Работа учителя иностранного языка с одаренными учащимися: проблемы и решения
статья на тему

Федотова Татьяна Сергеевна

Как подготовить победителя предметной олимпиады? Какие трудности могут возникнуть у учителя с появлением одареного ученика в классе? В статье изложены некоторые проблемы, с которыми я столкнулась и опыт их решения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Работа учителя иностранного языка с одаренными учащимися:

проблемы и решения

Каждый учитель мечтает, чтобы его ученики достигали вершин познания его предмета и были успешными. Поэтому, когда в классе есть дети, одаренные способностями к предмету, это большая радость. Но и большая ответственность.

Работая в гимназии, я знаю, что дети талантливые «от природы» учителю встречаются, к сожалению, редко. Как правило, такие академически успешные дети появляются не «вдруг», они становятся таковыми в результате систематической работы учителя (и родителей) по развития  правильного отношения к учебному труду и высокой мотивации ребенка к саморазвитию.

С какими же трудностями может столкнуться учитель, работающий с разнородной по академически возможностям группой детей?  Первый и самый очевидный момент — необходимость обеспечить дифференцированное обучение детей с разными академическими возможностями. Мы должны научить всех — и «сильных», и «слабых» деток, при этом, обеспечивая способных, одаренных учащихся нагрузкой, которая приближалась бы к пределу  их познавательных и умственных возможностей. Все это должно быть сделано не в ущерб обучению всех остальных учеников, нельзя допустить, чтобы они чувствовали себя «выброшенными» из образовательного процесса из-за того, что в группе/классе появился сильный ученик. Однако, и талантливый ребенок должен иметь максимум возможностей для развития своих способностей.

Как соблюсти интересы всех учащихся?  Конечно, индивидуальный подход к обучению здесь — основополагающий принцип: учитель готовит дополнительные задания повышенного уровня, которые зачастую выходят за рамки школьного обучения, для талантливых учеников. Замечательно, если есть возможность обеспечить таких детей отдельными дополнительными учебными пособиями, ориентированными на их высокий уровень. Но, как правило, этого мало. Наилучших результатов можно достичь позволив ребенку заниматься по индивидуальному учебному плану обязательно включающему занятия с учителем «один на один». Особенно это касается такого аспекта моего предмета, как говорение. На уроке нужно, чтобы все учащиеся успели попрактиковаться в этом умении. Но не все могут говорить быстро и без запинок, иного ученика приходится терпеливо слушать дольше, чем других, более успешных, и получается, что на них уходит больше времени, а ребенок, хорошо подготовившийся, чувствует себя «обделенным» временем для развития этого навыка. Бывает и так, что способный ребенок может излагать свою точку зрения и дебатировать бесконечно, при этом все остальные «выключаются» из обсуждения и просто теряют драгоценное время на уроке. При этом они чувствуют себя не успешными и их мотивация к занятиям может упасть, а психологический климат в группе резко ухудшиться.

Единственный выход здесь — внеурочная работа. Я  на постоянной основе (раз или два в неделю) организую «чайные посиделки», на которых способные и мотивированные учащиеся получают возможность практиковаться в говорении на высоком уровне. Мы начинаем с проблемного задания (прослушанный текст, прочтенная статья и т. п.) и я организую обсуждение так, чтобы обеспечить две полярные точки зрения, что позволяет наилучшим образом развить навыки аргументации в устной речи. Позитивный эмоциональный настрой, высокий уровень заданий и систематичность занятий — вот главные условия успеха.

Готовясь к занятиям учитель должен иметь в виду, что он может оказаться в ситуации, когда одаренный ученик заметит и исправит описку или оговорку учителя или задаст вопросы, ответить на которые вы не сможете. Важно понимать, что, как правило, это сделано вовсе не для того, чтобы подорвать ваш учительский авторитет, а потому, что одаренные дети испытывают повышенную потребность в упорядочении и систематизации знаний. Такие дети постоянно анализируют получаемую информацию и стремятся к завершенности, могут быть перфекционистами. В любом случае, нужно, разумеется, избегать ошибок в изложении материала, но все мы живые люди и оговорки случаются. Важно правильно относиться к таким поправкам, сохраняя позитивный эмоциональный настрой, и использовать «трудные» или «неудобные» вопросы для организации дальнейшей работы с применением проблемных заданий во внеурочной деятельности или на следующем уроке. Главное — поддерживать стремление учеников к совершенствованию своих знаний. А в доверительном разговоре с ребенком подскажите ему как тактично сформулировать свои вопросы на уроке.

Другой важный момент — личностное развитие одаренного ребенка. Распространенной ошибкой является считать академически успешного ребенка «благополучным». Нам зачастую кажется, что если в семье и с учебой все в порядке, то проблем у ребенка нет, однако это может быть совсем не так. Такие дети могут испытывать проблемы с социализацией в детском коллективе. Не секрет, что дети могут завидовать успехам ярких учеников, особенно, если те не дают списать домашнее задание, не подсказывают на контрольной и выражают неприятие таких методов «подготовки» к занятиям. Это порождает порой весьма серьезные проблемы в детском коллективе и вредит как одаренному ребенку, так и остальным его одноклассникам. Необходимо чутко отслеживать психологический микроклимат в классе и много работать над тем, чтобы он был позитивным, а не негативным. Очень важно найти правильное распределение социальных ролей и организовать сотрудничество в большей мере, чем соревнование. Например, организуя групповую работу, можно поручить сильному ученику не руководство, а помощь своей группе в достижении результата. Важно как на уроке, так и во внеурочной деятельности моделировать ситуации, позволяющие академически «слабым» учащимся раскрыть свой потенциал в неучебной деятельности и получить признание их академически «сильных» одноклассников. Сотрудничество детей во внеурочной деятельности является, пожалуй, ключом к решению описанных проблем взаимоотношений между учащимися. Это в большей мере является прерогативой классного руководителя, но и учитель предметник тоже может многое сделать в данном направлении, занимаясь внеурочной деятельностью.

Применяя описанные способы подготовки и организации деятельности учеников на уроках и за рамками школьных занятий, можно достичь замечательных результатов, улучшить общий микроклимат в коллективе, что обязательно положительно сказывается на успехах всех учеников, а одаренным детям позволяет максимально развить их способности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференциация и индивидуализация в обучении иностранному языку (из опыта работы учителя иностранного языка)

Технология дифференцированного и индивидуального обучения на примере УМК, форм работы на уроке иностранного языка и внеклассной работе в школе с углубленным изучением английского языка...

Работа учителя иностранных языков с одаренными детьми.

Происходящая в настоящее время «смена парадигмы общественного развития, вхождение России в мировое образовательное и информационное пространство»  определяют социальный заказ на тв...

План работы учителя иностранного языка с одаренными, высокоинтеллектуальными и мотивированными детьми, организация олимпиад и проектной деятельности учащихся на _2017\2018 учебный год

План работы учителя иностранного языка с   одаренными, высокоинтеллектуальными и мотивированными детьми, организация олимпиад и проектной   деятельности учащихся на _2017\2018 учебный год...

Презентация на тему : "Организация работы учителей иностранного языка по подготовке учащихся к выпускному экзамену.

В презентации рассматриваются в сравнении задания в формате ЕГЭ и ОГЭ. Материал может быть особенно полезен учащимся 10 класса, сдававшим ОГЭ в 9 классе....

Методическая система учителя иностранного языка при подготовке учащихся к сдаче ГИА по английскому языку. Формы и методы работы.

              При обучении иностранному языку учитель призван организовывать и направлять учение учащихся. В его деятельности основными методами обучения явля...

«Методическая система учителя иностранного языка при подготовке учащихся к сдаче ГИА по английскому языку. Формы и методы работы» (9 класс)

При обучении иностранному языку учитель призван организовывать и направлять учение учащихся. В его деятельности основными методами обучения являются ознакомление, тренировка, применение и контрол...