Коммуникативная методика преподавания иностранного языка в учреждении среднего профессионального образования
статья по теме

Севостьянова Марина Рафкатовна

Статья раскрывает основные моменты коммуникативной методики преподавания английского языка в учебном учреждении

Скачать:


Предварительный просмотр:

« Коммуникативная методика преподавания иностранного языка в учреждении среднего профессионального образования»

В наши дни знание хотя бы одного иностранного языка просто необходимо. Но владеть иностранным языком – это не значит знать грамматические правила, лексику.

Язык необходим для того, чтобы на нем общаться непринужденно так, как вы говорите на своем родном языке. Практическая цель обучения иностранному языку  состоит в формировании умений и навыков устной речи, чтения и письма.

Обучение общению предполагает сознательное усвоение не только лексических, но и грамматических единиц.

Грамматика – это один из важнейших аспектов обучения иностранным языкам, т.к. полноценная коммуникация не может происходить при отсутствии грамматической основы.

В своей работе со студентами я широко использую коммуникативную методику, которая основана на обучении грамматике на функциональной и ситуативной основе. Это означает, что грамматические явления изучаются и усваиваются не как “формы” и “структуры”, а как средства выражения определённых мыслей, отношений, коммуникативных намерений и введение их в речевой опыт. Безусловно, знание грамматических правил необходимо для успешного владения иностранным языком. Возникает вопрос - должны ли мы обучать студентов правилам только через упражнения тренировочного характера, рассчитанных  на коммуникативную деятельность или  на  отработку грамматических структур. И те и другие упражнения важны и должны иметь место в методической системе.

Я стараюсь не придерживаться традиционного метода обучения грамматике, который заключается в  работе над грамматической стороной языка, ограничиваясь чтением правила, тренировкой в предложениях. Ведь в отсутствии реальной коммуникации на уроках иностранного языка появляются пробелы в знаниях у студентов, а главное трудности в выражении своих мыслей. Коммуникативная методика предлагает нам другой подход в обучении грамматике. Она   направлена на приобретение коммуникативных навыков. Она учит студентов выражать свои мысли и эмоции, используя грамматические структуры. При этом учебный процесс должен быть организован таким, чтобы студенты как можно точнее имитировали условия реального языкового общения.

Коммуникативная цель обучения грамматике позволяет сформулировать основное требование к объему грамматического материала, подлежащего усвоению: он должен быть достаточным для пользования языком как средством общения в заданных программой пределах и реальным для усвоения его в данных условиях.

Основное место при коммуникативном обучении иностранному языку занимают игровые ситуации, работа с партнером, задания на поиск ошибок, которые не только позволяют наращивать лексический запас, но учат мыслить аналитически.

На занятиях студентам дается возможность использовать язык в реальных жизненных ситуациях. Это, в свою очередь, позволяет им научиться применять грамматические и лексические формы для выражения собственных мыслей.

Поэтому большое внимание на уроках я  уделяю работе в парах и мини-группах. Студентам  предлагаются темы или вопросы для обсуждения, и они пробуют свои силы в реальном общении. Студенты должны научиться воспринимать речь собеседника, стараться строить как можно более понятные и четкие фразы. Важную роль здесь играют творческий подход к занятиям и самостоятельная познавательная деятельность учащихся.         Практика показывает, что усвоение грамматического материала целесообразно проводить на следующих этапах: предъявление речевого образца, тренировка и применение в речи. Взаимодействия в группе организуются как свободное общение участников, обмен мнениями, дискуссии, ролевые игры, импровизации  и др. Эффективность коммуникативных заданий возрастает, если предварительно проводится традиционная работа над словарным запасом и грамматическими навыками обучаемых. Одним из средств, помогающих решить задачи обучения общению, является коммуникативная игра. В отличие от традиционных тренировочных упражнений, позволяющих сосредоточиться на языковой форме и на частой её повторяемости, коммуникативные игры концентрируют внимание участников на содержании, и  обеспечивают  частую повторяемость языковой формы, тренируя все виды навыков и умений в чтении, письме, слушании и говорении.

Коммуникативно-ориентированное обучение грамматике позволяет повысить мотивацию, расширяет экспрессивные возможности речи и придаёт естественность высказываниям учащихся в учебных условиях.

                                                               Севостьянова М.Р

                                                   Преподаватель английского языка

                                                   ГБОУ СПО МО «Красногорского

                                                    Государственного Колледжа»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод кейсов на уроке английского языка в учреждениях среднего профессионального образования (на примере профессии парикмахер).

Статья посвящена использованию такой современной педагогической технологии как "кейс-метод" в учреждениях профессионального образования....

Введение современных информационных технологий на уроках английского языка в учреждениях среднего профессионального образования

Обучение посредством современных компьютерных технологий (Интернет-ресурсов) удовлетворяет всем требованиям новой образовательной парадигмы.                 ...

Статья на тему "СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"

Данная статья раскрывает суть некоторых современных педагогических технологий, применяемых при обучении английскому языку в системе среднего профессионального образования....

Профессиональная направленность в обучении английскому языку в образовательных учреждениях среднего профессионального образования

Аннотация     В современных реалиях обучение английскому языку является одним из основных элементов системы профессиональной подготовки специалистов на всех уровнях в Российской Ф...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ РП_ОУД_02. Иностранный язык (английский) Специальность среднего профессионального образования 19.02.10 Технология продукции общественного питания

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ РП_ОУД_02. Иностранный язык (английский) Специальность среднего профессионального образования    19.02.10  "Технология продукции общественного ...