Инклюзивное образование. Дистанционные формы обучение.
статья на тему

Сообщение для муниципального объединения учителей иностранных языков об инклюзивном дистанционном образовании в МОУ «Гимназия №1» г.Балаково
 


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Inklyuzivnoe_obrazovanie_Bodrova_I.V..docx283.57 КБ

Предварительный просмотр:

Инклюзивное образование. Дистанционные формы обучение.

Сообщение учителя английского языка

высшей квалификационной категории

МОУ «Гимназия №1» г.Балаково

Бодровой Инны Викторовны

(для муниципального объединения

учителей иностранных языков)

Презентация (без видео)  размещена по адресу http://moemesto.ru/innabodrova/link/12823966

Эпиграф (слайд 2)

  (слайд 3)  Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования (ст. 43 Конституции РФ). Правовую основу организации дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, составляют, прежде всего, Закон Российской Федерации от 10 июля 1992г. N3266-1 "Об образовании", Федеральный закон от 24 ноября 1995г. N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и приказ Минобрнауки России от 6 мая 2005г. N137 "Об использовании дистанционных образовательных технологий".

(щелчок) На основании статьи 18 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" детям-инвалидам, по состоянию здоровья временно или постоянно не имеющим возможности посещать образовательные учреждения, с согласия их родителей должны быть созданы необходимые условия для получения образования по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому.

(щелчок) В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». В статье двадцать четвертой Конвенции говорится том, что в целях реализации права на образование государства-участники должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека.

 Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах.

В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

      Инклюзивное образование  – это форма образования, которую ребенок получает в домашних условиях, а сам процесс обучения осуществляется по индивидуальному учебному плану. Рекомендуется детям, которые по медицинским показаниям не могут                                                                                                                                                            обучаться непосредственно в образовательном учреждении. Задачей индивидуального обучения на дому является освоение учащимися образовательных программ в рамках государственного образовательного стандарта. Нормативная база индивидуального обучения на дому определяет общие положения организации процесса обучения, права и обязанности участников образовательного процесса.

(слайд 4)  Восемь принципов инклюзивного образования:

1.    Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

2.    Каждый человек способен чувствовать и думать;

3.    Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;                                                                                                                                                          

4.    Все люди нуждаются друг в друге;                                    

5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

6.    Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

7.   Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

8.    Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

  Проблема образования детей с ограниченными возможностями имеет статус национального приоритета. Поэтому для её реализации необходимо воспользоваться социально-инновационными технологиями и практическими навыками, используя отечественный и зарубежный опыт. Это позволит раскрыть необходимый обществу индивидуальный потенциал каждого человека.                                                                                                                                                                                  

  Безусловно, стартовым условием для интеграции инвалидов в общество является создание партнерства власти, бизнеса, гражданского общества и, безусловно, образования. Поскольку у людей с ограниченными возможностями расширяются другие каналы восприятия мира, обостряются другие чувства, необходимо предоставить им возможность общаться на уровне современного общества, задействовать их интеллектуальный потенциал, чтобы развивать участие инвалидов в нашей жизни. Эффективным средством организации образования детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные учреждения и нуждаются в обучении на дому, является развитие дистанционной формы их обучения с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.

   Дистанционное обучение – комплекс образовательных услуг, предоставляемых детям-инвалидам с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.). Для осуществления дистанционного обучения необходимо мультимедийное оборудование (компьютер, принтер, сканер, веб-камера и т.д.), с помощью которого будет поддерживаться связь ребенка с центром дистанционного обучения. В ходе учебного процесса проходит как общение преподавателя с ребенком в режиме онлайн, так и выполнение учащимся заданий, присланных ему в

                                                                                                                                                         

электронном виде, с последующей отправкой результатов в центр дистанционного обучения. Дистанционное обучение детей – инвалидов  рекомендуется осуществлять индивидуально.

   Необходимым условием организации дистанционного обучения является активное включение в деятельность родителей обучающихся. Эта особенность, как правило, реализуется через согласование с родителями индивидуального образовательного маршрута и единой программы воспитания, обучение родителей информационно-коммуникативным технологиям. Со стороны родителей или лиц их заменяющих необходима заинтересованность к урокам в дистанционном режиме. На начальном периоде обучения, при освоении работы на компьютере нужно помогать ребёнку выполнять                                                                                                                                                          

учебные действия, осваивать умения и навыки работы в электронной оболочке. Данная технология может быть использована и при обучении школьников, временно не посещающих учебное заведение по медицинским показаниям.

(слайд 5) В таком случае можно рекомендовать следующие направления организации дистанционного обучения:

- Свободный темп работы, неограниченный временными рамками;

- Удобное для учащегося место занятий, домашняя обстановка;

- Модульность обучения, где каждый отдельный курс создаёт целостное представление об определённой области знаний;

- Личностно-ориентированный подход в обучении;

- Разнообразие педагогических технологий, использование различных методов, форм и средств взаимодействия в процессе самостоятельного, но контролируемого освоения знаний, умений и навыков.

Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения среднего, профессионального и высшего образования. Ее целью является создание безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями. Данный комплекс мер подразумевает как техническое оснащение образовательных учреждений, так и разработку специальных учебных курсов для педагогов и других учащихся, направленных на развитие их взаимодействия с инвалидами. Кроме этого необходимы специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении.

По данным Министерства образования и науки РФ, в 2008 – 2009 гг. модель инклюзивного образования внедряется в порядке эксперимента в образовательных учреждениях различных типов в ряде субъектов Федерации: Архангельской, Владимирской, Ленинградской, Московской, Нижегородской, Новгородской,                                                                                                                                                                                       Самарской, Томской и других областях. С 2010 – 2011 учебного года такое образование вводится в четырёх городах нашей области (Энгельсе, Саратове, Вольске и Балаково). Создаются центры  дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. (слайд 6) http://www.youtube.com/watch?v=winGMhbQbEI

                                                                                                                                                           

(слайд 7) Здесь вы видите  фотографии Тамбовского центра  дистанционного обучения.  

                                                                                                                                                 

Нам о таком пока приходится только мечтать (слайд 8)

Правила проведения дистанционных уроков учителями на сайте i-школы (http://iclass.home-edu.ru/)

  1. Дистанционный урок проводится по заранее составленному расписанию.
  2. Дистанционный урок может быть начат при условиях:

(слайд 9) – заходим в оболочку i-школы

(слайд 10) – выбираем учебный предмет

(слайд 11) – выбираем курс

(слайд 12) – пример урока

(слайд 13) – пример игры

(слайд 14) – пример контрольной работы

  1. учитель находится в дистанционной оболочке i-класса, а именно в классе, по материалам которого планируется проведение урока
  2. учитель использует возможность для оперативной связи с учеником (чат, скайп, обмен внутренними сообщениями, телефон)
  3. учитель посылает текстовое сообщение в начале урока в обмен сообщениями i-class Администратору дистанционных занятий по форме: имя ученика, урок (Например: «Ученик Федоров Дима, русский язык»)
  1. Учитель инициирует контакт с ребенком в начале урока, объявляет задачи урока и план его проведения, приглашает ребенка к общению в программах для он-лайн взаимодействия, момент завершения урока также обозначается учителем.

                                                                                                                                                 

  1. В течение всего урока, независимо от выбранной формы его проведения, учитель находится в классе и доступен в программе для оперативного он-лайн взаимодействия (чате, скайпе или др.)
  2. При отсутствии ученика в дистанционной оболочке i-класс учитель старается выяснить причины его отсутствия (индивидуальный форум ребенка, телефонный звонок ребенку, завучу) и сообщает о несостоявшемся уроке завучу.                                                                                                                                                                          

                                                                                                                                                                         

(слайд 15) http://www.youtube.com/watch?v=MKNaWoQxCAw

Стоит отметить, что при наличии возможности следует также обеспечивать участие детей-инвалидов вместе с другими детьми в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий.  

                                                                                                                                                     

 Конечно же, есть и определённые трудности. Для их обсуждения было создано сообщество «Методическое сопровождение дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья» (слайд 16) На этом сайте учителя, методисты, родители, дети, и все заинтересованные лица могут принять участие в обсуждении волнующих вопросов. Одной из наиболее обсуждаемых является следующая тема: «Определение наиболее значимых проблем  дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья»

 Были выделены следующие трудности:

- недостаточное владение компьютером учащихся и их родителей;

- методические особенности при подготовке;

- техническая сторона преподавания;

- психологичекие особенности детей.

Мне кажется, что наибольшие затруднения в дистанционном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья могут вызвать:

компьютерная малограмотность родителей, детей, учителей;

техническое оснащение;

трудности при разработки модулей учителем;

 

 На мой взгляд, в дистанционном обучении учтены особенности не всех детей с ООП. Компьютерная безграмотность детей и их родителей препятствует во многом усвоению материала. Да и отсутствие у детей достаточного общения с одноклассниками и не только также не позволяет считать дистанционное обучение панацеей. Утомляемость учащихся имеет место быть.

 На сегодняшний день в России с помощью дистанционного обучения можно получить не только среднее, но и высшее образование – в программы дистанционного обучения активно включились многие отечественные вузы.

Заключение.

Каждый ребенок имеет право на образование. Каждый ребенок хотел бы посещать детский сад, а затем школу, однако сегодня не все дети имеют такую возможность. Хочется  верить, что инклюзивное образование – именно тот путь, который позволит каждому ребенку получать необходимое образование. Сегодня, совместными усилиями правительства, родителей, коммерческих и некоммерческих организаций, мы делаем первый шаг в сторону инклюзивному образованию.

Ресурсы:

http://www.youtube.com/watch?v=NkFpmmEmYAM 

http://www.deti.rian.ru/spravki/20091102/200002358.html 

http://gimnazi1.edusite.ru/p34aa1.html

http://community.centersot.org/index/groups/viewgroup/40-Методическое+сопровождение+дистанционного+обучения+детей+с+ограниченными+возможностями+здоровья.html

http://www.mou13school.narod.ru/inklyuziv_obr.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное (инклюзивное) образование как фактор обучения детей с ограниченными возможностями в здоровье

Раскрываается вопрос интегрированного (инклюзивного) образования–  процесса развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех (в плане приспособления к различным...

Дистанционное обучение школьников. Принципы и средства дистанционного обучения. Развитие дистанционной формы обучения в школьном образовании.

В статье помещен материал, который поможет организовать дистанционное обучение в школе. Поможет понять сущность такого обучения, его принципы....

Использование дистанционных форм обучения во внеурочной деятельности как ресурса повышения качества образования учащихся

Использование дистанционных форм обученияво внеурочной деятельности как ресурса повышения качества образования учащихся...

Дистанционное обучение школьников Принципы и средства дистанционного обучения Развитие дистанционной формы обучения в школьном образовании.

Дистанционное обучение школьников в последние годы становится одним из перспективных направлений модернизации общего образования, с которым связано развитие системы открытого образования, расширение д...

«Дистанционная форма обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, как средство обеспечения доступного качественного дополнительного образования»

В настоящее время обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности, их социальная адаптация - один из приоритетных вопросов не только для российского образования, но и для общ...

Использование онлайн-сервиса Google Формы для создания обобщающего урока в формате, пригодном для очной и дистанционной форм обучения

Представленная статья посвящена актуальной в период пандемии и в угрожаемый период проблеме - созданию и организации урока, в равной мере пригодного как для проведения при очной форме обучения, так и ...

Дидактические материалы для занятий. Материал при дистанционной форме обучения. Презентации с выполнением упражнений на основе комплексов ЛФК для проведения теоретических и практических занятий по физической культуре при дистанционной форме обучения.

Дидактические материалы для занятий. Материал при дистанционной форме обучения. Специальность 34.02.01 Сестринское дело. Специальность 31.02.03 Лабораторная диагностика. Для всех курсов. Очная форма о...