте проблемный вопрос, выявление разных жизненных позиций героев, сопоставление их позиций с собственными убеждениями, создание иллюстраций к тексту);
- - пересказывать (устно) содержание произведения с соблюдением последовательности событий, с опорой на предложенные ключевые слова, вопросы, рисунки, предложенный план;
- - читать по ролям с соблюдением норм произношения, правильно расставляя ударения;
- - различать лирические и юмористические поэтические произведения;
- - определять жанры (сказка, скороговорка, считалка, песня, загадка, рассказы стихотворения) по характерным признакам;
- - определять структуру произведения: начало текста, концовка, последовательность событий. Делить на абзацы и составлять план произведения;
- - определять с пониманием понятия: главная мысль произведения; герой произведения (закрепление понятия главный герой), его характеристика (портрет), оценка поступков;
- - выражать собственное отношение к поступкам главного героя;
- - выделять в произведениях, предложенных учебником, примеры сравнений, олицетворений и эпитетов;
- - сравнивать отражение пейзажной лирики в картинах художников;
- - определять отражение в произведениях нравственно-этических понятий, как дружба, терпение, уважение, взаимопомощь, любовь и забота;
- - понимать роль художников-иллюстраторов, анималистов (без использования термина), помогающих раскрытию содержания произведения;
- - восстанавливать порядок событий в произведении (по предложенным пунктам плана);
- - отличать художественный текст от научно-популярного по существенным признакам;
- - создавать небольшой текст на заданную тему, редактировать его;
- - вести записи в читательском дневнике об авторе, названии, теме и персонаже самостоятельно прочитанного произведения;
- - овладевать понятиями шэжэрэ, кубаир, эпитет, аннотация, портрет главного героя;
- - участвовать в обсуждении прослушанного / прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст;
- - прогнозировать содержание произведения по заглавию, иллюстрации, отрывку;
- - самостоятельно формулировать вопросы к тексту;
- - пользоваться справочными источниками для понимания текста и получения дополнительной информации;
- - выполнять краткосрочные проекты: «Мой город / Моя деревня», «Что означает мое имя?»;
- - составлять ребусы и кроссворды по названиям рек, городов, озер и гор Башкортостана;
- - пользоваться тематической картотекой библиотеки;
- - создавать сказочные объявления и телеграммы;
- - создавать виртуальные видеоролики по тексту юмористического стихотворения (после предварительно проведенной работы).
4 класс
Обучающийся научится:
- - осознавать значимость чтения башкирской литературы для личного развития; для культурной самоидентификации;
- - определять жанровые признаки рассказа, повести, лирического стихотворения, песни, кулямаса, кубаира и эпоса;
- - определять ритмический рисунок стихотворного произведения, особенностей лирического героя;
- - сравнивать два (и более) литературных отрывка с целью выявления основной проблематики произведения, определения авторских средств создания образа и определения авторской позиции по отношению к объекту описания;
- - на основе самостоятельного анализа восстанавливать историю персонажа, этапы развития действия в произведении;
- - различать по общим признакам художественные и нехудожественные произведения, тексты эпического, лирического родов литературы;
- - различать особенности учебного, познавательного текста;
- - определять тему и главную мысль произведений, отнесенных к детскому кругу чтения;
- - в ходе групповой работы создавать сценарии по эпическому произведению, инсценировать фрагмент произведения, создавать презентацию какого-либо замысла;
- - выразительно читать наизусть поэтические и прозаические тексты, создавая в чтении индивидуальный образ того, о чем написано в тексте;
- - создавать отзывы на заданную тему;
- - редактировать собственный текст;
- - пересказывать сюжет самостоятельно прочитанного произведения из детского круга чтения;
- - сравнивать средства создания пейзажа в тексте-описании (эпитеты, сравнения, олицетворения), в изобразительном искусстве (цвет, композиция);
- - различать народную и авторскую песню;
- - определять чувства, которые рождают песни;
- - различать понятия: эпос, композиция произведения (начало, завязка, кульминация, развязка, эпизод), метафора;
- - определять понятие кулямас, как малого жанра в башкирском фольклоре;
- - различать особенности кубаира и эпоса как народного песенного сказа о важном историческом событии в жизни народа;
- - понимать значение лирических произведений как способа передачи чувств людей, автора; пейзажа в творчестве художников как иллюстрация к лирическому произведению;
- - пересказывать сюжет произведения выборочно (в соответствии с заданием);
- - самостоятельно работать с книгой, обращаясь к выходным данным книги для поиска необходимого произведения;
- - ориентироваться в мире литературных текстов, знать некоторые творческие биографии изучаемых авторов и самостоятельно выбирать книги, Интернет-ресурсы для дополнительного чтения;
- - понимать и использовать в речи понятия кулямас, эпос, композиция произведения: начало, завязка действия, кульминация, развязка, эпизод, метафора;
- - понимать и использовать жанровое разнообразие изучаемых произведений (литературная сказка, рассказ, кубаир);
- - различать прозаическую и поэтическую речь;
- - определять художественный вымысел;
- - определять тему, главных героев произведения;
- - владеть понятиями портрет, пейзаж, ритм, рифма;
- - видеть национальное своеобразие сравнений и метафор, понимать их значение в художественной речи;
- - сравнивать средства создания пейзажа в тексте-описании природы в произведениях поэтов и писателей с картинами художников, как иллюстрация к лирическому произведению;
- - определять структурные части рассказа (начало, завязка действия, кульминация, развязка, эпизод);
- - определять особенности юмористического произведения;
- - соблюдать правила юного читателя (как обращаться с книгой, правила поведения в библиотеке);
- - определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста;
- - выполнять элементарные приёмы интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов (постановка проблемного вопроса к тексту, графическое иллюстрирование содержания текста; составление кроссвордов, ребусов, головоломок, инсценировка-обыгрывание отдельных эпизодов текста);
- - понимать отражение исторической обстановки в произведениях о детях (в сельской местности, на войне);
- - узнавать юмористическое произведение (комичность как основа сюжета; герой юмористического произведения); находить средства выразительности в тексте юмористического содержания (художественное преувеличение);
- - осознавать нравственно-этические понятия: друг, дружба, забота, труд, взаимопомощь;
- - пересказывать литературное произведение от имени одного из действующих лиц;
- - иметь представление о первых книгах на Руси и в Башкортостане;
- - участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст; передавать содержание прочитанного или прослушанного с учётом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого);
- - составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учётом коммуникативной задачи (для разных адресатов);
- - самостоятельно выбирать интересующую литературу, формировать и обогащать собственный круг чтения;
- - пользоваться справочными источниками (энциклопедия, аудио- и видеоисточники, мультимедийные носители информации) для понимания текста и получения дополнительной информации.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | ||
Всего | Контрольные работы | Практические работы | |||
1 | Мир вокруг меня | 4 | 0 | 0 | |
2 | Я и моя семья | 3 | 0 | 0 | |
3 | Мой край – Башкортостан | 4 | 0 | 0 | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 11 | 0 | 0 | ||
2 КЛАСС
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | ||
Всего | Контрольные работы | Практические работы | |||
1 | Мир вокруг меня | 10 | 0 | 0 | |
2 | Я и моя семья | 7 | 0 | 0 | |
3 | Мой край – Башкортостан | 17 | 1 | 0 | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 | 1 | 0 | ||
3 КЛАСС
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | ||
Всего | Контрольные работы | Практические работы | |||
1 | Мир вокруг меня | 8 | 0 | 0 | |
2 | Я и моя семья | 6 | 1 | 1 | |
3 | Мой край – Башкортостан | 20 | 1 | 0 | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 | 2 | 1 | ||
4 КЛАСС
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | ||
Всего | Контрольные работы | Практические работы | |||
1 | Мир вокруг меня | 11 | 0 | 0 | |
2 | Я и моя семья | 7 | 1 | 0 | |
3 | Мой край – Башкортостан | 16 | 0 | 1 | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 | 1 | 1 | ||
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата изучения | Электронные цифровые образовательные ресурсы | ||
Всего | Контрольные работы | Практические работы | ||||
1 | Айсылыу Ягафарова «Һыйырҙың быҙауы бар...» («У коровы есть телёнок…») | 1 | ||||
2 | Муса Гали. Загадка «Капелька» («Тамсыҡҡай») | 1 | ||||
3 | Марьям Бикбова. Потешка «Аҡ ҡуян, йомшаҡ ҡуян» («Белый пушистый зайчик») | 1 | ||||
4 | Фарзана Губайдуллина. Сказка «Кем минең әсәйем? («Кто моя мама?») | 1 | ||||
5 | Факиха Тугузбаева. Стихотворение «8 Марта» | 1 | ||||
6 | Гузель Ситдикова. Считалка «Түңәрәк» («Круг») | 1 | ||||
7 | Фаузия Рахимгулова. Юмористическое стихотворение «Бутҡа бешерҙек» («Сварили кашу») | 1 | ||||
8 | Мажит Гафури. Стихотворение «Йәй» («Лето») | 1 | ||||
9 | Башкирская народная сказка «Төлкө менән бүре» («Лиса и волк») | 1 | ||||
10 | Башкирские народные потешки, считалки, загадки. | 1 | ||||
11 | Итоговый урок | 1 | ||||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 11 | 0 | 0 | |||
2 КЛАСС
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата изучения | Электронные цифровые образовательные ресурсы | ||
Всего | Контрольные работы | Практические работы | ||||
1 | Прямое и переносное значение слова. Слово в лирическом стихотворении. | 1 | ||||
2 | Факиха Тугузбаева. Стихотворение «Мин – уҡыусы» («Я – ученик») | 1 | ||||
3 | Зухра Хадыева. Стихотворение «Һәр һөнәр ҙә яҡшы» («Все профессии хороши») | 1 | ||||
4 | Слово поэтическое и прозаическое. Понятия: автор, главный герой, антонимы, синонимы, сравнение (без введения терминов). | 1 | ||||
5 | Факиха Тугузбаева. Стихотворение «Аҙна көндәре» («Дни недели») | 1 | ||||
6 | Сафуан Алибаев. Скороговорка «Беҙҙең мәктәптә һәйбәт» («В школе нашей хорошо») | 1 | ||||
7 | Гариф Гумер. Считалка «Нисә алма?» («Сколько яблок?») | 1 | ||||
8 | Фаузия Рахимгулова. Считалка «Мин бер бөртөк малай» («Я один мальчик») | 1 | ||||
9 | Салават Рахматуллин. Стихотворение «Ауырыным» («Заболел») | 1 | ||||
10 | Миннигуль Хисматуллина. Стихотворение «Наша семья» | 1 | ||||
11 | Расима Ураксина. Песня «Это – я» | 1 | ||||
12 | Айсылыу Ягафарова. Чистоговорка «Я проснулся!» | 1 | ||||
13 | Рауиль Нигматуллин. Считалка «Әгәр тырышһаң» («Если постараться») | 1 | ||||
14 | Катиба Киньябулатова. Стихотворение «Бәлеш бешерҙем» («Испекла пирог») | 1 | ||||
15 | Гузель Ситдикова. Загадка «Өйҙә нисә әсәй?» («В доме сколько мам?») | 1 | ||||
16 | Хасан Шабанов. Чистоговорка «Книга». | 1 | ||||
17 | Муса Гали. Стихотворение «Матур һүҙ» («Красивое слово») | 1 | ||||
18 | Фаузия Рахимгулова. Стихотворение «Өфө буйлап экскурсия» («Экскурсия по Уфе») | 1 | ||||
19 | Особенности стихотворной речи, сравнение с прозаической: рифма, ритм (практическое ознакомление). Абдулхак Игебаев. Стихотворение «Аҡтүш» («Белогрудка») | 1 | ||||
20 | Кадир Даян. Песня «Шыршы матур» («Ёлка красива») | 1 | ||||
21 | Фаик Мухамедзянов. Загадка «Ҡышҡы һыуыҡ» («Зимняя стужа») | 1 | ||||
22 | Тамара Искандарова. Песня «Ҡар яуа» («Снег идет») | 1 | ||||
23 | Николай Сладков. Рассказ «Тылсымлы кәштә» («Волшебная полка», перевод А. Ягафаровой) | 1 | ||||
24 | Рами Гарипов. Стихотворение «Сыйырсыҡ» («Скворец») | 1 | ||||
25 | Мустай Карим. Стихотворение «Осоп кил инде!» («Прилетай скорей!») | 1 | ||||
26 | Нугуман Мусин. Рассказ «Урманда» («В лесу») (отрывок из повести) | 1 | ||||
27 | Виды сказок: (о животных, бытовая, волшебная). Образные средства в сказках (преувеличение, повторы, сравнения и др.) | 1 | ||||
28 | Башкирская народная сказка «Эт үҙенә нисек хужа тапты?» («Как собака нашла хозяина?») | 1 | ||||
29 | Составление викторин, кроссвордов, головоломок по прочитанным произведениям. | 1 | ||||
30 | Загадки о родине, природе, семье, профессиях | 1 | ||||
31 | Чистогоровки, считалки о родине, природе, семье, профессиях | 1 | ||||
32 | Пословицы о родине, природе, семье, профессиях | 1 | ||||
33 | Итоговая контрольная работа | 1 | 1 | |||
34 | Итоговый урок | 1 | ||||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 | 1 | 0 | |||
3 КЛАСС
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата изучения | Электронные цифровые образовательные ресурсы | ||
Всего | Контрольные работы | Практические работы | ||||
1 | Вазих Исхаков. Рассказ «Минең хыялым» («Моя мечта») | 1 | ||||
2 | Гульфия Юнусова. Рассказ «Рәсем төшөрәбеҙ» («Рисуем») | 1 | ||||
3 | Фаузия Рахимгулова. Стихотворение «Йөҙ юл» («Сто дорог») | 1 | ||||
4 | Зульфар Хисматуллин. Рассказ «Уҡыуҙа ярҙам» («Помощь в учебе») | 1 | ||||
5 | Мустай Карим. Повесть «Мәктәп хәтирәләре» («Воспоминания о школе») (отрывок) | 1 | ||||
6 | Шуточные фольклорные произведения – скороговорки, считалки. Особенности скороговорок, их роль в речи. | 1 | ||||
7 | Айсылыу Ягафарова. Чистоговорка «Ҡайсылар уйнай» («Ножницы играют») | 1 | ||||
8 | Катиба Кинзябулатова. Считалка «Һин ҡайҙан?» («Откуда ты родом?») | 1 | ||||
9 | Работа по созданию «виртуального» мультфильма-сказки по тексту юмористического стихотворения по произведению Катибы Кинзябулатовой. «Һин ҡайҙан?» («Откуда ты родом?») | 1 | ||||
10 | Раис Низамов. Рассказ «Йомшаҡ ҡулдар» («Пушистые руки») | 1 | ||||
11 | Ынйыкай Исламгулова. Рассказ «Әсәйемә ярҙам итәм» («Помогаю маме») | 1 | ||||
12 | Раиль Байбулатов. Рассказ «Атайыма ярҙам итәм» («Помощь отцу») | 1 | ||||
13 | Альфинур Вахитова. Стихотворение «Тыуған көн» («День рождения») | 1 | ||||
14 | Фирдаус Хисаметдинова. Статья «Нимә ул шәжәрә?» («Что означает "шэжэрэ?"») (отрывок) | 1 | ||||
15 | Мустай Карим. «Нимә ул тәбиғәт?» («Что такое природа?») (отрывок из повести) | 1 | ||||
16 | Евгений Кучеров. Рассказ «Ҡанатлы дуҫтар» («Пернатые друзья») (перевод Ф. Губайдуллиной) | 1 | ||||
17 | Конторльная работа. | 1 | 1 | |||
18 | Работа по составлению ребусов и кроссвордов по названиям рек, городов, гор и озер Башкортостана. | 1 | 1 | |||
19 | Башкирская народная сказка «Әминбәк» («Аминбек») (отрывок) | 1 | ||||
20 | Русская народная сказка «Төлкө һәм торна» («Лиса и журавль») | 1 | ||||
21 | Загир Махмутов. Сказка «Дүрт миҙгел» («Четыре сезона») | 1 | ||||
22 | Загир Махмутов. Сказка «Дүрт миҙгел» («Четыре сезона») Составление плана сказки. | 1 | ||||
23 | Гилемдар Рамазанов. Стихотворение «Башҡортостан – бай ил». («Башкортостан – край богатый»). | 1 | ||||
24 | Сулейман Муллабаев. Стихотворение «Йомарт йәй» («Щедрое лето») | 1 | ||||
25 | Фарзана Губайдуллина. Рассказ «Ҡурайсы Йомабай Иҫәнбаев» («Кураист Йомабай Исянбаев») | 1 | ||||
26 | Фарзана Губайдуллина. Рассказ «Ҡурайсы Йомабай Иҫәнбаев» («Кураист Йомабай Исянбаев») | 1 | ||||
27 | Танзиля Давлетбердина. Рассказ «Мәктәп йылдары» («Школьные годы») | 1 | ||||
28 | Народные песни, их особенности. | 1 | ||||
29 | Башкирская народная песня «Түңәрәк күл» («Озеро круглое») | 1 | ||||
30 | Кубаир «Минең Уралым» («Мой Урал») | 1 | ||||
31 | Загадки, пословицы, считалки, чистогоровки, скороговорки | 1 | ||||
32 | Загадки, пословицы, считалки, чистогоровки, скороговорки | 1 | ||||
33 | Итоговая контрольная работа | 1 | 1 | |||
34 | Итоговый урок | 1 | ||||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 | 2 | 1 | |||
4 КЛАСС
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата изучения | Электронные цифровые образовательные ресурсы | ||
Всего | Контрольные работы | Практические работы | ||||
1 | Зайнаб Биишева. Стихотворение «Хәйерле көн!» («Добрый день!») | 1 | ||||
2 | Нажия Игезъянова. Рассказ «Уҡыу – ул хеҙмәт!» («Учение – это труд!») | 1 | ||||
3 | Валентина Осеева. Рассказ «Тылсымлы һүҙҙәр» («Волшебные слова») (перевод А. Ягафаровой) | 1 | ||||
4 | Рами Гарипов. Стихотворение «Тыуған тел – һинең донъяң» («Родной язык – твой мир!») | 1 | ||||
5 | Зайнаб Биишева. Рассказ «Талҡаҫ күле» («Озеро Талкас») | 1 | ||||
6 | Зайнаб Биишева. Рассказ «Талҡаҫ күле» («Озеро Талкас») | 1 | ||||
7 | Муса Гали. Считалка «Сәғәт нимә ти?» («Что говорят часы?») | 1 | ||||
8 | Мажит Гафури. Рассказ «Аҡ күл» («Белое озеро») | 1 | ||||
9 | Факиха Тугузбаева. Рассказ «Тәмле һүҙҙәр» («Вкусные слова») | 1 | ||||
10 | «Шихандар – тәбиғәт ҡомартҡылары» («Шиханы – памятники природы») | 1 | ||||
11 | «Шихандар – тәбиғәт ҡомартҡылары» («Шиханы – памятники природы») | 1 | ||||
12 | Рашит Нигмати. Поэма «Нимә ул Ватан?» («Что такое Отечество?») (отрывок) | 1 | ||||
13 | Ризаитдин Фахретдинов. Рассказ «Тәрбиәле бала» («Воспитанный ребенок») | 1 | ||||
14 | Альбина Рамазанова. Рассказ «Ялҡаулыҡ кешене боҙа» («Лень портит человека») | 1 | ||||
15 | Башкирская народная сказка «Олатайым васыяттары» («Завещание дедушки») | 1 | ||||
16 | Картины народного художника Ахмата Лутфуллина: «Өс ҡатын» («Три женщины») | 1 | 1 | |||
17 | Картины народного художника Ахмата Лутфуллина: «Әсәйем портреты» («Портрет матери») | 1 | ||||
18 | Марсель Салимов. Юмористический рассказ «Алдашыу – насар ғәҙәт» («Обман – не к лицу») | 1 | ||||
19 | Эпос «Урал батыр» (отрывок) | 1 | ||||
20 | Кубаир «На Урале» («Уралда») (отрывок) | 1 | ||||
21 | Луиза Ихсанова. «Башҡортостан – йырҙар иле» («Башкортостан – страна песен») | 1 | ||||
22 | Песня «Шаймуратов генерал» (сл. Кадира Даяна, муз. Загира Исмагилова) | 1 | ||||
23 | «Башкирские города» | 1 | ||||
24 | Раис Афлятунов. Рассказ «Башҡорт бейеүе» («Башкирский танец») | 1 | ||||
25 | Василий Власов. «Башҡорт балы» («Башкирский мёд») | 1 | ||||
26 | Творчество художника Александра Бурзянцева. Пейзаж: «Ҡариҙел», («Караидель») | 1 | ||||
27 | Творчество художника Александра Бурзянцева. Пейзаж: «Ҡыш, һау бул!» («Прощай, зима!») | 1 | ||||
28 | «Асылыкүл – Башҡортостан ынйыһы» («Асылыкуль – жемчужина Башкортостана») | 1 | ||||
29 | Мустай Карим. «Ҡайын япрағы тураһында» стихотворение («О берёзовом листке») (отрывок, 1 часть) | 1 | ||||
30 | Башкирская народная сказка «Ҡурай» («Курай») | 1 | ||||
31 | «Ҡымыҙ» («Кумыс») (научно-популярный текст из «Башкирской энциклопедии») | 1 | ||||
32 | Первые рукописные книги башкир и татар: поэма Кул Гали «Кисса-и Йусуф». Первый «Букварь для башкир» автора В. В. Катаринского (1892 г.) | 1 | ||||
33 | Проектная работа: «Природные памятники Башкортостана» | 1 | 1 | |||
34 | Загадки, пословицы, считалки, чистогоровки, скороговорки | 1 | ||||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 | 1 | 1 | |||
Учебно-методическое и информационно-ресурсное обеспечение
Учебно-методическая литература
- Агишева, Р. Л. Фольклор и литература Башкортостана: учебная хрестоматия для детей дошкольного и младшего школьного возраста / Р. Л. Агишева. – Уфа: Китап, 2011. – 175 с.
- Башкирское народное творчество: Том 5. Исторический эпос (на башкирском языке). – Уфа: Китап, 2000. – 392 с.
- Башкортостан: Краткая энциклопедия (на башкирском языке). – Уфа: Башкирская энциклопедия, 1997. – 672 с.
- Галлямов, А. А. Алифба: учебник для башкирских школ / А. А. Галлямов. – 14-ое изд. – Уфа: Китап, 2010. – 144 с.
- Кучеров, Е. В. Природа Башкортостана: (Времена года): Кн. для чтения в 3–4-х кл. / Е. В. Кучеров. – Уфа: Башкирское книжное издательство «Китап», 1994. – 126 с.
- Кучеров, Е. В. Животный мир Башкортостана. / Е. В. Кучеров. 2-е изд. перераб. и доп. – Уфа: Башкирское книжное издательство «Китап», 1994. – 126 с.
- Муртазина, Ф. Ф. Башкирский язык: учебное пособие для 1 класса для изучения родного (башкирского) языка и литературы в общеобразовательных организациях с русским языком обучения (на башкирском языке) / Ф. Ф. Муртазина, З. Г. Нафикова. – 2-е издание. – Уфа: Китап, 2017. – 176 с.
- Муртазина Ф. Ф. Башкирский язык: учебное пособие для 2 класса для изучения родного (башкирского) языка и литературы в общеобразовательных организациях с русским языком обучения (на башкирском языке) / Ф. Ф. Муртазина, З. Г. Нафикова. – 2-е издание. – Уфа: Китап, 2017. – 216 с.
- Нафикова, З. Г. Башкирский язык: учебное пособие для 3 класса для изучения родного (башкирского) языка и литературы в общеобразовательных организациях с русским языком обучения (на башкирском языке) / З. Г. Нафикова, Ф. Ф. Муртазина. – 2-е издание. – Уфа: Китап, 2017. – 160 с.
- Нафикова, З. Г. Башкирский язык: учебное пособие для 4 класса для изучения родного (башкирского) языка и литературы в общеобразовательных организациях с русским языком обучения (на башкирском языке) / З. Г. Нафикова, Ф. Ф. Муртазина. – 2-е издание. – Уфа: Китап, 2017. – 176 с.: рис.
- Нафикова, З. Г. Волшебные звуки: методическое пособие на башкирском языке / З. Г. Нафикова, Ф. Г. Азнабаева. – Уфа: Китап, 2010. – 136 с.
- Радуга: учебное издание: хрестоматия для детских садов (на башкирском языке) / авторы-составители: Ф Ш. Ягафарова, М. Б. Юлмухаметов. – Уфа: Башкирское книжное издательство «Китап», 1995. – 216 с.
- Салимов Н. А. Не захотелось куклой стать: стихи для детей (на башкирском языке) / Н. А. Салимов. – Уфа: Башк. кн. изд-во, 1992. – 46 с.
- Тулумбаев Х. А. Волшебный подарок: книга для внеклассного чтения в 1 классе русскоязычных школ (на башкирском языке) / Х. А. Тулумбаев, М. С. Давлетшина, Р. А. Абуталипова. – Уфа: Башкирское книжное издательство «Китап», 1995. – 248 с.
- Урал батыр: Башкирский народный эпос (на башкирском языке) / вступ. ст., подготовка текстов Ф. Надршиной. – 2-е изд., стер. – Уфа: Информреклама, 2005. – 468 с.
- Хисамитдинова Ф. Г. Башкирский язык для малышей (на башкирском языке) / Ф. Г. Хисамитдинова. – Уфа: Башкирская энциклопедия, 2002. – 120 с.
Словари
- Русско-башкирский, башкирско-русский словарь / авторы-составители: Ф. Г. Хисамитдинова, Р. Т. Муратова. – Уфа: «Маленький гений Башкортостана», Учебно-методический центр «Эдвис», 2014. – 192 с.
- Саяхова Л. Г. и др. Русско-башкирский учебный словарь / Л. Г. Саяхова, З. Г. Ураксин, Ф. Ф. Асадуллина, З. Г. Сахипова / под редакцией Л. Г. Саяховой и З. Г. Ураксина. – Уфа: Китап, 2001. – 336 с.
- Толковый словарь башкирского языка (для школьников начальных классов) / сост. Н. Ф. Суфьянова, З. А. Сиразитдинов, З. Г. Ураҡсин. – Уфа: Китап, 2011. – 336 с.
Информационные ресурсы
- Антология детской литературы (на башкирском языке). – Уфа: Башкирское книжное издательство, 1986. – Кн. 2. – Уфа: Башк. кн. изд-во, 1987. – 319 с.: портр. // URL: https://kitapufa.ru/catalog/detskaya/antologiya_detskoy_literatury_avt_sost_farzana_gubaydullina/ (дата обращения: 05.07.2022).
- Башкирский язык для 1 класса: учебное пособие / Муртазина Ф. Ф. и др. // URL: http://kitap-ufa.ru/information/books2/bash_yaz_1klass.PDF (дата обращения: 05.06.2022).
- Башкирский язык для 2 класса: учебное пособие / Муртазина Ф. Ф. и др. // URL: http://kitap-ufa.ru/information/books2/bash_yaz_2klass_murtazina.PDF (дата обращения: 05.06.2022).
- Башкирский язык для 3 класса: учебное пособие / Нафикова З. Г. и др. // URL: http://www.kitap-ufa.ru/information/books2/bash_yaz_3_murtazina.PDF (дата обращения: 05.06.2022).
- Башкирский язык для 4 класса: учебное пособие / Нафикова З. Г. и др. // URL: http://www.kitap-ufa.ru/information/books2/bash_yaz_4_murtazina.PDF (дата обращения: 05.06.2022).
- Вахитова, Р. К. Самоучитель башкирского языка: учебное пособие / Р. К. Вахитова, Ф. С. Искужина, Г. Д. Ибрагимов, Э. Ф. Рахимова, Р. Т. Фазлытдинов. – Уфа: Гилем, 2009. – 159 с. // URL: https: / / ufa-edu.ru / advertising/Вахитова%20Р.К.%20и%20др.%20Самоучитель%20башкирского%20языка.pdf (дата обращения: 16.04.2022.).
- Кусимова Т. Х. В мире имён. Словарь башкирских имён [PDF] / Т. Х. Кусимова. – Уфа: Китап, 2005. – 224 с. // URL: http://vk.com/doc166458090_220194404?hash=5d3c375eb3f..] (дата обращения: 05.06.2022).
- Мультфильмы, обучающее видео, приложения и игры на башкирском языке // URL: https://balalar.org/ (дата обращения: 05.06.2022).
- Надршина Ф. А. Башкирские народные песни, песни-предания [PDF] http://vk.com/doc166458090_220197783?hash=d60cde4a5d5.. // URL: (дата обращения: 05.06.2022).
- Онлайн-уроки башкирского языка // URL: https://basic.bashlang.ru/course.php (дата обращения: 05.06.2022).
- Русско-башкирский и башкирско-русский переводчик слов и текста онлайн // URL: http://bash-perevod.ru/ (дата обращения: 05.07.2022).
- Усманова М. Г. Башкирский язык: теория: 5–9 классы / М. Г. Усманова, Ф. Ф. Абдуллина. – Уфа: Китап, 2013. – 128 с. // URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01006709509 (дата обращения: 22.06.2022).
- Усманова М. Г. Грамматика башкирского языка для изучающих язык как государственный / М. Г. Усманова. – Уфа: Китап, 2006. – 128 с. // URL: Grammatika_bashkirskogo_yazyka.pdf (дата обращения: 05.05.2022).
- Хисамитдинова Ф. Г. Интенсивный курс изучения башкирского языка // URL: Intensivny_kurs_bashkirskogo_yazyka.pdf (дата обращения: 05.06.2022).
- Хисамитдинова Ф. Г. Башкирский язык за 25 уроков / Ф. Г. Хисамитдинова, Р. А. Ахмедьянов, И. Р. Ахмедьянова: серия «Учебная литература» / Электронное издание ДИНИЛ «Интеллектуальный полигон». – Екатеринбург, 2011 // URL: 0391996_696AE_hisamitdinova_f_g_bashkirskiy_yaz.. (дата обращения: 05.07.2022).
- Электронный учебник башкирского языка для русскоязычных школ // URL: http://tel.bashqort.com/files/doc_download/3-----5-11- (дата обращения: 05.06.2022).
- 8 приложений, помогающих изучить башкирский язык // URL: https://addnrb.ru/novosti/7-prilozhenij-pomogajushhih-izuchat-bashkirskij-yazyk/ (дата обращения: 05.07.2022).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению для 1 клас
Рабочая программа курса «Литературное чтение» разработана на основе авторской программы, Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, М.В.Головановой, Москва «Просвещение», 2007. Авторская программа соо...
Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса
Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса. образовательная система "Школа 2100"...
Рабочая программа по литературному чтению на родном (татарском) языке. 3 класс
3 нче сыйныф өчен туган телдә әдәби укудан эш программасы түбәндәге документларга нигезләнеп төзелде: 1.МБГБУ “ Р.Ш.Фәрдиев исемендәге татар гимназиясе”нең башлангыч гому...

Календарно-тематическое планирование уроков литературного чтения на родном (тат) языке 1-4 классы
Календарно-тематическое планирование уроков литературного чтения на родном (тат) языке 1-4 классы...

КТП по литературному чтению на родном (русском) языке для 8 класса
КТП по литературному чтению на родном (русском) языке для 8 класса...
Разработка урока по литературному чтению на родном башкирском языке для 2 класса "Миңлеғәли Шайморатов - башҡорт халҡының милли батыры" , "Минигали Шаймуратов - национальный герой башкирского народа "
Конспект урока по родной башкирской литературе для 2 класса общеобразовательных школ с русским языком обучения....
