Статья: "Организация обучения иностранному языку в 3 классе общеобразовательных учреждений в России"
статья по теме

Отличительные черты третьеклассников, их возможности и особенности подхода к обучению детей в этом возрасте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Доклад

на тему «Организация обучения иностранному языку в 3 классе общеобразовательных учреждений в России».

Брамбалова А.Е.

2009 г.

   В 2002-2003 учебном году учащиеся вторых классов большинства общеобразовательных учреждений приступили к изучению иностранного языка. Это подтверждает существующий сегодня в обществе интерес  изучению иностранных языков, важность данного учебного предмета для развития личности, формирования ее готовности к межнациональному и межкультурному сотрудничеству.

    Следует отметить, что к третьему классу учащиеся уже успели накопить некоторый опыт учебной деятельности, который может оказать существенную помощь в овладении иностранным языком. Третьекласснику, например, легче ориентироваться в книге, самостоятельно выполнять домашние  задания, работать в паре, группе.

    Не менее важно, что у третьеклассника в большей степени развиты, по сравнению с первым годом изучения иностранного языка, специальные учебные умения: догадываться о значении иностранного слова по сходству его звучания со словом родного языка, пользоваться словарем учебника и читать знаки международной транскрипции.

     Однако необходимо учитывать, что у третьеклассников все еще недостаточно развито произвольное внимание и такие виды памяти, как эмоционально-образная, ассоциативная и моторная.  Данные виды памяти активизируются с помощью ролевых игр, соревнований, конкурсов, использования иллюстративно-изобразительной наглядности, музыки, ритмических приемов, движения, рисования. Поэтому важно комплексно использовать средства обучения, заставляющие « работать» все каналы восприятия и закрепления в памяти учащихся новой информации: учебник, прописи, рабочие тетради, аудиокассеты, наглядные пособия.

   Отличительной чертой детей данного возраста является то, что их речевые способности все еще находятся в стадии интенсивного развития. Вместе с тем речевые возможности учащихся начальной школы еще весьма ограничены: их высказывания на родном языке односложны, просты, круг тем невелик. Это объясняется нехваткой языковых средств, которыми может пользоваться ребенок на начальном этапе. Речевые потребности детей растут вместе с развитием их иноязычного лексико-грамматического багажа, что снимает некоторые психологические барьеры.

   Следует отметить нежелательные перегрузки младших школьников избыточной лингвистической или социокультурной  информацией. К определению объема предлагаемой детям информации , как и к способам ее предъявления, необходимо относиться осторожно, учитывая интеллектуальные и физиологические особенности учащихся данного возраста, а также индивидуальные языковые способности данного ученика.               Надо помнить о том, что курс иностранного языка в начальной школе является развивающим и мотивирующим, ориентированным на подготовку к обучению в основной школе.

Во втором классе учащиеся уже многому научились:

  • Называть и писать все буквы изучаемого иностранного языка
  • Произносить и различать на слух звуки, слова, словосочетания и предложения изучаемого иностранного языка
  • Пользоваться при чтении некоторыми базовыми правилами чтения
  • Различать интонацию основных типов предложения: повествовательного (утвердительного и отрицательного), вопросительного, побудительного
  • Понимать на слух речь учителя и одноклассников в пределах изученных тем
  • Участвовать в простейших диалогах
  • Кратко высказываться о себе, своей семье, используя изученные лексические и грамматические средства в простых предложениях
  • Читать вслух и про себя короткие учебные тексты, построенные на хорошо изученном материале
  • Списывать слова и отдельные предложения в процессе выполнения упражнений
  • Воспроизводить наизусть изученные за первый год произведения детского фольклора

   Как показывает опыт, в речи учащихся с родным русским языком могут появиться некоторые типичные ошибки, такие, как опущения артиклей, глагола связки, вспомогательных глаголов в вопросительных и отрицательных предложениях, нарушение порядка слов в предложении, ошибки в употреблении личных форм глаголов, множественного числа имен существительных, а также орфографические ошибки.

В отличие от урока во втором классе, на котором доминирует обучение устной речи (говорению и аудированию), в третьем классе обучение всем видам речевой деятельности происходит на уроке в равной пропорции. Так, определенное время выделяется на устно-речевое общение, на чтение вслух и про себя, на выполнение письменных заданий по учебнику и рабочей тетради. Со временем чтение становится источником информации для устно-речевого общения, а также способом обогащения языковых средств учащихся.

  Учитывая то, что младшие школьники быстро утомляются, необходимо разумно чередовать разные виды деятельности на уроке:

  • Фронтальные
  • Парные
  • Индивидуальные
  • Использовать зарядку
  • Динамические паузы
  • Игры
  • Соревнования

Важным условием эффективности урока является поддержание доброжелательной обстановки, располагающей к общению и позволяющей детям испытывать чувство успеха.

   Часть времени урока обязательно следует отводить на объяснение и проверку домашнего задания. Его сложность должна определяться тем, что ученик будет выполнять его самостоятельно (без помощи родителей), а выполнение всего домашнего задания (и устного и письменного) не должно превышать 10-15 минут.

    Проверка уровня подготовки учащихся по иностранному языку не является обязательной в конце третьего класса. Однако учитель может провести контроль речевых умений. Это поможет подготовить детей к итоговой проверке в конце 4 класса.

   Следует учесть, что контроль уровня обученности третьеклассников должен быть направлен только на выявление достижений учащихся. Результаты проверки должны повышать мотивацию ученика к дальнейшему изучению иностранного языка, развивать стремление демонстрировать свои способности, а не вызывать страх перед очередной проверкой.

   Формат предлагаемых заданий для контроля и процедура их выполнения должна быть знакома детям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Лингвистические игры на начальной ступени обучения иностранному языку в средней общеобразовательной школе".

Обучение иностранным языкам – занятие очень увлекательное и очень ответственное. Новое время требует от учителей нового подхода к этой проблеме. Значительная роль при обучении иностранным языкам, в ча...

Личностно-ориентированный подход в обучении иностранным языкам в классе с неоднородным составом обучающихся

Личностно-ориентированный подход в обучении иностранным языкам предполагает обучение в сотрудничестве, метод проектов и разноуровневое обучение....

«Личностно-ориентированный подход и обучение иностранным языкам в классах, с неоднородным составом обучающихся в рамках ФГОС»

В данной статье описываются актуальные проблемы иноязычного образования в современном социокультурном контексте....

Программа обучения иностранному языку 9 класс

Программа обучения иностранному языку 9 класс...

Статья "Личностно – ориентированный подход и обучение иностранному языку в классах с неоднородным составом обучаемых".

Материал будет интересен учителям, работающим в классах с неоднородным составом детей. У нас в сельских школах нет никакого отбора. Мы обучаем всех детей проживающих на данной территории и блислежащих...

Тестовый контроль в процессе обучения иностранному языку в средней общеобразовательной школе

Одним из наиболее эффективных средств контроля в обучении ИЯ считается тест. Использованию тестов посвящены многочисленные публикации в журнале «Иностранные языки в школе». Основное отличи...

Требования ФГОС к обучению иностранного языка в средней общеобразовательной школе

В современном мире все стремительно меняется, ничего не стоит на месте. Образование не является исключением. Одним из важных и необходимых условий для успешного развития современного образования являе...