Формирование социокультурной компетенции на уроках
консультация на тему

Райкова Алёна Игоревна


Известно, что целью обучения иностранному языку является формирование социокультурной компетенции. изучение иностранного языка прзвано сформировать личность, способную и желающую участвовать в межкультурной коммуникации, способную решать, поставленные перед ней, языковые задачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл raykova_ai_otchet_po_kursam.docx35.59 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Кузбасский региональный институт повышения квалификации                      и переподготовки работников образования»

Факультет повышения квалификации

Кафедра общественных дисциплин

Формирование социокультурной компетенции на уроках

иностранного языка

(реферат)

Итоговая работа выполнена на курсах повышения квалификации

с 30.10 по 16.11.13г.

Исполнитель:

Райкова Алёна Игоревна,

учитель английского языка

МОУ СОШ №26 г. Междуреченска

Консультант:

Морозова Л.Ю

Методист,

ст. преподаватель КГ и ХЭД

Кемерово 2013

Содержание

  1. Введение ……………………………………………………………………3
  2. Формирование социокультурной компетенции на уроках иностранного языка………………………………………………………………………...5
  3. Заключение………………………………………………………………..11
  4. Список литературы ………………………………………………………12


Введение

Известно, что целью обучения иностранному языку является формирование социокультурной компетенции. Изучение иностранного языка призвано сформировать личность, способную и желающую участвовать в межкультурной коммуникации, способную решать, поставленные перед ней, языковые задачи.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что в наше время Россия все больше и больше налаживает экономические и политические отношения со странами ближнего и дальнего зарубежья. Благополучное взаимодействие между странами не возможно без знания культуры той или иной страны. Благодаря этому  возрастает роль изучения иностранных языков. Спрос на специалистов, владеющих иностранными языками, с каждым годом приобретает все большие обороты. Отсюда и возникает потребность во владении социокультурной компетенцией. Учащимся необходимо иметь представления о реалиях иностранного языка и знать их, а также быть знакомыми с традициями и обычаями другой страны. Это поможет им в будущем компетентно вести свои дела, общаться с партнёрами чужой страны, не испытывая языковых барьеров и комплексов. [1].

На мой взгляд, проблема языкового барьера имеет место быть из-за недостаточного уровня владения иностранными языками  выпускниками школ и языковых вузов.

Целью обучения иностранному языку являются не только приобретение знаний, формирование у школьников навыков и умений, но и усвоение ими сведений страноведческого, лингвострановедческого и культурного материала.

Целью данной работы является:

На основе анализа литературы  по методике, педагогике и психологии выделить принципы формирования социокультурной компетенции на уроках английского языка.

В соответствии с актуальностью и целью были поставлены следующие задачи:

  1. Рассмотреть лингвострановедческий компонент как один из ведущих при обучении иностранному языку. Определить его характерные признаки.
  2. Теоретически обосновать необходимость лингвокультурологической компетенции в процессе обучения иностранному языку.
  3. Изучить теоретические особенности социокультурной компетенции

Таким образом, можно сделать  вывод о необходимости глубоко знать специфику страны (стран) изучаемого языка и тем самым о необходимости страноведческого подхода как одного из главных принципов обучения иностранным языкам.


Формирование социокультурной компетенции на уроках иностранного языка

Изучение истории, традиций, культуры страны, изучаемого языка является сутью социокультурной компетенции и становится важным элементом обучения.

На занятиях английского языка изучается литература,  пословицы,  языковые особенности,  этикет разных стран.

Формирование социокультурной компетенции на занятиях английского языка подразумевает обогащение лингвистических,  эстетических и этических знаний учащихся о стране изучаемого языка.  Важно также обратить внимание на культурное невербальное поведение,  чтобы научиться избегать неадекватного или оскорбительного для другого народа поведения.  Предмет иностранный язык не только знакомит с культурой стран изучаемого языка,  но путем сравнения оттеняет особенности своей национальной культуры,  знакомит с общечеловеческими ценностями.

В государственном образовательном стандарте в области иностранного языка рассматриваются следующие компетенции:

  • языковая компетенция, которая включает графическую сторону речи и орфографию, фонетическую, лексическую и грамматическую стороны речи;
  • речевая компетенция, которая представлена четырьмя видами деятельности: говорением, письмом, аудированием и чтением;
  • социокультурная компетенция, которая позволяет создать социокультурный портрет родной страны на иностранном языке;
  • учебно-познавательная компетенция, которая включает общие специальные умения. [3].

Согласно словарю русского языка компетенция — это круг деятельности, та область вопросов, в которой человек хорошо осведомлен [6, c. 355]. В современном мире  социокультурная компетенция играет особую роль. Она предполагает готовность и умение жить и взаимодействовать в современном многокультурном мире.

Огромное значение для формирования социокультурной компетенции имеет изучение культуры иноязычных стран: знакомство с их историей, с выдающимися писателями, поэтами, учеными.

Следующий момент, о котором нельзя забыть, говоря о формировании социокультурной компетенции — это конечно, речевой этикет. Речевой этикет — это культура речи, а культура речи — это лицо человека. Речевой этикет иностранного языка имеет особое значение для воспитания личности в целом. Принимая во внимание нашу языковую культуру, можно многому научить и научиться, изучая их разговорный этикет. Поэтому изучению клише, устойчивых фраз разговорной речи, фразеологических оборотов уделяется большое внимание [4, с. 64].

Для успешного формирования социокультурной компетенции, для достижения полноценного результата недостаточно ограничиться аудиторными занятиями. Целесообразно было бы широко использовать возможности внеаудиторной работы, нацеленной на реализацию, по меньшей мере, трех задач:

  1. расширение представления о культуре страны изучаемого языка;
  2. сопоставление родной культуры и культуры других народов;
  3. этическое и эстетическое воспитание.

Одной из основных целей обучения языкам является коммуникативное и социокультурное развитие личности. Социокультурное развитие включает развитие культуры восприятия аутентичных текстов (художественных, газетно-журнальных, рекламно-справочных, эпистолярных), формирование у школьников представлений о диалоге культур, ознакомление школьников с культурой стран изучаемого языка.

Итак, формирование социокультурной компетенции неразрывно связано с основными целями образования: практической, развивающей и воспитательной. Изучая иностранный язык, мы формируем культуру мира в сознании человека, развиваем желание участвовать в межкультурной коммуникации.

Социокультурная компетенция является комплексным явлением и включает в себя набор компонентов, относящихся к различным категориям. Можно выделить следующие компоненты:

  • лингвострановедческий – лексические единицы с социально – культурной семантикой и умение их применять в ситуациях межкультурного общения (например, приветствие, обращение, прощание в устной и письменной речи).
  • cоциолингвистический компонент – языковые особенности социальных слоёв, представителей разных поколений, полов, общественных групп, диалектов (фоновые знания, реалии, предметные знания).
  • cоциально – психологический – владение социо - и культурнообусловленными сценариями, национально-специфическими моделями поведения с использованием коммуникативной техники, принятой в данной культуре.
  • культурологический компонент – социокультурный, историко-культурный, этнокультурный фон ( знание традиций, обычаев народа изучаемого языка.

Самым эффективным средством развития социокультурной компетенции является пребывание в стране изучаемого языка, погружение в саму атмосферу культуры, традиций, обычаев и социальных норм страны.

Ввиду того, что учащиеся не имеют такой возможности, необходим поиск эффективных путей и способов развития социокультурной компетенции вне языковой среды.

Главным социокультурным компонентом содержания обучения является учебный текст. В качестве учебного текста используются:

  • тематические, страноведческие, художественные тексты,
  • диалоги и полилоги,
  • стихи,
  • песни,
  • письма,
  • интервью,
  • аудиотексты бесед с носителями языка. Важно, чтобы текст был аутентичным, соответствовал интересам и возрасту учащихся и был максимально приближён к естественной ситуации. [5, с. 92].

Включение детей в учебную деятельность с помощью ролевых игр развивает положительную мотивацию изучения английского языка. Именно во время этих игр учащиеся учатся культуре общения: как сделать покупки, как приветствовать, как поздравить друзей, родных, знакомых, как обратиться с вопросом для получения информации.

Говоря о социокультурном компоненте в содержании обучения английскому языку, важно выделить и культурный компонент. Это знание социальных реалий, основ модели поведения в стандартной ситуации, важных исторических событий, крупнейших деятелей литературы и искусства.

Одним из эффективных путей развития социокультурной компетенции учащихся являются аудиотексты, записанные в реальных ситуациях иноязычного общения или начитанные носителями языка.

Ещё одним способом развития социокультурной компетенции учащихся является использование видеоматериалов. Видеофильмы - это своего рода культурные портреты страны.

Для успешного общения необходимо не только владеть одинаковыми языковыми средствами собеседника (фонетическими, лексическими, грамматическими навыками), но и общими содержательными знаниями о мире. [2].

Учеными разработаны требования к отбору материалов для формирования социокультурной компетенции. Такими требованиями являются следующие:

  • аутентичность используемых материалов;
  • информационная насыщенность;
  • новизна информации для адресата;
  • современность и актуальный историзм;
  • учет интересов учащихся (в том числе профессиональных), а также увлечений, предпочтений;
  • соответствие речевых высказываний литературной норме изучаемого иностранного языка;
  • страноведческая и лингвострановедческая значимость материалов;
  • отбор и использование учебных материалов в соответствии с уровнями владения иностранным языком обучающихся (с учетом принципа доступности и посильности);
  • организация отобранных материалов в соответствии с принципами тематичности и нарастания сложности.

Рассмотренные выше направления и приемы способствуют повышению эффективности формирования у обучающихся социокультурной компетенции средствами иностранного языка.


Заключение

Каждая национальная культура включает разнообразные специфические факты и явления, взаимодействующие между собой и отличающие данную культуру от другой.

Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что формирование социокультурной компетенции на уроках иностранного языка крайне необходимо. Ведь в конечном результате мы  получим желаемый результат, а именно успешных, уверенных в себе и подкованных со всех сторон личностей.

И в заключении хочется вспомнить старую китайскую пословицу, которая гласит: «Tell me and I forget, teach me and I remember, involve me and I learn» (скажите мне, и я забуду, научите меня и я запомню, вовлеките меня и я выучу).


Список литературы

  1. http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskii-yazyk/library/razvitie-sociokulturnoy-kompetencii  Статья (английский язык) на тему: развитие социокультурной компетенции. Опубликовано 14.02.2013 - 12:43 - Леонова Александра Игоревна. 14.11.13 22.00

  2. http://education1246.rusedu.net/post/5375/55582  publications | Январь 26, 2012,23:12 Федотов Сергей Александрович Учитель английского языка ГБОУ СОШ №1246 13.11.13 21.34
  3. http://www.moluch.ru/conf/phil/archive/78/3308/ 15.11.13 Иванова Н. М. Некоторые аспекты формирования социокультурной компетенции средствами иностранного языка в техническом вузе [Текст] / Н. М. Иванова // Современная филология: материалы II междунар. науч. конф. (г. Уфа, январь 2013 г.).  — Уфа: Лето, 2013. — С. 69-72.
  4. Беленкова, Н.М. Атабекова, А.А. Иноязычная коммуникативная компетенция как средство социальной адаптации будущего специалиста в вузе: результаты экспериментального обучения [Текст] // Высшее образование сегодня. — 2009. — № 8. — С. 63–67.
  5. Лутовинов, В.И. Обсуждаем ФГОС: стандарт требует доработки [Текст] / В. И. Лутовинов // Администратор образования. — 2010. — № 21. — С. 90–94.

  6. Шведова, Н.Ю. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов/ Под ред. чл.-корр. АНСССР [Текст] /Н. Ю. Шведова.—20-е изд., стереотип. М.: Рус. яз., 1989.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование социокультурной компетенции на уроке французского языка (статья)

Это статья по теории и практике обучения французскому языку с использованием ИКТ...

Формирование социокультурной компетенции на уроках АЯ

Отчет по теме самообразования. В этом отчете можно увидеть, какие социокультурные аспекты отражает учебное пособие"Английский язык" для юридических учебных заведений (авторы - Л.И.Куценко, Г.И.Тимофее...

Организация учебного процесса по формированию социокультурной компетенции на уроках английского языка на основе использования аутентичных текстов и видеоматериалов.

аттестационная работа  по формированию социокультурной компетенции на уроках английского языка на основе использования аутентичных текстов и видеоматериалов...

Формирование социокультурной компетенции на уроках английского языка

Реализовать  компетентностный подхода в обучении английскому языку, направленный на формирование метапредметных умений позволяют инновационные технологии и методы технологии развития критич...

Формирование социокультурной компетенции на уроках иностранного языка

Формирование социокультурной компетенции на уроках иностранного языка...

Статья: "ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА."

Как уже понятно из названия, статья посвящена способам формирования социокультурной компетенции на уроках английского языка.Обучение иностранному языку на основе ознакомления учащихся с культурой друг...

Формирование социокультурной компетенции на уроках немецкого языка

В статье описаны методы формирования общих компетенций на уроках немецкого языка....