Из опыта работы
статья по теме
Применение интерактивных методов на уроках английского языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primenenie_interaktivnogo_metoda_obucheniya.doc | 189 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение интерактивного метода обучения,
как средство повышения познавательных способностей учащихся.
Из опыта работы учителя иностранного языка МОУ СОШ № 13 п Искра
Лезиной С.И.
«Нынешние затруднения человечества коренятся в недостатках самого человека»
(А.Печчеи).
1.Условия возникновения опыта
Предлагаемый мною опыт возник из необходимости решения следующих проблем.
Анализ собеседования, анкетирования учащихся старших классов в процессе обучения показал, что у них:
- Низкий показательный уровень;
- Низкая активность в изучении;
- Недостаточно развиты мыслительные способности;
- Не могут четко оформить свою мысль;
- Не осознают необходимость овладения теми или иными знаниями.
С другой стороны, учащиеся испытывают потребность в деятельности, которая ведет приобретению знаний, понимают, что без знаний нельзя успешно организовать жизнь, производственную деятельность, правильно мыслить, правильно действовать.
Эти тенденции требуют изменений стратегии образования и обучения подрастающего поколения. На первый план при обучении выходят не функциональные компетенции, а воспитание таких личных способностей учащегося, которые впоследствии позволяют ему занять активную позицию в жизненных обстоятельствах и самому определить образовательную траекторию, карьерный рост, понимание других людей и сотрудничество.
Поэтому в последнее время столь велик интерес к тем образовательным моделям, педагогическим инновациям, технологиям и методам, которые оказываются наиболее эффективными для данной цели.
2. Актуальность
В нашем обществе происходят и, наверное, будут происходить изменения всех сторон жизни в государстве, как политических, так и социально-экономических. Все эти прогрессивные изменения коснулись естественного процесса образования, который должен быть приведен в соответствие с потребностями общества в высоко квалифицированных кадрах, с прочными и глубокими знаниями, способных к саморазвитию и самореализации.
На основании образовательных стандартов РФ цель общего образования -подготовка высокоинтеллектуальных и разносторонне развитых личностей, способных к активной социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию.
В законе «Об образовании» говорится, что учащийся имеет право на получение всего комплекса учебных знаний. Задача, стоящая перед преподавателями школы - готовить молодое поколение, которое гибко приспосабливается к стремительным изменениям происходящим в мире, влияет на происходящие социальные перемены, с активной позицией в жизненных обстоятельствах, критически мыслящих, способных к пониманию других людей и сотрудничеству, возрастающей личной ответственностью, за свое самообразование.
Все это приводит к необходимости актуализации транслируемых знаний в собственном опыте и ценностном мире личности. Альтернативой знаниевой педагогики становится обучение, направленное на освоение понимающего знания, позволяющего осознать (себя, других людей, вещи, мир), осмысливать информацию, в условиях устойчивой диалоговой связи между участниками образовательного процесса.
В связи с этим, в педагогической науке на первый план выдвигается задача обеспечения перехода от традиционно-просветительской парадигмы образования к гуманистической и культуротворческой (А.П.Валицкая), направленной на становление самостоятельной личности, участвующей в диалоговом педагогическом взаимодействии.
Важнейшим условием становления личности, ответственной за актуализацию своей индивидуальности, владеющей современными способами приращения знаний, является организация интерактивного педагогического взаимодействия.
3.Ведущая идея.
Все вышесказанное и составило предпосылки для моей разработки. Замысел ее в том, чтобы повысить эффективность развития познавательных способностей учащихся путем применения интерактивных методов в образовательном процессе. В основе своего опыта я рассматриваю целевые ориентации на развитие самоорганизованной личности учащегося, формирование способности к самоконтролю действий по достижению цели.
4.Новизна.
Слово "интерактив" пришло к нам из английского от слова "interact". "Inter" - это "взаимный", "act" - действовать. Интерактивный - означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Следовательно, интерактивное обучение - это, прежде всего, диалоговое обучение, построенное на взаимодействии учащегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта, в ходе которого осуществляется взаимодействие педагога и студента.
Каковы основные характеристики "интерактива"? Следует признать, что интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.
Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.
Первыми интерес к проблеме диалогического взаимодействия в образовании проявили философы и педагоги: идею диалога в целом развивали Сократ, М.Бубер,
Х.Гадамер, А.Камю, Ж.-П. Сартр, М. Хайдеггер, гуманистическую направленность диалоговой стратегии показали Платон, Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци Ж.-Ж.Руссо, В.А.Дистервег, К.Д.Ушинский.
Целостное учение о культуре диалога представлено в трудах С.С.Аверинцева, Г.С.Батищева, М.М.Бахтина, В.Ф.Беркова, В.С.Библера, П.С.Гуревича, Д.С.Лихачева и др.
Ученые-педагоги исследовали модели диалога в образовании и образованность как способность понять другого (В.А.Петрова, А.В.Мурга). Педагогический аспект диалога как формы сотворчества преподавателей и студентов рассматривали Г.М. Бирюкова, М.С.Каган, С.В.Нилова.
В последнее время достаточно активно исследовались различные аспекты диалогового взаимодействия в образовательном процессе. Диалог является средством реализации основных положений личностно-ориентированного обучения (И.С. Якиманская, В.В. Сериков и др.). Диалогика мышления, диалогические аспекты учебной деятельности, диалог как фактор и условие развития личности представлены в исследованиях по педагогической психологии (А.А.Бодалев, М.В.Гулакова, Е.Г.Злобина, М.С.Каган, И.С.Кон, Т.С.Кудрина, А.В.Мудрик, В.И.Мясищев, В.В.Немирова, О.К.Сазонова, Н.Б.Шмакова, Е.С.Шевченко, Н.Ш.Щерба), педагогические приемы организации диалога на уроке - в трудах Балакиной Л.Л.
Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Интерактив исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с документами и различными источниками информации, используются творческие работы.
Особенность моей разработки - интерактивные методы познавательной деятельности помогают эффективно организовать получение учащимися собственного нового опыта и его осмысливание. При использовании интерактивного метода обучения каждый учащийся становиться: участником совместного исследования и решения проблемы, участником ролевой игры или анализа конкретной ситуации, групповой дискуссии или мозгового штурма.
5. Цели внедрения опыта:
Цель моей педагогической деятельности в том, чтобы повысить эффективность развития познавательных способностей учащихся за счет внедрения в образовательный процесс интерактивных методов обучения, что означает:
- Способность к анализу информации и определение проблемы;
- Умение находить возможности и ресурсы для решения проблемы;
- Умение вырабатывать стратегию достижения целей и планировать конкретные
действия; - Способность к дискуссии и переговорам, т.е. умение выслушивать собеседника,
аргументировано убеждать и принимать коллегиальное решение.
6. Результативность
Успешность применения интерактивных методов обучения подтверждается хорошими показателями. Использование интерактивного метода для развития познавательных способностей у моих учащихся привели к следующим изменениям:
- повысился познавательный уровень;
- повысилась активность при изучении и закреплении материала;
- повысилась мыслительная способность (обоснование своих высказываний);
- самостоятельность при выполнении практических работ и заданий;
- научились отбирать и обобщать необходимые материалы.
Анализ предлагаемой мною работы показал, что применение интерактивных методов обучения не теряет своей актуальности и современности, способствующей развитию предприимчивости, активности, критическому мышлению, самостоятельности, ответственности, пониманию других людей и сотрудничеству.
7. Условия результативности:
Познание требует активной работы мысли и совокупности всех процессов сознательной деятельности. Овладение знаниями, их «присвоение» требует не только запоминания, но и их переосмысливания. Сравнение, систематизация, конкретизация, анализ, обобщение и множество других операций познавательной деятельности способствует апробированию знания, совершенствованию их усвоения. Знания, наполненные глубокими понятиями, приобретают для учащихся личностную значимость и надолго остаются в их памяти.
Термины «интерактивные методы» и «интерактивное обучение» означают «методы, позволяющие учащимся взаимодействовать между собой». Отсюда «интерактивное обучение» - это обучение, построенное на взаимодействии. Таким образом, сущность интерактивных методов состоит в том, что обучение происходит во взаимодействии всех обучающихся, включая педагога.
Интерактивные методы предполагают сообучение, когда учащиеся и учитель являются субъектами учебного процесса. Преподаватель часто выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы. Кроме того, интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии учеников с опытом своих друзей, большинство интерактивных упражнений обращается к опыту самого обучающегося. Интерактивное обучение - это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие участников образовательного процесса. Интерактивное обучение является специальной формой организации познавательной деятельности, направленной на создание комфортных условий, когда ученик чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность, что в свою очередь, делает продуктивным процесс научения.
Взаимодействие в условиях педагогического процесса зависит от позиции «ведущего» (преподавателя) и имеет четко обозначенные цели (развитие личности, формирование индивидуального опыта).
Освоение педагогом активных методов и приемов обучения невозможно без непосредственного включения в те или иные формы взаимодействия.
Условием, а также результатом успешного применения интерактивных методов обучения является способность к коллективной работе и партнерскому общению учащихся между собой и с педагогом. Данные методы еще и тем интересны, что при проведении занятий, в зависимости от целей и временных возможностей, можно ограничится использование их отдельных элементов (этапов). Методы интерактивного обучения включают в себя:
1. Технология мозгового штурма.
- Технология групповой дискуссии.
- Технология ролевой игры.
- Технологии кооперативного обучения.
«Мозговой штурм»
Мозговой штурм – это метод продуцирования идей и решений при работе в группе. Правила проведения «мозгового штурма».
- все высказываются и все слушают;
- все имеют равные права;
- называя идеи, нельзя повторятся;
- чем больше список идей, тем лучше;
- разрабатывая проблему, подходите к ней с разных сторон, расширяя и
углубляя различные подходы;
- идеи не оцениваются и не критикуются.
Традиционно «мозговой штурм» используется при коллективном планировании чего-либо, сборе идей. Он может быть использован для поиска решения определенной проблемы, выяснения конкретных знаний или ассоциаций участников о каком-либо предмете. Существует несколько способов проведения «мозгового штурма», вот один из них.
- этап «Сбор идей». На доске или листе бумаги в течение 10-15 минут записываются предлагаемые идеи (желательно, чтобы каждый из присутствующих имел возможность высказаться). Тему, по поводу которой проводится сбор идей, можно записать так, чтобы всем было видно и понятно. Идеи не обсуждаются. Если ребята стесняются устно высказать свои предложения, они могут записать их на бумаге и передать ведущему.
- этап «Прояснение». Если какая-либо идея неясна, попросите высказавшего ее объяснить содержание идеи или предложите свое объяснение, но проверьте, все ли согласны с ним.
- этап «Голосование». Участники голосуют за понравившиеся им идеи. Проголосовать можно только один раз. Напротив каждой идеи ведущий проставляет количество баллов, равное голосам, отданным за нее.
- этап «Выбор». На доске или листе бумаги остаются идеи, набравшие наибольшее число голосов.
- этап «Обсуждение». Участники обсуждают оставшиеся идеи, анализируют их, думают, можно ли работать с несколькими идеями одновременно.
Так, например, на уроке по теме «Как дела на планете» в 8 кл. перед учащимися ставится проблема «Спасти мир от экологической катастрофы». Учащиеся предлагают план работы над проблемой, затем выдвигают гипотезы и ищут материал, подтверждающий их с использованием дополнительной литературы, возможностей Интернета. В итоге совместными усилиями создается проект спасения планеты.
Технология групповой дискуссии
Групповая дискуссия - специфическая форма беседы, организуемая ведущим, когда у участников на основании своих знаний и опыта имеются различные мнения по какой-либо проблеме. Техника дискуссии:
- Постановка проблемы.
- Деление участников на группы.
- Выбор представителя от каждой группы, который будет отстаивать точку зрения группы.
- Обсуждение проблемы группой (мозговой штурм) в течение данного
ведущим времени, либо индивидуального в зависимости от формы дискуссии.
- Решение проблемы.
Заранее до начала дискуссии необходимо предложить ряд базовых вопросов для обсуждения. Чем больше группа, тем больше вероятности, что некоторые участники будут доминировать, а другие вообще не будут высказываться. Чтобы избежать этого, возможно, разделить участников на малые группы. При завершении каждой дискуссии обобщите основные положения устно или письменно.
Один из важных и простых способов для создания обстановки доверия и взаимоуважения во время дискуссии заключается в совместной выработке правил обсуждения.
Примерные правила могут включать следующие требования: выслушай говорящего; когда один человек говорит, другие слушают; если хочешь высказаться, подними руку; не перебивай; не смейся, когда кто-либо высказывается (если только он не шутит); принимай активное участие в дискуссии. Выработанные правила можно написать на большом листе бумаги и оставить в группе до конца дискуссии.
Дискуссия может быть проведена следующими способами.
«Малые группы». Обсуждение заданных вопросов проводится в малых группах. По окончании работы каждая группа выбирает докладчика для презентации и подведения итогов дискуссии в малой группе.
«Работа в парах». Участники ведут обсуждение парами в течение определенного времени. Этот метод особенно эффективен для обмена мнениями (о фильме, презентации, личном опыте и др.). После работы в парах можно попросить объединиться в группы по четыре человека для сравнения позиций.
«Разговор по кругу». Ведущий определяет тему или задает вопрос, и каждый по кругу отвечает в течение установленного времени. Нужно объяснить, что каждый, кто не желает высказываться, может пропустить свою очередь.
«Говорящий круг/Колесо слов». Участники разделяются на две группы и садятся в два круга (один внутри другого) так, чтобы каждый из участников одного круга сидел лицом к участнику из другого круга, образуя пары из участников внешнего и внутреннего кругов. Пары обменивается мнениями по предложенному вопросу. Через несколько минут ведущий просит участников внутреннего круга передвинуться на одно место вправо и обсудить вопрос с новым собеседником. Процесс продолжается до тех пор, пока каждый из участников не обсудит вопрос с другими. «Говорящие билеты». Для обеспечения возможности высказаться всем, каждому участнику раздайте по три «говорящих» билетика. «Говорящий билет» дает право на три выступления, ограниченных по времени. Когда участник израсходует свои билетики, он больше не будет иметь право выступать в данной дискуссии.
«Круговое письмо». Этот метод представляет собой письменную дискуссию. Задайте вопрос и попросите каждого ответить на него вверху листа. Затем участник передает лист с ответом другому участнику, сидящему справа, тот читает ответ и пишет свой вариант ответа на тот же вопрос. Повторите эту процедуру 3-4 раза. Потом попросите передать листы участникам слева, чтобы каждый мог увидеть, что было написано в ответ на его ответ в этой молчаливой дискуссии. Поскольку ведущий не видит, что пишут участники, этот метод может позволить им выразить мнения, которые они бы не высказали вслух перед взрослым.
Метод групповой дискуссии я использую на уроке «Наркотики, скажи им нет!» в 9 классе. На уроке учащиеся работают с неадаптированным текстом из газеты «Фигаро» «Мировая торговля наркотиками», а затем учащиеся обсуждают проблему, высказывая свою точку зрения (разговор по кругу) на тему «Наркотики – это ловушка».
Технология ролевых игр
Ролевая игра- это ситуация, в которой участник берет нехарактерную для него роль, поступает непривычным образом. Детей можно научить многим серьезным вещам через игру. Дети всегда играют с удовольствием. В игре происходит освоение ими новых социальных ролей, самореализации, приобретение нового социального опыта, формирование и развитие новых сторон образа «Я». Игра увлекает и включает ребенка в новые социальные отношения.
Перед игрой необходимо сделать понятное объяснение правил игры, обратить внимание на ее обучающее с точки зрения прав человека значение. В ходе игры уважайте чувства, которые она может навеять на участников и зрителей. Оставьте время для обсуждения итогов игры, узнайте мнения участников и зрителей об игре.
Цель - выработать оптимальное, основанное на уверенности в себе поведение в той или иной жизненной ситуации. Этапы ролевой игры:
1. Постановка задачи - определение поведения, которое нуждается в коррекции или тренаже.
2.Инструктаж и обучение участников исполнения роли запланированной ситуации.
3. Разыгрывание ситуации.
- Моделирование желательного поведения.
- Отработка оптимального поведения.
- Получение обратной связи.
Целесообразно чтобы ребята сами или на конкурсной основе распределяли роли, это поможете избежать обид и предубеждений. Интересно, когда дети выбирают такие роли, которых у них не было в реальной жизни.
Во время ролевой игры может быть полезно в определенный момент остановить действие и спросить участников и наблюдателей о том, что происходит.
На том же уроке «Скажи наркотикам – нет!» проводится ролевая игра. Ее сюжет состоит в следующем: российские и французские специалисты в области наркологии встречаются на «симпозиуме» и обсуждают свои профессиональные проблемы в рамках поставленной программы. До начала игры учащиеся самостоятельно выбирают из программы проведения «симпозиума» вопросы, в которых они компетентны.
Технологии кооперативного обучения
Эти технологии позволяют осваивать учебный материал (норой очень скучный), и включать в учебный процесс мотивационную сферу ученика, проще говоря, детям на уроках становится просто интересно. Интерактивную работу можно применять и на уроках усвоения материала (после изложения нового материала), и на уроках по применению знаний, на специальных уроках, а также делать её вместо ответа или обобщения.
Часто используется работа в парах, особенно она эффективна на начальных этапах обучения, я начинаю такую работу уже со 2 класса, включая учащихся в управляемый диалог. Например, учитель просит ученика запросить у своего одноклассника ту или иную информацию. В следующих классах эта работа усложняется. Плюс этой работы заключается в том, что все дети имеют возможность высказаться, обменяться идеями со своим напарником, а только потом огласить их всему классу. Кроме того, никто из учеников не будет просиживать время на уроке, как это очень часто бывает, - все вовлечены в работу. Примерами такой работы является; обсуждение текста, взятие интервью у напарника, анализ письменной работы партнёра, разработка вопросов к классу или ответы на вопросы учителя и т.д. От учителя требуется умение быстро распределить учеников по парам и дать задание и оценить результаты работы пары.
Подобной работой является и деятельность учеников, которые объединяются в ротационные (изменяющиеся) тройки. Этот вариант кооперативного обучения способствует активному анализу и обсуждению нового материала с целью его осмысления т освоения. Чтобы организовать этот вид деятельности от учителя требуется объединить учеников в тройки (1-й, 2-й, 3-й) таким образом, чтобы все тройки образовали круг. Каждой тройке даётся вопрос (одинаковый для всех), только он должен иметь неоднозначные ответы, а ученики каждый по очереди отвечают на вопрос. Потом происходит перемещение всех учеников, например, под номером один в другую тройку, и таким образом учитель может двигать учеников сколько угодно раз, задавая при этом различные вопросы. Как видите, это очень активный приём, который можно применять на любом уроке, было бы желание учителя.
Ещё одним вариантом обучения, который используется для развития умения общаться в группе, умения убеждать и вести дискуссию, является метод «два - четыре -все вместе». Он заключается в том, что учащимся даётся гипотетическая ситуация и 1-2 минуты для обдумывания индивидуального ответа или решения. Затем ученики объединяются в пары и проводят обсуждение своих идей друг с другом. Далее происходит высказывание каждого в паре и общее обсуждение, обязательным является то, что пары должны прийти к консенсусу в отношении ответа. Затем учитель объединяет пары в четвёрки по своему усмотрению и происходит дальнейший поиск ответа, только теперь к общему решению должна прийти вся четвёрка. Таким образом, можно плавно перейти к коллективному обсуждению вопроса. В этой работе тоже нет места для симулянтов, все дети активно работают, обсуждая и заодно активно усваивая материал.
Если учителю необходимо сделать проверку объёма и глубины знаний с одновременным активным участием учащихся в дискуссионном обсуждении проблемы
или вопроса, то в этом случае очень эффективным будет метод карусели. А, кроме того, ученики развивают свои умения аргументировать ответы и выбранную позицию. Технология проведения этого мероприятия заключается в размещении детей в два круга (внутренний и внешний), между представителями этих кругов и происходит обсуждение вопроса. Возможны варианты, когда представители внутреннего кольца являются поклонниками одной точки зрения, а внешнего - противоположной. В работе используются записи аргументов противоположной стороны. По команде учители происходит смена партнёров по кругу (как карусель), дискуссия продолжается, а её участникам необходимо подбирать новые контраргументы. В итоге ученики отшлифовывают свою систему аргументов и приобретают опыт общения с разными партнёрами.
Другим вариантом этого метода является следующая организация работы учеников: у каждого ученика внешнего круга есть листик с конкретным вопросом и он во время перемещения собирает максимум информации, аспектов и взглядов на данную проблему. В конце происходит слушанье полученных результатов. В результате использования этого метода является активное обобщение существующих у учеников знаний в некое общее достояние.
В третьем варианте использования «карусели» работа приобретает соревновательный характер. Ученикам нужно заранее приготовить вопросы, которые они записывают па маленьких бумажечках (на обратной стороне указывается имя). Во время работы ученики задают друг другу вопросы, и в случае правильного ответа ученик получает от автора карточку. При подведении итогов производится подсчёт заработанных карточек и определяется победитель мини-игры.
Отдельного внимания требует организация работы в малых группах. Когда нужно решить сложные проблемы коллективным разумом. Существует несколько условий для эффективной для организации такой работы. Прежде всего, ученики должны владеть знаниями и умениями для выполнения задания. Объединять учеников нужно в группы из трёх- пяти человек (это оптимальные пределы для данной работы), ни в коем случае не вешайте «ярлыки» на учеников. Все члены группы должны хорошо видеть друг друга. В каждой группе ученик играет определённую роль, которую ему выбирает учитель (спикер, секретарь, посредник, докладчик). В обязанности спикера входит: читка задания группе, организация выполнения, поощрение группы к работе, подведение итогов работы и назначение докладчика. Секретарь ведёт записи работы группы (коротко и разборчиво), одновременно он должен быть готов высказывать свои мысли при подведении итогов. Посредник следит за временем и стимулирует работу в группе. Докладчик высказывает мысли группы, показывая результаты работы группы.
Каждая группа должна получить одно конкретное задание и чёткие инструкции по его выполнению. Если какая-то из групп справилась с заданием раньше остальных, то учителю нужно занять эту группу ещё чем-то. Обязательным является награда за групповое усилие, чтобы закрепить этот метод работы среди учеников. Учитель должен быть готов к шуму, который возникает при такой работе. При этом учитель должен помогать в организации работы групп, не привлекая на себя особого внимания. При подведении итогов работы ученики предлагают результаты работы. Учитель комментирует работу групп с точки зрения с точки зрения учебных задач и задаёт вопрос, была ли полезна для учащихся эта работа, и чему они научились.
Вот примеры некоторых конкретных методик работы в малых группах.
«Диалог» - его суть заключается в том, что группы ищут согласованное решение, а результат работы должен быть отображён в виде схемы, перечисление признаков, конечном тексте, который потом записывается в тетрадях. Эта методика включает противостояние и критику позиций той или иной группы, а всё внимание сосредоточено
на сильных, моментах позиции других. Эксперты фиксируют общие взгляды и под
завершение работы дают обобщённый ответ на задание, который записывается всеми.
«Общий проект» - в этом случае группы получают задания разного содержания, которые освещают проблему с разных сторон. При завершении работы каждая группа делает отчёт и делает свои записи на доске. С этих записей как бы составляется общий проект, который рецензируется и дополняется группой экспертов. Эта работа подразумевает взаимодействие всех членов группы друг с другом. Учащиеся моделируют ситуацию, которая могла бы иметь место в реальной практике общения: «Что значит быть гражданином Европы?», «Что такое – настоящий друг?». Это позволяет использовать лексический, грамматический, страноведческий материал.
«Поиск информации» - метод применяется, если нужно как-то оживить сухой, зачастую
неинтересный материал. Суть его в том, что происходит командный поиск информации,
которая дополняет уже имеющуюся (прочитанную учителем лекцию или домашнее
задание) с последующими ответами на вопросы. Для групп разрабатываются вопросы,
ответы на которые можно найти в учебниках, раздаточном материале, документах и т.д.
Всегда определяется время, на протяжении которого нужно проанализировать
информацию и найти ответы на вопросы.
«Круг идей» - целью является привлечение всех учеников к обсуждению вопроса. Все группы должны выполнять одно задание, которое состоит из нескольких вопросов (позиций), которые представляются группами по очереди. При ответах каждая из групп озвучивает только один аспект проблемы, а учитель задаёт вопросы по кругу до тех пор, пока идеи не закончатся. Это исключает возможность доклада всей информации одной группой. Как правило, такая работа проводится при завершении изучения тематического блока. Каждый из учащихся высказывает свою точку зрения по проблеме. Но это не разрозненные высказывания, а обмен мнениями, связная беседа. Самостоятельность говорящего проявляется как в плане содержания высказывания, так и в умении продолжить разговор. Развитие умения вести беседу предполагает постепенный отказ от опор на заключительной стадии формирования этого умения. Правильно организованный «круг идей» позволит активизировать знания, полученные учащимися в работе над каждым конкретным блоком.
Огромным плюсом данного вида учебной деятельности является привлечение абсолютно всех учеников класса в общую работу. Трудности заключаются в умении учителя организовать работу учеников и приучить их к такой работе как постоянной.
Конечно, это не всё, что можно использовать. На основе этих методов можно строить другие, или придумывать что-то принципиально новое, в этом и заключается преимущество интерактивного обучения.
Каковы главные условия применения интерактивных методов на уроке?
Интерактивные методики требуют определенных условий их применения. Это, прежде всего:
- четкая формулировка целей. Учителю необходимо убедиться в том, что учащиеся
понимают смысл, правила групповой работы или игры, принимают их и готовы
работать в группе; - учитель должен учитывать особенности данного коллектива учащихся, степень их
готовности к совместной деятельности; - необходимо помнить, что важную роль играют цели и задачи использования
метода. Учитель должен ясно представлять себе, с какой целью он использует
данный метод; - учитель должен четко, шаг за шагом представлять себе основные этапы реализации
того или иного метода обучения, прогнозируя его результаты.
Образование призвано формировать универсальную личность, активную по отношению к миру, способную оценивать и выбирать. Соответственно преподаватели призваны развивать способность к суждению, самостоятельность и независимость мышления, постоянный интерес к происходящему. Содержанием педагогической деятельности становится не монологическое информирование, а вовлечение учащихся в диалог. Для этого педагогам следует специально развивать способность к диалоговому взаимодействию с учащимися. Интерактивное обучение
позволяет решать одновременно несколько задач. Главное - оно развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися, обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей.
Автор: Кузнецова Марина Александровна (msan63) | Просмотров: 63482 Твой голос! |
Для скачивания файлов с сайта сообщества вам необходимо вступить в сообщество и войти на сайт под своим именем и паролем. Процедура регистрациии займет у вас несколько минут, но после регистрации вы сможете загружать любые материалы нашего сайта на свой компьютер. | |
Описание материала: В классе 26 человек из них девочек- 10, мальчиков –16 Циклограмма для классного руководителя • Ежедневно
ТЕМА ГОДА: «ЛЮБЛЮ ВСЕ РУССКОЕ, РОДНОЕ».
ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Формирование целостной, гармоничной личности. Формирование гражданско-патриотического сознания, развитие чувства сопричастности судьбам Отечества, формирование нравственной позиции. Развитие познавательных интересов, потребности в познании культурно-исторических ценностей, развитие творческой активности. Формирование гражданско-патриотического сознания, развитие чувства сопричастности судьбам Отечества, формирование нравственной позиции. Привлечение учащихся к работе по возрождению, сохранению и приумножению культурных, духовно-нравственных ценностей, накопленных народами России. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ. Развитие познавательной, творческой активности в системе урочной, внеурочной деятельности. Формирование гуманистического отношения к окружающему миру, Формирование культуры взаимоотношений, речи, мыслительной деятельности. Формирование внутренней потребности к самосовершенствованию. Повышение уровня воспитанности учащихся. Повышение уровня знаний по истории родного края и Российского флота Повышение здорового образа жизни.
Десять заповедей человечности 1. Не убий и не начинай войны. | 2. Не помысли народ свой врагом других народов. 3. Не укради и не приписывай труда брата своего. 4. Ищи в науке только истину и не пользуйся ею во зло или ради корысти. 5. Уважай мысли и чувства братьев своих. 6. Чти родителей и прародителей своих и все сотворенное ими сохраняй и почитай. 7. Чти природу как матерь свою и помощницу. 8. Пусть труд и мысли твои будут трудом и мыслями свободного творца, а не раба. 9. Пусть живет все твое, мыслится мыслимое. 10. Пусть свободным будет все, ибо все рождается свободным. Д.С. ЛИХАЧЕВ («Я вспоминаю». М.: Прогресс, 1991.)
Дети учатся жить у жизни Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть. Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности. Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым. Если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины. Если ребенок растет в терпимости, он учится понимать других. Если ребенка подбадривают, он учится верить в себя. Если ребенка хвалят, он учится быть благодарным. Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым. Если ребенок живет в безопасности, он учится верить в людей. Если ребенка поддерживают, он учится ценить себя. Если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.
Государственные праздники 1 и 2 января — Новый год 7 января — Рождество Христово 8 марта — Международный женский день 1 и 2 мая — Праздник весны и труда 9 мая — День Победы 1 июня — День защиты детей
/. Опираться на сильные стороны ребенка. 2. Избегать подчеркивания промахов ребенка. 3. Показывать, что вы удовлетворены ребенком. 4. Уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку. 5. Уметь помочь ребенку разбить большие задания на более мелкие, такие, с которыми он может справиться. 6. Проводить больше времени с ребенком. 7. Внести юмор во взаимоотношения с ребенком. 8. Знать обо всех попытках ребенка справиться с заданием. 9. Уметь взаимодействовать с ребенком. 10. Позволить ребенку самому решать проблемы там, где это возможно. 11. Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний. 12. Принимать индивидуальность ребенка. 13. Проявлять веру в ребенка, симпатию. 14. Демонстрировать оптимизм.
НАПРАВЛЕНИЕ 2 неделя 3 неделя Классный 5.Подготовка ко Дню Учителя, к осеннему балу 2 неделя Кл. руковод 2 неделя 2 Работа с родителями Посещение на дому Силонова Оксана Конец месяца Классный руководитель 15-22 сентябрь Учитель ОБЖ Учителя физкультуры ОКТЯБРЬ № Направление работы МЕРОПРИЯТИЯ ДАТА ОТВЕТСТВЕННЫЕ Классный руководитель Классный руководитель БЕСЕДЫ: соревнования акции Праздник для учителей/подготовка поздравлений,букетов/
НОЯБРЬ № Направление работы МЕРОПРИЯТИЯ ДАТА ОТВЕТСТВЕННЫЕ Классный руководитель Классный руководитель Классный руководитель Классный руководитель Декабрь ТЕМА МЕСЯЦА Классный руководитель Классный руководитель по шашкам; Учителя физкультуры Задачи воспитательной деятельности • Каждый ребенок — личность. • Воспитание в детях уважения к себе и к другим (взаимоотношения, взаимопомощь, доброе отношение друг к другу). • Воспитание ребенка как члена общества, воспитание в нем умения жить в коллективе, считаться с мнением коллектива. • Воспитание трудолюбия, бережного отношения к труду других людей. • Воспитание бережного отношения к природе. • Воспитание в детях доброго отношения к родителям. • Развитие внимания, мышления, памяти, речи учащихся. • Развитие творческой активности учащихся. • Развитие чувства долга и ответственности. • Развитие самооценки ребенка. • Воспитание социально адаптированного человека, т. е. человека, приспособленного к требованиям общества.
Перечень дел класса • Классные часы (тематические два раза в месяц); • классные собрания (один раз в четверть); • различные тематические игры познавательно-развлекательного характера типа "Что? Где? Когда?", "Брейн-ринг", "Счастливый случай" и т. п.; • классные вечера, "огоньки", дни именинника; • различные экскурсии познавательного и развлекательного характера; культпоходы в театр и кинотеатр, на концерты и праздничные гуляния; • трудовые дела (участие в акциях милосердия, субботниках, помощь младшим товарищам и престарелым); • спортивные соревнования, игры типа "Папа, мама, я — спортивная семья"; • дальние экскурсионные поездки; • турпоходы; • выпуски классной газеты • работа по оформлению своего прикрепленного кабинета; • день рождения класса. ЯНВАРЬ № Направление работы МЕРОПРИЯТИЯ ДАТА ОТВЕТСТВЕННЫЕ БЕСЕДЫ: Классный руководитель Беседы с «трудными» подростками ( Артамонов Владимир» 2.Принять участие в зимних Олимпийских играх. _________________________ Классный руководитель Учителя физкультуры, физорг класса
№ Направление работы МЕРОПРИЯТИЯ ДАТА ОТВЕТСТВЕННЫЕ Классный руководитель Классный руководитель Классный руководитель БЕСЕДЫ: Дедов В.А. Тамбовцева А.Н. 3 Участие в общешкольных мероприятиях соревнования акции 1. Смотр строя и песни.
№ Направление работы МЕРОПРИЯТИЯ ДАТА ОТВЕТСТВЕННЫЕ Классный руководитель Классный руководитель Беседы Искусство общения 2 РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ Посещение на дому 3 Участие в общешкольных мероприятиях соревнования акции Праздник цветов и улыбок __________________________ Классный руководитель ..
АПРЕЛЬ № Направление работы МЕРОПРИЯТИЯ ДАТА ОТВЕТСТВЕННЫЕ
Дедов В.А Классный руководитель БЕСЕДЫ «Природа- твой друг» 2 РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ Посещение на дому 3 Участие в общешкольных мероприятиях соревнования акции Классный руководитель Учителя физкультуры № Направление работы МЕРОПРИЯТИЯ ДАТА ОТВЕТСТВЕННЫЕ
Классный руководитель Классный руководитель «М.П. Лазарев» Классный руководитель 2 РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ Классное родительское собрание «Вот и стали мы на год взрослей! Классный руководитель 3 Участие в общешкольных мероприятиях соревнования акции .Митинг посвященный Дню Победы. Праздник Детства(пионерский Отметка о выполнении_______________________________________________________
В воспитании своих детей не маловажную роль играли и родители. Совместно проводились утренники. праздники ,готовились родительские собрания, много работы проделал родительский комитет по сплочению классного коллектива и адаптации детей в среднем звене общеобразовательной школы. Родители просили классного руководителя рассматривать интересующие их вопросы на родительских собраниях, родительских лекториях, а и сами родители выступали перед детьми с интересными рассказами о своей профессии. «Утверждаю» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ Л.М. КЛИПИНА, заслуженный учитель РФ, г. Москва, школа № 1410 ________________________________________ Комплексный анализ поэтического текста на уроках русского языка Из опыта работы по учебнику-практикуму А.Д. Дейкиной, Т.М. Пахновой д
ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМЛ.М. КЛИПИНА, заслуженный учитель РФ, г. Москва, школа № 1410 Комплексный анализ поэтического текста на уроках русского языкаИз опыта работы по учебнику-практикуму А.Д. Дейкиной, Т....
Обобщение педагогического опыта работы воспитателя Бабенковой П.И. Тема опыта "Развитие эстетической культуры обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через внеурочную деятельность".
Главная цель всей работы по развитию эстетической культуры - приобщение обучающихся к искусству, воспитание потребности у детей с ограниченными возможностями ...
Индивидуальные целевые прогулки логопеда с детьми, как средство установления эмоционального контакта, накопления и закрепления сенсорного опыта (фрагмент опыта работы)
Данная статья является фрагментом опыта работы на тему : "Развитие восприятия и речи у детей с органическим поражением ЦНС в условиях дома ребенка". В ней идет речь о такой инновационной форме работы ...
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МБОУ ГИМНАЗИИ №24 ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ КРАСАВИНОЙ ЕЛЕНЫ ПАВЛОВНЫ. ТЕМА ОПЫТА «МОНИТОРИНГ КОГНИТИВНОЙ СФЕРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА».
В последние годы многие крупные эксперименты, проводимые в сфере образования, в области психологии и дидактики, направлены на перестройку и совершенствование существующей образовательной системы с цел...
Обобщение опыта работы. Тема опыта: «Применение логопедического массажа как одного из актуальных методов современной логопедии с целью повышения эффективности коррекции речевых нарушений у детей-логопатов».
Свой опыт я построила таким образом, что он представляет собой обобщённую систему работы по применению элементов, а так же полных курсов логопедического массажа на индивидуаль...
Обобщение опыта работы. Изостудия МБОУ ДОД ДДК (из опыта работы по развитию творческой активности обучающихся)
Данные материалы адресованы тем, кто работает с детьми в образовательных организациях реализующих общеразвивающие программы в области развития декоративно-прикладного творчества, а также всем, кто инт...
Обобщение опыта работы по теме "Система работы учителя по подготовке к ГИА по информатике. Из опыта работы"
В статье обобщен опыт работы учителя по подготовке учеников к ЕГЭ по информатике. Рассматриваются особенности структуры КИМ, проблемы подготовки и пути их решения...