Применение приемов новых педагогических технологий на уроках иностранного языка в начальной школе
учебно-методический материал на тему
в работ автор делиться опытом работы по применение приемов новых педагогических технологий на уроках иностранного языка в начальной школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_metodicheskom_obedinenii.docx | 36.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение приемов новых педагогических технологий на уроках иностранного языка в начальной школе Понятие «педагогическая технология» появилось в начале 1960-х годов. Этот же термин используется и в американских педагогических журналах. В 70-е годы понятие «педагогическая технология» расширилось, к нему начали относить все, что касается совершенствования учебного процесса.
Технология – совокупность приемов и способов получения, обработки и переработки сырья, материалов. Педагогическая технология – это не просто исследования в сфере использования технических средств обучения или компьютеров; это исследования с целью выявить принципы и разработать приемы оптимизации образовательного процесса путем анализа факторов, повышающих образовательную эффективность, путем конструирования и применения приемов и материалов, а также посредством оценки применяемых методов.
Самым значимым фактором обновления содержания образования является инновационная деятельность как реакция системы образования на изменяющиесязапросы общества.
Термин «инновация» происходит от латинского слова «innovati» - нововведение. Инноватика складывалась как междисциплинарная область исследований на стыке философии, психологии, социологии, теории управления, экономики и культурологи. Развитие педагогической инноватики в нашей стране связано с массовым общественно-педагогическим движением, с возникновением противоречия между имеющейся потребностью в быстром развитии школы и неумением педагогов ее реализовать. Понятие «инновация» определяется и как новшество, и как процесс введения этого новшества в практику.
Достижение целей обучения, развития и воспитания будет более успешным при переводе учащегося из объекта в субъект обучения и воспитания, что определяется правильным выбором необходимых педагогических технологий.
Хотелось бы остановиться на описание и анализу некоторых педагогических технологий, применяемых на уроках иностранного языка.
Осознание необходимости владения хотя бы одним иностранным языком пришло в наше общество. Поэтому мотивация к изучению его резко возросла. Однако трудностей на пути овладения иностранным языком не убавилось. Основными из них являются: недостаток активной устной практики в расчете на каждого ученика группы, отсутствие необходимой индивидуализации и дифференциации обучения. Компенсировать это можно и нужно за счет разработанных в методике методов, подходов и технологий обучения. Речь идет о необходимости реализации личностно-ориентированного подхода в обучении иностранным языкам, который относится к гуманистическому направлению в педагогике.
Основной принцип этого направления: в центре обучения должен находиться ученик, а не учитель, деятельность познания, а не преподавания. Личностно-ориентированный подход воздействует на все компоненты системы образования и на весь учебно-воспитательный процесс в целом, способствуя созданию благоприятной для школьника обучающей и воспитывающей среды.
Личностно-ориентированный подход предполагает особый акцент на социокультурную составляющую иноязычной коммуникативной компетенции. Это должно обеспечить культуроведческую направленность обучения, приобщение школьников к культуре страны изучаемого языка, лучшее осознание культуры своей собственной страны, умение ее представить средствами иностранного языка, включение школьников в диалог культур. Все это повышает требования к уровню обученности учащихся по иностранному языку. Личностно-ориентированный подход предполагает гибкость в определении целей, учитывает личностные интересы школьников, их индивидуальные особенности и создает предпосылки для большей результативности обучения.
Останавливаясь на законодательной базе для реализации личностно-ориентированной стратегии обновления школы, хотелось бы отметить, что на сегодняшний день разработана и одобрена «Национальная доктрина образования», доработан и принят «Закон об образовании», разработаны три варианта проектов Базисного учебного плана, в котором закреплено начало обучения ИЯ со второго класса начальной школы, на изучение ИЯ в основной школе отводится три часа в неделю, изучение ИЯ на старшем этапе признается обязательным. Создан минимум содержания образования, который может быть оценен как удовлетворительный.
Мировой практике известны различные пути решения проблемы личностно-ориентированного обучения. Современные учебные пособия по педагогической психологии относят к гуманистическому направлению в обучении три дидактические системы: открытые школы, индивидуальный стиль обучения и обучение в сотрудничестве.
Обучение в сотрудничестве
Для массовой школы представляется наиболее интересным опыт обучения в сотрудничестве как общедидактический концептуальный подход. Эти технологии вполне органично вписываются в классно-урочную систему, не затрагивают содержание обучения, позволяют наиболее эффективно достигать прогнозируемых результатов обучения и раскрывать потенциальные возможности каждого ученика. Учитывая специфику предмета «иностранный язык», эти технологии могут обеспечить необходимые условия для активизации познавательной и речевой деятельности каждого ученика группы, предоставляя каждому из них возможность осознать, осмыслить новый языковой материал, получить достаточную устную практику для формирования необходимых навыков и умений.
Основная идея этой технологии – создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях.
Основные принципы:
- группы учащихся формируются учителем до урока с учетом психологической совместимости детей. В каждой группе должны быть девочки и мальчики, разные по силам. Состав группы можно менять от урока к уроку;
- группе дается одно задание, но при его выполнении предусматривается распределение ролей между членами группы;
- оценивается работа всей группы;
- учитель сам выбирает учащегося группы, который должен отчитаться за задание.
Варианты обучения в сотрудничестве:
Обучение в команде. Уделяется особое внимание «групповым целям» и успеху всей группы. Таким образом, задача каждого члена команды состоит в том, чтобы он овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки, и при этом вся команда должна знать, чего достиг каждый.
Вкратце обучение в команде сводится к трем основным принципам:
- команды получают одну награду на всех. Группы не соревнуются друг с другом, так как все они имеют разную «планку» и им дается разное время для ее достижения.
- «индивидуальная» ответственность каждого ученика означает, что успех или неуспех всей группы зависит от удач или неудач каждого ее члена.
- каждый ученик приносит очки своей группе, которые она зарабатывает путем улучшения своих собственных предыдущих результатов. Сравнение, таким образом, проводится не с результатами других учащихся этой или других групп, а с собственными, ранее достигнутыми. Другой вариант обучения в сотрудничестве разработал профессор Э. Аронсон в 1978 году и назвал его Jigsaw («Ажурная пила»). В педагогической практике такой подход обозначается сокращенно «пила». Учащиеся организуются в группы по 4 - 6 человек для работы над учебным материалом, который разделен на фрагменты. Каждый член группы находит материал по своей подтеме. Затем школьники, изучающие один и тот же вопрос, но работающие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Затем ребята возвращаются в свои группы и обучают всему новому товарищей в своей группе. На заключительном этапе учитель может попросить любого учащегося команды ответить на любой вопрос по данной теме.
В 1986 году Р. Славин разработал вариант технологии «Jigsaw-2»
(«Пила-2»), который предусматривал работу группами по 4-5 человек. Вся команда работала над одним и тем же материалом, но при этом каждый член группы получал свою подтему, которую разрабатывал особенно тщательно и становился экспертом по данному вопросу. Эксперты из разных групп встречались и обменивались информацией. В конце цикла все учащиеся проходили индивидуальный контроль. Результаты суммировались. Команда, набравшая наибольшее количество баллов, награждалась.
Еще один вариант обучения в сотрудничестве – learning together (учимся вместе) разработан в университете штата Миннесота в 1987 году (Д. Джонсон, Р. Джонсон). Класс делится на группы по 3-4 человека. Каждая группа получает одно задание, которое является частью какой-либо большой темы, над которой работает весь класс. В процессе работы группы общаются между собой, участвуя в коллективном обсуждении, уточняя детали, предлагая свои варианты, задавая вопросы друг другу. Группа получает награды в зависимости от достижений каждого ученика. Поэтому и в данном случае задания в группах дифференцированы по сложности и объему.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация "применение новых игровых технологий на уроках иностранного языка в начальной школе"
данная презентация содержит материал о применении игровых технологий на уроках английского языка...
Игры, стихи и песни, как обязательные элементы здоровье сберегающей технологии на уроках иностранного языка в начальной школе.
1. Введение.2. Теоретическая часть. Научно-методологические основы педагогических ресурсов здоровье сберегающих технологий и места игровой технологии в сохранении здоровья учащихся.2.1. Теоретич...
Игровые технологии на уроках иностранного языка в начальной школе.
Игры на уроках английского языка в младших классах для развития речевых навыков и умений.Роль игры на уроках английского языка в младших классах для формирования речевых навыков и умений. Индивидуальн...
Практико-значимый проект на тему: "Использование коммуникативных технологий на уроках иностранного языка в начальной школе в условиях введения ФГОС нового поколения".
Цель проекта: показать необходимость использования коммуникативных технологий на уроках иностранного языка (на примере английского языка) в начальной школе....
Игровая технология на уроках иностранного языка в начальной школе
Игровая технология, её применение на уроках английского языка с учетом возрастных особенностей детей начальной школы....
«Новые образовательные технологии при обучении иностранному языку в начальной школе»
Кто - то из «мудрых» сказал, что народ, который думает на один год вперёд – выращивает хлеб. Народ, который думает на 10 лет вперёд – выращивает сад. Народ, который думает на 100 лет вперёд – вы...
Применение игровых технологий в преподавании иностранного языка в начальной школе как средство выработки коммуникативной и социо-культурной компетенции.
Игровые технологии применяются больше на начальном этапе обучения.Но также их можно с успехом применять и на среднем этапе....