Диктант как средство повышения эффективности обучения иноязычной речи
статья (7 класс) на тему

Сушкова Надежда Владимировна

Диктант как средство повышения эффективности обучения иноязычной речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Диктант как средство повышения эффективности обучения иноязычной речи

        

     В настоящее время широко обсуждаются вопросы, связанные с получением «языкового образования» посредством изучения иностранных языков. Значение этого термина до сих пор не имеет единого общепринятого толкования, но большинство лингвистов поддерживают идею о том, что под ним следует понимать процесс усвоения знаний, навыков и умений, которые позволяют учащимся осуществлять иноязычную деятельность.  Кроме того, оказывается, что они имеют «пробелы» в той или иной области.

     Чаще всего, они неграмотно пишут и боятся говорить. Одним из средств повышения эффективности языковой подготовки школьников может стать применение диктантов на уроках иностранного языка. Традиционно диктанты принято считать лишь способом проверки письменных навыков. На самом деле, этот вид задания может помочь учащимся научиться говорить правильно на иностранном языке.

     Во-первых, при написании диктанта в первую очередь активизируется восприятие иноязычного текста на слух, тем самым у учеников развивается слуховой канал восприятия.

     Во-вторых, при проведении диктанта тренируются и закрепляются орфографические навыки учащихся, развивается зрительный канал восприятия.

     В-третьих, текст диктанта содержит слова, словосочетания и идиомы определенной тематики, изученной на уроках, что в свою очередь, способствует закреплению лексического материала.

     Видов диктантов очень много и методика проведения их разная.    

 По своему назначению диктанты делятся на обучающие и контролирующие.

 К обучающим относятся: слуховой, зрительный, предупредительный, объяснительный, словарный и самодиктант. Мною использовались все перечисленные виды диктантов на начальной стадии в процессе изучения алфавита – несложные тренировочные буквенные диктанты, затем словарные. Для лучшего усвоения буквосочетаний практикую зрительные диктанты ( с помощью кодоскопа) – смотрят, проговаривают, затем слова закрываются и дети пишут по памяти. Уместны на этом этапе и объяснительные диктанты – пишем, потом объясняем правила чтения и написания. Самодиктант нацелен на самостоятельную работу уч-ся: они вспоминают и записывают слова или текст, который выучили наизусть, или стихотворение, как бы диктуя самим себе, однако, по сравнению с другими видами диктантов этот проводится реже, хотя в том случае, если надо всех опросить, он удобен. Вариантом самодиктанта может служить следующий вид диктанта, который проводиться в игровой форме. Короткий текст в нескольких экземплярах развешивают в классе. Учащиеся подходят к тексту, запоминают предложение, возвращаются на свое место и записывают его. Работа продолжается до тех пор, пока весь текст не будет записан. По окончании выполнения задания каждый школьник сверяет свой вариант текста с оригиналом. Выигрывают те учащиеся, кто правильнее и быстрее других справился с заданием.

Применяю выборочные диктанты (5-6 классы), которые хорошо воспринимается учениками, так как содержит некоторые элементы игры. Такой диктант способствует закреплению навыков чтения и письма. Вот пример такого диктанта. Предлагаю уч-ся разделить страницу тетради на 3 колонки с буквосочетаниями, например, CK,CH,SH. Диктую слова с этими буквосочетаниями, каждое повторяю 2-3 раза, но ввожу слова, звучание которых сходно с данными звуками: a task, a fox  и т.п.

     В 6-7 классах использую такие виды диктантов, как «Picture dictation» и «Scrambled dictation».

     Picture dictation очень полезная деятельность для стимуляции визуального вида памяти.
Выбираю подходящий текст и читаю его ученикам, а затем прошу их нарисовать рисунок о том, что они услышали. А затем, они должны рассказать историю по рисунку.
     Scrambled dictation очень полезен для развития навыков диалогической речи и практически не требует никакой подготовки для его проведения.
Диктую любой диалог из учебника, но порядок следования предложений в диалоге должен быть изменен. 
После того как ученики записали все предложения, прошу их переписать диалог, употребляя записанные фразы в правильной последовательности.
По окончании работы прошу учеников открыть их учебники и самостоятельно проверить работу по учебнику.

     На данном этапе обучения практикую так называемые «whistle dictation». Выбираю подходящий текст, тематически связанный с недавно пройденной темой. Отмечаю в тексте слова, которые я буду не диктовать, а «просвистывать». Начинаю диктовать. Подойдя к слову, отмеченному в тексте, не произношу его, а просвистываю. 
Ученики слушают текст и пишут. Каждый раз, услышав свист, учащиеся должны самостоятельно выбрать и записать необходимое слово, требующееся по смыслу. 
Свист можно заменить каким-нибудь словом, например “nut” или любым другим забавным словом.
Например: It is only 5-minute walk. You can go there on “nut”.
It is only 5-minute walk. You can go there on foot. 
    В 6 классе, когда учащиеся изучили время Past Simple, Past Progressive, основные фразовые глаголы как итоговая форма контроля проводится диктант на все изученные темы. Ниже представлен текст небольшого диктанта:

A Storm at Sea

     There was a performance at a London theatre in which there was a storm at sea. Some boys were shouting and running under a large piece of green cloth to make that storm. Each boy received a shilling a night for this work. People enjoyed the performance and a lot of people visited the theatre when the performance was on.

Грамматические задания к этому тексту: 1) выписать все глаголы, встретившиеся в Past Progressive и указать их основные формы; 2) выписать все глаголы, встретившиеся в Past Simple и указать 3 основные формы.

     В 8- 9 классах после разбора правил написания письма другу (подруге), а также после нескольких пробных работ обучающихся, проводится диктант, который представляет образец написания личного письма. После написания диктанта учащиеся выполняют два задания:

  1. Выписывают слова, словосочетания, фразы, характерные для личного письма и переводят их;
  2. Выписывают глаголы, встретившиеся в письме, и указывают их основные формы (I форма, II форма, Past Participle, Present Participle).

     Организация приведенных различных видов диктантов способствует овладению учащимися техникой письма как условием развития письменной речи. Следует заметить, что слуховой диктант, как правило, проводится с целью контроля, тогда как остальные виды рассмотренных диктантов носят ярко выраженный обучающий характер. Применение разных видов диктантов привносит элемент новизны в учебный процесс, вызывает у учащихся интерес, что способствует созданию мотивации к овладению иноязычным письмом.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Экологические игры как средство повышения эффективности обучения школьников на уроках географии"

•    Цели: разработка комплекта дидактических игр и их экспериментальная проверка, методика организации и проведения учебных игр как компонента системы развивающей направленности обучен...

Использование модульной технологии на уроках географии как средство повышения эффективности обучения

Опыт использования модульной технологии на уроках географии линия УМК "Полярная звезда". Теоритическое обоснование технологии. Приложение: коспект урока в 6 классе по теме "Атмосферное давление", конс...

Использование песенного и стихотворного материала на уроках французского языка как способ повышения эффективности обучения иноязычному общению

Главное в работе каждого учителя - это стремление к тому, чтобы процесс обучения превратился из монотонного механического воспроизведения изучаемого материала в творческий поиск. В значительной мере э...

Здоровьесбережение, как средство повышения эффективности обучения на II ступени обучения

Под здоровьесберегающими технологиями - надо понимать систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздейст...