Современные технологии в обучении иностранному языку (проектная деятельность)
материал по теме

Проектная деятельность в обучении иностранным языкам. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современные технологии в обучении иностранному языку.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года так определяет социальные требования к системе школьного образования: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны ».

В этом свете важнейшая задача школы ― формирование полноценных граждан своей страны. А от решений этой задачи во многом зависит, чем будут заниматься повзрослевшие школьники, какую профессию изберут, и где будут работать.

Школа не может дать человеку запас знаний на всю жизнь. Но она в состоянии дать школьнику основные базовые ориентиры основных знаний. Школа может и должна развивать познавательные интересы и способности ученика, привить ему ключевые компетенции, необходимые для дальнейшего самообразования.

Модернизация содержания образования в России на современном этапе развития общества не в последнюю очередь связана с инновационными процессами в организации обучения иностранным языкам.

Приоритетным направлением развития современной школы стала гуманистическая направленность обучения, при котором ведущее место занимает личностный потенциал (принцип). Он предполагает учет потребностей и интересов обучающегося, реализацию дифференцированного подхода к обучению.

Сегодня в центре внимания ― ученик, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому основная цель современного учителя -  выбрать методы и формы организации учебной деятельности учащихся, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

В последние годы все чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком.

Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, свое творчество. Задача учителя ― активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам. Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использования новых информационных технологий, Интернет-ресурсов помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей, их уровня обученности.

Одной из технологий, обеспечивающей личностно-ориентированное обучение, является метод проектов, как способ развития творчества, познавательной деятельности, самостоятельности.

При реализации стратегий личностно ориентированого обучения и воспитания школьников с использованием метода проектов меняется роль учителя. Он становится организатором самостоятельной работы учащихся, используя разнообразные формы и методы учебной деятельности, позволяющий раскрыть опыт ученика, стимулирует учащихся к высказываниям на ия, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, дать неправильный ответ, помогает ученикам выбирать наиболее значимые и  интересные для них виды и формы работы, поощряет стремления каждого находить свой способ решения проблемы, выбирать и осваивать наиболее рациональные пути. Работа над проектом позволяет каждому ученику проявить инициативу, самостоятельность, создаёт обстановку для естественного самовыражения учащихся на иностранного языка, давая возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности, поведении, общении.

Проектная деятельность ― это деятельность головой подумать (задумать), сердцем (эмоции), рукой (результат ― нечто, что можно взять в руки).

У проектной деятельности есть существенная педагогическая подоплёка ― научить детей подчиняться другим, попробовать себя в разных социальных ролях. Первостепенная задача проекта ― помещение детей в некое социальное поле.

Проектная деятельность учит детей работать сообща, в коллективе, уметь подставить плечо, где он может, взять ответственность на себя.

Критерии проектной работы для урока иностранного языка:

-самостоятельный поиск с использованием различных средств (словари, интернет, справочная литература и т.д.). Ученик использует иностраннsq язык, как средство достижения цели;

-наличие презентабельного материала, (постер, брошюра, фильм, мероприятия в школе, наглядный материал, альбомы, газеты и т.д.);

-связь с жизнью (выход конкретного продукта).

        Фазы проектной деятельности:

  1. подготовка ― нахождение идей, гипотез, вопросов, которые нужно решить. Определение содержания (что известно, а что нужно узнать);

2)планирование ― ребята составляют некий вопросник (что нужно ― какая литература, учреждение, интернет и прочие источники. Кто может помочь ответить на вопросы (власть, ответственные работники и т.д.) Какие технические средства нужны (камера, фотоаппарат) и где их взять. Какие методы исследования можно использовать (анкета, интервью). Выбрать форму презентации ― в форме чего будет выход;

3) анализационная работа ― поиск адресов источников, библиотек; установление временных  прочих рамок; составление каталога вопросов для опроса; установить распределение ответственностей, если это группа (кто за что отвечает);

4) фаза сбора информации - запланировать регулярные встречи, обсуждения;

5) фаза оценки информации - всё оценивается, что лучше, отсекается ненужное,т.е. момент принятия решения. Решают в какой форме презентация, где, в какое время, генеральная репетиция и т. д.;

6) фаза ― презентация (оценка только «4» или «5»);

7) днём позже ― фаза оценки (что можно было сделать иначе, что в колонку плюс, что в минус, что учесть в следующий раз. Сначала дети анализируют, а потом учитель, затем об ошибках. Учитель должен обращать внимание на компоновку группы.

                Формы проектов:

1) мини проект (от 30 минут до 4 уроков);

2) краткосрочный (до 1 месяца);

3) средней продолжительности (от 2 месяцев до полугода);

4) долгосрочный (от полугода до года).

По предметам:

  1. монопредметные;
  2. межпредметные;

По количеству участников:

  1. индивидуальные;
  2. парные;
  3. групповые.

Очень важный момент ― выбор тематики проектов. Конечно, темы могут быть предложены в рамках учебника, который является основным, но могут быть сформулированы учителем с учётом учебных и воспитательных задач, а также самими учениками.

Тематика проектов может касаться какого-либо теоретического  вопроса, с целью углубить знания учеников по нему, дифференцировать процесс обучения. Чаще же темы проектов относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для жизни школьника в социуме, требующему привлечения его собственного жизненного опыта.

              Некоторые примеры проектов:

  1. 9кл. «a guide to your City” - соединить все материалы в общий путеводитель;
  2. 10-11кл.(проф. классы) проект «Какие научные открытия сыграли наиболее важную роль в истории человечества»;
  3. 7-9 кл. «Почему мы учим английский язык» - коллаж и комментарии;
  4. Прочитанный рассказ, басня – представление на сцене;
  5. «Твой кумир и его артистический портрет» - плакат;
  6. Плакаты по грамматике (единый цвет, размер, шрифт);
  7. Младшие школьники «Моё любимое животное»- плакат, рассказ;
  8. Тема «Времена года» - календарь для кабинета;
  9. Спорт- какие секции в школе, уроки физкультуры (фото). Диаграммы – какие секции более популярны. Итог – плакат.
  10. «Самая известная улица вашего города» (где расположена, что там находится, что можно посетить), оформить в виде коллажа, брошюры с фотографиями;
  11. «Ваши любимые TV программы». Провести социологическое исследование в классе, школе. Выход – плакат с диаграммой и комментариями.
  12. «Ваши музыкальные предпочтения». Исследование – плакат, сообщение.
  13. «Самое значительное событие в вашей школе» - сделай плакат-рекламу, иллюстрируй фото.

Типология проектов разнообразна. По М. Е. Брейгиной, проекты могут подразделяться  на монопроекты, коллективные, устно-речевые, видовые, письменные и Интернет-проекты. Хотя в реальной практике зачастую приходится иметь дело со смешанными проектами, в которых имеются признаки исследовательских, творческих, практико-ориентированных и информационных. Работа над проектом ― это многоуровневый подход к изучению языка, охватывающий чтение, аудирование, говорение и грамматику.

Метод проектов способствует развитию активного самостоятельного мышления  учащихся и ориентирует их на совместную исследовательскую работу. На мой взгляд, проектное обучение актуально тем, что учит детей сотрудничеству, а обучение сотрудничеству воспитывает такие нравственные ценности, как  взаимопомощь и умение сопереживать, формирует творческие способности и активизирует обучаемых. В общем, в процессе проектного обучения, прослеживается неразрывность обучения и воспитания.

Метод проектов формирует у учащихся коммуникативные навыки, культуру общения, умения кратко и доступно формулировать мысли, терпимо относиться к мнению партнёров по общению, развивать умение добывать информацию из разных источников, обрабатывать её с помощью современных компьютерных технологий, создает языковую среду, способствующую возникновению естественной потребности в общении на иностранном языке.

Проектная форма работы является одной из актуальных технологий, позволяющих учащимся применить накопленные знания  по предмету. Учащиеся расширяют свой кругозор, границы владения языком, получая опыт от практического его использования, учатся слушать иноязычную речь и слышать, понимать друг друга при защите проектов. Дети работают со справочной литературой, словарями, компьютером, тем самым создается возможность прямого контакта с аутентичным языком, чего не дает изучение языка только с помощью учебника на уроке в классе.

Работа над проектом ― процесс творческий.  Учащийся самостоятельно или под руководством  учителя занимается поиском решений какой-то проблемы, для этого требуется не только знание языка, но и владение большим объемом предметных знаний, владение творческими, коммуникативными  и интеллектуальными умениями. В курсе иностранных языков метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме. Работа над проектами развивает воображение, фантазию, творческое мышление, самостоятельность и другие личностные качества.

Многие проекты используем не только на уроках английского языка, но и на классных часах, школьных и внеклассных мероприятиях. Традиционно, каждый год в апреле в нашем лицее проходят Гагаринские чтения. В рамках этого мероприятия мы подготовили и провели пресс-конференцию на английском языке по теме: « Визит Ю.А. Гагарина в Великобританию». Проект был спланирован в виде встречи современных школьников с журналистами   60-х годов, которые освещали визит Юрия Гагарина в Великобританию. В роли тех и других выступали две группы наших учеников – учащиеся 8 А и 10 А классов. В ходе реализации этого проекта была проведена большая подготовительная работа. Ребята нашли редкие фотографии, кадры кинохроники, очень много интересной информации. Весь собранный материал был оформлен в виде компьютерной презентации.

Мероприятие прошло интересно и познавательно, как для учащихся так и присутствующих гостей.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные педагогические технологии в обучении иностранному языку – как путь к успеху современного специалиста в сфере обслуживания.

В современной сфере обслуживания отведенная роль значению английского языка становится очевидной. Ежегодно нашу страну посещают миллионы туристов, которые в первую очередь сталкиваются с предста...

презентация Power Point: «Проектная технология при обучении иностранному языку в условиях реализации ФГОС».

Проектная  методика  является  передовой  педагогической   технологией обучения, необходимость использования, которой в условиях современного образования обусловлена инно...

Проектная методика как одна из современных технологий при обучении иностранному языку.

Одной из технологий, обеспечивающей личностно – ориентированное воспитание и обучение, является метод проектов, так как он практически вбирает в себя и другие современные технологии, например такие, к...

Применение современных технологий при обучении иностранному языку

В настоящее время в педагогическую практику прочно вошло понятие педагогической технологии. Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве. Другими с...

Современные технологии в обучении иностранному языку.

Технологии и сайты необходимые для самостоятельного и углубленного изучения английского языка.Методы и приемы применяемые для работы....