Второй иностранный язык как основа межкультурной компетенции учащегося.
статья по теме

Егорова Лариса Павловна

 

Второй иностранный язык (далее ИЯ²) в школе – явление новое и, на мой взгляд, положительное. В целом по стране введение ИЯ² в учебный план общеобразовательных школ стало реальным шагом на пути к поликультурному образованию, к формированию многоязычной личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Второй иностранный язык как основа межкультурной компетенции учащегося.

Второй иностранный язык (далее ИЯ²) в школе – явление новое и, на мой взгляд, положительное. В целом по стране введение ИЯ² в учебный план общеобразовательных школ стало реальным шагом на пути к поликультурному образованию, к формированию многоязычной личности.

СЛАЙД 2

Объективно английский язык является самым распространённым среди изучаемых языков в школе. И в большинстве случаев при организации билингвального образования английский язык – это первый иностранный язык (далее ИЯ¹), а в качестве второго учащиеся могут выбрать французский или немецкий язык.

СЛАЙД 3

Выбор немецкого языка для изучения в школе объясняется интенсификацией сотрудничества между Россией и Германией в коммерческой и профессиональной жизни, увеличением личной мобильности, расширением контактов с немецкой культурой.

СЛАЙД 4

При обучении немецкому языку как ИЯ² после английского мы опираемся на общие принципы, действующие при обучении любому ИЯ. Хотя необходимо учитывать и некоторую специфичность условий обучения, например:

  1. наличие трех контактирующих в процессе обучения языков (родной язык - ИЯ¹ - ИЯ²)
  2. наличие некоторого опыта в изучении неродного языка
  3. привлечение ассоциаций из родного и ИЯ¹, сравнение семантических нюансов, поиск лексических эквивалентов, перевод на родной и ИЯ¹.

Как показывает практика, учащиеся, которые изучали английский язык в качестве ИЯ¹, могут использовать полученный опыт, ЗУН при изучении ИЯ², и это в некоторой степени облегчает его изучение. Тем более, что оба языка входят в Германскую ветвь языков.

СЛАЙД 5

Преподавание ИЯ² строится на взаимосвязи обучения языку и культуре.

Основной целью обучения немецкому языку как ИЯ² является формирование у учащегося способности, готовности и желания участвовать в межкультурной коммуникации.

Реализация данной цели призвана способствовать развитию поликультурной личности. Речь идет о развитии у школьника коммуникативной компетенции, позволяющей ему использовать немецкий язык на базовом уровне в наиболее типичных социальных ситуациях.

СЛАЙД 6

Учащийся не только получает представление о новой для него стране, стиле и образе жизни народа, но и осознаёт общность и различие разных национальных культур и на этой основе рефлексирует собственные культурные ценности при критическом и вместе с тем положительном отношении к культуре немецкоязычного народа. Именно за счет критического осмысления чужого образа жизни и осуществляется процесс обогащения картины мира обучающегося.

Речевое общение на межкультурном уровне затрагивает сферу социальных отношений между людьми.

СЛАЙД 7  

И поэтому здесь нельзя не сказать о личностных качествах учащегося, его УН, которые позволяют ему успешно взаимодействовать с носителями языка и другими собеседниками. В связи с этим в процессе обучения немецкому языку как ИЯ² актуальным является развитие у учащихся

  1. толерантности к другому образу жизни, мыслей, к иной позиции партнера по общению;
  2. умения и желания видеть и понимать различие и общность в родной культуре и культурах стран изучаемых языков;
  3. понять ещё одну – иную – картину мира и обогатить за счет этого свою собственную систему мировосприятия;
  4. личностных качеств: самостоятельности, активности, способности к словотворчеству.

СЛАЙД 8

Всё это в целом и составляет основу межкультурной компетенции учащегося.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Кусаева Л.П. учитель иностранного языка II квалификационной категории Второй иностранный язык как основа межкультурной компетенции учащегося

Слайд 2

Deutsch ? le français ?

Слайд 3

Немецкое качество очень ценится в России

Слайд 4

Специфичность условий обучения ИЯ² * наличие трёх контактирующих в процессе обучения языков ( родной язык – ИЯ¹ - ИЯ² ) * наличие опыта в изучении неродного языка * привлечение ассоциаций из родного и ИЯ¹, сравнение семантических нюансов, поиск лексических эквивалентов, перевод на родной и ИЯ¹

Слайд 5

Цель обучения ИЯ² - формирование у учащегося способности, готовности и желания участвовать в межкультурной коммуникации и самосовершенствоваться в овладеваемой им коммуникативной деятельности

Слайд 6

Как это происходит? Представление о новой стране, стиле, образе жизни общность и различие разных национальных культур рефлексия собственных культурных ценностей при критическом положительном отношении к культуре немецкоязычного народа обогащение картины мира

Слайд 7

Изучение немецкого языка как ИЯ² способствует развитию у учащихся т олерантности к другому образу жизни, мыслей, к иной позиции партнёра по общению; у мения и желания видеть и понимать различие и общность в родной культуре и культурах стран ИЯ¹ и ИЯ²; понять ещё одну – иную – картину мира и обогатить за счёт этого свою собственную систему мировосприятия; л ичностных качеств: самостоятельности, активности, способности к словотворчеству.

Слайд 8

Вывод: Изучение второго иностранного языка является основой межкультурной компетенции учащегося.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический и межкультурный аспекты обучения второму иностранному языку

Второй иностранный язык в отечественной школе – явление положительное. Очевидно, что введение второго иностранного языка в учебный план общеобразовательной школы стало реальным шагом на пути к...

ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Языки должны изучаться в неразрывном единстве с миром и культурой народов, говорящих на этих языках. Для успешного межкультурного взаимодействия необходимо выработать двойное видение, научить адекватн...

"Использование современных образовательных технологий на уроках иностранного языка как средство развития компетенции учащихся"

Выступление на методическом семинаре-практикуме учителей иностранных языков муниципальных общеобразовательных организаций городского округа Саранск 09.04.2019г....

МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ КАК ОСНОВА ОБУЧЕНИЯ НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ КАК ВТОРОМУ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ШКОЛЕ

В статье рассматривается понятие межкультурной коммуникации и его неразрывная связь с преподаванием немецкого как второго иностранного языка в школе. Обучение иностранным языкам в школе предполагает н...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по французскому языку, второй иностранный язык (ФГОС) (базовый уровень) для учащихся 8,9 классов

Содержание Планируемые результаты обучения ……………………………………………3Содержание учеб...