Специфика обучения английскому языку в начальной школе
статья на тему

Кноп Татьяна Анатольевна

С наступлением нового века изменился социокультурный контекст изучения иностранного языка в России. Значительно возросла их образовательная и самообразовательная функции, профессиональная значимость на рынке труда. К учителю предъявляются огромные требования: необходимо научить ребёнка самостоятельно учиться, планировать свою деятельность, ставить цели и целеустремлённо двигаться к их достижению, оценивать процесс и результаты своей деятельности по овладению иноязыной речью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение –

Лопхаринская средняя общеобразовательная школа


629645

Ямало-Ненецкий автономный округ,

Шурышкарский район,

с. Лопхари, ул. Советская, д. 42,

тел. 8(34994)65290,

факс 65228

E-mail: lopkhari@mail.ru

Выступление на августовской конференции на тему:

«Специфика обучения английскому языку в начальной школе»

Подготовила

 учитель иностранного языка

 МОУ Лопхаринская СОШ

 Кноп Татьяна Анатольевна

тел. 8(34994)65299,

факс 65299

E-mail: taknop@mail.ru

                                                                                                     

 «Самым важным явлением

в начальной школе,

самым поучительным предметом,

самым живым примером

для ученика является учитель»

А.Дистервег

      С наступлением нового века изменился социокультурный контекст изучения ин.языка в России. Значительно возросли их образовательная и самообразовательная функции,  профессиональная значимость на рынке труда. Формирование иноязычной речевой деятельности приобретает особую значимость в развитии личности младшего школьника. Иноязычное образование в начальной школе становится значимым и с т.зрения возрастной психологии. К учителю предъявляются огромные требования: необходимо научить ребёнка самостоятельно учиться: планировать свою деятельность, ставить цели и целеустремлённо двигаться к их достижению, оценивать процесс и результаты своей деятельности по овладению иноязычной речью. Обучение иностранному языку направлено на создание условий для ранней коммуникативно-психологической адаптации детей и преодоления ими в дальнейшем психологического барьера в использовании ин.языка как средства коммуникации.

       Язык есть основное средство человеческого общения, и представляет собой систему, состоящую из определённых элементов (фонетических, лексических, грамматических и др.), функционирующих по определённым законам. С помощью этой системы формируется мышление человека, и развиваются все его психические функции (память, внимание, восприятие и др.). Процесс овладения иностранным языком – процесс двусторонний. Он включает в себя обучающую деятельность учителя и учебную деятельность ученика, направленную на овладение языком. Совершенно очевидно, что наиболее благоприятным вариантом является овладение ИЯ в естественном языковом окружении. Процесс овладения языком вне пределов страны изучаемого языка и без непосредственных контактов с культурой носителей языка представляется менее благоприятным. Именно это обстоятельство обуславливает специфику учебного предмета «иностранный язык» и сложность обучения ему в искусственных условиях. Отсюда постоянный поиск возможностей  «приблизить» учебный процесс к условиям управляемого овладения детьми языком в естественной языковой ситуации.

        Дети в начальной школе охотно начинают изучать английский язык. Если чтение и письмо для них более-менее знакомо, то АЯ в начальной школе для большинства детей предмет новый. Как и всё новое, этот предмет вызывает живой интерес школьников младшего школьного возраста, и самое главное для учителя – сохранить этот интерес.

        Прежде всего, нужно помнить, что ребёнок не терпит никакого давления и активно сопротивляется ему, в отличие от взрослых, вынужденных соблюдать многие правила. Объяснять ребёнку, что АЯ понадобится в дальнейшей жизни – дело бесполезное. Именно поэтому процесс обучения должен оставаться творческим.

        Поэтому я всегда стремлюсь:

  1. расширить «границы» учебного времени и увеличить объём практического использования изучаемого языка как средства общения, «выйти» за пределы классной комнаты (организация праздников, КВНов, просмотр мультфильмов, прослушивание песен на изучаемом языке, вовлечение детей в участие в конкурсах,  олимпиадах и др.)
  2. поддерживать интерес уч-ся к ИЯ за счёт включения процесса овладения ИЯ в контекст игровой и познавательной деятельности, позволяющих создавать естественные мотивы общения.

В нашей школе дополнительных часов (по программе 2 часа в неделю) на изучение английского языка не отводится, поэтому приходится дополнительно работать с одарёнными детьми и детьми, имеющими низкую мотивацию по предмету во внеурочное время. Выкраивать время между походом детей в столовую и подготовкой уроков в группе продлённого дня.

    На уроках анг.языка в начальной школе я соблюдаю несколько условий для получения результатов в обучении:

1. Тщательный отбор ситуации на уроке. (Посещение кафе, магазина) Они должны быть просты и понятны.

2. Участие каждого в процессе общения. Если ребёнок не будет чувствовать свою значимость он, скорее всего, потеряет интерес к предмету. Дать возможность попробовать поучаствовать каждому.

3. Создание благоприятных условий для общения. Дети болезненно реагируют на критику. Из-за боязни сделать ошибку, некоторые дети на уроках анг.языка в начальной школе присутствуют в роли безмолвных наблюдателей. Поэтому некоторые методики призывают на начальном этапе обучения ин.языку не исправлять детей вообще, но, если есть необходимость, указать на ошибки. Это д.быть сделано в наиболее мягкой форме.

4. Интерес к заданиям у школьников младшего школьного возраста пропадает ч/з 10-15 мин., вследствие чего смена видов деятельности просто необходима.    Эффективность обучения иностранному языку в начальной школе определяют не только знания и владение школьниками языковым материалом, но и готовность и желание детей участвовать в общении. Поэтому мне на помощь приходят различные зарядки-релаксации, стихи, песенки, игры. В этом мне помогает газета «Первое сентября», журнал «Иностранные языки в школе», журналы для детей «Шляпа» и «Speak out». Эти приёмы позволяют формулировать речевые задачи, включающие в себя как мотив, так и цель речевой деятельности. На своих уроках, когда целью является тренировка в употреблении лексико-грамматического материала, я использую сюжетно-ролевые игры, которые позволяют создать учебные речевые ситуации, сделать урок эмоциональным, увлекательным. Вовлечение в общение всех детей – необходимое условие эффективности урока. На своих уроках я использую уроки – путешествия в сказку: «ходим в гости» к Пятачку и Вини-Пуху, празднуем дни рождения, ходим в кафе, закупаем продукты для приготовления ужина. Создаю мультимедиа презентации к урокам, чтобы повысить интерес к уроку.          Систематическое включение в уч.процесс стихов, рифмовок, поговорок, пословиц позволяет поддерживать устойчивую учебную мотивацию к изучению англ.языка у младших школьников. Занятие на уроках ин.языка как правило начинается с фонетической зарядки. Вместо отдельных слов, содержащих тот или иной звук, я подбираю стихотворения или рифмовки, в которых нужные звуки повторяются достаточно часто, к примеру:

        [w]

1. Swan swam over the sea

    Swim, swan, swim

    Swan swam back again

    Well swan swam.

2. All is well that ends well.

3. Where there’s a will there’s a way.

4. A cat in gloves

    I love my cat.

    It’s warm and fat.

    My cat is grey,

    It likes to play.

5 Out goes the rat,

    Out goes the cat.

    Out goes the lady

    With a big blue hat.

Материал к урокам беру  также на сайтах для учителей английского языка, иногда  что-то сочиняю сама.

   Чтобы процесс обучения не был скучным, стараюсь разнообразить уроки играми. С большим удовольствием дети принимают участие в играх. Например, для закрепления лексического материала или грамматических правил можно составить пазлы (составить грамматически правильно предложение), устроить конкурсы, чтобы присутствовал дух соревнования. Можно заняться ролевыми играми, разыгрывая различные жизненные ситуации (продавец – покупатель, доктор – пациент). Игры на аудирование преследуют цель научить уч-ся понимать смысл однократного высказывания, выделять главное в потоке информации, развивать слуховую память.         Известно, что понимание иноязычной речи обеспечивается умением слушать. Результаты тестов, проведённых в школах, свидетельствуют о том, что слуховое восприятие и слуховая память развиты у уч-ся значительно хуже.

           Мною было проведено небольшое исследование для проверки уровня сформированности когнитивных способностей второклассников в начале и в конце второго полугодия. Проверка уч-ся проходила в устной форме по одному. Были предложены следующие задания:

Ученики (указывается только имя)

Количество баллов за каждое задание

Общее количество баллов

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Задание 4

Кристина

16 максим.б

3

4

1

24

Настя

10

1

3

1

15

Никита

12

2

3

2

19

Катя

9

1

2

1

13

Татьяна

8

1

2

0

11

Паша

11

3

3

2

19

Артём

12

2

3

1

18

Илья

16 макс.б.

4 мак.б.

5

3

28

Валя

12

2

3

2

19

Лиза

12

2

2

1

17

Камила

12

2

3

1

18

Яна (8вид)

8

0

1

0

9

Ольга

10

1

2

0

13

Ученики (указывается только имя)

Количество баллов за каждое задание

Общее количество баллов

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Задание 4

Кристина

16 максим.б

4 макс.б.

4

3

27

Настя

12

3

3

2

20

Никита

14

4

3

2

23

Катя

11

2

2

2

17

Татьяна

9

1

2

1

13

Паша

12

3

4

2

21

Артём

12

3

4

2

21

Илья

16макс.б

4 мак.б.

6 макс.б.

4 макс.б

30

Валя

14

4 макс.б.

5

2

25

Лиза

12

3

2

2

19

Камила

16макс.б.

3

4

2

25

Яна (8вид)

8

1

1

0

10

Ольга

13

2

2

1

18

Проведённое исследование показало, что способности к фонологическому осознанию речи (понимание и осознание речи):

1. Хорошо развиты 30-28 баллов (1 человек)

2. Развиты нормально 27-16 баллов (7 человек)

3. Частично развиты 15-8 баллов (5 человек)

4. Слабо развиты 7-0 (0 человек)

Не все уч-ся  хорошо справились с заданиями №1 и №2; из13 человек с заданием №1 справились полностью 2человека, т.е. уч-ся не могут правильно выделить и произнести первый звук из слова, отчётливо произнесённого в быстром темпе учителем. С заданием №2 справился полностью один человек.  В этом задании нужно  «прохлопать» ритмический рисунок фразы. Например, I have a cat. (Ученик должен сделать два хлопка). Наибольшую сложность вызвали 3 и 4 задания. (Задание №3 нужно соединить звуки в одно слово [t-e-n], сказать ten). В четвёртом задании12 человек  из 13 не могли распознать рифмующиеся слова. Такой результат для меня как для учителя стал полной неожиданностью ещё в процессе проведения исследования. Ведь из 13 человек, 7 уч-ся справляются с программой хорошо. Через некоторое время мною было проведено другое мини-исследование, где детям предлагалось выполнить аналогичные задания, но с другой лексикой. Результат был лучше, но составил 50% от общего объёма.  В чём же причина? Скорее всего, в недоработке учителей русского и английского языков в данном направлении. Анализ деятельности учителей показал, что в первой и второй четверти очень мало внимания уделялось закреплению данного умения. Порой такие упражнения учителями начальных классов не проводятся вообще. Отсюда такие низкие показатели. УМК Н.Ю.Горячевой, по которому я работаю во 2 классе, также  в недостаточном количестве содержит упражнения, направленные на развитие фонологического восприятия речи учащимися. Я сделала вывод, что помимо упражнений, приведённых в учебнике и методичке для учителя, нужно выполнять с детьми дополнит.упражнеия на уроках рус.яз и англ.яз, направленные на развитие фонологического осознания речи, т.к. аудирование входит в ЕГЭ как один из основных видов контроля.

     Обучение детей аудированию – процесс достаточно трудоёмкий. В общеобразовательной школе  собраны дети с разным уровнем слухового, зрительного восприятия и памяти, и, как правило, слуховое восприятие и слуховая память развиты у детей значительно хуже. Всё это усугубляет проблему аудирования, поскольку научить надо всех,  а это требует решения целого ряда вопросов,  и в частности вопрос определения характера аудитивного материала, отбора и методики выполнения упражнений,  в которых д.б. учтены все условия, обеспечивающие понимание сообщений. Аудирование вызывает быстрое утомление в начальной школе, для облегчения восприятия, я прибегаю к смене упражнений, привлечения наглядности, мультимедийная презентация.

 Обучение ин.языку базируется на зрительном анализаторе. Важным условием мобилизации восприятия у детей, активности их внимания и мышления является наличие у детей желания слушать тексты на ин.языке. Важно, чтобы ребёнок знал для чего слушать (т.е. мотив). Поэтому прослушивание текста предваряется коммуникативной задачей: н/р «Послушайте звуковое письмо волшебника и нарисуйте рисунок», «Отгадайте загадки и мы сможем отправиться в путешествие». Для создания внутренней мотивации важно, чтобы текст соответствовал как интересам и потребностям детей, так и уровню трудности, который они легко могут преодолеть. Составные механизмы аудирования: фонематический слух (способность различать звуковой состав речи и синтезировать значение при восприятии речи), оперативная память (способность удерживать речевые цепочки разной протяжённости и извлекать из них смысл, объём оператив.памяти для изучающих ин.яз 5+-2 единиц), механизм вероятностного прогнозирования, облегчающий понимание звучащего текста. Приведу примеры упр-й на развитие данных механизмов аудирования для первого и второго года обучения.

     1) на дифференциацию (различение) звуков  (долгих и кратких звуков, межзубных и свистящих и пр.), например, на дифференциацию гласных [i  i:],

«Дональд дак мне рассказывает, что часы у него то спешат, то отстают: [tik – ti:k]. Как спешат часы у Дональда? [ tik  tik  tik]    Как отстают? [ti:k   ti:k  ti:k]

Хлопните в ладоши один раз, если услышите краткий звук [i], и много раз. Если услышите долгий [i:] [ti:k – tik –tik – mi:t – milk], etc.

2) на фонетический анализ слов:

«Хлопните в ладоши, когда услышите слово со звуком [t]: sandwich, orange, TV set, juice, tomatoes,etc.»;

Содержанием упражнений на развитие оперативной памяти являются словосочетания, предложения, небольшой текст, в том числе рифмовки и короткие стишки. Уч-ся должны быть способны прослушать  и повторить их в нужной последовательности.

 Н-р: What do animals like? Cats like fish, milk, and meat. Dogs like … Для развития рецептивных умений (аудирование и чтение) младших школьников я также провожу игры на аудирование текста, не имея ни картинок, ни рисунков, ни заранее приготовленных вопросов, ни пунктов текста. Читаю текст в нормальном темпе, играющие слушают. После прослушивания текста предлагаю записать слова, которые каждый участник игры запомнил. Затем  читаю текст ещё раз и даю задание:

- выписать группы слов и запомнившиеся фразы. После этого уч-ки по памяти, пользуясь своими записями, восстанавливают текст. Побеждает тот, кто более точно передал содержание текста.

- после прослушивания текста с большим количеством персонажей, дети разыгрывают сценку по содержанию текста.

   На доске развешиваю картинки животных, читаю загадки, уч-ся указывают на правильную картинку с изображением животного. Игра «весёлые художники»: ученик, закрыв глаза, рисует животное. Ведущий, другой ученик, называет основные части тела.

Draw a head, please,

Draw a body, please.

Draw a tail, please. Если рисунок получился, команда получает хорошие оценки.

«Хлопаем в ладоши»

Члены обеих команд становятся в круг. Ведущий – в центре круга. Он называет вперемешку домашних и диких животных. Когда дети слышат название дикого животного, они хлопают один раз, когда слышат название дом.животного, то хлопают 2 раза. Кто ошибся, выбывает.

Лексические игры «Составь слово»

Уч-ся предлагается список существительных, нужно подобрать к ним слово, общее для всех. Напр-р

A cat, a dog, a cow- domestic animal

   

    Особая роль в начальной школе отводится подготовке дом.задания. В этом могут помочь родители. Понимание ценности владения ин.языком  присуще в большей степени родителям, чем их детям. Отдалённая перспектива успешности в будущем не настолько понятна учащимся, чтобы вызвать желание прилежно заниматься изучением ин.языка в школе. В связи с этим встаёт вопрос о качестве обучения ин.языку. В нашей школе системность и правильность подготовки домашнего задания является проблемой, нет должного контроля, помощи со стороны родителей. В Лопхаринской начальной школе обучается  английскому языку-32 ребёнка, и при этом только три родителя изучали английский язык. Высшее образование имеют 6 родителей, это 19% от общего числа родителей. Т.е. получается, что учитель варится в собственном соку, родители не могут помочь своему ребёнку, потому что не знакомы с анг.языком. Есть родители, которые идут на контакт, но это мизерная доля, которые изучали в школе нем.язык, начиная с азов идут в ногу с ребёнком и вместе с ним изучают ин.язык, помогая ребёнку, ходят к нему на уроки, консультируются у учителя. Такое поведение родителей приветствуется. Государство перед учителем иностранного языка поставило задачу подготовить уч-ся к сдаче ЕГЭ, но при этом приравняло общеобразовательную школу к гимназии или лицею, где количество часов в начальной школе напорядок больше, подготовить уч-ка к сдаче экзамена очень тяжело. Дети не хотят сдавать экзамен по англ.языку, считают его трудным и не выбирают профессию, связанную с ин.языком. В начальной школе ребёнку нужно заложить определённые навыки и умения, согласно стандартам второго поколения, повысить качество образования в школе, заинтересовать детей и их родителей принимать участие в конкурсах и олимпиадах. Исходя из моей практики, большинство родителей нацеливают ребёнка на получение знаний по основным предметам: математике, русскому языку. Очень тяжело учителю иностранного языка привлечь внимание детей для участия в конкурсах по ин.языку, тем более участие в них платное, 420р.стоит участие в конкурсах «Познание и творчество». Пять учащихся стали лауреатами в конкурсе «Остров загадок»: Канева К-2кл, Тоголмачева В.-5кл., Тоярова С.-по итогам зимнего тура, по итогам весеннего тура – Тоголмачева В., Канева К. Приняли также участие в летнем туре. К сожалению, это капля в море, но даже такие результаты радуют. Похвально, что с этими учащимися  работу выполняли родители. Заинтересованность родителей в изучении иностранного языка ребёнком - большая помощь учителю.

Предлагаю план исследования у второклассников уровня сформированности одной из базовых когнитивных способностей младших школьников к иноязычной речевой деятельности – фонологического осознания речи.

 Условия, которые необходимо соблюдать:

1. проверка происходит в устной форме, ребёнок все произносимые вами слова и фразы воспринимает на слух без опоры на картинки и без опоры на письменный текст;

2. все слова и фразы произносятся только один раз (повторять нельзя), о чём нужно сказать и ученику;

3. все слова, которые вы произносите, должны быть известны ученику. Если вы в предлагаемых ниже заданиях встретите незнакомые вашим детям слова, вы можете заменить их на другие (аналогичные по структуре);

4. проверка происходит в индивидуальном режиме: учитель – ученик.

    Могут быть варианты данной проверки – после уроков и во время урока. Если это происходит во время урока, то учитель предваряет проверку следующей установкой: «Ребята, наши английские друзья (сказочные друзья и т.п.) интересуются, как мы научились слушать английские слова и предложения. Я буду беседовать с каждым из вас отдельно, а вы в это время будете рисовать рисунки для наших английских друзей (сказочных друзей) и мы отправим им письмо».

1. Выделение звука в начале слова.

 Задание для ученика: Я буду произносить слова по одному, а ты слушай внимательно и произноси только первый звук – звук с которого начинается слово. Например: я говорю «bed», а ты выделяешь первый звук и произносишь «b».

Jump        kitchen       shoes        apple

Want        chair           dress         orange

Help         book           scarf          water

Play          house          mouse       salad

( Общая оценка 16 баллов)

Комментарий для учителя: учитель отчётливо и в достаточно быстром темпе произносит следующие слова и каждый правильно выделенный и произнесённый учеником звук оценивается в один балл.

2. «Прохлопывание» ритмического рисунка фразы.

Задание для ученика: Я буду произносить предложения, а ты слушай внимательно и хлопни в ладоши столько раз, ск-ко ты услышишь слов с ударением – тебе нужно «прохлопать» ритм предложения»

I have a dog. (Ученик делает два хлопка)

My dog is black. (Два хлопка)

We play the ball together. (Три хлопка)

I like my dog very much. (Три хлопка)

(1 балл за одно правильное ритмически выстроенное предложение. Всего 4 балла за правильное  выполненное задание)

Комментарий для учителя: Сначала, как всегда нужно привести пример – дать образец выполнения задания. Например, Вы говорите «I like my dog» и хлопаете в ладоши два раза.

Здесь важно чётко произнести предложения с правильным ударением и интонацией, чтобы дети восприняли ритм предложения.

3. Соединение звуков в одно слово.

Задание для ученика: Я буду быстро произносить звуки, из которых состоит слово, а ты произнеси это слово целиком. Например, я скажу «[t – e – n]», а ты скажешь «ten».

[b – e – d]  [b – r –au – n] [b – l – æ- k] [θ – r – i:]  [t – ju: - l – i – p] [p – l – ei]

(Одно правильно произнесённое  слово – 1 балл. Всего – 6 баллов за правильно выполненное задание.)

Комментарий для учителя: Учитель произносит звуки, из которых состоит слово с минимальным интервалом м/у звуками, а ученик произносит слово слитно.

4. Распознавание рифмы.

Задание для ученика: Прослушай четыре слова и назови два, которые рифмуются друг с другом (которые похожи друг на друга). Например, я скажу: «Hare fox duck bear», а ты должен сказать: «hare - bear»

Song      hen         sun         pen

Nose      apple      doll        rose

Bike       family    forest     like

Bess       snow      chess     cap

(За каждую правильно выделенную рифму ставится 1 балл, всего 4 балла за правильно выполненное задание.)

Критерии вашей оценки способностей ребёнка  в области фонологического осознания речи:

1. Хорошо развиты (ярко выражены) - 30-28 баллов

2. Развиты нормально – 27 -16 баллов

3. Частично развиты – 15 – 8 баллов

4. Слабо развиты – Не развиты – 7 – 0 баллов

Результат можно представить в виде таблицы

Ученики (указывается только имя)

Кол-во баллов за каждое задание

Общее кол-во баллов

 

 

                                                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специфика обучения английскому языку в начальной школе

С наступлением нового века изменился социокультурный контекст изучения ин.языка в России. Значительно возросли их образовательная и самообразовательная функции, профессиональная значимость на рынке тр...

Статья "Специфика обучения английскому языку в начальной школе"

                    «Специфика обучения...

Специфика обучения английскому языку в начальной школе

В данной работе я попыталась обобщить свой опыт преподавания английского языка в начальной школе. Материал представлен в виде вопросов и ответов...

Специфика обучения английскому языку в начальной школе.

Специфика обучения английскому языку в начальной школе....