Системно-деятельностный подход
статья на тему

Советова Елена Михайловна

Применение системно-деятельностного подхода на уроках английского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Системно-деятельностный полход149.63 КБ

Предварительный просмотр:

Советова Елена Михайловна, школа № 92, г. Кемерово.

ПРИМЕНЕНИЕ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА.

Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность.

Бернард Шоу

                                

В рамках новых стандартов реализуется новый подход к организации обучения, который направлен на раскрытие способностей обучающихся, на формирование личности, а также готовности к  жизни в современном мире.

В основе ФГОС второго поколения лежит системно-деятельностный подход.

Понятие системно-деятельностного подхода было введено  в 1985 г. как особого рода понятие. Этим старались снять  оппозицию внутри отечественной психологической науки между системным подходом, который разрабатывался в исследованиях классиков  отечественной науки (таких, как Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов и др.), и деятельностным, который всегда был системным (его разрабатывали Л.С.Выготский, Л.В.Занков, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и многие др.). Системно-деятельностный подход является попыткой объединения этих подходов.   

При системно-деятельностном подходе ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной или исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, совершающими свое собственное открытие. Учитель должен организовать работу детей так, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока.

СДП - методологическая ориентация в педагогической деятельности,  обеспечивающая создание условий для  развития компетентной  личности на основе освоения универсальных способов деятельности и направленная на формирование духовно-нравственного и  социального опыта учащегося

СДП – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

Принцип деятельности. Заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

Принцип непрерывности. Означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

Принцип целостности. Предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире

Принцип минимакса. Школа должна предложить ученику      возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне

Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов.

Принцип вариативности. Предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

Принцип творчества. Означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимися собственного опыта творческой деятельности.

Главная методологическая цель урока: создание условий для проявления познавательной активности. Эта цель достигается следующими путями:

Ход познания – «От учеников». Учитель составляет и обсуждает план урока вместе с учащимися, использует в ходе урока дидактический материал, позволяющий ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания.

Преобразующий характер деятельности. Учащиеся наблюдают, сравнивают, группируют, классифицируют, делают выводы, выясняют закономерности.

Интенсивная самостоятельность, связанная с эмоциональными переживаниями, которая сопровождается эффектом неожиданности.

Коллективный поиск, направляемый учителем (вопросы, пробуждающие самостоятельную мысль учеников, предварительные домашние задания). Учитель создает атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса.

Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы.

Гибкая структура. Учитель использует разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, позволяющие раскрыть субъективный опыт обучающихся.

СДП обеспечивает достижение планируемого результата освоения основной образовательной программы  и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

Поэтому учителям необходимо овладевать педагогическими технологиями, с помощью которых можно реализовать новые требования.

Игровая технология. Позволяет осуществлять дифференцированный подход к обучающимся, вовлекать каждого школьника в работу, учитывая его интересы, склонности, уровень подготовки.

Технология проектного обучения. Направлена на то, чтобы развить самостоятельное мышление ребенка, научит его не просто запоминать и воспроизводить знания, а уметь применять их на практике. В работе над проектом дети учатся сотрудничать, что воспитывает в них взаимопомощь, формируются творческие способности и активность.

ИКТ технологии. Основными целями применения ИКТ на уроках иностранного языка являются: повышение мотивации к изучению языка; совершенствование иноязычной коммуникативной компетентности; увеличение объема лингвистических знаний; расширение объема знаний о социокультурной специфике страны изучаемого языка.

Технология «Дебаты». Это целенаправленный и упорядоченный обмен идеями, суждениями, методами. Дебаты способствуют формированию критического мышления, навыков системного анализа, формированию собственной позиции, искусства аргументации.

Технология сотрудничества. Учитель создает проблемную ситуацию, организует коллективное обсуждение возможных подходов к разрешению проблемной ситуации, подтверждает правильность выводов, выдвигает готовое проблемное задание. Ученики высказывают предположения о путях разрешения проблемной ситуации, обобщают ранее приобретенные знания, выбирают наиболее рациональный путь решения проблемы.

Проблемный диалог. Основная цель: научить самостоятельно решать проблемы. Происходит творческое усвоение обучающимися знаний посредством специально организованного учителем диалога. Основные этапы: Постановка проблемы и поиск и нахождение решения.

Технология продуктивного чтения. Основная цель: научиться понимать текст. Работа с текстом происходит на трех этапах: до чтения, во время чтения, после чтения.

Портфолио ученика.

Личностно-ориентированная технология.

Здоровьесберегающая технология.

Технология развития критического мышления. Обучающиеся высказывают свои предположения по заданной теме, дают обоснования, делают выводы. Основные фазы: Вызов. «Пробуждение» имеющихся знаний, самостоятельное целеполагание и планирование изучения темы.Реализация смысла. Получение новой информации. Рефлексия. Осмысление и рождение нового знания. Ответы на вопросы: «Что узнал?», «Как узнал?»

Полезные приемы:

Синквейн, Кластер, Фиш-бон, Ромашка Блума, Мудрые совы, корзина идей, метод Ривена, мозговая атака, перекрестная дискуссия.

Так как основной формой обучения является урок, то необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию и критерии оценивания урока в рамках СДП.

Выделяют следующие типы урока:

- урок открытия нового знания;

- урок развивающего контроля;

- урок отработки умений и рефлексии;

-уроки общеметодологической направленности (обобщение, систематизация, завершения темы).

Учитель ставит 2 основные цели к уроку: деятельностная и образовательная.

Например: Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Этапы урока при системно-деятельностном подходе:

  • Мотивация к учебной деятельности
  • Актуализация и фиксирование индивидуальных затруднений
  • Построение проекта выхода из затруднения
  • Выявление места и причины затруднения
  • Реализация построенного проекта
  • Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
  • Самостоятельная работа с  самопроверкой по эталону
  • Включение в систему знаний и повторение
  • Рефлексия учебной деятельности на уроке

Планирование урока.

Мотивирование к деятельности.

Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение обучающегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой  целью на данном этапе организуется его мотивирование к деятельности: «надо» (требования учителя), «хочу» (внутренняя мотивация) и «могу».

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

На данном этапе организуется подготовка и мотивация обучающихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.

Данный этап предполагает:

- актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение;

- актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;

- мотивацию к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление;

- фиксацию индивидуальных затруднений.

Выявление места и причины затруднения.

На данном этапе учитель организует обучающимися места и причины затруднений. Для этого ученики должны:

- восстановить выполнение операции и зафиксировать (вербально и знаково) место, шаг и операцию, где возникло затруднение;

- соотнести свои действия с используемым способом действий и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения, и чего не хватает для решения исходной задачи.

Построение проекта выхода из затруднения.

На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель, согласовывают тему, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства. Этим процессом руководит учитель. Затем происходит реализация построенного проекта. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

На данном этапе обучающиеся решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма вслух.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: обучающиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку.

Рефлексия учебной деятельности.

На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной деятельности.

В целом системно-деятельностный подход позволяет рационально использовать потенциал хорошо известных традиционных и новых методов обучения. Он отвечает дидактическим принципам научности, системности, связи теории с практикой, сознательности, активности, наглядности и доступности. Учитываются возрастные, индивидуальные, личностные особенности. Деятельностный характер с помощью методических приемов и заданий на основе игрового, имитационного и свободного общения. Создается ситуация успеха, и самовыражение личности становится важнее демонстрации языковых знаний, участники общения чувствуют себя в безопасности от критики, преследования за ошибки, учебной нормой считаются отдельные нарушения языковых правил и случайные ошибки.

Если человека постоянно приучать усваивать знания и умения в готовом виде, можно и притупить его природные творческие способности –
«разучить» думать самостоятельно.

                           А. Дистервег

        Литература:

1. ФК ГОС от 05.03.04 г.  

2.ФБУП от 09.03.04, Примерные программы.

3. Концепция долгосрочного социально экономического развития РФ до 2020 г. (Распоряжение Правительства РФ от 17.11.08г. № 1662-р)

4. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» от 04.02.10г.

5. Гальскова, Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам/ Н.Д. Гальскова, – М.: Арти-Глассо, 2000

6. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам, базовый курс лекций: пособие для студентов педвузов и училищ/ Е.Н. Соловова, – М.: Просвещение, 2005. ..

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системно-деятельностный подход в обучении математики

Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость ...

Системно-деятельностный подход в обучении математики

Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость ...

Выступление на педсовете "Системно - деятельностный подход на уроках информатики"

Деятельностный подход к обучению предполагает: • наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выясни...

Семинар "Системно-деятельностный подход"

Для учителей-предметников...

Проектирование урока на основе системно-деятельностного подхода

Описание способов создания и организации условий, инициирующих познавательные действия обучающихся...

Развитие системно-деятельностного подхода в преподавании физики

В соответсвии с ФГОС ООО современному обществу нужны образованные люди, которые могут самостоятельно принимать решения. Системно-деятельностный подход позволяет организовать учебную деятельность так, ...